Рис. 1 Часть карты С.У. Ремезова «Чертеж всех Сибирских городов и земель» из «Чертежной книги Сибири».
С момента открытия в середине XIX века надписи на карте «Чертеж всех Сибирских городов и земель» из «Чертежной книги Сибири»1 С.У. Ремезова: «До сего места Александр Македонский доходил и ружье спрятал и колокол оставил» (рис. 1), она продолжает будоражить умы исследователей своим скрытым для нас смыслом.
На протяжении всего этого периода, попытки раскрыть ее содержание, предпринимались неоднократно. Общий смысл текста был понятен, однако дословное толкование текста сделать не удавалось.
Наиболее известной работой посвященной этому тексту стал доклад, сделанный в РГО М.И. Казаниным2. Что бы хоть как-то наделить эту фразу смыслом, им было предложено букву «I» превратить в «Т», надстрочную букву «Ж» передать как «П». Даже при таких подстановках значение фразы оставалось притянутым.
Для исследователей камнем преткновения в этом тексте стало ключевое слово «ружье». Решение этой загадки становится не сложным, если следовать известному совету из «Славянорусского корнеслова» А.С. Шишкова: «Зри в корень: сын всегда говорит языком отца». Ближайшим в словаре к слову «ружье» идет слово «ружный»3, а оно ведет нас к слову «руга».
Значение слова «руга» прежде всего, связано с наделением безземельных церквей особой формой милостыни. Но как отмечал в своем словаре В. Даль, у слова «руга» имеется и иное значение: «пустошь, левада, ненаселенная земля в частном владении»4. Чередование согласных «г - ж» для русского языка не является чем-то не обычным (напр. подруга-подружка), но иногда это чередование до неузнаваемости меняет смысл слова. Слово «ружье», в данном контексте, следует считать производным от слова «руга» и будет иметь смысл «какие-то пустоши» (по аналогии: смола - смолье, тряпка - тряпье и т.п.). Слово «спрятати» по «Словарю русского языка XI—XVII вв.» среди ряда значений имеет значение «расчистить»5, а слово «оставити» значение «поднять, поставить»6. Тогда вся фраза будет иметь следующее значение: «До сего места Александр Македонский доходил, и пустоши расчистил, и колокол поднял (поставил)».
Некоторые исследователи опускали еще одно слово из этой фразы, написанное в отдельной строке. Это слово: «лудмы». Причиной этому, скорее всего, было то, что в предложенных толкованиях оно как бы выпадало из текста. В ряде трактовок его передавали как «людям»7, что не соответствует оригиналу по падежу. В предлагаемом варианте этого несоответствия нет и в окончательном виде текст надписи можно трактовать так: «До сего места Александр Македонский доходил, и пустоши расчистил, и колокол поднял (поставил) людьми».
Дискуссию о том доходил ли до этого места А. Македонский оставим за пределами данной статьи. Однако отметим, что первый посыл к созданию этой надписи на карте, С.У. Ремезов скорее всего получил из труда под названием «Книга, глаголемая козмография» (1676 г.) или ее более ранних вариантов, ставшей компилятивным вольным переводом атласов Г. Меркатора, и А. Ортелиуса, «Путешествий» Марко Поло и «Хроники» Мартина Бельского8. Текст в «Книге, глаголемой козмография», предшествующий главе о Китае, созвучен с надписью, сделанной на карте С.У. Ремезова: «Горы стекляныя, две тысящи верст, под востоком солнца. И тут человеком несть жилища. Много ж тут конванъ, сиречь великих змии крилатых. И до тех гор доходил царь Александр Македонский, и возвратися»9.
Графическим аналогом труда «Книга, глаголемая козмография» стала дошедшая до нашего времени гравюра с этим же названием10.
Гравюра датируется первыми десятилетиями XVIII века, но у нее были более ранние рисованные варианты11. По своему исполнению она является творческой переработкой более ранних европейских круглых карт, таких как Херифордская и Эбсторфская карты. В России подобный жанр получил распространение уже в середине XVII века. Даже в домовой казне патриарха Никона в 1658 году были «лист печатной большой подволочной; на большом листу часть Козмографии; на большом же листу Козмография» 12.
Рис. 2 Часть Херифордской карты, на которой выделены земли связанные с походом Александра Македонского.
Рис. 3. Часть гравюры «Книга, глаголемая козмография» на которой изображен текст «Горы стекляныя...», в котором говорится, что до этих мест «доходил царь Александр Македонский» Рядом с ними соседствуют «Царство никонское» и «Царство китайское. Горы находятся на берегу «Моря окияна китайския».
