Историки, изучая прошлое нашей страны, обычно затрагивают наиболее существенные и крупные темы - политику, экономику, культуру. Конечно, это очень важно для выявления закономерностей в развитии и человеческого общества, и страны, без знания которых нельзя получить представление о прошлом и сделать прогнозы на будущее. Но не менее важно, по-моему, подробно изучать быт и жизнь каждого простого человека, зачастую весьма далекого от крупных государственных дел и от политики. Развлечения - вот один из важных и характерных элементов каждой эпохи. Что же можно сказать об игровой культуре в русском сибирском городе XVII — XVIII вв.? Пока этой стороне жизни русских людей в исторической литературе уделено очень мало внимания. Но прояснить вопрос всё же можно. Помогут в этом находки, сделанные при раскопках старинных сибирских городов - Мангазеи, Тобольска, Тюмени, Томска, Кузнецка. В ходе археологических исследований этих старейших сибирских городов XVII в. были собраны богатейшие коллекции, которые позволяют изучить многие стороны военной и бытовой жизни их обитателей. Перебирая материалы раскопок в музейных фондах можно обнаружить и отдельные предметы, которые связаны с теми или иными играми и развлечениями. Давайте же посмотрим, чем служилый или гулящий (не обремененный повинностями) человек в XVII в. занимался в свободное время, как он его проводил. Известно, что с XVII в. одновременно начались осознание отдельной личностью своей важной роли в судьбе страны и отход повседневной бытовой культуры, общественного и индивидуального сознания от церковной традиции. В это время интенсивно расширялся кругозор русского человека. К концу того столетия бояре и дворяне начали подстригать «на польский манер» бороду или даже бриться, заводить иностранные книги, музыкальные инструменты и заморские игрушки. По свидетельствам иностранцев, игры, распространённые в то время в России, были состязательными, логическими, развлекательно-увеселительными и азартными. Из состязательных игр наибольшей попу-[50]лярностью пользовались лапта и стрельба из лука, из логических - шахматы. Но эта информация относится к европейской части России. Так ли было в Сибири? Наиболее многочисленными находками из игровых принадлежностей в материалах сибирских городов являются так называемые бабки. Они представляют собой подкопытную кость свиньи или коровы, реже лошади. Средние размеры бабок: в высоту - около 4,5 см, в ширину и толщину - до 2-3 см. Бабки - очень прочные кости, и десятки их хорошо сохранились в культурном слое городов. Встречается несколько разновидностей бабок, все из которых в той или иной роли использовались в игре: а) бабки без какой-либо доработки; б) бабки с пометками владельца, зарубками или прорубленным отверстием; в) бабки, утяжелённые свинцом или оловом, бабки с вбитым железным гвоздём. Бабки без утяжеления выставлялись «на кон», бабки с утяжелением использовались в качестве биты.
Бабки Это почти забытая сегодня игра, которая ещё всего лишь несколько десятилетий назад была одной из самых любимых народных забав. Сохранились свидетельства, что горячими поклонниками этой игры были Пётр I, А.В. Суворов, А.С. Пушкин. Её популярность объясняется не только спортивным азартом, но и лёгкой доступностью атрибутики - тех самых бабок.
| Кузнецкий острог. XVII в. Пястные кости коровы и лошади для игры в бабки |
Каждый игрок приходил на игру со своим запасом бабок и со своей битой. В результате игры он мог либо проиграть свои запасы, либо пополнить их. Случалось, что бабками и, особенно, битами торговали. Но играли всё же не ради наживы, а ради спортивного интереса. Доказательством этому служит то, что состязались не только один на один, но и командами: битки были у каждого свои, а бабки объединялись. Играли так. В определённом месте выстраивали в один ряд бабки, их количество заранее оговаривали. Одинаковое количество бабок выставлялось с той и другой стороны - будь соперники индивидуальные или коллективные. Стоящие попарно бабки назывались гнездом, а все гнёзда - коном. Мечта каждого игрока - одним ударом выбить гнездо, а то и два. Определяли расстояние, с которого полагалось бить: обычно это было 7-8 м. Сбившие половину бабок перемещались на другую линию боя - на 2-3 м вперёд. Следующий вопрос договорённостей перед игрой: в какой очередности бить (бросать биты) по бабкам? Для его решения все игроки с одного места и в одном направлении бросали свои биты: чья улетит дальше всех - тому и начинать. Все остальные выстраивались в очередь соответственно результатам своего броска. Затем начиналась собственно игра - метание бит по бабкам. Каждый игрок имел право на один бросок. Выбитые из кона бабки считались выигранными - сколько выбьешь, столько и выиграешь. Если же не попадёшь - значит, не только не выиграешь, но и проиграешь свои бабки, выставленные на кон. Когда выбивался весь кон, подсчитывались трофеи и потери. А затем выставлялся новый ряд бабок - опять от всех поровну. У кого не оказывалось нужного количества бабок, тот выбывал из игры: он - банкрот. Игра продолжалась до тех пор, пока кто-то не собирал все бабки в свой карман (если играли на один кон) или в общий котёл одной команды (если играли двумя коллективами). Игра в бабки. Худ. В.Е. Маковский
Игра в бабки имела несколько вариантов. Вот некоторые из них. Плоцка. Отличалась от основной игры тем, что по бабкам били не как придётся, а в соответствии с тем, какую позу заняла по жребию бабка-бита. У [51] каждой игры имелось своё название, оно и определяло, каким образом должен бросать биту игрок. Позы различались такие: 1) бита падала на левый бок- плоцка; 2) бита ложилась на правый бок - жог; 3) бита заваливалась на живот кверху горбом - ничка. Игрок, у которого получалась плоцка, бросал биту обычным способом - правой рукой, с открытыми глазами. Не везло тому, у кого получился жог: ему приходилось бросать левой рукой. Ещё хуже было тому, у кого бабка упала ничкой: он должен был бить по кону с завязанными глазами. Эти требования распространялись только на первый бросок, остальные исполнялись по общим правилам. Но первый удар очень важен, поэтому правила плоцки весьма и весьма драматизировали игру в бабки. Жог. Разница с игрой в плоцку состояла в том, что очерёдность бросания по кону зависела не от дальности полёта биты во время жеребьёвки, а от её положения при падении. Право первого броска получал тот, у кого бита ложилась жогом, второго - плоцкой, третьего - ничкой. Кроме того, расстояние броска по кону увеличивалось с 7-8 м иногда до 15 м. При этом у некоторых бита даже не долетала до кона; в таком случае с игрока брался штраф - снимались его бабки с двух гнезд. Кон, таким образом, становился «щербатым». То же наказание постигало игрока, если он перебрасывал кон, даже не задев его. Кон за кон. Этот вариант отличался от других дополнительным правилом: в начале игры разрешалось бить только по краям кона, то есть выигранными считались лишь крайние бабки, все остальные, выбитые преждевременно, восстанавливались на месте. Это длилось до тех пор, пока крайние бабки (две с той и другой стороны) не выходили с кона. Такая задача требовала особой меткости, глазомера и терпеливости. Городок. При выборе этого варианта бабки в коне выстраивались не в один ряд, а шестиугольником, который символизировал крепостные стены города. В его центре устраивался пыж - сооружение из трёх гнезд. Бросавшие биты должны были сначала «разрушить крепость» - выбить бабки шестиугольника, и только потом можно было выбивать бабки пыжа. Если кто-то из игроков попадал сначала в пыж, то он наказывлся крупным штрафом: с него сразу брали шесть бабок. А пыж восстанавливали, пока были целы бабки шестиугольника.
Шахматы Вполне определённо можно говорить о наличии среди русских сибиряков XVII в. шахматистов и шашистов. Причем принадлежности этих древних логических игр найдены не только в таких городах, как Мангазея, Томск, Кузнецк, но и в промысловых зимовьях.
| Кузнецкий острог. XVII в. Костяная шахматная фигура (слон?) |
Шахматы зародились в Индии около второй половины VI в. Оттуда они попали в Персию, а затем в страны Арабского Востока. С самого начала своего появления эта игра отражала реальную жизнь. На шахматную доску как бы переносилось военное сражение, в котором участвовали: предводитель войска, его помощник, всадники, боевые слоны, пешие воины. На родине шахмат, в Индии, сформировались изобразительные шахматные фигуры, художественно отражавшие реальные предметы. Когда игра появились у арабов, те заменили индийские шахматные фигуры абстрактными, поскольку ислам зап-[52]рещает изображение живых существ. В Западной Европе шахматы появились после завоевания арабами Испании и широко распространились к XI — XII вв. Позднее появился европейский тип изобразительных шахмат. На Русь шахматы проникли с Арабского Востока не позднее IX- X вв. При раскопках древнерусских городов чаще обнаруживаются абстрактные шахматные фигуры, но встречаются и изобразительные. В XVI — XVII вв. в связи с распространившейся модой на игру в шахматы и, соответственно, ростом потребности на её аксессуары в Западной Европе и в России появились фигуры, точёные на токарном станке. Тогда и начал вырабатываться новый тип абстрактных шахмат, которыми играют и сегодня. Из изобразительных фигур в этом типе шахмат сохранился только конь. Именно к абстрактному типу фигур относятся и находки из сибирских городов. При раскопках Кузнецкого острога найдены фигурки из разных по размеру наборов. Одна из них имеет 22 мм в высоту и 10 мм в ширину, другая соответственно 45 мм и 25 мм. Более крупная фигурка, видимо, слон, а маленькая - ферзь.
| Томский кремль. Сер. XVII - сер. XVIII в. Костяные шахматные фигуры |
В ходе раскопок в русских городах иногда находят не только шахматные фигурки, но и каменные или деревянные шахматные доски. Вероятно, такие доски могли использоваться для игры не только в шахматы, но и в шашки, а также в ряд других игр с использованием фишек и кубиков. Точёные шашки, фишки и их заменители из круглых плоских камешков - частая находка в культурном слое сибирских городов.
Кости Несмотря на осуждение церковью и суровые наказания со стороны начальников, играли служилые люди и в азартные игры. На Руси была очень популярной игра в кости, которая носила название «зернь». «Домострой» решительно порицал такое развлечение, впрочем, наряду с шахматами.
Азар. Долгое время среди европейских разновидностей игр в кости наибольшей популярностью пользовалась игра под таким названием. Судя по всему, она зародилась на Арабском Востоке. Французское «азар» происходит от арабского «аз-захр» - «игральные кости». В Европу игра проникла через Корсику, которая в VIII в. подверглась вторжению сарацин. Корсика - Италия - Испания - Франция - таким был «победоносный» путь азара. Во Франции эта игра в течение трёх столетий, подобно эпидемии чумы, свирепствовала по всей стране, сводя с ума и богатых, и бедных. Азар в две кости - игра сравнительно простая. Игрок, выступавший в роли банкомёта, ставил против остальных участников, число которых не ограничивалось, на то, что ему удастся с помощью двух костей выбросить одну из следующих сумм: 5, 6, 7, 8 или 9 (эти числа назывались мейн). Каждый из противников, в свою очередь, обязан был уравнять предложенную денежную ставку. Если после броска банкомёта выпадало любое из чисел мейн, то банкомёт получал все деньги, поставленные на кон. Такой удачный для него ход получил название ник. Если же выпадала какая-то из иных сумм: 2, 3, 4, 10, 11 или 12 (на жаргоне игроков эти числа называлось чане - «шанс»), то банкомёт был обязан продолжать метать кости. Он делал это до тех пор, пока не выбрасывал или ту же сумму чане, что и в первый раз, или любое из чисел мейн. Первый вариант обеспечивал банкомёту выигрыш, второй - проигрыш. | Кузнецкий острог. XVII в. Кубик для игры в зернь |
Поклонники азара в Средние века не имели ни малейшего понятия о каких-то там математических расчётах, тем более о теории вероятностей. Поэтому им и в голову не могло прийти, что двумя игральными костями можно получить все комбинации чисел (за исключением двойки и дюжины) несколькими разными способами. Позднее азартные потомки сумели докопаться до истины, упустив, правда, из виду кое-какие математические тонкости из области комбинаторики чисел. В попытке как-то уравнять шансы участников наиболее предприимчивая часть игроков придумывала всё новые и новые дополнения и уточнения к существовавшим уже правилам азара. В эпоху Ренессанса человечество открыло для себя целый пласт дотоле неизвестных научных закономерностей, которые, в свою очередь, помогли понять роль вероятности и случайности при игре в кости. Каждое новое поколение игроков продолжало совершенствовать правила азара, внося лишь дополнительную неразбериху. В конце концов азар превратился в настоящую головоломку, и на смену ему пришли более простые виды игр. Игра в кости представлена в материалах Кузнецкого острога вполне выразительным кубиком с гранями предельно малого размера - 6,5 мм. Такие «кости» можно было в любой момент спрятать от надзирающих глаз начальника, даже безболезненно проглотив их. Кубик размечен по европейскому стандарту, когда сумма очков противоположных граней равна 7. Вполне вероятно, что кубики применяли и для игры в триктрак. Фишки, найденные в сибирских острогах, также могли использоваться для этой разновидности игры в кости. Сейчас общеупотребимы игральные кости в форме кубиков. Но так было не всегда. Прообразом игральных костей были астрагалы - таранные овечьи кости. Четырёх-[53]гранную кость-астрагал можно встретить повсюду на Востоке вплоть до наших дней. А количество игр с естественным или искусственным астрагалом ничуть не меньше, чем с обычным кубиком. | Кузнецкий острог. XVII в. Бараний астрагал |
В азиатских странах игральные кости, чаще всего, служили вспомогательной принадлежностью таких игр, как триктрак, где количество и направление ходов фигуры зависят от суммы очков, выпавших при очередном броске костей или кубиков Триктрак(со всеми его вариантами) - прадедушка всех игр, где присутствуют доска и фишки, а ходы определяются броском костей. Материальные остатки древнейших цивилизаций, включая китайскую, индийскую, ацтекскую, кельтскую и саксонскую, донесли до нас свидетельства, если не самого факта изобретения, то хотя бы существования такой игры в те далекие эпохи. Триктрак - игра, где двое участников соревновались между собой. Каждый из них старался опередить другого и снять с доски все фишки раньше соперника. Перед каждым ходом игрок должен был бросить кости. Суммой выпавших при этом чисел определялись величина и количество ходов, возможные препятствия на пути к победе. Игровое пространство участника делилось чертой на две равные части по 6 клеток: внутреннее поле и внешнее поле. В распоряжении игроков находились 15 чёрных и 15 белых фишек. В зависимости от суммы чисел на верхних гранях костей, выпавших после броска, фишки передвигались на определённое количество клеток. Причём ходить разрешалось одной или двумя фишками одновременно, однако в последнем случае суммарная длина хода обеих фишек не должна была превышать суммы выпавших очков. Участник, игравший белыми, передвигал свои фишки от внутреннего поля чёрных к их внешнему полю, далее переходил в собственное внешнее поле и заканчивал на своём внутреннем поле. Чёрные фишки двигались в противоположном направлении. Если в результате очередного хода фишка оказывалась на клетке, уже занятой другой фишкой, то последнюю приходилось возвращать в исходное положение у разделительной черты. Из этого положения фишка могла начать повторное движение только тогда, когда один из бросков костей приносит число, совпадающее с номером свободной клетки. Как только игроку удавалось собрать все фишки на внутреннем поле, он должен был выбросить число, дающее ему право снять их с доски. Тот из соперников, кому первым удавалось убрать с игрового поля все свои фишки, считается победителем.
| Томский кремль. Сер. XVII - сер.XVIII в. Костяная фишка для игры типа «домино» |
Существовало три типа выигрыша: - Простой («трик») - когда соперник уже начал снимать свои фишки с доски. - Двойной («трак») - когда соперник не успел ещё снять с доски ни одной фишки. - Тройной («триктрак») - когда лишь одна из фишек соперника достигла его внутреннего поля. Выигравший две из трёх партий считался победителем в матче. Обычно среди участников или зрителей на него заключались пари. Иногда ставили и на различные типы выигрышей в той или иной партии. В мире существует бесчисленное количество различных - упрощенных и усовершенствованных - вариантов триктрака. Наиболее популярен он в странах Ближнего Востока и Азии. В западном полушарии триктрак не получил такого распространения, как, скажем, карточные игры или просто кости, в которых от триктрака сохранились лишь сами кубики. Восточные разновидности кубических костей не всегда имеют одинаковую последовательность чисел на гранях, как это принято в Европе. Если французский поклонник игры в кости кидает кубик, на котором каждые две противоположные грани обязательно маркируются в последовательности 6:1, 5:2, 4:3, то его турецкий коллега по увлечению использует кубик с иным сочетанием чисел, например, 2:3, 4:6, 1:5. Также на Востоке принято наносить единицу и четвёрку (в других случаях - тройку и четвёрку) на игральных костях красным цветом. Причина кроется в легенде об одном из императоров китайской династии Мин. Однажды правитель развлекался игрой в кости. Чтобы выиграть партию, ему необходимо было выбросить единицу и четвёрку (иногда в повествовании фигурируют тройка и четвёрка). Тогда он, зажав кости в ладони, приказал им выполнить свою волю (отсюда, может быть, ведёт своё начало и традиция шептать над костями перед броском). Могущество императора, видимо, было настолько велико, что игральные кости не посмели ослушаться его повеления, и он получил-таки желанную комбинацию. В знак признательности властитель повелел впредь при изготовлении игральных костей помечать единицы и четвёрки только красной краской. Во многих восточных странах игральные кости, как и на Западе, используются по своему прямому назначению, а не только в качестве вспомогательного элемента для определения хода. Причём размер ребра кубика варьирует от 0,5 до 2,5 см. Следуя традиционной восточной философии о внутренней красоте, скрытой в любой, самой обыденной вещи, кости, как правило, мечут не на первую попавшуюся ровную поверхность, а в изящную фарфоровую чашу, украшенную изысканными орнаментами. Самые большие по размеру кости применяются при игре в «син лук» («четыре, пять, шесть»), где каждый участник по очереди бросает сразу три кубика. Первый игрок мечет кости до тех пор, пока не выпадет одна из следующих комбинаций: три одинаковых числа на всех костях: два одинаковых числа и любое третье, кроме единицы; четвёрка, пятёрка и шестёрка; единица, двойка и тройка.
| Кузнецкий острог. XVII в. Костяная накладка с изображением Петрушки |
Домино. Атрибут этого варианта игры в кости найден при раскопках Томского кремля. Во всяком случае, именно так трактует [54] свою находку археолог М.П. Чёрная. Это - костяная прямоугольная пластинка, на которой циркульными кружочками обозначено 4:4. Если верить китайским легендам, домино было изобретено в XII в. Первоначально оно предназначалось исключительно для магических и ритуальных церемоний. В Корее и Индии домино до сих пор служит инструментом для гадания и предсказания судьбы. При этом считается, что применение обычных игральных костей в оккультных целях таит в себе определённую опасность. Рискнувший нарушить это правило может навлечь священный гнев небес не только на себя, но и на свой народ.
На Востоке насчитывается 47 различных игр с использованием домино, каждая из которых следует собственным правилам и традициям. Если же учитывать все разновидности, то общее количество вариантов домино во много раз превосходит те немногие игры, которые получили распространение на Западе. Причина подобного поистине удивительного многообразия кроется в различном количестве камней, а также в цветовых комбинациях, обозначающих достоинство каждого из них. Имена восточных игр домино исключительно поэтичны: «Войти в пагоду», «Прыжок газели», «Маленькие змейки», «Игра в продавца кэрри», «Сливовый сад», «Гвоздики в тумане». Перенесенные на европейскую почву, домино и кости безвозвратно потеряли не только присущую им поэтику названий, но и элемент мистической таинственности. Неизменной сохранилась лишь чисто математическая сторона игр, которая при ограниченном количестве камней и числовых комбинаций послужила своего рода барьером между мироощущениями двух миров. Лишь немногие из бессчётных восточных разновидностей игр сумели преодолеть его, приспособившись к западному образу жизни. Прочие игры Следует отметить, что в материалах раскопок сибирских городов и острогов не сохранились некоторые находки, известные в русских городах европейской части России. Прежде всего, почти нет предметов из кожи и других легко разрушающихся органических материалов. Они встречаются в исключительных случаях. Гораздо чаще археологи находят детские игрушки из глины - миниатюрные горшочки, свистульки, погремушки. Тем не менее нельзя утверждать, что такие предметы игровой принадлежности, как кожаные мячи для лапты и т. п., в сибирских острогах не использовали. Резная костяная накладка с изображением Петрушки, найденная при раскопках Кузнецкого острога, косвенно свидетельствует о распространении в сибирских городах XVII в. и вполне определённого развлечения тех лет - театрализованного представления скоморохов. Очевидно, что игровая культура сибирских городов в XVII в. была схожей с той, что можно было наблюдать по всей России. В Сибири получили распространение все разновидности игр - спортивно-состязательные и развлекательные, логические и азартные. Несмотря на довольно суровые условия жизни служилых людей в Сибири, они находили время для игр и развлечений. С их помощью первые русские сибиряки имели возможность хоть ненадолго, но отвлечься от своих повседневных забот.
Воспроизводится по: Краеведческий альманах "Сибирская старина" №22 2004г. с.45 - 49. |