
егодня в разделе "Каталог файлов" в формате PDF опубликована статья Е. А. Багрина "ОРГАНИЗАЦИЯ КОННОЙ КАЗАЧЬЕЙ СЛУЖБЫ В ЗАБАЙКАЛЬЕ ВО 2-Й ПОЛОВИНЕ XVII ВЕКА"
Год: 2025.
Жанр: статья.
Издание: Казачество на службе Отечеству: К 80-летию Великой Победы и к 360-летию битвы под Белой Церковью. Сборник научных статей / Составитель Д.М. Володихин, научный редактор А.В. Малов, технический редактор Э.С. Новикова. – М.: «Снежный Ком М» (ИП Штепин Д.В.), 2025. С. 153-167.
Язык: Русский
Во второй половине XVII столетия начался процесс присоединения Забайкалья к России. Здесь российским вооруженным силам противостояли «немирные» кочевые народы, как проживающие на территории региона, так и приходящие из Монголии. Очевидно, что гарнизоны забайкальских крепостей в первую очередь должны были включать в себя конных служилых людей. Однако на практике это было не так. В Нерчинске (военном центре Восточного Забайкалья) конная казачья служба была введена только через 11 лет после основания крепости, благодаря постоянным обращениям в Сибирский приказ его администраторов, отмечавшим необходимость перевода казаков в конную категорию служилых людей. В Селенгинске (военном центре Западного Забайкалья) аналогичный процесс занял около 25 лет. Решению этого вопроса способствовал окольничий Ф.А. Головин, назначенный командовать российскими военными силами в Даурии во время переговоров с Китаем об установлении официальной границы, т.к. здесь он столкнулся с острой нехваткой кавалерии в противостоянии с монголами и маньчжурами. В отличие от Нерчинска, где в 1669 г. весь гарнизон был зачислен в конные казаки, в Селенгинске в 1690 г. в эту категорию была переведена только 1/3 служилых людей. Аналогично был реформирован и военный контингент Иркутска, ставшего центром, контролирующим крепости Западного Забайкалья. Медленный процесс увеличения числа конных казаков на юге Дальнего Востока можно объяснить стремлением Сибирского приказа к экономии финансовых ресурсов за счет выплаты забайкальским казакам более низких окладов, положенных за пешую службу. В то же время они фактически выполняли преимущественно конные службы, тратя на содержание лошадей собственные средства. Такое положение дел вело к обнищанию значительного их числа, усугубляемое постоянными угонами казачьих табунов кочевниками. Социальное напряжение в служилой среде, вызванное этим фактором, в конечном итоге подталкивало правительство к решению вопроса о переводе казаков в конные оклады.