К середине XVII в. в Забайкалье находились значительные партии русских промышленников. Были построены Баргузинский, Иргенский, Нерчинский, Селенгинский, Удинский и др. остроги, которые образовали сеть укреплений и содействовали хозяйственному освоению края. В начале 1680-х гг. на берегах Амура, ниже устья Аргуни, было свыше 20 русских поселений. В бассейне Амура, от устья Аргуни до Зеи, проживало до 800 русских (крестьян, казаков, промышленников) и насчитывалось более 300 членов их семей [Александров, 1984]. С появлением русских поселений в Забайкалье пришли первые опыты земледелия. В исторических исследованиях принято считать, что первые пашни в Западном Забайкалье возникли около Баргузинского и Кабанского острогов, в Ильинской слободе, на Селенге и в Кударинской степи [История Сибири, 1968, с. 54]. Мне удалось найти документы, свидетельствующие, что первый хлеб в Западном Забайкалье был получен в районе деревни Брянской, в низовьях Селенги, в 1670 г. казачьим десятником, а затем пятидесятником Любимом Федоровым [Болонев, 2003, с. 9]. Наиболее крупный сельскохозяйственный район возник вокруг Албазинского острога, основанного в 1665 г. русскими, пришедшими туда во главе с Никифором Черниговским после восстания в Илимском уезде [История Сибири, 1968, с. 54]. О Никифоре Черниговском, его подвигах и жизни в Сибири существует несколько версий. С.В. Максимов считал Н. Черниговского первым ссыльным поляком в Сибири [Максимов, 1900, с. 326]. П.А. Словцов и В.К. Андриевич принимали его то за поляка, то за украинского казака, которому было доверено руководство Усть-Кутской солеварней. В 1665 г. из-за личного оскорбления, нанесенного ему илимским воеводой Лаврентием Обуховым, который слыл насильником и хотел или даже украл сестру (по другим данным - жену) Никифора, «великой красоты польку», он со своими людьми убивает воеводу. Правительство царя Алексея Михайловича за убийство Л.А. Обухова заочно приговорило Н.Р Черниговского к смертной казни. Опасаясь наказания, он во главе вооруженного отряда, состоящего из 84 чел., уходит на Амур, где возводит новый острог Албазин. Там он собирает ясак с местных жителей и расширяет земли для сельскохозяйственного освоения. В 1672 г. добивается не только прощения, но и награды. [281] В 1673 г. на место Н. Черниговского в Албазин нерчинский воевода П.Я. Шульгин посылает нерчинского служилого человека Семена Вешняка. Но Черниговский остался во главе албазинских казаков и в 1674 г. ходил в поход на табунутов в Еравнинскую степь [Александров, 1984, с. 42]. В ряде случаев в 1674-1677 гг. он выступал против воеводы П.Я. Шульгина, а дальнейшая его судьба неизвестна. В польской печати имеются иные сведения о Никифоре Черниговском. Бронислав Пилсудский в статье «Поляки в Сибири» писал: «Никифор Черниговский в 1665 году находился на каторжных работах в Нерчинске. Местный воевода насильно увел к себе его красавицу — жену. Никифор убил его и, собрав ватагу таких же друзей по несчастью, отправился к китайской границе, где захватил крепость Албазин, собрал хорошую дань и отправил московскому царю. Царь за расширение границ государства помиловал Н. Черниговского и назначил его комендантом крепости, послал ему в подарок 1000 рублей» [2002, с. 12-14]. Зигмунт Любемич в книге «Поляки в Сибири» создал романтический образ Никифора Черниговского. Он поставил его в один ряд с известными героями-первопроходцами - Ермаком, Хабаровым, Поярковым, Атласовым, благодаря которым Россия расширила свои территории в Северной Азии. Сведения З. Любемича отличаются от версии Б. Пилсудского. Согласно данным З. Любемича, в 1665 г. в Киренск (на р. Лене) на ярмарку прибыл Илимский воевода Л. Обухов, ненавидимый за жесткость при сборе дани. Ему понравилась сестра Никифора Черниговского. Кипя негодованием за посягательство на честь сестры, Черниговский собрал вооруженный отряд, напал на Л. Обухова и его солдат, убил его, а сестру отобрал. Опасаясь наказания, он с отрядом из 84 чел., решил уйти на Амур. В районе Албазина заложил новый острог Яксу. Название острог получил в честь отца Никифора Романа - Якса. Юрий Черниговский, один из потомков Н. Черниговского, составил хронологию своей родословной [Черниговский, 2003]. В 1680 г. русским Албазина пришлось вынести тяжелую борьбу с манчжурскими войсками. В 1689 г. был заключен Нерчинский мирный договор, по условиям которого русским поселенцам на Амуре пришлось покинуть часть освоенной ими территории. Именно тогда, вероятно, какая-то группа русских албазинского сельскохозяйственного района была вынуждена переселиться в Западное Забайкалье. Об этом свидетельствует ряд фактов. Например, распространение на территории Тарбагатайской и Мухоршибирской волостей, в районах Саянтуя, Тарбагатая, Десятниково, Куйтуна и Никольского, известных по истории Албазина фамилий Бейтонов, Черниговский и