Яков Иванович Похабов, Енисейский сын боярский - Похабов Ю.П. - П - Каталог статей - Города и остроги земли Сибирской
Site Menu

Категории каталога
Павлик В. [1]
Павлов А.А. [2]
Павлов Г. [1]
Паничкин В. [1]
Пастухов А.М. [1]
Пашинин А.В. [1]
Полевой Б.П. [12]
Полетаев А.В. [1]
Попов В.В. [1]
Попов Е.Ю. [1]
Постников А.В. [1]
Похабов Ю.П. [1]
Прокопьев В.Б. [1]
Проскурина Т.В. [1]
Пузанов В.Д. [7]
Путилин С.В. [1]

Роман-хроника
"ИЗГНАНИЕ"

Об авторах
Иллюстрации
По страницам романа
Приобрести
"Сказки бабушки Вали"


Site Poll
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1356

Начало » Статьи » П » Похабов Ю.П.

Яков Иванович Похабов, Енисейский сын боярский

Как известно, затянувшийся вопрос по дате основания Иркутска был окончательно разрешен советским историком А.Н. Копыловым к 1960 г. [1], однако до сих пор мы мало что знаем о человеке, основавшем в 1661 г. Иркутск, — енисейском сыне боярском Якове Ивановиче Похабове.
Информация о Я. Похабове скудна, разрозненна и однобока. В источниках широко освещен лишь эпизод, связанный со строительством Иркутского острога. Попытка в 1963 г. бывшего научного сотрудника Иркутского областного краеведческого музея А. З. Багаутдинова [2] раскрыть образ Я. Похабова не нашла дальнейшего развития. Многие современники просто путают его с енисейским сыном боярским Иваном Ивановичем Похабовым. Начало путаницы заложил летописец истории освоения Сибири И.Э. Фишер, приписавший лавры строительства Иркутского острога в 1661 г. Ивану Похабову [3]. Существует достаточно причин восприятия Ивана Ивановича Похабова и Якова Ивановича Похабова как одной и той же личности: оба енисейские сыны боярские, оба одновременно служили в гарнизоне Енисейского острога, оба несли службу годовальщиками в Прибайкалье и Забайкалье. Мало того, оба снискали славу основателей Иркутска, так, например, в 1902 г. в Иркутске были проведены официальные торжества в честь 250-летия основания города енисейским сыном боярским Иваном Похабовым [4].
Подготовка к празднованию 350-летия Иркутска в 2011 г. и мероприятия по увековечению имени Я. Похабова являются хорошим поводом разобраться наконец в судьбе человека, который дал жизнь городу. Я не занимался целенаправленными исследованиями биографии Якова Ивановича Похабова. Все, что мне стало известно об этом человеке, я узнал, изучая собственную родословную, работа над которой не завершена и продолжается. Однако часть выводов, касающихся Я. Похабова, способна в какой-то мере восполнить недостаток знаний об этом человеке.
Годы жизни Якова Похабова
Архивных данных о досибирском периоде жизни Я. Похабова обнаружить пока не удалось.
Службу в Енисейском гарнизоне «Якунка Похабов» начал после 1643 г., но не позднее осени 1647 г., что согласуется с упоминанием Я. Похабова как участника похода Ивана Галкина в долину р. Баргузин летом 1648 г., возможностью осуществления навигации в Сибири и данными сохранившихся окладных книг жалованья Енисейского острога за 1642 – 1643 и 1649 гг.
Дата смерти Я. Похабова указана в окладной книге жалованья за 1674 г.: «Яков Иванов сын Похабов в прошлом во 181 [1672 – 1673] году умре и тот ево Яковлев оклад Похабова по указу великого государя и по грамоте заверстан будет енисейскому сыну боярскому Афонасью Бойтону во 183 году» [5].
Карьера Якова Похабова
Службу в Енисейском остроге Я. Похабов начал «по прибору». Имя Я. Похабова впервые упоминается в списках рядовых казаков в окладной книге 1649 г. [6]. Примечательно, что в том же году Я. Похабов исполняет обязанности десятника в походе под предводительством И. Галкина, пославшего «Якунку Похабова с 15 служилыми людьми на Буженей озеро (ныне оз. Бусани. — Ю.П. ) "для прииску новых землиц"» [7].
Сохранившаяся челобитная Сибирского приказа, датированная 1654 г., принадлежит уже «енисейского острогу пятидесятнику казачьему» Я. Похабову, который [24] «бьет челом» царю Алексею Михайловичу и просит за «службишко» «пожаловать» его [8].
Чин сына боярского Яков Похабов получил в период воеводства Максима Григорьевича Ртищева (17. 02. 1656 – 1659) [9], о чем говорится в переписной книге 1669 г.: «... а поверстан он Яков в дети боярские по государевой грамоте при воеводе Максиме Ртищеве» [10].
