Первые православные церкви Нерчинского острога (новые материалы) - Трухин В.И. - Т - Каталог статей - Города и остроги земли Сибирской
Site Menu

Категории каталога
Татауров С.Ф. [3]
ТИМОНИН Е.И. [1]
Тимохин Е.А. [5]
Ткалич А.И. [1]
Толкачева Н. В. [1]
Трухин В.И. [9]
Тураев В. [2]
Тычинских 3.А. [1]

Роман-хроника
"ИЗГНАНИЕ"

Об авторах
Иллюстрации
По страницам романа
Приобрести
"Сказки бабушки Вали"


Site Poll
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1356

Начало » Статьи » Т » Трухин В.И.

Первые православные церкви Нерчинского острога (новые материалы)

История создания православных храмов Нерчинска в целом неоднократно привлекала к себе внимание ученых и краеведов1, а среди существовавших церквей Нерчинска, несомненно, наибольший интерес вызывает история создания первой церкви Нерчинского острога. Большинство исследователей считали, что освящена она была «во имя Воскресения Христова». Однако, вновь выявленные документы служебной документации Нерчинского острога однозначно утверждают, что это не так.
Впервые планы построить церковь на реке Шилка были сформулированы в отписке Енисейского воеводы Афанасия Филиповича Пашкова в Сибирский приказ в июне 1654 года2. Получив информацию об успешном начале реализации задач, поставленных перед отрядом Петра Бекетова во время его похода в Забайкалье в 1552–1653 годах и постройке небольшого острожка на реке Шилка, А. Пашков планировал развить достигнутый успех. Для этого на Шилке, в устье реки Нерчи, силами служилых людей П. Бекетова в 1654 году должен был быть возведен большой острог. Именно в нем по планам А. Пашкова должна была быть возведена трехпрестольная церковь, в связи с чем им были предприняты необходимые шаги. Не дожидаясь царского одобрения этих планов, и, видимо, будучи уверенным, что оно будет получено, Пашков обратился к «Патриарху Московскому и всеа Русии» Никону, что бы он «бл(а)гословил в твоих г(о)с(у)д(а)р(е)вых новоприводных великих землях на великой реке Шилке в новом твоем г(о)с(у)д(а)р(е)ве остроге на то ц(е)рковное строение лес ронить и в том лесу воздвигнути ц(е)рковь во имя пресв(я)тые вл(а)д(ы)ч(и)цы н(а)шей Б(о)г(оро)д(и)цы и пр(и)сно д(е)вы Марии ч(е)стнаго и славнаг(о) ея стретения иконы Владимирския да в пределех собор архистратига Михаила и протчих н(е)б(е)сных бесплотных сил и иже во св(я)тых отца нашег(о) Алексея митрополита киевског(о) и всеа Русии чюдотворца и для осв(я)щения тех ц(е)рквей дал свою св(я)тительскую бл(а)гословеную грамоту и антимисы». Кроме того, для освящения этой церкви и ведения в ней служб он призвал «Енисейсково острогу соборново б(о)гоявленског(о) попа Игнатья Олексеева да дьякона Олексея Иванова и церковных причетников»3. Попасть в Забайкалье они могли вместе с прибывшими в качестве пополнения отряду П. Бекетова служилыми людьми под командованием пятидесятника Енисейского острога Олешкой Оленем. О том, что такое решение могло быть реализовано, говорит появление в Иргенском остроге часовни. Никаких сведений о том, что часовня была построена в период возведения острога нет, но по свидетельству казаков, выживших после его уничтожения, иноземцы «шунниские и челкагирские Зярма да Зягара шаман» «милосердье б(о)жие в часовне Сп(а)са и пр(е)ч(и)стую б(огоро)д(и)цу да Иванна пр(е)дт(е)чю и казну свечи и кн(и)ги сожгли»4. Церковная казна, уничтоженная взбунтовавшимися тунгусами, могла быть привезена енисейскими священниками, пришедшими в Иргенский острог с служилыми людьми О. Оленя. К этому моменту в Иргенском остроге уже стало известно, что Шилский острожек казаками Петра Бекетова оставлен и планы по строительству острога и церкви на реке Шилке в устье реки Нерча уже реализовать не удастся.
После Походов Е. Хабарова и П. Бекетова царем было принято решение о формировании в Забайкальской Даурии самостоятельного воеводства. Воеводой туда был направлен А. Пашков. Здесь следует заметить, что к этому времени западное Забайкалье уже считалось присоединенным к Енисейскому воеводству, поэтому в наказе А. Пашкову было определено, что ему следует поставить острог восточнее Шилского острога, возведённого казаками П. Бекетова. Причем место для его строительства А. Пашков должен был выбрать самостоятельно. В наказе для строительства острога ему было предложено три варианта размещения острога: «на усть Урки речки, или в Лавкаевых улусех и в Албазине городище»5. В этом новом остроге ему также предписывалось построить «настоящую церковь, во имя Воскресения Христова; а у той церкви приделати два предела, во имя Алексея митрополита, да Алексея человека Божия». Здесь важно подчеркнуть, что церковь во имя Воскресения Христова должна была построена именно в новом остроге. Для организации службы в этой церкви архиепископу Тобольскому Симеону было определено «к тем к трем престолам … послати тебе ис Тоболска антимисы да черного попа да дьякона белого»6. Кроме того, в качестве «белого попа» в состав отряда А. Пашкова был включен протопоп Аввакум, который должен был отправиться в Даурию вместе с семьей. Ссылка в Якутский острог ему была заменена участием в экспедиции в Даурскую землю7. Всю необходимую церковную утварь: книги сосуды иконы ризы планировалось отправить Пашкову из Москвы. Часть церковной утвари была, видимо, прислана Афанасию Пашкову в Енисейский острог еще до выхода отряда в поход, и включала в себя «ц(е)рковные даурские сътроенья» и иконы8. Это имущество планировалось перевозить на дощанике, поэтому в данном случае под «церковным строеньем» подразумевались заблаговременно приобретенные предметы церковного обихода: ризы, служебные книги и сосуды.
Однако, пока А. Пашков добирался до Забайкалья, Иргенский и Шилский остроги были сожжены, а находившиеся там казаки убиты. Поэтому, двигаясь к Даурии, Пашкову пришлось восстанавливать уничтоженные остроги. Иргенский острог казаки Пашкова отстроили из материала, заготовленного прямо на месте строительства, а вот материал для восстановления Шилского острога и для нового Даурского, он предпочёл заготовить на реке Ингоде уже за Иргенским волоком. Здесь же был приготовлен материал и для строительства церкви в новом Даурском остроге. Важно ещё раз отметить, что восстановление Шилского острога не было основной задачей отряда А. Пашкова, этим он просто обеспечивал себе тылы и промежуточную базу на своем пути в Даурию. Поэтому, докладывая в Сибирский приказ о ходе выполнения наказа, А. Пашков писал: «изготовил служилыми и новоприборными людьми которые на моем холопа вашег(о) подъеме пришли стом шестьюдесять(ю) ч(е)л(о)в(е)ки на ваш г(о)с(у)д(а)р(е)в острог в вашу г(о)с(у)д(а)р(е)ву новую Даурскую землю восьмь башен а в том г(о)с(у)д(а)ри числе две башни с проезжими вороты да на четыре г(о)с(у)д(а)ри стены сплочено и изготовлено двести сажен острогу для тог(о) чтоб г(о)с(у)д(а)ри богдойския и иных неверных земель люди не помешали бы мне холопу вашему на башенное и на острожное