Перечень книг Сибирскаго и Тобольскаго митрополита Игнатия находится в «описных книгах» митрополичьей «домовой и келейной казны», составленных в августе 1700 г., во время пребывания митрополита в Москве и хранящихся ныне в московском архиве Министерства Юстиции (Сибирскаго приказа книга № 1569, лл. 1 — 18). Предисловие к «описным книгам» говорит, что 9 августа 1700 г. «великий государь царь» и «великий господин святейший кир Адриан архиепископ московский и всеа Росии и всех северных стран патриарх указали на Москве в Китае-городе на Казанском подворье» переписать митрополичью казну «для того: за повреждением ума своего он Игнатий митрополит учинился святейшему патриарху непослушен и противен, и за ту свою вину послан он, Игнатий митрополит подначал в Симонов монастырь»... «Описныя книги» составили «дому святейшаго патриарха приказной судия монах Иосиф Бумаков, да диаки — Сибирского приказу Иван Чепелев, да Патриарша Розряду Василей Нестеров», в присутствии «домовых людей» митрополита Игнатия — «казначея» иеромонаха Саватия, «дьяка» Григорья Яковлева, иеромонаха Израиля, иеродиакона Исакия и «стряпчего» Кузьмы Главина (л. 1). Далее идет опись ризницы (л. 2), платья (л. 4), посуды и денежных документов («заемныя памяти», «росписки» и пр.) (л. 6). Библиотека митрополита описана в двух местах: опись меньшей части книг следует после перечня денежных документов. Вот она: «В Крестовой Полате книг печатных: Псалтирь следованная вдесть, Книга Минея общая вдесть, Служебник вполдесть, Ирмологий вполдесть» (л. 6 об.). Затем опять — опись ризницы (ibid.), посуды и других предметов «домовой казны». Большая часть библиотеки описана в [287] отделе «архиерейской келейной казны». Здесь, после перечня 3 «образов», идет следующая опись около 70-ти «печатных» и «письменных» книг (л. л. 9 — 10): «Святцы по весь год, печатные, на бумаге, в раме. Евангелие напрестольное, печатное, на александрийской бумаге, по обрезу золочено, в досках не оболочено. Книг печатных вдесть, в переплете: Устав, по обрезу золотом, оболочен сафьяном красным. Пролог, весь год вдву переплетах. 24 книги Миней месечных, в особых переплетах. Маргарит, по обрезу золотом. Минея Общая с праздники, по обрезу ж золотом. Минея Общая. 2 книги Октая на осмь гласов. Псалтырь нового выходу. Цветослов предпразднеством и празником Господским и Богородичным и святым. История Сирская, письменая, на александрийской бумаге. Символ православные веры, письменой, в тетратех. Хрисмологион, письменная, в тетратех. Книг же печатных вполдесть, в переплете: Служебник, по обрезу золотом. Новый Завет, на греческом языке, по обрезу золотом, оболочена бархатом алым. Вполдесть же письменых: Алфавит. 2 книги лечебники. Епистолия Иякова брата Господня о поставлении во священный чин, в тетратех. О пресуществлении Тела и Крови Христовы, сочиненная Афонасием архиепископом Холмогорским: 16 книг партесных, в том числе 8 книг в черной коже. А по скаске дьяка (т. е. митрополичьяго дьяка Гр. Яковлева) те-де 8 книг в черной коже казенные (т. е. принадлежали нелично митрополиту, а Тобольскому митрополичьему дому). В тетратех на 12 голосов партесных служеб и канцертов, а по скаске (чьей именно — не сказано), что те тетрати взяты Егорьгиевского девича монастыря у дьячка Федора Григорьева на список. Книг вчетверть: Полуустав, Киевской печати, в переплете, по обрезу золотом. Канонник, Киевской печати. 3 книги певчие, на крюках. 4 книги певчие на нотах. А чьи те книги — того домовые люди не сказали. Псалтирь на роспеве, писана воблетуре на три голоса на ноте, в длинную тетратку, переплетена в зеленую кожу, по обрезу золотом. [288] Часословец греко-латинский, восмушку. Книга певчая Октаи на крюках, восмушку, по обрезу золотом». Далее — перечень разных «писем» (л. 10 об.), денег, предметов и пр. Между прочим: «чернилица струпкою (?) и сцепочкою, серебреная счернью, вызолочена местами» (л. 11 об.), — «два карандаша, да цыркиль медное» (л. 12), — «очки хрустальные со влагалищем» (л. 12 об.), — «персона великого государя» (л. 13 об.), — три чертежа розные, на бумаге, в том числе два подклеяны крашениною» (ibid.) и проч. К «описным книгам» приложены 2 челобнтныя: 1) митрополита Игнатия (за собственноручною его подписью) — об отдаче ему денег, взятых из его «подголовка» в Сибирский приказ (л. 19, «выпись» приказа по челобитной — л. л. 19 - 20) и 2) Ивана Слободского, «певчаго» Вологодскаго архиепископа Гавриила (л. 23, «выпись» — л. л. 23 — 25). Последняя челобитная имеет отношение к библиотеке митрополита Игнатия. Вот она: «Великому государю.... бьет челом богомолец твой преосвященного Гавриила архиепископа Вологодского и Белоозерскаго певчей Ивашко Слобоцкой: в прошлом, государь, 1700-м году, в феврале месяце, преосвященный Игнатий митрополит бывший Сибирский, едучи к Москве; в бытность свою на Вологде взял у меня, богомольца твоего, певчие нотные 8 книг, а те, государь, книги переплетены в красную телятенную кожу без застежек, и списав те книги, хотел отдать мне, богомольцу твоему, вскоре, а за случей, государь, те книги и по се число мне, богомольцу твоему, не отданы, а ныне, государь, с его архиерейской келейной рухледью взяты они, по твоему великого государя указу, в Сибирской приказ. Милосердый великий государь!... пожалуй меня, богомольца своего, вели, государь, те мои нотные книги выдать. Великий государь, смилуйся!» — «К сей челобитной певчей Ивашко Слободской руку приложил» (л. 23). В «выписи» Сибирскаго приказа (л. л. 23 об. — 25) читаем, что Иеромонах Израиль, «казначей» митрополита Игнатия, подтвердил показание Ивана Слободского о «нотных книгах»: митрополит действительно «на Вологде у архиерейского певчего Ивана Слободкого певчие 8 книг в красной коже взял на список, а списав хотел едучи назад с Москвы отдать ему Ивану, и те книги певчие подлинно ево певчего Ивана Слободкого» (л. 24 об.). 8 апреля 1701 года, «по указу великого государя, думной дьяк Андрей Андреевичь Виниюс с товарищи, слушав сей выписки, приказали певчему Ивану Слободскому певчих 8 книг, которые, у него взял преосвященный Игнатий митрополит — отдать с роспискою (ibid). Ниже следует «росписка» Ив. Слободского в получении книг (л. 25). [289] В июне 1701 г. составлена была «ценовная роспись» библиотеке и другой «келейной казне» митрополита Игнатия. Поводом к оценке митрополичьяго имущества была челобитная новаго Сибирскаго митрополита Димитрия (потом митрополита Ростовскаго), просившаго о выдаче «пожитков» митр. Игнатия, скончавшагося в Москве 13 мая 1701 г. (см. «челобитную» м. Димитрия, за собственноручною его подписью, на л. л. 26 — 27). Митр. Димитрий мотивировал свою просьбу тем, что на содержание в Москве «церковных служителей» и «домовых людей», приехавших из Тобольска с м. Игнатием еще в феврале 1700 года, «занято 700 рублев, и тех денег в платеж спрашивают, а за домовою денежною скудостию платить мне, богомольцу твоему, нечем и взять негде: подаяния себе ниоткуды не имею, а Сибирская епархия от Москвы в дальном разстояиии»... Митрополит просит выдать «пожитки» м. Ыгнатия «на пропитание мне, богомольцу твоему, с церковными служители и с домовыми людьми, для поминовения во блаженном успении брата моего преосвященного Игнатия митрополита»... В составленной Сибирским приказом «выписи» по челобитной (л. 27 и след.) снова повторяется опись библиотеки митроп. Игнатия (л. л. 27 об. — 28) и других предметов его «келейной казны», хранившейся в приказе. Затем следует «ценовная роспись» книг (л. л. 31 — 32) и остальнаго имущества. Извлекаю отсюда сведения о стоимости книг (выбрасывая снова повторяющееся описание книг); «Евангелие напрестольное... цена 6 рублев», «Устав» - 3 р., «Пролог» 5 р., «24 книги Мнней месечныя, в переплетах, цена по 17 рублев год, итого 31 рубли», «Маргарит» — 3 р., «Минея общая с праздники» — 3 р., «2 книги Октая» — 3 р. 8 алтын 2 деньги, «Псалтир нового выходу» — 1 р. «Минея общея, а по осмотру ценовщиков та книга — чесослов налойной, а не Минея, цена рубль». «Цветослов» цена 40 алтын, «История Сирская, письменная» — 1 р., «Символ... письменной» — 2 р., «Хрисмологион, письменная» — 1½рубля, «Служебник» — 25 алтын, «Новый Завет на греческом языке» — 1 р. Рукописи («вполдесть»): «Алфавит» — 13 алтын 2 деньги, 2 «Лечебника» — 16 алтын 4 деньги; «Епистолия Иякова брата Господня» и «О пресуществлении» соч. Афанасия архиепископа Холмогорскаго (т. е.— два сочинения в одной рукописи) — 3 алтына 2 деньги; «в тетратех на 12 голосов Партесных Служеб и Канцертов — цена рубль». «Книг в четверть»: «Полуустав, Киевской печати» цена 30 алтын, «Канонник, Киевской [290] печати» — 3 алтына 2 деньги, «3 книги певчие, на крюках» — 3 алтына 2 деньги, «4 книги певчие, на нотах» —10 алтын, «Псалтир на роспеве»... — 10 алтын; «Часословец греко-латинской, в осмушку» — 3 алтына 2 деньги; «Книга певчая Октай, на крюках» — 6 денег; «8 книг портесных» — «2 рубли 4 гривны». «И вышеписанные книги ценили Книжного ряду торговые люди Федор Харитонов, Стефан Филипов» (л. 32). «Евож митропольи взятых из Симонова монастыря книг вдесть: Апостол — цена 46 алтын 4 деньги, Псалтир совоследованием» — 1 р. 20 алтын, «Маргарит» — 3 р. «Требник» — 1½ рубля (ibid.). Привожу также цены «чернилицы» и других вышеуказанных предметов: «чернилица струбкою и сцепочкою, серебреная... весом 34 золотника, по гривне золотник, итого 3 рубли 13 алтын 2 деньги» (л. 32 об.). — «Два карандаша да цыркаль медные, цена 6 денег» (л. 33 об.). — «Очки... 10 денег» (ibid.). Эту оценку сделали торговые люди Ветошного ряда (л. 36). Любопытны в «ценовной росписи» дополнительныя сведения о найденных у митрополита Игнатия «персоне (портрете) великаго государя» и 3 «чертежах» (в «описных книгах» они описаны очень глухо) «Персона великого государя заморской печати, на листу» (л. 37 об.). «3 чертежа, в том числе: один — Соловецкого монастыря, другой — часть Московскою государства, у него угол выгорел, третей — часть Европии» (ibid.). — Цены «персоны» и «чертежей» не указаны. Интересна еще опись 5 «листов печатных» — рисунков (выше они не приведены, так как в «описным книгах» эти «листы» описаны (л. 8 об.) очень глухо: «5 листов печатных розных»): «5 листов печатных, в том числе: один — изображение святые Соборные церкви (Московскаго Успенскаго собора?), а в ней персоны великих государей и святейшаго патриарха; на двух (листах) — держава великих государей, да на двух же — подпись на те листы» (л. 37 об.). — Цена «листов» не обозначена. Библиотека и другое имущество (не все — см. л. 37) митр. Игнатия было отдано митр. Димитрию, как говорит следующий приговор Сибирскаго приказа (привожу в извлечении): «1701 г., августа в 31 день, по указу великого государя... думной дьяк Андрей Андреевичь Виниюс с товарищи, слушав вышеписанных ценовных росписей и выписки, приказал: взятые у преосвященного Игнатия митрополита Сибирского и Тобольского келейные образы и книги и евангелия и печать серебреную и остаточные камки в косяках и... отдать пре-[291] священному Димитрию митрополиту Сибирскому и Тобольскому, для того что волею Божиею сего 1701 году в июне месяце в Тобольску Софейской дом и казна и многие запасы погорели.... А серебро ж плавленое из горелых денег и в слитках, с золотом и с медью (тоже из «рухляди» митр. Игнатия), велеть при дьяках и старом подячем переплавить начисто.... и переделав деньги, держать (в Сибирском приказе) в росход, для того что из ево великого государя казны домовым Соеейским всякого чина людем дано.... жалованья кормовые деньги и выход собольми и кумачами, а преосвященный Игнатий митрополит к Москве приехал по своему челобитью, а не по призыву, и тех людей завез с собою своим произволением. — Диак Иван Чепелев» (л. л. 38 об. — 39). 10 сентября 1701 года «келейные образы, и персоны, и книги, и серебреная печать, и чернильница» и проч. «отданы в дом» митрополита Димитрия (л. 39 об.). 8 февраля 1702 года выдано Сибирским приказом преемнику митрополита Димитрия (известно, что он в Сибирь не ездил, а переведен был в Ростов-Великий) по Тобольской кафедре митрополиту Филофею — 300 рублей «вместо серебра» и 2 денежных «кабал», принадлежавших митрополиту Игнатию и отписанных раньше в государеву казну. Остальныя «заемныя памяти» митрополита Димитрия (л. 39 об.) и другие денежные документы (ценность их более 1000 р.), хранившиеся в Сибирском приказе, отданы митрополиту Филофею — «бывшаго Игнатия митрополита души на поминовение»... (л. 41). Но о библиотеке митрополита Игнатия и о другой его «келейной казне», переданной Св. Димитрию Ростовскому по приговору 31 августа 1701 года, ничего не говорится в приговоре Сибирскаго приказа от 8 февраля 1702 года: очевидно, и книги, и прочая «рухлядь» митрополита Игнатия остались у митрополита Димитрия.
Воспроизводится по:
Журнал "Библиограф". 1892 г. 8 — 9. с.286 — 291. Стиль, пунктуация и орфография сохранены, буквы старого русского алфавита заменены современными. Сетевая версия – В. Трухин, 2012
Источник: Журнал "Библиограф". 1892 г. 8 — 9. с.286 — 291.
|