Послужной список Якова Похабова
В 1648 – 1650 гг. Я. Похабов принял участие в походе отряда служилых людей под командованием енисейского сына боярского И. Галкина. В 1648 г. отряд обогнул Байкал с севера и в начале лета проник в долину р. Баргузин. Поднявшись вверх по течению, в 40 верстах от устья, в месте впадения в Баргузин горной речушки (впоследствии названной Банной), Галкин заложил острог, ставший первым опорным пунктом русских казаков в Забайкалье [11].
В 1649 г. И. Галкин, оставив в Баргузинском остроге небольшое количество людей, послал отряд казаков под предводительством Я. Похабова на р. Витим и к оз. Буженей, а сам двинулся с отрядом к Еравнинским озерам [12]. Выполнив задание, Я. Похабов прошел в долину р. Муи [13] и обложил ясаком «князцова сына Чинкагирского роду Чюбугу да Килдигирского роду князцова ж сына Муланю... ». Далее, как пишет сам Яков Похабов, «на низ государь пловучи по верхней Ангаре реке поимал я холоп твой мужика князьца Шинегу Килдигирского роду. Шинега прежде сидел тебе государь ясаку не плачивал и на Лене реке и по иным сторонним рекам побивал твоих государевых служилых и промышленных и ясачных людей... » [14]. На р. Муе отряд Я. Похабова встретил ленских промышленных людей, которые собирали ясак и брали аманатов царским именем на себя, и ему пришлось силой отбирать у них добычу [15].
С 1652 г. Я. Похабов участвует в походе под предводительством И. Похабова на Байкал, о чем сам Я. Похабов в своей челобитной пишет так: «Да в прошлом во 160 году послан был я холоп твой на тое ж твою государеву службу на Байкал озеро с сыном боярским с Ываном Похабовым. А з Байкала озера послал меня холопа твоего тот Ыван Похабов для твоего государева ясачного збору на Баунт озеро и на Баунте озере во 162 году прибрал я холоп твой тебе государю вновь твоего государева ясачного збору два сорока семь соболей с пупки и с хвосты» [16].
Во многих источниках утверждается, что в этом же походе Я. Похабов в 1652 г. строит Баунтовский острог, который через два года был сожжен эвенками [17]. Остатки острога, возведенного Я. Похабовым, были найдены в 2008 г. в 3 км от истока р. Верхняя Ципа, которая впадает в оз. Баунт [18].
Таким образом, уже в первые годы службы в Енисейском остроге Я. Похабов участвует в двух походах на Байкал, где руководит строительством Баунтовского острога, вместе с Иваном Галкиным строит Баргузинский острог, самостоятельно «проведывает» новые земли в долинах рек Витим, Муя, Верхняя Ангара, на озерах Буженей и Баунт, объясачивает непокорных прежде князцов, пресекает попытки промышленных людей незаконного сбора ясака, проявляет себя как умелый командир казачьих отрядов в столкновениях с племенами местных народов, присоединяя их к русскому государству. Все это позволяет судить о выдающихся личных качествах Я. Похабова, что по достоинству отмечалось современниками — опытными И. Галкиным и И. Похабовым, доверявшими ему ответственные задания во главе отрядов казаков, и енисейскими воеводами, оценившими его особые заслуги перед государством ускоренным продвижением по службе. Как известно, лишь в особых случаях «приборный» служилый человек «мог быть повышен в чине до десятника, пятидесятника, иногда сотника или атамана, а отдельные лица за особые заслуги получали чин сына боярского и, следовательно, переводились в разряд служилых людей «по отечеству»» [19].
[25] Не менее славным было продолжение службы Я. Похабова в чине сына боярского.
В июле 1660 г. Я. Похабов назначается приказчиком в Братский острог: «... мне Якушку велено быть приказным в нижнем Братцком остроге» [20]. К этому времени уже предпринимались неоднократные попытки найти и вернуть беглых бурят, ушедших в 1658 г. в Монголию из-за произвола сына боярского И. Похабова [21]. Один из таких отрядов по розыску беглых бурят было поручено возглавить Я. Похабову, о чем енисейский воевода Иван Ржевский в своей отписке писал царю: «И я холоп твой, по твоему великого государя указу, ныне шлю в те Братские остроги для подлинного ведома про беглых Братских людей Енисейских сына боярского Якова Похабова да пятидесятника Олешку Оленя да с ними людей сто человек» [22].