дело в Даурской земле лес сечь и башни рубить и острог ставить»9. Кроме этого, тут же был заготовлен лес и для восстановления Шилского острога, который в этом документе был назван Верхним Шилкским острогом: «Да тое ж г(о)с(у)д(а)ри зимы на Ингеде ж реке срубил я холоп ваш служилыми и новоприборными людьми на ваш г(о)с(у)д(а)р(е)в другой верхней Шилкской острог четыре башни да к тем г(о)с(у)д(а)ри башням изготовил острог весь сполна»10. Из этого документа видно, что Верхний Шилкский острог был как по оснащению, так и по размерам меньше Даурского. Подтверждение того, что вместе с заготовками на остроги был подготовлен лес и для строительства церкви, находим в следующем фрагменте этой отписки «А церковново г(о)с(у)д(а)ри в Даурскую землю лесу и обоих Даурсково и Шилксково острогов было сплочено сто семьдесят плотов»11. Это подтверждается и единственным свидетелем этого процесса, оставившим воспоминания о нем - протопопом Аввакумом. В своем «Житии» он писал: «…Весною [1658 г.] на плотах по Ингоде реке поплыли на низ. … Лес гнали хоромной и городовой…»12. Несмотря на значительную предварительную подготовку, сплав заготовленных конструкций по Забайкальским рекам проходил сложно. В весенний период реки Ингода и Шилка полноводны, но скорость течения у них очень высокая, глубокие места сменяются мелями и для больших плотов они труднопроходимы и поэтому потери леса при сплаве были неизбежны. Об этом писал и сам Пашков: «плыл я холоп ваш с служилыми людьми Ингедою рекою и великою рекою Шилкою до усть Нерчи реки три не дели потому Ингеда г(о)с(у)д(а)ри река каменная и быстр[ая]… и от малолюдства г(о)с(у)д(а)ри почасту на той Ингеде реке плоты розбивало и простои г(о)с(у)д(а)ри были большия»13. О том, что это было именно так, сохранилось свидетельство служилых людей отряда О. Степанова. Двигаясь вверх «...по Амуру де реке по островам и по берегам видели, что лежит многой лес церковной, и острожной, и башенной, и то де они чают, что тот лес рознесло от Офонасья Пашкова»14. Как видно из этого свидетельства, заготовленные для сплава конструкции предназначались не только для строительства острога, башен, но и церкви.
Строительство Верхнего Шилкского острога не вызвало затруднений. Уже 29 июля 1658 года Верхний Шилкский острог был возведен: «и доплыв г(о)с(у)д(а)ри я холоп ваш до усть Нерчи реки где та река впала в великую реку Шилку розыскав самое угожее место в нелютцкой и в тнгуской землях у хлебных пашень и у соболиново угожево промыслу поставил ваш г(о)с(у)д(а)р(е)в острог»15. К сожалению, в отписках А. Пашкова описание этого острога не сохранилось.
Действуя в соответствии с наказом, А. Пашков провёл разведку местности вниз по Амуру, чтобы подобрать место для строительства Даурского острога. Эту миссию А. Пашков поручил своему сыну Еремею. Из всех предложенных Сибирским приказом мест для строительства острога по осмотру было выбрано Албазинское городище16. Именно там А. Пашков планировал поставить и трехпрестольную церковь, строительство которой было оговорено в «Наказе…», данном ему при отправлении на службу в Даурию. Однако и Верхний Шилкский острог не остался без церкви. Как сообщил в своей отписке сам А. Пашков, «Да против тово вашево г(о)с(у)д(а)р(е)ва острогу в острожных крепостях в надолбах по бл(а)гословению преосвященного Симеона архиепискупа Сибирского и Тоб[оль]ского и по своему г(о)с(у)д(а)ри я холоп ваш обещанью и сибирских разных одиннатцати городов всех служ[и]лых людей которые со мною холопом вашим на вашу г(о)с(у)д(а)р(е)ву даурскую службу посланы зачал рубить ц(е)рк(о)вь Б(о)жию наемными плотники во имя пресвятые вл(а)д(ы)ч(и)цы н(а)шея Б(огоро)д(и)цы и пр(и)сно д(е)вы М(а)рии чеснаго и славнаго ея благовещения. А срубить г(о)с(у)д(а)ри им плотником тое ц(е)рковь Б(о)жию по угов[о]р[у] на срок к Успениеву дни пр(е)св(я)тыя вл(а)д(ы)ч(е)цы н(а)шея Б(огоро)д(и)цы и пр(и)сно д(е)вы М(а)рии н(ы)нешняго 166 г(о) году»17. То есть строительство церкви планировалось завершить к 15 августа 1658 года. Поэтому надо признать, что выводы о том, что строительство церкви Верхнего Шилского острога было отложено, изложенное в статье «Первая Нерчинская православная церковь» не имеют под собой основания18. Судя по названию, церковь планировалось построить однопрестольной. Следует отметить, что несмотря на то, что в наказе на службу в Даурской земле о строительстве церкви в Верхнем Шилкском остроге ничего не было сказано, антиминс для её освещения Тобольский Архиепископ Симеон, видимо, прислал с антиминсами для церкви Даурского острога, или это мог был антиминс, присланный для церкви, планировавшейся к постройке казаками отряда П. Бекетова, то есть её строительство планировалось Пашковым еще до выхода его отряда из Енисейска.
Одним из специалистов по строительству деревянных церквей в Восточной Сибири, был казак Г. Иванов, которого Пашков в 1656 г. взял с собой из Братска в Даурию «для церковного строения». Вероятно, именно он возглавил «наемных плотников», строивших первую нерчинскую церковь. В дальнейшем, он служил в Даурии в течение 6 лет, а 1670 г. за заслуги в строительстве церквей в Восточной Сибири просил о пожаловании его в дети боярские19.
Вместе с Пашковым на Даурскую службу были посланы Тобольским Архиепископом Семионом черный поп Сергий и белой дьякон Леонтей. По дороге в Даурию в Братском остроге дьякон Леонтей умер. Однако это не помешало освятить новую церковь. По свидетельству Лариона Толбузина, это произошло не позднее 14 мая 1662 года20.
Летом 1658 года обстановка в отряде А. Пашкова стала ухудшаться. У служилых людей заканчивалось продовольствие. К моменту достройки Верхнего Шилкского острога сорок семь человек умерло, еще пятьдесят три лежали присмерти. Действовавший на Амуре отряд О. Степанова в соответствии с царским наказом был переподчинен А. Пашкову. В соответствии с грамотой, направленной А. Пашковым из Верхнего Шилкского острога О. Степанову, встреча отрядов должна была произойти на Албазинское городище. Сюда планировалось привести плоты, которые были собраны из заготовок для строительства Даурского острога, после чего совместными усилиями служилых людей двух отрядов Даурский острог и церковь должны были быть возведены. Однако, их объединение не произошло. Возглавляемые О. Степановым русские казаки 30 июня 1658 года попали в засаду и были разгромлены маньчжурами. В результате уничтожения этого отряда контроль над Приамурскими землями был утрачен. По существу, присоединение Амурских земель к Даурскому воеводству не состоялось. Территория, фактически контролируемая А.Ф. Пашковым, ограничилась Забайкальем. Поэтому в дальнейшем в административном отношении статус Даурского воеводства был понижен до уезда в составе Енисейского воеводства, а Даурский острог и церковь остались не возведенными. В 1659 году А. Пашков перешел из Верхнего Шилкского острога в Иргенский острог, где оставался до его перемены Л. Толбузиным. Начиная с 1659 года в грамотах Сибирского приказа Верхний Шилкский острог получил название Нерчинский, которое в последствии за ним и закрепилось.
