На сегодняшний
день ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что на формирование городской
культуры России значительным образом влияло наличие в городах питейных
заведений [1]. Кабаки, как места
распития спиртных напитков, и кружечные дворы, как места розничной и оптовой
продажи вина и пива, оказывали непосредственное влияние на развитие городов,
как в социально-экономическом, так и в культурном плане. Еще такой видный
представитель демократического направления русской историографии, как И.Г.
Прыжов писал: «На основании простого физиологического закона, что среди людей
легче естся и пьется, люди собирались пить вместе, и в дружеской беседе около
вина, в братском столкновении человека с человеком, завязывалась между людьми
социальная жизнь» [2].
Однако, наряду с
государственной и частной продажей спиртных напитков, в городах Сибири (равно
как и европейской части страны) на протяжении XVII–XVIII вв. практиковалась так
называемая «винная дача», когда спиртное выдавалось властями практически всем
слоям населения бесплатно. Делалось это в основном по праздникам. К числу этих
праздников относились царские тезоименитства и дни рождения государя и членов
его семьи. Такая раздача «погребного питья» именовалась «винным жалованьем»,
которое получали практически все слои населения: служилые, торговые и
промышленные люди, посадские, духовенство, а также пашенные крестьяне и нищие.
Пить за здоровье государя на Руси было старой традицией. Народ издавна славился
любовью к попойкам, а пьянству часто придавалось героическое значение.
Например, доблесть богатыря «измерялась способностью перепить других и выпить
невероятное количество вина» [3]. Отсюда, видимо, и берет свое начало особая любовь к
«горячему вину» служилых людей.
На традицию
русских пить за здоровье своего государя указывает большинство
западноевропейских путешественников, побывавших в России. Так, Н. Витсен пишет
о том, что 27 марта 1665 г.
на праздновании дня рождения Алексея Михайловича «пили полными ковшами», а 1
мая на прощальном приеме у царя делегацию заставили «зверски много... выпить
меду и испанского вина» [4].
На выдачу винного
жалования во времена царя Алексея Михайловича указывает Г.К. Котошихин, говоря
о том, что вино выдавалось «послом и посланником, и гонцом, и посолским
дворяном, и иным чином в дорогу... питья, вина, вина горячие, меды розные,
пива, по указу, для чину, негораздо по болшому, по старому обычаю» [5].
Первые имеющиеся
у нас сведения о выдаче вина в сибирских городах относятся к середине XVII в.
Так, в отписке, датированной 1649
г., якутский воевода Д.А. Францбеков писал о том, что он
получил царскую грамоту о рождении царевича Дмитрия Алексеевича. По этому
случаю воевода созвал детей боярских, стрельцов, казаков и пушкарей, а также
торговых и промышленных людей, которых велел напоить вином из казенных запасов [6]. На выдачу вина «всех чинов людям» в
Томске середины XVII в. указывает Н.Н. Покровский, говоря о том, что воеводский
запас вина расходовался на «государские именины и для стрельбы на Богоявление и
на Происхожденьев день», когда духовенству и верхушке служилых людей выдавалось
по 7–5 чарок человеку, а казакам и крестьянам — по 3–2 чарки. Также вино
расходовалось на угощение местным князцам, аманатам и во время дипломатических
приемов. Таким образом, за год из государева погреба расходовалось 150–200
ведер воеводского хлебного вина и несколько ведер «церковного» вина [7].
Интересен тот
факт, что до конца 1680-х гг. «горячее вино» выдавалось практически всем слоям
населения. Впоследствии же винное жалование стало выдаваться только служилым
людям на праздники и за службу, а также ясачным инородцам за уплату дани. На
наш взгляд, это связано с запретом выдавать вино определенным слоям населения.
Так, например, существует царская грамота, датированная ноябрем 1687 г. и адресованная
верхотурскому воеводе Григорию Нарышкину, говорящая «о прекращении выдач
погребного питья в господские праздники и царские тезоименитства». Грамота
запрещает выдавать вино лицам священнического чина (архимандритам и
протопопам), а также верхотурским посадским и приезжим людям и пашенным
крестьянам. Одновременно с этим предписывается выдавать «горячее вино» головам
и детям боярским — по 3 чарки, а казакам и стрельцам — по 2 чарки человеку [8]. Можно предположить, что подобные
грамоты были отправлены воеводам и в остальные сибирские города, ибо книги
«винной дачи» и расходные винные книги, составленные после 1687 г. не фиксируют выплат
винного жалования никаким другим слоям населения, кроме служилых людей и
ясачных иноземцев.