В сентябре 1660 г. Яков Похабов отправился в двухмесячный поход на Иркут для поиска беглых бурят, где встретил и обложил ясаком «новых ясашных людей князца Яндаша с иво улусными людьми». По предположению А.П. Окладникова, это были сойоты [23], кочевавшие в верховьях Иркута и оз. Косогол. В декабре 1660 г. от вновь объясаченных яндашских татар в Балаганский острог прибыл гонец и просил поставить в устье Иркута острог для сбора ясака и защиты от притеснений со стороны красноярских казаков. Воевода Ржевский 22 июня 1661 г. отправил Якову Похабову подмогу в количестве 60 казаков во главе с пятидесятником Дружиной Поповым-Даурским с распоряжением «отыскать на усть Иркута реки или вверх Иркута самого угожево места... и на том месте поставить острог». Однако Яков Похабов, не дожидаясь ответа из Енисейска, сделал это сам 6 июля 1661 г. [24], о чем сообщил в своем донесении воеводе И. Ржевскому [25]. Сам Яков Похабов назвал новое поселение Яндашским, по имени князца Яндаша Дороги, но это название за ним не закрепилось, во всех последующих документах оно стало именоваться по своему местоположению — Иркутским [26].
В 1662 г. Яков Похабов построил Кучидский острог, в устье р. Кидымит, притока Витима [27].
Своеобразным свидетельством высокого авторитета Я. Похабова среди служилых людей Енисейского острога является сохранившаяся коллективная челобитная, поданная в июле 1665 г. с жалобой на воеводу Афанасия Пашкова, который, по мнению енисейских служилых людей, «не дошед до Даурской земли, остановился на великой реке Шилке и на Иргене озере и остроги поставил новые в тех же местех, в которых местех мы, холопи твои, преж ево, Офонасья, остроги поставили». Таким образом, Пашков «отнял ту службу от Енисейского острога» и обманывал Москву, именуя район своих действий «новой Даурской землей и китайской границей» [28]. Челобитная была подписана И. Галкиным, И. Максимовым, Я. Похабовым, Н. Кольцовым и др.
В 1668 – 1669 гг. Я. Похабов служил приказчиком Баргузинского острога и к нему за помощью обращался нерчинский воевода Л. Б. Толбузин из Телембинского острога, о чем писал в Москву в 1669 г. илимский воевода С.О. Оничков: «В нынешнем, государь, во 177 [1669] году... генваря в 27 день, писал из Даурские земли ис Телембинсково острошку тобольской же сын боярской Ларион Толбузин в Баргузинской острожек к енисейскому сыну боярскому к Якову Похабову, что в Даурской де земле идут войною на Нерчинской острожек и на ясачных людей богдойские люди на две дороги, по Кайларе озеру и по Аргуне реке, семь тысяч войска, и чтоб к нему, Лариону, прислать служилых людей и зелья» [29].
Записи в окладных книгах жалованья 1662 – 1670 гг. говорят о том, что до 1670 г. Яков Похабов получал хлебный, денежный и соляной оклады, однако незадолго до смерти он в счет хлебного оклада начал обрабатывать пашню: «в 1676 – 77 г. "енисейских посадских людей Андрею Пелевину" заложила свой "пай" пахотной земли, покосов и выпуска и "четверть" земли на Самоделовском острове вдова сына [26] боярского Я. Похабова Арина. Этими участками Я. Похабов владел по «поступной» казака С. И. Новикова» [30].
Происхождение Якова Похабова
Из генеалогической информации известно лишь то, что Яков Похабов был женат на Арине Федоровне, но «детей у него Якова нет» [31].
По вопросу родственных отношений Якова и Ивана Похабовых советские историки А.П. Окладников и А.Н. Копылов единодушны и категоричны, они считают их однофамильцами [32]. Логика ученых понятна, начало службы Я. Похабова «по прибору» и служба И. Похабова «по отечеству» формально разводят их по разным сословным группам и не предполагают близкого родства. Косвенно подтверждает это и челобитная Я. Похабова 1654 г., где он ни единым словом не намекает на родственную связь с И. Похабовым. Тем не менее генеалогические аспекты фамильного рода Похабовых позволяют думать иначе.