Посланный на замену А. Ф. Пашкову Тобольский сын боярский Ларион Борисович Толбузин, кроме всего прочего, вёз с собой церковную казну «воску, девять пуд скани», которую заказал еще Афанасий Пашков21. Однако доставить её в Нерчинск Толбузин не смог, оставив на Тугирском волоке. Пытавшийся вернуть эту казну в 178 (1669/1670) году в Нерчинский острог уже следующий приказной человек Даурских острогов Даниил Аршинский в своей отписке называл её «Воскресенские и Богородицкие казны». К моменту прибытия на приказ в Даурию Лариона Толбузина, Афанасием Пашковым попытки построить Даурский острог и Воскресенскую церковь в нем из-за значительного сокращения численности отряда уже не предпринимались. Поэтому такое название церковной казны могло было дать повод предположить, что в Нерчинском остроге еще А. Пашков, кроме Богородицкой, начал строительство или планировал возвести и Воскресенскую церковь. Однако такое название этой казны Д. Аршинским было дано ошибочно. Енисейские служилые люди, которые сопровождали эту казну называли ее однозначно «Богородичной» и даже уточняли: «А тот де воск вез с собою Ларион Борисович Толбозин, одиннатцать пуд, в Нерчинской острог х Богородице». Поэтому к приезду Л. Толбузина в Нерчинский острог там была только одна церковь «во имя пресвятые вл(а)д(ы)ч(и)цы н(а)шея Б(огоро)д(и)цы и пр(и)сно д(е)вы М(а)рии чеснаго и славнаго ея благовещения».
Однако, планы строительства Воскресенской церкви в Нерчинске видимо существовали. Возможно, причиной этому был заготовленный и сплавленный к Нерчинскому острогу еще при А. Пашкове необходимый для строительства церкви лес. В документе «Отписка приказчика Албазинского острога Федора Евсиева начальнику Нерчинских острогов Павлу Яковлевичу Шульгину о положении дел в остроге в связи со сведениями Спафария о нападении китайцев»22 говорится о просьбе албазинцев вернуть им «подчал дощанничный», взятый приказным человеком Даурской земли Л.Б. Толбузиным. В этом тексте интересно указание на то, что в Нерчинск подчал был взят «для ради церковного строительства на время». Очевидно, что там в это время строилась церковь. Основываясь на том, что Л.Б Толбузин находился на приказе в Даурской земле с мая 1662 года и по апрель 1669 года, а Албазинский острог как сооружение был построен не ранее зимы 1665–весны 1666 года, можно говорить о том, что в Нерчинске в период между 1666 и 1669 годами велось строительство какой-то церкви. Однако, окончить начатое Л. Толбузину не удалось.
Завершение строительства этой Нерчинской церкви планировалось уже при новом приказном человеке Даурских острогов Данииле Даниловиче Аршинском. Об этом говорит его отписка, в которой он сообщает: «В нынешнем, великии государи, во 178-м году по вашему, великих государей, указу в Нерчинском остроге строитца церковь божия во имя Воскресения Христа Бога нашего и Пресвятые Владычицы нашея Богородицы честнаго и славнаго ея Благовещения и во имя Алексея человека Божия, и сего лета церковь состроитца»23. 178 или 7178 год охватывает период с 1 сентября 1669 года по 31 августа 1670 года. Освящена эта церковь была не позднее 29 апреля 1671 года. О завершении её строительства также сообщил Д. Аршинский в своей отписке: «А ныне в Нерчинском остроге по вашему великих государей указу состроилась церковь Божия во имя Воскресения Христа Бога нашего и Пресвятые Владычицы нашея Богородицы Чеснаго и Славнаго ея Благовещения вся наготова и освящена»24.
Первое, что сразу бросается в глаза, это то, что планировалось построить трехпрестольную церковь, а освящена она была только с двумя престолами. Была ли первая Нерчинская церковь перестроена в двухпрестольную или это была новая церковь, сказать пока сложно. В пользу первого варианта говорит то, что престол во имя «Пресвятые Владычицы нашея Богородицы честнаго и славнаго ея Благовещения», а именно так была освящена церковь при А. Пашкове, в новой церкви был сохранен. Наличие только одной нерчинской церкви подтверждает роспись принятых Павлом Шульгиным в Нерчинском остроге строений и имущества, составленная не позднее 15 мая 1674 года. В ней, в частности, говорилось: «В Нерчинском остроге ц(е)рковь ВоскресеньяХр(и)стова с пределом со всяким церковным строением»25. Проезжавший в 1675 году через Нерчинский острог русский посол в Китай Н. Спафарий также отметил наличие в Нерчинском остроге только одной церкви, и это была Воскресенская церковь. Об этом он оставил очень краткое воспоминание в своей книге: «…А острог Нерчинской стоит на левой стране реки Нерчи на равном месте; а ниже острогу река Нерча впала в Шилку, а в остроге церковь Воскресения Христова, а жилых дворов казачьих с 60, а служилых людей, кроме промышленных человек, с 200…»26.
Удалось найти ещё одно более позднее описание Нерчинской Воскресенской церкви. Оно также оставляет нерешенными весьма важные вопросы. Содержится оно в записи в Сибирском приказе расспросных речей нерчинского казака Федьки Усольца и албазинского казака Ивашки Коркина, сделанной 19 января 1681 года: «А церковь де в Нерчинском построена деревяная небольшая, трапеза четырех сажен, а церковь трех сажен трехарш[и]ных. А церковь во имя Воскресения да Николая Чюдотворца, а в церкви де иконы и утварь и книги есть. А у той де церкви был из Албазинского ис пустыни черной поп, и тот уехал по-прежнему в Албазин в пустыню27, а ныне де попа в Нерчинском нет28. Да при них же де ныне достраивают колокольню. А у церкви де пять колоколов небольших, а по скольку весом, того не ведают»29.
Несмотря на то, что Нерчинская церковь по-прежнему называется Воскресенской, сложно сказать та же самая ли это церковь. На первый взгляд нет, поскольку не упоминаются придел во имя Благовещенья Богородицы. С другой стороны, зафиксировано предание, что при митрополите Сибирском и Тобольском Павле (он находился на митрополичьем престоле в 1679–1692 гг.) к Нерчинской церкви были сделаны два придела во имя Благовещения Богородицы и Святителя Николая30. Как видим, здесь снова возникает тема пристройки приделов. Можно ли предположить, что в течении двадцати с небольшим лет Нерчинская церковь дважды коренным образом перестраивалась, при условии того, что никаких сведений о пожарах или иных бедствиях способных разрушить эту церковь не сохранилось? Такое предположение выглядит достаточно маловероятным. Более рациональной выглядит версия, что здесь речь идет об одном, но растянутым по времени событии. Возможно, сначала она была перестроена из однопрестольной в двухпрестольную, а придел в честь Благовещения Богородицы мог быть вторым в основном здании церкви, поэтому и не был упомянут в распросных речах. Позднее к уже существовавшей двухпрестольной церкви был добавлен ещё один придел в честь Николая Чудотворца.