Информацию о
выдаче винного жалования в городах Западной Сибири мы черпаем из «книг винной
дачи». Как писал Г.К. Котошихин, «а дается то питье всякого чину людем по
книгам, и в книги записывают, и дают по то питье с книг памятцы, сколко кому
чего доведется дати, поденно, и понедельно, и помесечно; и с теми памятцами
берут они питье по погребом у стряпчих, а стряпчие собирают те памятцы и
справливаютца книгами, чтоб воровских не было» [9]. Эти документы указывают на винные выдачи в основном
служилым и ясачным людям в честь церковных и государских праздников, а также в
уплату казакам за совершение какого-либо похода. В большинстве случаев подобные
документы именуют себя «книга великого государя винному росходу по памятем».
Все документы подобного рода были указаны еще Н.Н. Оглоблиным в его знаменитом
«Обозрении столбцов и книг Сибирского приказа» и отнесены им к разряду
документов сибирских кружечных дворов [10].
Наиболее ранняя из сохранившихся сибирских книг «винной дачи» принадлежит
Березову и датирована 7163 (1655) г. [11]
Наиболее поздние документы относятся к Верхотурью начала XVIII в. Исходя из
этого, мы можем смело говорить о выдаче винного жалования в сибирских городах
начиная только со второй половины XVII в.
Нами были
проанализированы книги «винной дачи» Кузнецка за 1665/66 г. и Верхотурья за
1704 и 1706 г.,
` также данные о выдаче вина в Тобольске [12].
Интересно то, что кузнецкая книга не имеет привычного для документов подобного
рода начала, и речь в ней идет непосредственно о винной выдаче начиная с 1
сентября 1665 г.
Верхотурские же книги начала XVIII в. составлены по привычному формуляру с
указаниями всех распространенных форм титулатуры, а каждая новая запись в них
начинается со следующей фразы: «...по указу великого государя и по памяти ис
приказной полаты за приписью подячего...». Также следует отметить и то, что
данные о выдаче «погребного питья» в Тобольске помещены в винные книги этого
города, поэтому отдельных книг «винной дачи» Тобольска не существует.
Книга «винной
дачи» Кузнецка за 1665/66 г. указывает на то, что винное жалование выдавалось
не только служилым людям, но и духовенству, торговым и прочим «всяких чинов
людем», а также пашенным крестьянам, нищим и ясачным татарам с калмыками.
Последним, возможно, оно выдавалось с целью сохранения с ними добрососедских
отношений и для более эффективных ясачных сборов.
Сам факт винной
выдачи говорит о том, что вино в XVII в. было обычным товаром. Выдавать
жалование вином, видимо, было для властей более удобно, нежели деньгами. Тем
более что в Кузнецке существовало местное винокурение. Еще одна причина
заключается в том, что часто вино выдавалось в честь именин кого-либо из членов
царской семьи, а пить за здравие государя на Руси было давней традицией.
Как известно,
Кузнецк был пашенным городом, где были едва ли не лучшие во всей Западной
Сибири почвенно-климатические условия для развития местного земледелия. Поэтому
существовала местная хлебная база для развития здесь винокурения. Однако в XVII
в. земледелие Кузнецка не получило должного развития. И.П. Каменецкий указывает
на то, что развитию кузнецкой пашни мешали частые набеги кочевников,
уничтожавших посевы поселенцев. Местное же население не имело крестьянских
навыков и материальных стимулов для этого [13].
Книга «винной дачи» говорит о том, что в 1665/66 г. было «насижено четырнадцать
браг» и выкурено 127 ведер вина [14].
Хотя в Кузнецке в середине XVII в. и существовало местное винокурение, но
потребностей города и уезда оно удовлетворить не могло. Поэтому даже в конце
XVII — начале XVIII в. здесь продавалось подрядное вино, привозимое из других
городов Западной Сибири.
Наибольшее винное
жалование в Кузнецке в 1665/66 г. получали преображенские попы Афанасий и Петр.
Затем шли дети боярские, атаманы и пятидесятники. На третьем месте по
количеству выданного вина стояли казачьи десятники и староста пашенных
крестьян. Далее шли рядовые казаки и сами пашенные крестьяне. Еще меньше вина
выдавалось гулящим и промышленным людям, а также подгородным татарам. На
последнем месте стояли нищие, которым перепадало с каждой выдачи по одной чарке
вина. Таким образом, чем выше был чин, тем больше полагалось винного жалования.
Интересен факт
выдачи вина церковнослужителям. Подобные выдачи фиксируются во многих сибирских
городах до конца 1680-х гг. Как известно, царская грамота верхотурскому воеводе
в ноябре 1687 г.
запрещает выдавать вино церковнослужителям. Возможно, что с этого времени
прекратилась такая практика и в Кузнецке. Однако до 1690-х гг. вино здесь могло
выдаваться и монахам Крестовоздвиженского мужского монастыря, ставшего
спутником Кузнецка с 1648 г.
Монастырь этот находился в степи в трех верстах от города и являлся его
сторожевым форпостом. В 1700
г. он был сожжен в результате нападения кочевников [15].
Если взять
указную цену ведра вина в Кузнецке за 1695–1700 гг. (4,5 руб.), то можно
вычислить денежный эквивалент выдаваемого в 1665/66 г. винного жалования.
Следует заметить,
что чарка после собора о кабаках 1652
г. была увеличена до 300 г, а распространенное
восьмивершковое ведро заключало в себе 13,5–14 л. Таким образом, ведро вмещало
в себя примерно 46 чарок. Если считать цену ведра вина равной 4,5 руб., то
чарка стоила примерно 10 коп.
К сожалению,
невозможно вычислить полный объем выданного вина за 1665/66 г. В книге «винной
дачи» часто не указывается количество человек, которым выдано определенное
число чарок вина. Однако можно судить о денежном эквиваленте выданного
жалования.
Например, 7
сентября 1665 г.
в Кузнецк была прислана царская грамота, по которой было велено «бога молить за
царя с коим многолетное здравие». В честь этого было выдано жалование: попам по
шесть чарок вина (60 коп.), детям боярским, атаманам и пятидесятникам по шесть
чарок (60 коп.), десятникам и старосте пашенных крестьян по пять чарок (50
коп.), рядовым казакам и пашенным крестьянам по четыре чарки (40 коп.), гулящим
и промышленным людям по две чарки (20 коп.) и нищим по одной чарке (10 коп.) [16].
Винное жалование
выдавалось служилым людям также и за сбор ясака. Например, в декабре «как
отпущино по государев ясак на Кандому, и на Марсу, и в Тюльгу служилые люди:
дано государева жалованья...» сыну боярскому Дмитрию Шабалину и пятидесятнику
Григорию Корнилову по пять чарок. В феврале эти служилые вернулись с ясаком, и
им опять было выдано винное жалование.
Интересный факт
выдачи винного жалования относится к 1713 г., когда полковнику Синявину на текущий
год было выдано жалование в размере 100 ведер простого вина [17].
Можно
предположить, что выданное вино могло обмениваться на другие товары. Винная
выдача, на наш взгляд, была неплохим дополнением к денежному и хлебному
жалованию, выдаваемому служилым людям, тем более, что определенный процент
своих доходов они неизбежно тратили на приобретение спиртного.
Вино в качестве
жалования выдавалось также и в других городах Западной Сибири. Например, на
Верхотурье за период с января по июнь 1704 г. включительно было выдано 22,5 ведер
простого вина, а с июля до конца 1704
г. — 74,75 ведер. Вино выдавалось, судя по документам,
преимущественно служилым и ясачным людям. Наиболее часто вино получали верхотурские
сыны боярские Михаил Соколовский и Григорий с Иваном Загурские, а также казачьи
сотники и пятидесятники. В начале XVII в. Верхотурье обеспечивало вином «своего
курения» Туринск и Пелым, которое посылалось туда для продажи с кружечных
дворов и выдачи винного жалования [18].
Тобольск
обеспечивал вином в тех же целях «непашенный» Сургут и Березов. В самом городе
вино выдавалось преимущественно служилым людям. В основном это делалось в честь
какого-то церковного или светского праздника. К числу церковных праздников, как
правило, относились Пасха, Рождество и др. Интересный факт выдачи винного
жалования в Тобольске относится к 21 октября 1709 г. [19] В этот день служилым было выдано вино в честь победы
над шведским королем. В последующие дни вино по этому поводу выдавалось и
другим слоям населения (посадским, ясачным людям и т.д.). Вероятно, речь здесь
идет о Полтавском сражении, произошедшем 27 июня 1709 г. По всей видимости,
весть об этой победе дошла в Сибирь не сразу. Поэтому и жалование в честь нее
начали выдавать только в октябре.
Насколько
значимой считалась победа в Полтавском сражении, можно судить по тому, как ее
праздновали в Москве. После победы императора над шведским королем перед домами
были выставлены накрытые столы. А перед домом коменданта Москвы Матвея Гагарина
были выставлены бочки с водкой и пивом. Празднества продолжались восемь дней
[20]. Как видно из источника, не
обошли эти празднества и сибирские земли, хотя и с некоторым опозданием.
Солидное винное
жалование выдавалось крупным церковным сановникам и воеводам. В августе 1709 г. было выдано в
качестве жалования 200 ведер «впредь на 1710 г.» вина сибирскому и тобольскому
митрополиту Филофею [21]. 15 апреля 1709 г. сургутскому стольнику
и воеводе В.К. Толстому «про домашней его росход» было выдано 50 ведер вина [22]. Другая подобная выдача произошла
11 ноября того же года, когда князю М.Я. Черкасскому было выдано винное
жалование в размере 300 ведер [23].
Выдавалось вино
также многочисленным ясачным инородцам в награду за уплату ясака. Без вина не
обходилось в Сибири ни одно посольство. Например, 24 июня 1704 г. для посольства к
Ямышеву озеру голове Борису Струнину было выдано шесть ведер простого вина [24].
Выдача винного
жалования не могла не влиять на городской быт Западной Сибири, равно как и
других территорий страны, где практически все слои городского населения активно
употребляли алкогольную продукцию. Как известно, в Сибири, где в силу
климатических условий «горячее вино» было часто необходимо, его выдача зачастую
была делом государственной важности. Здесь мы можем присоединиться к точке
зрения П.А. Словцова, что в Сибири «употребление вина есть народная
необходимость для здоровья» [25].
ПРИМЕЧАНИЯ
1. См., напр.: Смирнов М.И. Нижегородские казенные
кабаки и кружечные дворы XVII столетия. Нижний Новгород, 1914; Бахрушин С.В.
Труды по источниковедению, историографии и истории России эпохи феодализма. М.,
1987. С. 118–140; Рабинович М.Г. Очерки этнографии русского феодального города.
М., 1981.
2. Прыжов И.Г. История кабаков в России. М., 1992.
С. 48.
3. Костомаров Н.И. О жизни, быте и нравах русского
народа. М., 1996. С. 107–108.
4. Витсен Н. Путешествие в Московию. Л., 1981. С.
222.
5. Котошихин Г.К. О России в царствование Алексея
Михайловича. СПб., 1906. С. 47.
6. Иванов В.Ф. Источники по истории Якутии XVII в.
Новосибирск, 1979. С. 53–54.
7. Покровский Н.Н. Томск. 1648–1649 гг.: Воеводская
власть и земские миры. Новосибирск, 1989. С. 186–187.
8. АИ. Т. 5 (1676–1700) СПб., 1842. N 160. С.
276–277.
9. Котошихин Г.К. Указ. соч. С. 75.
10. Оглоблин Н.Н Обозрение столбцов и книг
Сибирского приказа. Ч. 2. М.,
1898. С. 80–98, 123–125.
11. РГАДА. СП. Кн. 372. Л. 127.
12. РГАДА. СП. Кн. 479, Л. 594–608об.; Кн. 1398, Л. 167а–172, 317–320;
Кн. 1454, Л.
66., Кн. 1466, Л.
274–277; Кн. 1376, Л.
1059–1063об.; Кн. 1409, Л.
120–137об.; Кн. 1537, Л.
146–164.
13. Каменецкий И.П. Русское население Кузнецкого
уезда в XVII — начале XVIII в.: Автореф. дис. : к.и.н. Новосибирск, 2002. С.
25.
14. РГАДА. СП. Кн. 479. Л. 595.
15. Кочедамов В.И. Первые русские города Сибири.
М., 1978. С. 104.
16. РГАДА. СП. Кн. 479. Л. 596–596об.
17. РГАДА. СП. Кн. 1582. Л. 51.
18. РГАДА. СП. Кн. 1398. Л. 169.
19. РГАДА. СП. Кн. 1537. Л. 159об.
20. Сергиенко Н.Н., Бобрышев Ю.И., Никулин Ю.А.,
Мазаков Н.В., Смирнов А.П. Русская водка. М., 1997. С. 95.
21. РГАДА. СП. Кн. 1537. Л. 158об.–159.
22. РГАДА. СП. Кн. 1537. Л. 156.
23. РГАДА. СП. Кн. 1537. Л. 161.
24. РГАДА. СП. Кн. 1409. Л. 123об.
25. Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири.
Новосибирск, 1995. С. 206.
Города Сибири XVII - начала XX в.
Выпуск 2. История повседневности: Сборник научных статей/ Под ред. В.А.
Скубневского, Ю.М. Гончарова. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004. - 230с.
Источник: http://new.hist.asu.ru/biblio/gorsib2_1/81-87.html
|