Композиционно тексты, посвященные Александру Македонскому на этих европейских картах и гравюре «Книга, глаголемая козмография» размещены примерно одинаково (рис. 2 и 3). Однако топонимика окружающая текст об Александре Македонском на гравюре «Книга, глаголемая козмография» иная. Этот текст о «Стеклянных горах» изображен на берегу «Моря окияна китайския». Рядом с ними соседствуют «Царство никонское» и «Царство китайское», а так же «Новыи остров нарицаетца Камчатка».
Именно при переводе на русский язык этих источников, место до которого доходил Александр Македонский было привязано к восточному побережью Евразийского материка, а в последствии и к расположенным здесь Китайскому и Никанскому государствам.
Первые свидетельские показания о существовании в этом районе археологических памятников были получены от албазинских или якутских казаков. Вероятнее всего привез их С.У. Ремезову, возвращавшийся из Китая Н.Г. Спафарий. Позднее в своем труде «Описание первыя части Вселенной, иже именуемой Азии, в ней же состоит китайское государство с прочими его городы и провинции» об этих сведениях он писал: «А казаки наши, которые прежде 20 лет до сего воевали с китайцами на Амуре и на усть-Амура, сказывают, что от устия Амуры плыти два дни, где есть место (здесь и далее выделено мной – В.Т.) во утесе, акибы копано, и на том месте нашли колокол китайский повешен более 21 пудов, и тут нашли в трех местех китайское письмо в каменных скрижалех, и иноземцы сказывали нашим казакам, что в древних летех некоторый царь китайский ходил из Китай по морю на Амур, и тут для признаку и воспоминания покинул то письмо и колокол»13. Несмотря на то, что в этом свидетельстве явно говорится о китайском царе, С.У. Ремезов связал его с Александром Македонским. Являясь по сути ученым, он возможно считал, что благодаря этим сведениям, удалось установить точное место, до которого доходил Александр Македонский.
Сделанное выше прочтение надписи на карте по существу повторяет ключевые слова из сообщения казаков и возможно говорит о том, что именно это и имел в виду С.У. Ремезов.
Примечания.
1 Чертежная книга Сибири С.У. Ремезова, составленная в 1701г. (факсимильное издание) Том I. Москва 2003. Л. 21.
2 Казанин М.И. Об одной надписи на карте в "Чертежной книге Сибири" С. Ремезова //Страны и народы Востока. Выпуск I. География, этнография, история. М. 1959г.С. 229-241.
3 Словарь русского языка XI–XVII вв. Выпуск 22 (Раскидатися–Ряшенко) Москва. Наука. 1997г. Стр.238
4 Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. Тип. М.О. Вольфа. СПб.—М. 1882. Т. 4. Стр. 109.
5 Словарь русского языка XI–XVII вв. Выпуск 27 (Спасъ–Старицынъ) Москва. Наука 2006г. стр. 97.
6 Словарь русского языка XI–XVII вв. Выпуск 13 (Опасъ–Отработиватися) Москва. Наука. 1997г. Стр.138.
7 Артемьев А.Р.Памятники буддийской культуры в низовьях Амура // Вопросы истории. — 2000. — № 7. — С. 145.
8 Ермакова, Людмила М.Описания Японии в старописьменной русской культуре XVII века // Acta Slavica Iaponica. Tomus XVIII, 2001. Sapporo, Japan. р. 180—181.
9 Временник Императорского общества истории и древностей. - СПб., 1853Кн. XVI. Смесь. С. 8.
10 Книга глаголемая козмография переведена бысть с римского языка в ней описаны государства и земли и знатные острова и в которой части живут какие люди и веры их [и] нравы и что в которой земле родится и о том значет в сочиненном о крузе сем. - Б.м., [17..]. - 1 л. Грав. Раскраш. от руки, наклеен. на полотно ; 69х58 (75х63) см. Российская национальная библиотека Шифр хранения: К 1-Мир 2/57. [Электронный ресурс]: http://primo.nlr.ru/primo_library/libweb/action/dlDisplay.do?vid=07NLR_VU1&search_scope=default_scope&docId=07NLR_LMS010113223&fn=permalink
11 РГАДА Ф.9, опись 2 кн.66 № 13 Рукописная «Книга космография всех земель»
12 Переписная книга домовой казны Патриарха Никона, составленная в 7166 году по повелению Царя Алексея Михайловича. Сообщ. Д. Ч. И.Д. Беляевым/Временник Моск. о-ва истории и древностей российских 1852. Кн. 15. С. 114.
13 Спафарий Н.Г. Описание первыя части Вселенной, иже именуемой Азии, в ней же состоит китайское государство с прочими его городы и провинции. Казань. 1910, гл. 3, с. 13. |