Рис. 1. Изображение церкви во имя Воскресения Христова Нерчинского острога [по Ides. 1704. P.44].

Наиболее ранее изображение этой церкви известно по гравюре, опубликованной в первом голландском издании описания путешествия Избранта Идеса (Ides, Evert Ysbrants). (рис. 1). Интересно, что изданием записок Идеса занимался Николаас Витсен, благодаря чему доработанное изображение этой церкви сохранилось и в изданной им книге «Северная и восточная Тартария» на гравюре «Nertzinskoy in het Lantschap Dauria». (рис. 2). Несмотря на то, что обе гравюры схожи, офорт из книги Витсена содержит больше деталей, чем выгодно отличается от изображения, вошедшего в книгу Идеса. Вне сякого сомнении,я обе гравюры опираются на описание этой церкви сделанные И. Идесом, поскольку ни сам Н. Витсен ни его гравёры никогда не были в Нерчинске.
На первый взгляд изображение церкви на гравюрах из книг И. Идеса и Н. Витсена весьма далеко от традиционных деревянных русских церквей XVII века. Однако, если сделать поправку на европеизированный вид изображенного строения, то можно прийти к выводу, что церковь на гравюре из книги Н. Витсена не противоречит известным о ней фактам. На рисунке мы видим прямоугольный в плане собор с шатровым завершением, имеющим пять глав, что вполне соответствует церкви с двумя приделами. Объем церкви, находящийся с правой стороны от шатра – алтарь. Часть церкви, расположенная с левой стороны – трапеза. С двух сторон церковь охватывает паперть, поднятая на высоком подклете. Вход на паперть обеспечивает ведущее на неё крыльцо. Это также характерно для конструкции церквей того времени. Поэтому можно предположить, что рисунок был сделан по достаточно подробному описанию человека, видевшего церковь, европейским художником-гравером, который не был знаком с устройством русских деревянных церквей.

