В настоящей статье автор попытался проследить эволюцию присяг сибирских аборигенов, называвшихся в рассматриваемый период термином шертъ. Определены виды этих присяг, один из которых являлся процессуальным действием в суде и функционировал как элемент судов Божиих. Другой разновидностью шерти выступали шертные договоры (шертоприводные записи) на подданство и верную службу царю. Шертование иноземцев в широком смысле имело то же юридическое значение, что и крестоцелование – присяга православных подданных, но приносилась шерть по обычаям и вере аборигенных жителей. Выявляется связь шертных договоров с особой статьей наказов сибирским воеводам – «жалованным словом».
Тексты шертоприводных записей XVII в. послужили основой для появления в XVIII веке присяг на верность русским царям, при вступлении в российское подданство. Сопоставление присяги 1789 года с текстом шерти конца XVI в. и шертоприводной записью 1700 года показывает, что при всех отличиях этих документальных памятников, в них имеется ряд принципиально сходных статей, свидетельствующих о преемственном развитии этих документов. Во-первых, они содержат обязательное указание на факт вечного подданства присягающих, во-вторых, закрепляется обязательство регулярно платить ясак или нести службу, в-третьих, присягающие обязуются быть лояльными к представителям центральной власти на местах, и, в четвертых, присягающий обязуется извещать местные власти о «шатости и измене» своих соплеменников о всем том, что могло нанести вред государству.
Автор обращает внимание на то, что необходимо различать шертование как процессуально-ритуальное действие и шертную запись как юридический документ, подтверждающий факт и содержание клятвы-присяги, имеющей правовые последствия.