др., а также названия мест, характерных для Приамурья. В с. Никольском Мухоршибирской волости одна из улиц носит название Албазин. В селе Десятниково ручей и местность называются Аргунь. Вспомним, что границы с Китаем по Нерчинскому мирному договору пролегала по рекам Аргуни и Горбицы. Не является случайным и совпадение фамилий. [282] Известно, что 84 албазинца, уцелевшие после осады Албазинского острога, влились в Забайкальское казачество [Васильев, 2007, с. 264]. Имеются сведения, что «при взятии Албазина китайцами жившие в этом городе казаки выселились и образовали несколько населенных пунктов в Забайкалье. Так поселок Размахнинский станицы того же имени Читинского округа образован казаками, присланными в Сибирь для защиты Албазина» [Комиссия..., 1898, с. 16]. Нам неизвестно, какими источниками пользовался И.М. Калашников, сообщая о поселениях албазинцев в с. Никольском Мухоршибирской волости, основателем которого автор считает казака Николая: «В конце сороковых годов XVIII века подселились к семье Николая семь семей, называвших себя албазинцами. О том, кто это такие, история такова. На левом берегу среднего течения реки Амур в 1665 году отряд русских беглых казаков основал албазинский острог. В его предместьях вскоре выросло поселение пашенных крестьян, переселившихся сюда из европейской части России» [Калашников, 2007]. Изучая архивные материалы и исторические труды, удалось установить, что в семье казака, а затем у казачьего пятидесятника И.И. Надеина в 1746 г. со своей семьей проживал дворовый человек Иван Давыдов сын Бейтонов, 25 лет. Любопытно, что он носил фамилию очень известного в Забайкалье военачальника, доблестного защитника Албазина А.И. Бейтона, который доблестно защищал этот городок на Амуре от манчжуров. Вероятно, А. Бейтон был из пленных шотландцев, но, судя по его челобитной, он приехал в Россию из Пруссии после окончания Тридцатилетней войны, поступил в «полки иноземного строя». В 1654-1667 гг. в чине капитана и поручика участвовал в боях с польско-литовскими войсками (под Смоленском, Могилевом, Слуцком, Быховым и Мстиславлем). Затем его отправили в Томск, где он охранял границу от набегов джунгар и отрядов Ереняка. Там он перешел в православие и женился. К 1686 г. ему было, по всей вероятности, около 60 лет [Александров, 1984, с. 253]. Трудно предположить, что Иван Давыдов Бейтонов является потомком известного военачальника. Скорее всего, кто-то из Бейтонов окрестил ясашного человека и дал ему свою фамилию. Вот почему он является дворовым в семье И.И. Надеина, фактически полностью зависимым от хозяина. Кстати, в «Ведомости Селенгинского дистрикта» 1740 г. упоминается деревня в 1 двор иркутского дворянина Федора Бейтона. Она находилась на Саянтуе [Залкинд, 1958, с. 119; 1962]. В Тарбагатае укоренился и род Черниговских. По найденным мною документам, в селе Тарбагатае в 1746 г. проживало 6 семейств Черниговских. Они числились в категории ясачных. В 1829 г. их насчитывалось 8 семей. Это семьи Елизара, Василия, Матвея, Михайла, Григория, Савелия, Бориса и Никифора. В селе Бурнашево проживал Дормидонт Черниговский [Болонев, 2011, с. 192]. Таковы некоторые новые данные о заселении Западного Забайкалья русскими и об истории появления на этих землях албазинцев.
[283] Список литературы
Александров В.А. Россия на дальневосточных рубежах (вторая половина XVII в.). - Хабаровск: Кн. изд-во, 1984. - 270 с. Болонев Ф.Ф. Земледельческий опыт русских крестьян в Забайкалье (конец XVII - начало XX в). // Проблемы изучения этнической культуры восточных славян Сибири. XVII-XX вв. - Новосибирск: Изд. центр «Агро-Сибирь», 2003. - С. 4-47. Болонев Ф.Ф. Сокровища земли Тарбагатайской. - Улан-Удэ; Иркутск, 2011. - 222 с. Васильев А.П. Забайкальские казаки: Ист. очерк в 3-х т. - Благовещенск, 2007. - 264 с. Залкинд Е.М. Присоединение Бурятии к России. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1958. - 318 с. Залкинд Е.М. Ведомость Селенгинского дистрикта о земельных делах. // Труды БКНИИ СО АН СССР. - Улан-Удэ, 1962. - Вып. 10. История Сибири. - Л.: Наука, 1968. - Т. II. Калашников И.М. Повествование из жизни рода Калашниковых. - Б.м., 2006. - 104 с. Комиссия для исследования землевладения и землепользования в Забайкальской области: Материалы. - СПб., 1898. - Вып. 6. Максимов С.В. Сибирь и каторга. - СПб., 1900. - Ч. III. Пилсудский Б. Поляки в Сибири // Сибирь в истории и культуре польского народа. - М.: Науч.-изд. центр «Ладомир», 2002. Черниговский Ю.Д. История рода Черниговских // Поляки в Бурятии. - Улан- Удэ, 2003. - Т. IV. - С. 5-13.
Воспроизводится по:
Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Материалы итоговой сессии Института археологии и этнографии СО РАН 2011 г. // Том XVII. Новосибирск: 2011. 500 с. ISBN 978-5-7803-0215-5
Источник: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий.
|