Рис. 2. Изображение церкви во имя Воскресения Христова Нерчинского острога [по Noord en Oost Tartarye, 1705, вклейка между с. 94—95].

Этот храм просуществовал до 1746 года. В ночь на 1 августа, вследствие пожара в доме нерчинского посадского Козьмы Черепанова, загорелась и деревянная Воскресенская церковь. Она сгорела дотла. Через три года, 8 октября 1749 г., на месте Нерчинской Воскресенской церкви был освящен новый деревянный Воскресенский собор с приделами во имя Благовещения Богородицы и Святителя Николая31.

 

Рис. 3. Фрагмент панорамы города Нерчинска. D. - Изображение приходской деревянной церкви. [по РГВИА, ф. 846, оп 16, д. №22219. План и проспект города Нерчинска].

Сохранилось два изображения города Нерчинска XVIII века, содержащие изображения его церквей: «План и проспект города Нерчинска» и «Вид города Нерчинска. – Vue de la ville de Nertschinsk». «План и проспект города Нерчинска» был составлен в ходе работы Секретной Нерчинской экспедиции её картографом, штурманом М. Татариновым не ранее 1754 года. В Российском государственном военно-историческом архиве сохранилась его копия сделанная «геодезии учеником» Нерчинской экспедиции Иваном Денисовым. Он содержит план города Нерчинска и его панорамное изображение. В левой части панорамы под литером «D» изображена приходская деревянная церковь. (рис. 3) Её внешний вид резко контрастирует с рисунком Н. Витсена. На рисунке церкви видны характерные для более позднего периода строительства куполообразные кровли. Исходя из этого становится понятно, что это Воскресенский собор, освещенный в 1749 году. А вот на гравюре Н.Ф. Челнакова «Вид города Нерчинска. – Vue de la ville de Nertschinsk», датируемой 1770 годом, вновь появляется церковь, схожая по своему внешнему облику с гравюрой Витсена. (рис. 4)
Изучение истории создания этой гравюры, позволило сделать вывод, что на ней изображена Нерчинская Воскресенская церковь, освященная в 1671 году. Дело в том, что исходный рисунок для гравюры был создан во время работы экспедиции профессоров Петербургской Академии наук Г.Ф. Миллера и И.Г. Гмелина в 1733–1743 годах. Летом 1735 года, то есть до пожара, уничтожившего Воскресенскую церковь Нерчинского острога, Академический отряд экспедиции побывал в Нерчинске. Видимо тогда «рисовальным мастером» И.В. Люрсениусом (Lursenius Iohann Wilhelm) и был создан этот панорамный рисунок Нерчинска. В 1753 году рисунок Люрсениуса, был перерисован, исправлен и подготовлен для издания по нему гравюры мастером Рисовальной палаты Академии наук И.Э. Гриммелем.

Рис. 4. Фрагмент панорамы города Нерчинска. Воскресенская церковь. [по РГАДА, ф.192, «Карты Иркутской губернии», № 131. Вид города Нерчинска. – Vue de la ville de Nertschinsk].

По этому рисунку можно составить общее представление об архитектурной композиции церкви. В плане церковь была прямоугольной с трапезой. Как минимум с двух сторон вокруг трапезы была обстроена паперть, на которую вело высокое крытое крыльцо. На гравюре отчетливо видно наличие у церкви шатровой кровли. Шатёр кровли расположен на четверике, в нижнюю часть которого врезаны четыре «бочки». Этот тип кровель носит название «шатёр на крещатой бочке».
Как отмечал в своей книге М. В. Красовский, «образцом таких церквей может служить церковь Архистратига Михаила в селе Юромском-Великодворском (Мезенского уезда, Архангельской губернии), построенная в 1685 г.». (рис. 5)

Рис. 5. Церковь Архистратига Михаила в Юромском-Великодворском. Фото Ф. Горностаева. [по Красовский,1916, 263, 265].

К сожалению, в ходе создания гравюры некоторые детали рисунка были утрачены или получили искажения. Поэтому определить, как располагались «бочки» собора - по сторонам света или по диагонали - довольно сложно. Диагональное расположение «бочек» могло вытекать из стремления строителей разместить главы по углам, как это делалось в древних каменных храмах. Прототипом такой деревянной церкви может быть церковь Дмитрия Солунского в Челмохте Архангельской губернии Холмогорского уезда (рис. 6) 1685 года постройки. Надо отметить, что в данной церкви было два придела. Именно такая компоновка алтарной части могла быть и у Нерчинской Воскресенской церкви, освященной в 1671 году.