Первое известное упоминание фамилии «Похабов» в источниках связано с подьячим Федором Похабовым, автором писцовой книги Ярославского уезда 1513 г. [33]. К этому времени слово «похаб» в древнерусском языке существовало исключительно как технический термин для определения юродивого по образцу византийских святых Симеона Эмесского и Андрея Юродивого. Термин появился в XI в. для перевода Жития Андрея Юродивого с целью максимально точного доведения до древнерусских читателей культуры и традиций византийских юродивых в форме притворного безумия в театрализованном виде во имя достижения сакральной цели. Вплоть до XIV в. слово использовалось как книжный термин, а перенос слова в устную речь связан с визуализацией образа юродивого на пике массовости появления юродивых во времена правления Ивана Грозного и Федора Ивановича. Столь привычное сегодня этически негативное восприятие фамилии не имеет ничего общего с ее первоначальным значением, которое было грубо искажено вначале в результате борьбы с юродством Петра Великого, лично ненавидевшего юродивых, а затем — в результате искоренения большевиками старых устоев и православной церкви. В этой связи нужно иметь в виду, что вплоть до XVII в. слово «похаб» зачастую использовалось в звательном падеже — похабе [34].
Исходя из первого документального свидетельства существования фамилии, ее возникновение может быть датировано не позднее конца XV в. Это был период, когда слово «похаб» не означало ничего иного, кроме понятия «юродивый» по византийскому образцу. Поскольку похабами не рождались, а становились добровольно, отказываясь от всего в этом мире, в том числе и от собственных детей, то происхождение от похаба просто обязано было найти свое отражение в форме принятого тогда делового письма: «Имярек похабов сын». В дальнейшем прозвание «по отцу» — юродивому закрепилось в виде именования фамильного рода, имевшего высокую степень персонификации.
Таким образом, принадлежность к единому фамильному роду дает понимание происхождения Я. Похабова — енисейские сыны боярские Иван и Яков Похабовы не были просто однофамильцами, поскольку имели общего предка.
Интересно, что происхождение фамилии от юродивого указывает на то, что Похабовы изначально должны были быть городскими жителями северной части Московского государства. Именно это в точности подтверждается литературными сведениями о подьячем Федоре Похабове из Ярославля 1513 г.; городовом сыне боярском Федоре Похабове из Устюжны Железопольской 1615 – 1632 гг. [35]; стрелецком сотнике Иване Александровиче Похабове из Великого Устюга 1623 – 1626 гг. [36] (хотя его сын Иван, тот самый енисейский сын боярский, хорошо известный иркутянам, назван в окладной книге жалованья «новгородцем» [37]); Андрее По-[27]хабове из Суздальского уезда, упомянутом в 20-е гг. XVII в. условном владельце вотчинных земель князя И. И. Хованского [38].
Учитывая крайне низкую сословную мобильность населения Руси в XVI в., можно утверждать, что Похабовы на рубеже XVI — XVII вв. принадлежали к неродовитому служилому роду с локализацией ареалов проживания в границах территории: Новгород – Устюжна Железопольская – Ярославль – Суздаль. Именно в указанном географическом районе будущим биографам следует искать сведения о досибирском периоде жизни Я. Похабова.
Ключ к пониманию различной сословной принадлежности Ивана и Якова Похабовых может лежать в судьбе моих предков, потомков стрелецкого сотника из Великого Устюга И.А. Похабова, сыновьями которого были енисейский сын боярский Иван, подьячий Григорий и младший неверстанный сын Семен. Старший сын Семена — Иван приехал гулящим человеком около 1682 г. в Кемский острог Енисейского уезда к своему двоюродному брату — неверстанному сыну боярскому Ивану Ивановичу Похабову. Иван Семенович Похабов, будучи по происхождению из рода служилых «по отечеству», в 1691 г. стал пашенным крестьянином. Точно так же, по причине неверстанности своего отца, мог оказаться за рамками своего сословного происхождения и Яков Иванович Похабов, что обязывало его начинать жизненный путь с чистого листа, и ему это удалось в полной мере на поприще землепроходца Сибири.

