ГОРОДА И ОСТРОГИ ЗЕМЛИ СИБИРСКОЙ - КНИГИ И ПУБЛИКАЦИИ


Главная
Роман-хроника "Изгнание"
Остроги
Исторические реликвии
Исторические документы
Статьи
Первопроходцы

К истории Сибири.

 

1893г.   Буцинский П. Н.  

К истории Сибири.

Сургут и Сургутский уезд (1594 г.—1645 г.).

Нарым и Нарымский уезд (1598—1645 гг.).

Несомненно, что первый Нарымский острог построен в 1598 г., в год покорения князя Пегой Орды Вони. Но о месте этого острога мы не имеем точных данных. Мы знаем, что Нарымский острог переносился несколько раз с одного места на другое, прежде чем он занял нынешнее положение при впадении р. Кети в Обь. Но где его первоначальное местоположение? Миллер утверждаете, что прежнее место отстоит от нынешнего внизу при Оби в 16 верстах, и называется старое Городище 1), т. е. там, где ныне находится деревня Городищенская 2). Но это не верно. В древнейших документах, относящихся до Нарыма, мы находим иныя указания на первоначальное местоположение этого города. Нужно заметить, что царский наказ предписывал сургутским воеводам построить острог в земле Пегой Орды только на одну осень, «пока они приведут волости под царскую руку, возьмут ясак и закладчиков из лучших людей, а острогу в Пегой Орде и нашим людям впредь не быть, потому что место дальнее, вода верховая запасы проводить туда тяжело, а милым людям в остроге, в Пегой Орде быть нельзя, потому что у князя Вони с братией и детьми собирается до 400 человек» 3). Затем в наказе предписывалось, что как только сургутские воеводы исполнят свою задачу относительно нарымскаго князя Вони, то должны немедленно острог разорить. Но острог не был разорен и для этого, вероятно, нашлись уважительныя причины. Для сбора ясака с нарымских остяков и для того, чтобы ясачных людей держать в повиновении, сургутские воеводы стали посылать в нарымский острог «годовальщиков» по 20 человек из сургутских служилых людей. А так как этот острог первоначально строился на время, то при основании его церкви не было поставлено, как это обыкновенно [73] делалось при постройке всех сибирских городов. И только в 1610 г. царь велел в Нарымском остроге поставить «Божие милосердие храм во имя Покрова Пр. Бог. и придел Василия Кессар." 4). По поводу постройки храма и поднят был вопрос о перенесении Нарымскаго острога. На царское повеление из Сибири ответили, что "в остроге порожняго места нет и с сажень, и впредь тут острогу быть не прочно, место не похожее, отмывает острог водою сажени на четыре и по пяти, а от берега подвинуться некуда, пришел мох и болото, а можно поставить острог на левой стороне Оби и тогурскаго или верхняго устья реки Кети". Но по дозору некоторых людей оказалось, что и указанное место имеет теже недостатки. И вот начались поиски «крепкаго и погожаго места", которые продолжались до тех пор, пока Нарымский острог не сгорел до тла в 1619 году 5). По поводу этих поисков до нас дошла переписка сибирских начальных людей и в ней мы можем найти некоторыя указания на первоначальное место Нарымскаго острога. Так кетский голова Елиазаров, в своей отписке сургутскому воеводе, высказывая свои соображения относительно непригодности места при кетском тогурском устье, пишет: "от нарымскаго, господин, острога до тогурскаго устья вверх грести облосом три дня".... «нарымский острог стоит на Оби меж нарымских ясачных людей" 6). Отсюда ясно, что Старый Нарым находился при Оби, ниже тогурскаго устья на три дня пути. А чтобы это указание на первоначальное местоположение Нарыма было для нас более определенным, обратим внимание на следующия данныя. В тогдашнее время река Кеть сливалась с Обью тремя устьями нижним, средним и верхним или тогурским. Далее, в атласе Ремезова на л. 10 читаем: "от нижняго до средняго устья Кети ходу вверх Обью 4 дня, а от средняго до верхняго тогурскаго устья Кети ж ходу вверх Обью 2 дня". Сталобыть, чтобы проплыть против течения Обь от нижняго до верхняго или тогурскаго устья в XVII в. нужно было шесть дней. Теперь, если сопоставить этот вывод с указанием Елиазарова, что от [74] стараго Нарыма вверх Обью до тогурскаго устья можно доплыть только в три дня, то для нас станет очевидным, что первоначальное местоположение Нарыма находилось на половине указаннаго пути, т. е. между нижним и средним устьями Кети. Это место представляло остров, на котором жили нарымские остяки трех волостей Подгородней, Парабельской и Ларпидской что согласно и со вторым указанием Елиазарова: "Нарымский острог стоить на Оби меж ясачных нарымских людей". Затем, как мы упоминали, Нарым сгорел в 1619 году и после пожара воеводой Хомяковым - Языковым перенесен на новое место. Но и это место скоро оказалось непригодным и снова был поднять вопрос о перенесении Нарымскаго острога и при том самыми нарымскими жильцами. В ноябре 1630 г. последние послали в Москву такую челобитную: „В прошлом 1619 году Нарымский острог сгорел и дворы их и животы все погорели; воевода Иван Хомяков-Языков поставил острог не на угожем месте в водомоймине.... от Оби сажень с 70 и тот берег ныне смыло до самого острога. И уже острожное место весеннею водою снимает и вода быстриною в остроге и подле изрыла великия рытвины и острог ломало и башни сносило. Служилые и всякие люди ежегодно поправляют острог и ставят башни, а людей немного да и те бывают по службам и по посылкам, а дома их разоряются до основания: хоромы водою ломает и сносит, животина тонет и с голоду помирает, приходится держать ее на поветях и на избах до Петрова дня и далее, а которую отвозят на сухое место ту зверь съедает....".

Затем теже челобитчики жаловались, что весною этого года пришла вода великая, больше прежних вод, острог разломала и разносила, животину без остатка потопила и им служилым и всяким людям приходилось исполнять службы на лодках. А в довершение несчастия в Нарыме появилась болезнь оспа, от которой жены и дети мрут, а хоронить в остроге нельзя, отвозят мертвых в пустыя места, где звери выкапывают их из могил и поедают. Положение нарымских жителей, действительно, было ужасное! Только с русским терпением и выносливостью можно было жить среди такого неприветливаго края.

В заключение жалобы челобитчики просили государя смиловаться над их участью, не дать им совсем погибнуть велеть перенести острог на другое место. Вследствие этой челобитной в том же году последовал указ отыскать "крепкое и угожее место" и перенести туда Нарым 7). Но где в это время находился тот Нарымский [75] острог, который построен воеводой Хомяковым -Языковым? На это мы имеем единственное указание в "Росписи с чертежа, где быть нарымскому острогу" — чертежа, составленнаго после 1630 г.

Описывая то место, где должен быть построен новый острог, автор замечает:

"Нижнее кетское устье впало в реку Обь повыше Нарымскаго острога версты на две, где стоить ныне Нарымский, а от того новаго острога будет то кетское нижнее устье верст с 30....", "нынешний Нарымский острог стоит ниже кетскаго устья версты на две на протоке от реки 660 сажень, а тою протокою ходят из Оби большия суда под острог в сухую воду до госпожина дня, а если место не сухое, то и до заморозков" 8). Значит Хомяков-Языков в 1619 г. перенес Нарымский острог с прежняго первоначальнаго места довольно далеко, вниз по Оби, за нижнее кетское устье и поставил его на протоке, который соединял Обь с одним озером, восточный конец котораго в 17 в. едва не соединялся с рекою Кеть. Место это оказалось неудобным и по челобитью нарымских жильцов в 1630 г. велено найти новое и перенести туда острог. По вышеупомянутой росписи с чертежа предполагалось строить опять на острове, образуемом Обью и нижним и средним устьями Кети и на 30 верст выше по Оби от Нарыма, построеннаго Хомяковым. Но кажется это предположение не было исполнено; автор чертежа замечает, что если Нарым перенести на то место, которое он указывает, то нужно будет построить два караула один на нижнем устье Кети, а другой на р. Оби, потому что из новаго острога нельзя будет следить за торговыми и промышленными людьми, будут ли они плыть по реке Кети чрез ея нижнее русло или вверх и вниз по Оби, так как из предполагаемого острога на Обь и Кеть не видно. Строить два караула и держать в них людей это должно было вызвать такие материальные расходы, на которые правительство не могло согласиться. Вот почему мы думаем, что новое место для Нарыма, описанное в упомянутом чертеже не было одобрено, и Нарымский острог хотя и перенесен в 1632 году в третий раз, но только с протока за озеро к нижнему устью Кети, т. е. на то место, на котором Нарым находится и ныне.

Мы выше упоминали, что в Нарыме первоначально не было постояннаго населения, а жило только 20 человек "годовальщиков" из служилых людей, присылаемых из Сургута. Эти люди ежегодно менялись. Но с построением церкви (между 1612 1618 г.) Нарым [76] сделался городом и в нем явилось оседлое население: ружники, оброчники и служилые люди, с этого же времени стали посылать туда я воевод. В 1625 г. все население Нарыма состояло из 42 человек, кроме жен и детей. Они получали в год денежнаго жалованья 242 р. 26 к., хлебнаго жалованья 262 ч. муки, 77 ч. круп и толокна и 63 п. соли 9). Между населением нарымским в это время встречаются три новокрещенных остяка и язычник князь Тайбохта, сын Вони.

В последующее годы число жителей в Нарыме остается то же самое, но с перенесением города в 1632 г. на новое место население его увеличивается служилыми людьми; в 1633 году в Нарыме было жителей 46 человек, а в 1643 г. 55 человек, кроме жен и детей 10). В январе 1646 г. Алексею Михайловичу целовали крест следующия лица: голова, племянник головы, сын боярскаго сына, подьячий, новокрещенцев 4 человека, немец, служилых людей 33 человека, два пушкаря, присланные из Сургута на годовую службу 8 человек казаков и стрельцов, церковный дьячек, пономарь, банщик, два сторожа, два воротника, два отставных казака, 19 детей служилых людей, торговый человек, ссыльный сын боярский, отставной казак из новокрещенцев, два оброчника (толмач и палач), приказчик государевых пашенных крестьян, гулящие люди 5 человек всего 92 человека, а из уездных людей 15 человек крестьян, детей их 5 и новокрещенцев 11 человек 11).

Когда началось земледелие в Нарымском уезде и появились в нем крестьяне, мы не можем точно определить, но, кажется, не ранее 1620 года. Сеяли хлеб служилые люди, ружники, оброчники и государевы крестьяне, а пашни их, как и государевы, находились при реке Парабели. Вследствие отдаленности этих пашен от Нарыма, земледельцы терпели большия неудобства. Около 1640 года они били челом государю, что так как пашни от острога далеко и вода вешняя стоит долго, то им ездить к церкви Божией в Нарым совсем неудобно: во время половодья некоторые тонут, да и к тому же бывает остановка в пахоте и уборке хлеба, поэтому иные умирают без даров и похоронить некому, роженицы бывают долгое время без молитвы, младенцы без крещения и «нам живет осквернение многое".

[77] В заключение этой челобитной они просили государя, "чтобы он пожаловал, велел поставить на своей пашне церковь и прислать попа и церковное строение" 12). Просьба, вероятно, была исполнена; дворы упомянутых земледельцев положили начало ныне существующему селу Парабельскому, находящемуся от Нарыма в 25 верстах. Что же касается урожаев разных хлебов на упомянутых пашнях, то об этом мы можем судить по следующим данным: в 1637 году с государевой пашни собрано 3750 снопов ржи, 3500 овса, 1150 ячменя, а вымолочено ржи 117 чет., овса 142 ч. и ячменя 28 ч.; судя же по количеству посеянных хлебов, мы видим, что рожь уродила сам 7, овес сам 5 и ячмень почти сам 6.

Местнаго государева хлеба было слишком недостаточно для покрытия в Нарыме окладных и неокладных хлебных расходов, напр. в 1637 г. нужно было дослать туда 356 ч. ржи, 202 ч. овса и 15 ч. ячменя 13). Денежные доходы в Нарыме тоже не покрывали местных денежных расходов: в 1625 году собрано денег всего 154 руб., а расход превышал почти на 100 р. 14).

Инородческое население Нарымскаго уезда состояло из остяков. Древнейшая ясачная книга, дошедшая до нас, относится к 1629 г. По этой книге в Нарымском уезде были следующия инородческия волости:

1). Нарымская нижняя при Оби, а в ней лучший человек князец Ванга Кичеев и ясачных людей 40 человек.

2). Нарымская верхняя при Оби, а в ней лучший человек князец Тайбохта Вонин и ясачных людей 50 человек.

3). Парабельская 1-я при Оби  между  средним и нижним кетскими устьями, а в ней лучший человек князец Канна Киршин и ясачных людей 32 человека.

4). Парабельская 2-я при р. Парабели, а в ней лучший человек князец Сурайпа Сыцын и ясачных людей 20 человек.

5). Парабельская 3-я при р. Парабели, а в ней лучший человек Мер и ясачных людей 38 человек.

6). Парабельская 4-я, а в ней лучший человек князец Ермачко Иласов и ясачных людей 18 человек.

7). Ларпидская между средним и нижним   кетскими устьями, а в ней лучший человек князец Каско и ясачных людей 26 человек.

 [78] 8). Пиковская между средним и тогурским кетскими устьями, а в ней лучший человек князец Сонгу и ясачных людей 16 чел.

9). Тогурская за тогурским устьем, а в ней лучший человек князец Немгода и ясачных людей 30 человек.

10). Чурабарская 1-я при Оби за тогурской  волостью, а в ней лучший человек князец Ягода и ясачных людей 20 человек.

11). Чурабарская 2-я (ibid.), а в ней лучший человек Мартырман и ясачных людей 10 человек.

12). Чаинская при р. Чае, а в ней лучший человек князец Тандауш и ясачных людей 32 человека.

Всех ясачных людей с князьями в Нарымском уезде в 1629 г. было 344 человека, а ясаку и поминков преходилось с них взять по сибир. цене на 1608 руб. 27 коп. 15). А судя по количеству собраннаго ясака, и в 1625 г. ясачных  людей было столько же 16).

В 1632 г. ясачных людей во всех волостях осталось 324 человека 17). Затем в 1634 году ясачные люди трех волостей двух Чурабарских и Чаинской били челом государю о том, чтобы им платить ясак не в Нарымский острог, который стоить от них далеко, а в Томский город. Государь пожаловал и в Нарымском уезде таким образом остались только 9 инородческих волостей. Но нарымские воеводы не хотели уступить этих волостей и добились было того, что в 1639 г. царь указал упомянутым волостям снова платить ясак в Нарым. Тогда инородцы послали вторую челобитную Государю, в которой писали: "Нарымский острог отдалел, а Томский город прилег близко, да в Нарыме сиротам твоим, кpoме ясака великая натуга ежегодно чиним острог и делаем всякия острожныя поделки; возим дрова для съезжей избы, торговой бани и для поварни, где вино курят, варят пиво и брагу, да с нас же ежегодно берут рыбу, хмель, сумы, ремни и бересту". В заключение челобитной инородцы писали, что если их государь не пожалует и оставить за Нарымом, то им придется окончательно разориться и брести врозь 18).

Государь пожаловал и волости Чурабарския и Чаинская навсегда приписаны к Томску.

[79] По ясачной книге 1641 года за Нарымом значилось 9 инородческих волостей, в которых ясачных людей было только 135 человек 19). Ясачную книгу 1645 г. мы не нашли и потому точно определить за этот год число ясачных людей в Нарымском уезде не можем.

Шертовали Алексею Михайловичу в январе 1646 года только 67 нарымских остяков, но число ясачных людей было несравненно больше: если судить по количеству собраннаго ясака за 1646 и 47 гг., то их было около 200 человек 20). Тем не менее убыль ясачных людей в Нарымском уезде довольно значительная и является вопрос о причинах этой убыли. Отписка трех волостей к Томскому уезду еще не решает вопрос: в них было не более 60 человек. Но мы знаем другия причины убыли ясачных людей в Нарымском уезде. Во-первых христианская религия имела значительный успех среди остяков этого уезда, а новокрещенные освобождались от ясака и записывались в служилые люди: к 1640 г. под Нарымом образовалась целая деревня новокрещенцев и несколько крещеных остяков жили в самом городе, по документам, которые мы имели в руках, таковых было 20 человек (семейств), но на самом деле их было значительно более. Во-вторых нарымские остяки в это же время много пострадали от оспы, которая при первом появлении в Сибири в высшей степени губительно действовала на инородцев. Наконец многие разбежались вследствие недостатка пушных зверей в Нарымском уезде. Мы видим постоянныя жалобы на Нарымских остяков со стороны сургутских, кетских и томских инородцев в том, что они охотятся в их лесах и выбивают зверя, а нарымцы в свою очередь жалуются, что в их уезде нет никакого зверя и, если им не "зверовать" в других местах, то совсем нечем будет уплачивать ясак. Так в 1644 г. нарымские остяки, жалуясь на воевод, что они вместо умерших прибирают для платежа ясака недорослей и захребетников, пишут: «нам, государь, стало не вмочь зверь в Нарымском уезде вывелся и мы для твоего государева ясака ходим вдаль в Енисейский, Тазовский, Сургутский и Тарский уезды и в то время, когда бываем на промыслах, те захребетные люди помогают нам в подводах и гонцах, кормят наших жен и детей.... Да нас сирот твоих, на тех промыслах в Енисейском, Томском, Кетском, Тарском, Тазовском [80] (Мангазейском) и Сургутском уездах наша братия остяки и татары бьют и грабят и запасы отнимают...." В заключение челобитной нарымцы просили государя а) запретить воеводам облагать ясаком их помощников захребетных людей и недорослей, а б) издать указ, чтобы им было вольно ходить на промыслы в другие уезды и чтоб там не делали им никаких обид 21). Из разных документов мы узнаем, что, действительно в Нарымском уезде было мало пушных зверей и это обстоятельство заставляло нарымских остяков оставлять родныя места и переселяться в другие уезды. Самая высокая рыночная цена на людей в Нарыме указывает на малонаселенность этого края. Например: остяк Анса отдал сына своего Кареллю в холопы десятнику Антону Яковлеву за "кобылу большую, за жеребца 2-х лет, быка 4-х лет, кусок сукна и 4 хлеба". Другой остяк закабалил себя попу Якову и за кабалу взял зипун сермяжный в 2 1/2 р., быка ценою один рубль, 10 аршин покроми, 8 ложек и 4 гребня роговых 22).

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1) Опис. Сиб. Ц. стр. 259.

2) Эта деревня отстоит от нынешняго Нарыма в 5 верстах и название ея произошло от городища какого-нибудь инородческаго князя, может быть кн. Вони.

3) Сиб. Пр. кн. 1.

4) Сиб. Пр. кн. 2 70.

5) Миллер на основании одной отписки Тобольск, в. Буйнос-Ростовскаго к Нарымскому голове Мирону Тимоф. заключает, что Нарымский острог перенесен был или в 1613 г. или в следующем. Но это заключение не верно: другие документы показывают, что Нарымский острог в эти годы еще находился на старом месте и в первый раз перенесен только после пожара в 1619 г.

6) Опис. Сиб. Ц. Миллера стр. 255.

7) Сиб. Пр. Столб. 30 лл. 406 411.

8) Сиб. Пр. ст. 136 л. 86.

9) Сиб. Пр. кн. 47 л. 162; кн. 14 л. 52.

10) Сиб. Пр. кн. 153.

11) Сиб. Пр. кн. 204 л. 53.

12) Сиб. Пр. ст. 6135 л. 40.

13) Сиб. Пр. кн. 70 л. 544 и 570.

14) Сиб. Пр. кн. 8 л. 49.

15) Сиб. Пр. кн. 19 л. 735.

16) Сиб. Пр. кн. 17 л. 99.

17) Сиб. Пр. кн. 34 л. 724.

18) Сиб.  Пр. ст. 90 лл. 243-248.

19) Сиб. Пр. кн. 144 л. 203.

20) Сиб. Пр. кн. 204 л. 65; кн. 221 л. 159; кн. 17 л. 99.

21) Сиб. Пр. ст. 136 л. 342 — 344; ст. 112 л. 427 и д. ст. 136 л. 605; ст. 12 л. 406.

22) Сиб. Пр. ст. 91 лл. 49 — 54.

 

Кетск и Кетский уезд (1602—1654 г.).

 


Библиографическое описание:  "Записки Императарскаго Харьковскаго. Университета", книга II, 1893 г., часть неоффицальная. (а). Харьков 1893г.

Сетевая версия – В. Трухин, 2008

Сайт управляется Создание сайтов</ UcoZ системойой