Рис. 6. Церковь Дмитрия Солунского в Челмохте Архангельской губернии Холмогорского уезда. Фото И. Грабаря [по Грабарь, 1910, с. 395].

Как правило, архитектурные формы храма выбирались общиной, в данном случае, возможно, на выбор типа кровли повлиял статус Нерчинска как уездного центра, а, может быть, и личное решение приказного человека. Учитывая стремление центральных церковных властей добиться полного отказа от шатровых кровель, в Нерчинске при строительстве кровли, возможно, было выбрано компромиссное многоглавое завершение церковной кровли. Такой тип кровли является переходным от простых шатровых кровель к кровлям типа «на каменное дело», полностью копирующим завершение древних пятиглавых каменных храмов с отказом от шатра. Такое расположение глав позже было реализовано в каменной церкви Успения Пресвятой Богородицы Нерчинского Успенского монастыря, построенной в 1706–1712 годах. (рис. 7)

Рис. 7. Церковь Успения Пресвятой Богородицы Нерчинского Успенского монастыря [по Константинов, 2017, с. 130].

По объемной компоновке полным аналогом Нерчинской Воскресенской церкви, существовавшей в 1681 году, мог быть собор Рождества Пресвятой Богородицы в Мезени. (рис. 8, 9) Два престола этой церкви располагались в основном здании, третий находился в приделе, пристроенном с её северной стороны. Такая компоновка церкви очень хорошо ложится на изображение нерчинской церкви зафиксированной на гравюре Н.Ф. Челнакова «Вид города Нерчинска. – Vue de la ville de Nertschinsk», и не противоречит описанию, сделанному Ф. Усольцем. На этой же гравюре отчётливо просматривается отдельно стоящая деревянная колокольня, о завершении строительства которой в 1681 году говорилось в этих же расспросных речах.

Рис. 8. Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Мезени. (Вид на Алтарную часть). [по Случевский, 2009, с. 153].

Однако, следует заметить, что в отписке А. Пашкова указано, что нерчинская Благовещенская церковь, которую начали строить 1658 году располагалась «против тово вашево г(о)с(у)д(а)р(е)ва острогу в острожных крепостях в надолбах». Если это не было фигурой речи, то она должна была располагаться рядом с острогом. В то же время деревянная церковь на всех известных графических изображениях и планах, которую можно ассоциировать с Воскресенской нерчинской церковью находилась примерно на расстоянии 200 саженей от острога, причем на плане 1726 года она названа «церковь деревянная во имя знамения Б(огоро)д(и)цы»32.

Рис. 9. Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Мезени. (Вид на придел) [РНБ. Виды и типы русского Севера: альбом / фотогр. Я. Лейцингер].

Кое-что можно сообщить о Нерчинских ружниках. Как было отмечено, самыми первыми священнослужителями в Нерчинском (Верхнем Шилкском) остроге в 1658–1659 гг. были протопоп Аввакум и чёрный поп Сергий. Вероятно, в следствии смерти по дороге в Даурию в Братском остроге белого дьякона Леонтия, А. Пашков в 1657 году обратился к архиепископу сибирскому и тобольского Симеону. с просьбой прислать к нему «в Дауры попа белова да диякона». 33 Очевидно, в ответ на эту просьбу, в 1659–1660 г. енисейский поп Петр Григорьев34 был «послан в Дауры». Снова он появился в Енисейске к 1663 г.35 В 1680 г. какое-то время в Воскресенской церкви служил основатель Албазинского Спасского монастыря - черный поп Гермоген36. Возможно, он довольно часто наведывался в Нерчинск, поскольку здесь у монастыря был свой двор37. В 1681 году в Воскресенской церкви служил поп Иван Иванов38. Он был направлен в Нерчинск по указу «пресвященейшаго Павла митрополита Сибирского и тобольского» в 189 (1680/1681) году39. В 1685 году в Воскресенской церкви служил видимо все тот же поп Иван.40 1693–1694 гг. в Нерчинском остроге числились: поп Кирило Переломов, дьячок старец Тихон, пономарь Петр Переломов, просвирка Настасица Матвеева41. Старец Тихон – это, вероятно, соловецкой старец Тихон, который как минимум с июля42 по 10 ноября43 1688 года находился в Албазинской крепости. Он был послан туда вторым Енисейским воеводой И.Е. Власовым44 в ответ на просьбы А. Бейтона о присылке в крепость священника. После заключения Нерчинского мирного договора с Китаем и выхода всех защитников Албазина в Нерчинск, он оставался там, скорее всего, до своей смерти. В 1699 г. по Нерчинскому острогу числились протопоп Данило Иванов, священник Никифор Сысоев, дьячок Иван Никифоров, пономарь Яков Павлов, просвирница Настасья Матвеева дочь45.
Подводя итог вышесказанному, следует констатировать, что первой Нерчинской церковью была церковь, освященная «во имя пресвятые вл(а)д(ы)ч(и)цы н(а)шея Б(огоро)д(и)цы и пр(и)сно д(е)вы М(а)рии чеснаго и славнаго ея Благовещения», а её строительство было осуществлено плотниками из отряда А. Пашкова. Вероятно, руководил ими енисейский казак Г. Иванов. Эта церковь была освящена не позднее 14 мая 1662 года. К сожалению, достоверно реконструировать её внешний вид сегодня не представляется возможным.
Вся остальная вышеприведенная информация может относиться к нескольким церквям, существовавшим в Нерчинском остроге в период между 31 августа 1670 года и 1 августа 1746 года. Большая её часть, в том числе и сохранившиеся графические изображения, относятся к церкви «Воскресения Христа, с двумя приделами, которые посвящены Благовещенью Марии и Святому Николаю».


Приложение.

