В бумагах архива министерства юстиции имеется челобитная знаменитаго амурскаго деятеля XVII века Ерофея Хабарова, именно его челобитная царю, которую в июле 1654 года енисейский воевода Афанасий Пашков прислал в Москву...
...В нынешнем 1703 году, по указу великого
государя, чертещик Иван Матвеев с прежних сибирских чертежей холстинных переводил
на бумагу Верхотурской городу и уезду большой чертеж, да с того чертежа зделал два
малых чертежей на бумаге». Да он же Иван сказал: сверх-де того
делал он с Тобольского большого холстинного чертежа чертеж на бумаге, да с Книги
Чертежей, что Делал Семен Ремезов, списывал 4 чертежа — Верхотурской, Тобольской
Красноярской, да Поморским городам, да пушечных 10 чертежей...
В генваре 1686 г. Сибирский приказ представил государям "доклад", по поводу "отписки" Красноярскаго воеводы стольника Григория Шишкова, прислал "отписку", писавшаго о следующем "государеве деле": "Красноярского уезду Верхнего Караулънаго острога служилой человек Тимошка Елфимов извещал на служилого-ж человека на Марчка Хомякова государево дело: играл-де он, Марчко, шахматы с Андрюшкою Волыншиком, и взял-де он, Марчка, с доски шахмат и молыл (т. е. молвил): "то-де я чаял ферзь, аноде царь"! и царя (т. е. шахматную фигуру) избранил матерны...
Енисейский воевода Андрей Леонтьевич Ошанин, сообщая в 1626 г. в своей «отписке» государю о сооружении в остроге двух храмов— «царскаго богомолья» во имя Введения Пресвятой Богородицы и «обетнаго храма», воздвигнутаго «служилыми людьми», во имя «государева ангела Михаила Малениа», жалуется на отсутствие в этих храмах образов, книг и «всякаго церковного строенья» и просит «пожаловать» — прислать все это из Москвы. Воевода жалуется также на то, что в Енисейском остроге «служит черной священник, а белого священника нет», а без последняго в городе «быть не уметь: многие твои государевы служилые люди и пашенные крестьяня женатые, и молитвы роженицам и свадьбы венчати некому»... В заключение воевода пишет, что колоколов у церквей нет, «а звонят в Енисейском остроге у твоего царскаго богомолья в якори!...
Воевода Кецкаго острога Василий Василиевич Нелединской писал, в 1643-м году, в Сибирский приказ, что 30-го ноября прислан к нему «колодник-иноземец Матюшка Сосновской, а велено» его «посадить в тюрьму и корм» ему давать «по алтыну на день». Воевода посадил его в тюрьму, которая находится «под съезжею избою, а тыну около тюрьмы нет, ни сторожа, ни целовальника, ни палача у тюрьмы нет...
В "отписке" Ленскаго (Якутскаго) воеводы стольника Петра Головина, 1641
г., разсказывается, между прочим: когда воевода был проездом в
Енисейском остроге, пришел к нему Тобольский пятидесятник Богдан
Ленивцев и доложил: "ходил-де он, Богдашка, по двором, где стоят
Тобольские служилые люди, для выима зерновые игры, и пришли-де они к
Енисейскому палачю к Ивашку Кулику, и в той-де избе из бумашки пьет
табак Енисейской служилой человек Ондрюшка Козлов...
В 1641 г. тюменский воевода кв. Григорий Петрович Борятинской прислал
следующую «отписку» государю:«Государю царю... Гришка Борятинской челом
бьет: в твоем государю!... наказе у меня... написано: на перед сево на
Тюмени и в иных сибирских городех и в острогах приезжие и туточные
сибирские служилые и всякие люди покупали и продавали межь себя и пили
табак, и мне-бы... на Тюмени и в Тюменском уезде у детей боярских и у
всяких русских людей и у иноземцов табак сырой и толченой и дымной и на
полех сеяной велети выймати, да у ково табак вымут, или ково и без выимки табаком уличат, и тем людем за то чинить наказанье жестокое — велеть их бити по торгом кнутом не щадно...
В 1644 году Нарымский воевода Иван Артемьевич Чеадаев прислал в
Сибирский приказ следующую челобитную «государевы торговой бани
баньщика» Стеньки Мокеева: «Царю государю и великому князю Михаилу
Федоровичу всеа Русии бьет челом сирота твоя Нарымсково острогу баньщик
Стенька Мокеев: был, государь, в нарымском остроге в баньщиках
новокрещен Сенька Курко, и в прошлом, государь, во 151-м году тот Сенька
Курко умер, а в ево Сенькино место твой государев воевода Иван
Ортемьевич Чеадаев велел написать в баньщики меня, сироту твою, неволею...
Перечень книг Сибирскаго и Тобольскаго митрополита Игнатия находится в «описных книгах»
митрополичьей «домовой и келейной казны», составленных в августе 1700
г., во время пребывания митрополита в Москве и хранящихся ныне в
московском архиве Министерства Юстиции (Сибирскаго приказа книга №
1569, лл. 1 — 18). Предисловие к «описным книгам» говорит, что 9
августа 1700 г. «великий государь царь» и «великий господин святейший
кир Адриан архиепископ московский и всеа Росии и всех северных стран
патриарх указали на Москве в Китае-городе на Казанском подворье» переписать митрополичью казну «для того: за повреждением ума своего он Игнатий митрополит учинился святейшему патриарху непослушен и противен, и за ту свою вину послан он, Игнатий митрополит подначал в Симонов монастырь»...
14 марта 1700 года Сибирский митрополит Игнатий взял у Алексея Коробовского две книги «Хрисмологион» и «Историю Скифийскую», чтобы позже купить их или сделать копию. Об этом событии и повествует приведенная Н.Н Оглоблиным челобитная Коробовского.
"...взял у меня Сибирский митрополит Игнатий Корсаков две книги письменныя
Хрисмологион да Историю Скифийскую, цена тем книгам 11 рублев, а денег
за них не платил, и про то
ведает келейник ево монах Дамиан, которой ныне живет в Чюдове монастыре.
Итогож марта в 16 день по указу святейшаго патриарха взят он Игнатий
митрополит в Чюдов монастырь..."