Пашков
Афанасий Филиппович (Истомич)(?-1664г)
- первый Даурский воевода.
Пашковы - дворянский род,
внесенный в VI часть родословной книги
Московской губернии. Герб рода находится
в 8 части "Общего гербовника дворянских
родов Российской империи". Герб другого
рода находится в 7 части "Общего
гербовника дворянских родов Российской
империи" Потомки основных ветвей рода
Пашковых, произошли от выходца из
Польши Григория Пашкевича (прибыл в
Россию при Иване Грозном, дети и потомки
его писались Пашковыми).
Отец Афанасия Пашкова Филипп Иванович Пашков –
внук Григория Пашкевича, по прозвищу Истома после 1600г.
был казацким сотником в Ельце. В 1606г.
Истома Пашков возглавил
одно из войск в походе Ивана Болотникова на Москву против боярского царя
Василия Шуйского, но в самый разгар
гражданской войны перешел на сторону
царя.
Афанасий Пашков в 1618 г. принимал участие в обороне Москвы от
польского короля Владислава.
Афанасий Пашков так же
упоминается в числе лиц, которым велено
было государем Михаилом Федоровичем в
1638 г. на 4-е октября, во время отлучки
его из Москвы на богомолье, «дневать и
ночевать на государевом дворе.
С 1644 по 1646 г.
Афанасий Филиппович
Пашков был
воеводою Кеврольским и Мезенским. В 1645
году поблизости селения Верколы воеводой
Афанасием Пашковым был основан
приходской храм во имя св. Артемия.
Тяжелая неизлечимая болезнь
единственного сына побудила воеводу
обратиться к молитве перед мощами
праведного отрока Артемия. Больной
получил исцеление, и отец, в
благодарность за это, выстроил на свои
средства церковь в честь одноименного с
новоявленным чудотворцем святого
великомученика Артемия на том месте, где
были обретены мощи святого. Вокруг храма
воевода устроил ограду и кельи для
монашествующих. Храм, построенный
воеводой сгорел, и на его месте был
создан новый, тоже деревянный, куда и
были перенесены мощи св. Артемия по
указу царя Алексея Михайловича. В 1646
г., в декабре месяце, Пашков на посту
воеводы был сменен.
В 1648 г. Афанасий Пашков
был объезжим головою в г. Москве, в
районе от Пятницкой по Голутвенную
улицу.
В 1650-1655гг.Афанасий
Пашков – воевода в Енисейске.
В 1653 году по приказу
енисейского воеводы Афанасия Пашкова на
землях бурятского рода булагатов (соболевщиков)
на реке Ангаре был основан Булаганский (Балаганский)
острожек.
С тех пор енисейские
служилые люди начали брать с булагатов
ясак по соболю с 10 человек.
31 января 1655 г.
пятидесятник енисейского острога М. С.
Уразов, посланный с соболиной казной в
Москву, подал в Сибирский приказ отписку
енисейского воеводы А. Ф. Пашкова о
походе сына боярского П. И. Бекетова в
Восточное Забайкалье на оз. Иргень и
реки Шилку и Нерчу, а также о мерах по
закреплению новых земель за Российским
государством. Служилые люди
Баргузинского острога, основанного
осенью 1648 г. на правом берегу
впадающей с востока в оз. Байкал р.
Баргузин, впервые достигли этой
территории в 1650 - 1651 годы. Казакам
удалось привести там в русское
подданство и собрать ясак с эвенкийского
князя Гантимура. В 1652 г. Пашков
отправил туда отряд во главе с
Бекетовым, причем, необходимые деньги
для выдачи жалования вперед - за 1653 и
1654 гг. - он добыл путем спекуляции.
Воевода велел продать присланные из
Тобольска 400 ведер "горячего вина"
енисейским выборным кабацким
целовальникам не по три рубля за ведро,
как велел Сибирский приказ, а по шесть.
Осенью 1653 г. казаки достигли оз.
Иргень, где 24 сентября заложили
Иргенский острог. Десять человек под
началом пятидесятника М. С. Уразова были
посланы дальше и возвели возле слияния
Шилки и Нерчи еще один острожок,
названный Шилкским. В посланной царю с
Уразовым отписке воевода Пашков сообщил
о данном им и служилыми людьми обете "в
новом твоем государеве остроге на
великой реке Шилке воздвигнуть церковь
во имя пресвятые владычицы нашея
богородицы и пречистой девы Марии,
честнаго и славного ея сретения иконы
Владимирския, да в приделех собор
архистратига Михаила". Еще раньше 25
июня 1654 г. воевода обратился с
челобитной "к великому господину
святейшему Никону патриарху московскому
и всеа Русии" за благословением на то
церковное строение и присылкой
священников. До прибытия последних он
назначил "для освещения и службы к тем
церквам... Енисейского острогу соборного
богоявленского попа Игнатия Олексеева,
да дьякона Олексея Иванова и церковных
причетников". Далее он предлагал к
"новым острогам в прибавку по великой
Шилке и по Зие и по Амуру рекам
поставить свои государевы остроги", из
которых можно будет "привесть под твою
государеву царскую высокую руку многих
земель людей и тебе, государю, в тех
твоих государевых новоприводных землях
будет другое сибирское государство. А
для, государь, той твоей службы, писал
Пашков, суды в Енисейском остроге
зделаны готовы".
Усердие Пашкова не
осталось незамеченным, за быструю и
выгодную постройку судов для даурского
похода воеводе был пожалован наградной
"золотой", его сыну Еремею - "золотая
новгородка", а 97 "приставам" из казаков
и других служилых людей, бывших у
судового дела - по "золотой московке".
20 августа 1655 года на имя Енисейского
воеводы Ивана Акинфова была составлена
царская грамота, коей повелевалось
«Афанасию Пашкову, с сыном Еремеем, быть
на государственной службе в новой
Даурской земле, и послать туда с ним 300
сибирских служивых людей разных городов,
пятьдесят пуд пороху, сто пудов свинцу,
сто ведер вина, восемьдесят четвертей
ржаной муки енисейской пахоты, десять
четвертей крупы и столько же толокна,
кроме того, выписку из таможенных книг,
как образец для ясачного сбора, да для
перевозки их суда, изготовленные для
даурской службы, на чем бы можно было им
поднять запасы».
Архиепископу Сибирскому и
Тобольскому Симеону было предписано
выделить Пашкову "к трем церквам
антиминс (напрестольный платок с зашитой
частицей мощей, на котором освещаются
дары) и двух попов и дьякона".Одним из
этих двух священников был назначен
протопоп Аввакум – первый ссыльный в
Забайкалье.
Аввакуму не было никакого
дела ни до завоевания Даурии, ни до
политического значения этой экспедиции.
Его долг перед Богом, как он сам понимал
это, имел духовную природу: утешать души
людей, предоставленных его заботе, и
защищать их от любой несправедливости
или жестокости со стороны Пашкова и его
подчиненных. Конфликт между воеводой и
священником был неизбежен.
Позднее, в своем "житии",
Аввакум подробно и живо расскажет о
своих постоянных стычках с Пашковым, так
же как и о лишениях - своих и своей
семьи - во время экспедиции.
18 июля 1656 года Пашков
выступил из Енисейска, дошел до
Братского острога и весной 1657 года по
чертежам и картам Колесникова и
Бекетова, отправился дальше. У
Телембинских озер он ставит острог,
получивший одноименное название. Поздней
осенью 1657 г. отряд Пашкова достиг по
рекам Селенге и Хилок оз. Иргень и
восстановил Иргенский "острог с жилыми
избами и всякие острожные крепости
учинил".Однако зимовал отряд, согласно
"Житию Аввакума", уже за волоком,
очевидно, где-то в районе будущей
Читинской слободы. Весной 1658 г. казаки
заготовили и связали в плоты "на ваш
государев острог в вашу государеву новую
Даурскую землю восемь башен, а в том
числе две башни с проезжими вороты да на
четыре стены сплочено и изготовлено
двести сажен острогу", которые сплавили
по рекам Ингоде и Шилке до устья р.
Нерча, где возвели Верхний Шилской
острог, как его назвал Пашков в отписке
1658 г., и только через четыре года, при
передаче острога новому воеводе Л.
Толбузпну, в документах он стал
называться Нерчинским острогом - по
названию реки, в устье которой был
поставлен.
Чрезвычайно интересным
является прием, которым воспользовался
даурский воевода при возведении
крепостных сооружений Нерчинска.
Совершенно очевидно, что Нерчинский
острог был построен с использованием
традиций сборного строительства. Сборное
строительство на Руси ведет свое начало
от возведения в 1551 г. города Свияжска,
который был срублен в верховьях Волги, а
затем перевезен на Круглую гору в 20 км
от Казани, где стал военной базой
готовящихся к ее взятию русских ратей.
В данной ситуации
Афанасий Пашков руководствовался
соблюдением мер предосторожности и
использовал старый прием для того,
чтобы, как он сам писал в отписке, «богдойские
и иных неверных земель люди не помешали
бы мне холопу вашему на башенное и на
острожное дело в Даурской земле лес сечь
и башни рубить и острог ставить»
В начале лета 1658 г.
Пашков послал казачьего пятидесятника А.
Потапова с 30 служилыми людьми на Амур к
О. Степанову с приказом ждать его "ниже
Урки в Албазине городище". Однако отряд
Степанова не успел присоединиться к
Пашкову, поскольку 30 июня 1658 г. на
Амуре, ниже устья р. Сунгари был
атакован и разгромлен превосходящими
силами маньчжуров. В бою погибли 220
служилых людей, а Степанов попал в плен.
В итоге Приамурье оказалось потеряно, и
до Пашкова добрались лишь 17 человек.
В 1661 г. Пашков послал
из Иргенского острога 72 служилых
человека и 20 тунгусов во главе со своим
сыном Еремеем на "великого государя
непослушников на Тунгуские улусы в
поход". Предприятие закончилось
плачевно: все войско Еремея перебили, а
сам он, раненый, неделю блуждал, не в
силах найти дорогу.
Тем временем еще 20
октября 1659 г. из Москвы в Якутск была
отправлена грамота воеводе М. С.
Лодыженскому с приказом о замене Пашкова
на воеводском посту в Даурской земле
тобольским сыном боярским. Первоначально
планировалось сделать новым даурским
воеводой московского дворянина Д. И.
Зиновьева, уже бывавшего на Амуре с
проверкой, но потом от этой идеи
отказались. Без малого через год царский
указ доставили в Якутск, и 2 октября
Ларион Борисов Толбузин, посланный на
замену Пашкову, был уже на Тугирском
волоке. Оттуда он 5 марта 1662 г. на
лыжах добрался до Нерчинского, а 12 мая
до Иргенского острога, где находился
Пашков.
Л.Б. Толбузин в 1662 г. и
принял у А.Ф. Пашкова Нерчинский,
Иргенский и Телембинский остроги, в
которых в то время было всего 75
служилых людей. Из этого можно сделать
вывод о том, что первый воевода
контролировал только незначительную
часть Забайкалья.
О жизни Пашкова после его
возвращения из Даурии известно, что он
был пострижен в монахи. Причем обряд
пострижения совершал Аввакум. Афанасий
Пашков принял от Аввакума пострижение и
схиму перед самой своей смертью, в 1664
году. О пострижении Пашкова Аввакум
писал жене и детям на Мезень. По его же
сведениям, в Чудовом монастыре «рука и
нога у него же отсохли».
Жена Афанасия Пашкова - Фекла Семеновна.
Сын Еремей Афанасьевич
Пашков (жена Евдокия Кирилловна) -
товарищ воеводы в Енисейске, воевода в
Чебоксарах и Тамбове. В 1676 г., 21 го
ноября, уже бывший тогда стольником
Еремей Пашков был назначен в Казанский
разрядный приказ. В 1682 г. в январе
месяце стольник Еремей Пашков участвует
на Соборе по уничтожении царем Феодором
Алексеевичем местничества. Его имя мы
находим в числе лиц, подписавшихся под
«соборным деянием» в качестве выборного
человека.
Сыновья и внуки Еремея
успешно несли службу при Петре 1 и его
преемниках. Участвовали в походах в
южные степи и Крым в 1689г. под
командованием фельдмаршала В.В.Голицына,
были сподвижниками генерал-поручика
А.И.Румянцева и его сына фельдмаршала
П.А. Румянцева-Задунайского в
русско-турецких войнах и в войне со
Швецией. Пашковы находились под
покровительством рода Румянцевых,
выходцев из обедневших нижегородских
бояр. Один из внуков Еремея тамбовский
помещик Илья Иванович Пашков, полковник
Стародубского полка на Брянщине,
приобрел и передал своему сыну
коллежскому асессору Александру Ильичу
поместье в с. Верхнее Талызино
Курмышской округи с окрестными деревнями
по реке Алатырь Ардатовской округи,
приобретенными по нескольким купчим от
разных лиц, в том числе по купчей от 5
ноября 1784г., от П.А.
Румянцева-Задунайского. |