1681 г. не ранее августа 31. Челобитная царю Феодору Алексеевичу попа Нерчинской Воскресенской церкви Ивана Иванова о установлении ему хлебного жалованья.

Примечания

1 Казакова Т.П. Церкви города Нерчинска // Учен. записки «Кузнецовские чтения». Чита: Поиск, 2007. Вып. 1. С. 31–35; Корелин И.В. Историческая записка о церквах г. Нерчинска // Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. 1878. № 32–34. С. 354–388; Литвинцев А.Ю. Православные храмы Нерчинска // Нерчинск. Чита: ЗабГУ, 2013. С. 116–122; Православные храмы Нерчинского района Забайкальского края / авт.-сост.: Г.П. Мартынюк, А.Ю. Литвинцев. Владивосток: «Колизей», 2011. 24 с.; Трухин В.И., Лохов А.Ю. Первая православная церковь Нерчинского острога // Проблемы социально-экономического развития Сибири № 1 (47) 2022 г. С. 139–145.
2 РГАДА. Ф. 214. Ст. 344. Ч. II. Л. 581–598.
3 РГАДА. Ф. 214. Ст.344. Ч. II. Л.595–596.
4 РГАДА. Ф. 214. Ст. 508. Л. 343.
5 Наказ Афанасию Филипповичу Пашкову на воеводство в Даурской земле. 1655. / под ред. А.Н. Труворова // Русская историческая б-ка. СПб. 1894. Т. 15. С. 5.
6 РГАДА. Ф. 214. Ст. 508. Л. 106.
7 Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. 2-е изд. СПб. 1900. С. 117.
8 РГАДА. Ф. 214. Ст. 508. Л. 106.
9 РГАДА. Ф. 214. Ст. 508. Л. 325.
10 Там же.
11 Там же.
12 Аввакум. Житие протопопа Аввакума // Житие протопопа Аввакума им самим написанное и другие его сочинения. М.: Гослитиздат, 1960. С. 74.
13 РГАДА. Ф. 214. Ст. 508. Л. 325-326.
14 РГАДА. Ф. 214. Ст. 124. Л. 192.
15 РГАДА. Ф. 214. Ст. 508. Л. 326.
16 РГАДА. Ф. 214. Ст. 508. Л. 332.
17 РГАДА. Ф. 214. Ст. 508. Л. 345-346.
18 Трухин В.И., Лохов А.Ю. Первая православная церковь Нерчинского острога // Проблемы социально-экономического развития Сибири № 1 (47) 2022 г. С. 141. 19 Леонтьева Г.А. Служилые люди в Восточной Сибири во второй половине XVII - первой четверти XVIII вв. (по материалам Иркутского и Нерчинского уездов). М.: Изд-во Моск. педаг. гос. ун-та, 2012. С. 168. 20 РГАДА. Ф. 214. Оп. 3. Ст. 132. Л. 182.
21 РГАДА. Ф. 214. Оп. 3. Ст. 132. Л. 182.
22 РНБ, Опись основного собрания русских актов и грамот. Ч. V.  № 4610. Л. 1.
23 РГАДА. Ф. 214. Ст. 1659. Л. 97.
24 НИА СПбИИ РАН. Ф. 96. Д. 218. Л. 1–2.
25 РГАДА. Ф. 62, Реестр 1. Д. 1. Отписки из Даур (7184 года) боярского сына Павла Шулгина. Л. 110 об.–111.
26 Спафарий-Милеску Н. Г. Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китае русского посланника Николае Спафарие в 1675 году. Дорожный дневник. СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1882. С. 140.
27 Несмотря на то, что имя священнослужителя не указано, вероятно, им был основатель Албазинского монастыря чёрный поп Гермоген.
28 Воскресенская нерчинская церковь недолго оставалась без священника. Уже 7 октября 1681 года «Распросные речи в Нерчинской съезжей избе нерчинских детей боярских и казаков о постановке на реке Зее на усть Селенбы реки зимовья» подписал «воскресенской поп Иван Иванов» (РГАДА. Ф. 1142. Д. 20. Л. 20 об.).
29 РГАДА. Ф. 214. Оп. 3. Ст. 720. Л. 16–17.
30 Корелин И.В. Историческая записка о церквах г. Нерчинска // Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. 1878. № 32–34. С. 355-356.
31 Литвинцев А.Ю. Православные храмы Нерчинска // Нерчинск. Чита: ЗабГУ. 2013. С. 116.
32 СПбФ АРАН. Ф. 21. Оп. 5. Д. 39/33.
33 Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. 2-е изд. СПб. 1900. С. 117.
34 Петр Григорьев в Енисейском остроге был попом в Богоявленской церкви.
35 Барахович П.Н. Енисейск в XVII–XVIII столетиях. Малоизвестные страницы истории Красноярск: Литера-принт, 2019. С. 85.
36 СПбФ АРАН. Ф. 21. Оп. 5. Д. 39/33.
37 РГАДА. Ф. 1142. Оп. 1. Д. 19. Л. 31.
38 РГАДА. Ф. 1142. Оп. 1. Д. 20. Л. 20 об.
39 РГАДА. Ф. 1142. Оп. 1. Д. 22. Л. 42.
40 Акты Исторические, т. V, Спб 1842г., док. № 134 с. 232.
41 РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Д. 1063. Л. 50, 97 об.
42 РГАДА. Ф. 1142. Оп. 1. Д. 43. Л. 55 об.
43 НИА СПбИИ РАН. Ф. 96. Д. 61. Ст. 12.
44 17 февраля 1683 года вторым воеводой к К.О. Щербатову в Енисейское воеводство был назначен воеводствовавший в это время в Селенгинске Иван Остафьевич Власов: «…А тебе Ивану указали мы великие г(о)с(у)д(а)ри быть с ним боярином н(а)шим и воеводою со кн(я)зем Костянтином Осиповичем в товарыщах…». Несмотря на то, что в соответствии с царским указом он получил звание второго Енисейского воеводы, место службы ему было определено в Нерчинске с обязанностью управления Нерчинским, Албазинским и всеми остальными Даурскими острогами (РГАДА. Ф. 1121. Оп. 1. Д. 42. Ст. 660. Л. 40–44; Трухин В.И. Административно–территориальное устройство Приамурских земель в составе Русского государства в XVII веке. // Известия лаборатории древних технологий. 2020. Т. 16. № 3. С. 159–160).
45 Сибирские города. Материалы для их истории XVII и XVIII столетий. Нерчинск. Селенгинск. Якутск. М., типография М.Г.Волчанинова (бывшая М.П.Лаврова и К), Леонтьевский переулок, дом Лаврова. 1886. С. 7.