Примечания

1. Копылов А.Н. Затянувшийся вопрос // Ангара. 1960. № 4 (49).
2. Багаутдинов А. З. Находка в архиве // Восточно-Сибирская правда. 1963. 13 сент.
3. Фишер И.Э. Сибирская история с самого начала открытия Сибири до завоевания сибирской земли российским оружием. СПб., 1774. С. 553.
4. Копылов А.Н. Затянувшийся вопрос. С. 143; Иркутск основал боярский сын // Енисейские губернские ведомости. 1900. 27 июня.
5. Окладная книга жалования 182 г. // РГАДА. Ф. 214. Кн. 618. Л. 7.
6. Окладная книга жалования 157 г. // РГАДА. Ф. 214. Стб. 313. Л. 101.
7. Баргузинский острог // Города и остроги земли Сибирской [Электронный ресурс]. URL: http: //ostrog. ucoz. ru/ostrogy/2_7. htm (16. 09. 2010); Артемьев А. Р. Города и остроги Забайкалья и Приамурья во второй половине XVII — XVIII вв. Владивосток, 1999. С. 40.
8. Багаутдинов А.З. Указ. соч.
9. Список глав города Енисейска [Электронный ресурс] // Официальный сайт администрации города Енисейска. URL: http: //wwhp. ru/eniseisk. htm (02. 06. 2010).
10. Переписная книга Енисейского уезда 177 г. // РГАДА. Ф. 214. Кн. 527. Л. 288 – 288 об.
11. Копылов А.Н. Затянувшийся вопрос. С. 144; Галкин Иван Алексеевич — березовский казачий атаман [Электронный ресурс] // Города и остроги земли Сибирской. URL: http://discoverer.ucoz.ru/publ/g/ga/galkin_ivan_alekseevich/16-1-0-20(02. 06. 2010).
12. Галкин Иван Алексеевич — березовский казачий атаман.
13. Румянцев Л.И. Русские источники XVII в. о Байкале: краевед. сб. / под ред. Л.Е. Элиасова. 1958. Вып. 3. С. 3 – 12.
14. Багаутдинов А.З. Указ. соч.
15. Андриевич В.К. История Сибири. СПб., 1889. Ч. 1. С. 79, 166.
16. Багаутдинов А.З. Указ. соч.
17. Жалсараев А.Д. Православие в Бурятии: даты и факты [Электронный ресурс] // Читинская и Краснокаменская епархия. URL: http: //chita. eparhia. ru/enapx/hist/nov/histbur/ (02. 06. 2010).
18. Зотов А. Нашли острог и, возможно, могилу шамана: (В поисках прошлого) // Витимские зори. 2008. 9 авг.
19. Копылов А.Н. Русские на Енисее в XVII в.: Земледелие, промышленность и торговые связи Енисейского уезда. Новосибирск, 1965. С. 199.
20. Дополнения к актам историческим, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1851. Т. 4. С. 238.
21. Окладников А.П. Очерки из истории западных бурят-монголов (XVII — XVIII вв.). Л., 1937. С. 127 – 130.
22. Дополнения к актам историческим, собранныя и изданныя Археографическою комиссиею. СПб., 1848. Т. 3. С. 200.
23. Окладников А.П. Указ. соч. С. 130.
24. Шахеров В.П. Форпост в Прибайкалье // Земля Иркутская. 2001. № 16. С. 4.
[28] 25. Дополнения к актам историческим, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1851. Т. 4. С. 249 – 250.
26. Шахеров В.П. Указ. соч. С. 4.
27. История Северобайкальского района [Электронный ресурс] // Республика Бурятия: официальный портал органов государственной власти Республики Бурятия. URL: http: //egov-buryatia. ru/ obur/adm_terr/content/sev_baik/evenki. html (02. 06. 2010).
28. Вершинин Е.В. Землепроходец Петр Иванович Бекетов // Отечественная история. 2003. № 5. С. 35 – 49.
29. Красноштанов Г.Б. Никифор Романов Черниговский: Документальное повествование. Иркутск, 2008. С. 148.
30. Александров В.А. Русское население Сибири XVII – начала XVIII в. (Енисейский край). М.: Наука, 1964. С. 192.
31. Енисейская переписная книга 177 г. // РГАДА. Ф. 214. Кн. 527. Л. 288.
32. Копылов А.Н. Затянувшийся вопрос. С. 144; Окладников А.П. Указ. соч. С. 129.
33. Исторические акты Ярославского Спасского монастыря / изд. И. А. Вахромеевым. Т. 1: Княжие и царские грамоты. М.: Синод. тип., 1896. С. 21.
34. Житие Андрея Юродивого // РГАДА. Ф. 381 (Библиотека Московской Синодальной типографии). № 182. 66 л. Конец XIV в. — Опубл.: Молдован А.М. «Житие Андрея Юродивого» в славянской письменности. М.: Азбуковник, 2000. С. 159 – 450; Житие и подвизи святаго праведнаго Прокопия, иже Христа ради Устюжского чудотворца. О втором пророчестве блаженнаго Прокопия и о Марии, матери святаго отца Стефана, Архиепископа Великопермскаго [Электронный ресурс] // Клуб практической философии «Честь и Свет». URL: http: //pravoslavie. chestisvet. ru/index. php4? id=148 (03. 06. 2010).
35. Писцовая книга станов и волостей Устюжны Железопольской 1628 – 1630 годов. (Публикация Пугача И. В. ) [Электронный ресурс] // Вологодская областная универсальная научная библиотека. URL: www. booksite. ru/fulltext/3us/tuz/hna/13. htm; http: //www. booksite. ru/fulltext/usty/uzh/na2/index. htm (03. 06. 2010); Пугач И.В. Устюжна Железопольская и уезд в XVI – первой половине XVII в.: территория, население, хозяйство: дис.... канд. ист. наук. Вологда, 1999. § 3. С. 262. Ссылка 591.
36. Устюжская писцовая книга «Письма и меры Микиты Вышесловцова да подъячего Агея Федорова 131 и 132 и 133 и 134 гг.» // РГАДА. Ф. 1209 (Московский архив министерства юстиции). Кн. 506. Л. 3 – 3 об. — Опубл.: Бысть на Устюзе [Электронный ресурс]: ист.-краевед. сб. // Вологодская областная универсальная научная библиотека. URL: www. booksite. ru/fulltext/byi/sty/nau/sty/ uze/13.htm (26. 10. 2010).
37. Окладная книга жалования 150 – 151 гг. // РГАДА. Ф. 214. Кн. 153. Л. 435 об., 436 об.
38. Готье Ю.В. Замосковный край в XVII веке: Опыт исследования по истории экономического быта Московской Руси. М.: ГСЭИ, 1937. С. 290 – 291.

Воспроизводится по:

Известия Архитектурно-этнографического музея «Тальцы» / отв. ред. Ю.П. Лыхин. Иркутск, 2013. Вып. 6. С. 23 – 28.

Категория: Похабов Ю.П. | Добавил: ostrog (2015-03-02)
Просмотров: 2334 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

 

Login Form

Поиск по каталогу

Friends Links

Site Statistics

Рейтинг@Mail.ru


Copyright MyCorp © 2006
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz