Архив Далматовского Успенского монастыря — это летопись Исетского края, содержащая множество исторических лиц, дат, событий. Известно, что большим подспорьем в деятельности церквей и монастырей являлись пожертвования, или вклады «доброхотных прихожан». Именно вкладные книги1 монастыря — наиболее древние памятники долевой письменности в монастырском фонде. Первые две книги охватывают период с 1670 по 1703 год и содержат ценные сведения о вкладчиках, месте их проживания, о размере вкладов. Здесь прежде всего имена наших предков: пашенных (государственных) и монастырских крестьян, слободчиков, беломестных казаков и драгун. Однако есть среди вкладчиков и люди, вошедшие в «большую» историю России.
Об одном из них мне и хотелось бы рассказать. Так, в «Книге прикладной денежной и скотской» на л. 314 сделана следующая запись: «Того ж 1702 года октября в день2 с Москвы Андреи Андреевич Виниус приложил в дом Успения Пресвятыя Богородицы вкладом две книги, имянуемыя «Вечеря» да «Обед» московския печати обе в десть». Кто же он, Андрей Андреевич Виниус? Имя его не известно широкому кругу читателей, между тем он оставил след как в истории русской культуры, так и в истории общественно-политической жизни России на рубеже XVII—XVIII веков, отличившись на государственной службе.
Андрей Андреевич Виниус родился в 1641 году. Будучи сыном амстердамского купца Андрея Денисовича Виниуса, выехавшего в 1627 году из Голландии в Россию и ставшего здесь владельцем тульских железоделательных заводов, он получил хорошее образование. В 1664 году А.А. Виниус был принят в посольский приказ переводчиком с немецкого языка, в 1672—1674 гг. в качестве посланника посетил Англию, Францию и Испанию. В 1675 году он был назначен заведующим почтовым ведомством, (пробыв в этой должности до 1701 г.), а с 1677 года — дьяком Аптекарского приказа, которым ведал до 1689 года. В 1689—1695 гг. был дьяком Посольского приказа. За успешное выполнение правительственных поручений в 1674 году Виниус получил дворянство, а позже — чин думного дьяка. Особенно активно деятельность Виниуса развернулась при Петре-I. В это время он возглавлял Сибирский и Артиллерийский приказы, участвовал в создании школ для подготовки специалистов, в которых остро нуждалось обновляющееся Российское государство. Петр высоко ценил знания и практический талант А.А. Виниуса, но за проявленную им медлительность в доставке артиллерийских припасов армии в начале Северной войны и некоторые другие просчеты вверг его в опалу. Спасаясь от царского гнева, опальный Виниус в 1703 году бежал за границу. Однако в 1708 году царь простил беглеца и он смог вернуться в Россию.
В последние годы жизни Виниус отдался литературной деятельности. В 1710 г. был опубликован его перевод «Описания артиллерии» Т. И. Блинка, в 1714 — перевод «Книги ордера или во флоте морских прав». В это же время он переводит трактат о механике, книгу о фейерверках. Из собственных литературных произведений им в разные годы были написаны: «Избрание» от святых, божественных и царственных книг» (1667 г.), «Зрелище жития человеческого» (1674 г.) и отдельные стихотворения «На случай»3.
Был ли А.А. Виниус в Далматове монастыре или передал свой вклад в Москве кому-либо из монастырской братии, нам узнать не удалось. Ни архивные документы, ни литературоведческие разыскания не дают ответа на этот вопрос. Скорее всего, второе. Но в подобных случаях в записях вкладных книг указывалось, кто именно привез и передал вклад в монастырскую казну, как, например, на л, 166 оборотном, той же книги: «1693 году апреля в 9 день Московского государства Великая государыня благоверная царица и Великая княгиня Параскевия Феодоровна приложила в Успенскую обитель в Долматов Монастырь в милостыню во все братство пятнадцать золотых а привез те золотые тоя же Успенския обители игуменъ Исаакъ а принялъ те золотые казначеи старецъ Никоноръ». В записи о вкладе А.А. Виниуса такой приписки нет.
[41] о последним данным, приведенным И.Л. Маньковой в приложении к «Вкладным книгам Далматовского Успенского монастыря»4, А.А. Виниус, будучи дьяком Сибирского приказа, руководил строительством железоделательных заводов на Урале. С 15 октября по 20 ноября 1702 года А.А. Виниус находился в Тобольске, куда был послан с «милостивым словом» воеводам князьям Черкасским. Возможно, что, находясь в Тобольске или по дороге в Тобольск, он и сделал свой вклад в Далматов монастырь. О пребывании же А.А. Виниуса в Далматовском Успенском монастыре мы со всей определенностью сказать не можем.
Умер именитый вкладчик Андрей Андреевич Виниус в 1717 году в Москве.
Примечания:
1 Рукописи хранятся в Шадринском филиале ГАКО, фонд 224, опись I, ед. хр. I, 2.
2 Так в рукописи. День не указан.
3 Сведения о литературной деятельности А. А. Виниуса почерпнуты из книги: Сатира XI—XVII веков (Сокровища древнерусской литературы). — М., I986, с. 428.
4 Вкладные книги Далматовского Успенского монастыря (последняя четверть XVII — нач. XVIII в.): Сборник документов. Составитель И.Л. Манькова. — Свердловск: изд. УрО АН СССР, 1992. — с. 179.
Воспроизводится по:
Проблемные вопросы истории, культуры, образования, экономики северного Прикамья. Материалы докладов Всероссийской научно-практической конференции. — Березники, 1994 г. C. 40—41. |