Библиографический список

1. Аввакум. Житие протопопа Аввакума // Житие протопопа Аввакума им самим написанное и другие его сочинения. М.: Гослитиздат, 1960. С. 53-122.
2. Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. 2-е изд. СПб., 1900. 518 с.
3. Грабарь И. Э. История русского искусства. Москва: изд. И. Кнебель. Т. 1, 1910. 507 с.
4. Казакова Т.П. Церкви города Нерчинска // Учен. записки «Кузнецовские чтения». Чита: Поиск, 2007. Вып. 1. С. 31–35.
5. Корелин И.В. Историческая записка о церквах г. Нерчинска // Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. 1878. № 32–34. С. 354–388.
6. Константинов А. В. Археологические работы на территории церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Калинино Забайкальского края // Гуманитарный вектор. 2017. Т. 12. № 4. С. 128–135.
7. Красовский М. Курс истории русской архитектуры. Часть I. Деревянное зодчество. Петроград: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1916. 408 с.
8. Леонтьева Г.А. Служилые люди в Восточной Сибири во второй половине XVII - первой четверти XVIII вв. (по материалам Иркутского и Нерчинского уездов). М.: Изд-во Моск. педаг. гос. ун-та, 2012. 320 с.
9. Литвинцев А.Ю. Православные храмы Нерчинска // Нерчинск. Чита: ЗабГУ, 2013. С. 116–122.
10. Наказ Афанасию Филипповичу Пашкову на воеводство в Даурской земле. 1655 г. / под ред. А.Н. Труворова // Русская историческая б-ка. СПб., 1894. Т. 15. 37 с.
11. Православные храмы Нерчинского района Забайкальского края / авт.-сост.: Г.П. Мартынюк, А.Ю. Литвинцев. Владивосток: «Колизей», 2011. 24 с.
12. Случевский К. К. Поездки по Северу России в 1885-1886 годах М.: ОГИ, 2009. 272 с.
13. Сибирские города. Материалы для их истории XVII и XVIII столетий. Нерчинск. Селенгинск. Якутск. М., типография М.Г.Волчанинова (бывшая М.П.Лаврова и К), Леонтьевский переулок, дом Лаврова. 1886. 80 с.
14. Спафарий-Милеску Н. Г. Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китае русского посланника Николае Спафарие в 1675 году. Дорожный дневник. СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1882. 214 с.
15. Трухин В.И., Лохов А.Ю. Первая православная церковь Нерчинского острога // Проблемы социально-экономического развития Сибири № 1 (47) 2022 г. С. 139–145.
16. Трухин В. И. Административно–территориальное устройство Приамурских земель в составе Русского государства в XVII веке. // Известия лаборатории древних технологий. – 2020. – Т. 16 – № 3 – С. 152–163.
17. Ides, Evert Ysbrants. Drie-Jarige Reize naar China; te Lande gedaan, door den Moskovischen Afgezant: E. Ysbrants Ides Nevens eene nieuwe Beschryvinge van dat magtig Keizerryk, Halma: Amsterdam, 1704 (in Dutch).
18. Witsen N. Noord en Oost Tartarye, ofte bondig ontwerp van eenige dier landen en volken, welke voormaels bekent zijn geweest. Beneffens verscheide tot noch toe onbekende, en meest nooit voorheen beschreve Tartersche en Nabuurige Gewesten, Landstreeken, Steden, Rivieren, en Plaetzen, in de Noorder en Oosterlykste Gedeelten van Asia en Europa, Zoo buiten en binnen de Rivieren Tanais en Oby, als omtrent de Kaspische, Indische—Ooster, en Zwarte Zee gelegen; gelijk de Landschappen Niuche, Dauria, Jesso, Moegalia, Kalmakkia, Tangut, Usbek, en Noorder Persie, Turkestan, Georgia, Mengrelia, Cirkassia, Crim, Astakkia, Altin, Tingoesia, Siberia, Samojedia, en andere aen hunne Tzaersche Majesteiten Kroon gehoorende Heerschappyen: Verdeeld in twee Stukken, Met der zelver Land-kaerten: mitsgaders, onderscheidene Afbeeldingen van Steden, Drachten, enz. Zedert naeuwkeurig onderzoek van veele Jaren, en eigen ondervindinge ontworpen, beschreven, geteekent, en in’t licht gegeven, door Nicolaes Witsen. Amsterdam: Halma, 1705 (in Dutch).


Воспроизводится по:
В. И. Трухин. Первые православные церкви Нерчинского острога (новые материалы) // Даурская старина. Историко-краеведческий альманах. № 1. Улан-Удэ: НоваПринт, 2024. С. 4–11.

Категория: Трухин В.И. | Добавил: ostrog (2024-10-05)
Просмотров: 38 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

 

Login Form

Поиск по каталогу

Friends Links

Site Statistics

Рейтинг@Mail.ru


Copyright MyCorp © 2006
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz