Историю острогов Сибири в основном рассматривают как военно-оборонительные сооружения с особой планировкой и застройкой, а также как центр сбора ясака с местного населения. Остроги ставились на пути продвижения казаков, служилых людей в процессе освоения территорий Сибири. Остроги, находящиеся на пограничной территории, выполняли также роль таможенных пунктов. Одним из них был Идинский острог, который непродолжительное время выполнял таможенные функции на территории Предбайкалья.
О значении и назначении острогов свидетельствует анализ документальных материалов и чертежей строений острогов Сибири. В описании острогов, в том числе Илимского острога, имеются указания на здания таможни наряду с другими строениями: «А подле того казенного анбару таможенная изба с сенями стоит лицеем к той проезжей башне, подле той таможенной избы часовня, а в ней написано распятие Господа нашего Иисуса Христа, на часовне глава обита лемехом, крыта и ... белым железом, а по другую сторону к нагорной острожной стене от приказу» [1].
Сооружение острогов по мере процесса освоения Сибири и продвижения служивых людей и казаков – это правительственная политика, все структуры которой были взаимосвязаны. Нельзя понимать упрощенно процесс строительства острогов как некую прихоть горсточки людей, которые, имея вооружение, в поисках серебра и золота, продвигались вглубь севера Центральной Азии. Если открытие Америки и организация флотилий в Индию за сокровищами было делом государственным в Западной Европе, так же продвижение российских землепроходцев, через определенные расстояния строивших укрепленные крепости для России, был вопрос государственный. В отличие от европейских колонизаторов, Русское государство столкнулось с азиатской цивилизацией Китая, поэтому в Сибири и в Предбайкалье в частности была сформирована таможенная служба.
Остроги в этом формате мы рассматриваем как пограничные таможенные пункты*. Согласно исследованиям по истории таможенного дела в России, отмечено, что в период царствования Алексея Михайловича Романова (1645 – 1676) завершилось становление новых институтов Московского государства, получила дальнейшее развитие законодательная база, была подготовлена, а затем проведена таможенная реформа. Именно в эти годы идет интенсивное освоение территорий Сибири, строятся остроги и в них начинает сосредоточиваться структуры таможни. В этот период начинают проявляться первичные признаки такой составной части административно-правового режима обеспечения таможенного дела, как правовой режим таможенной границы. Однако вести речь об общих контурах административно-правового режима обеспечения таможенного дела в это время можно лишь с определенной долей условности.
Примерно с середины XVI в. аппарат по сбору пошлин был централизован, а таможенное обложение было регламентировано. Таможенники ставятся под покровительство центральной [79] власти [2].
«Здесь кончается сибирское государство и начинается государство мунгальское, – пишет Н. Спафарий, выясняя пограничное значение Селенгинского острога, способствовавшее развитию здесь торговли, – мунгалы кочуют здесь кругом (Селенгинского острога) зело (очень) много и торгуют с казаками: продают кони и верблюды и скот, также и всякие китайские товары, а покупают у них (казаков) соболи и иные многие русские товары» [3, с. 128].
В Бурят-Монголии конца XVII в., по сообщениям И. Идеса, существовал обмен: ехавшие в Китай путешественники покупали, например, быков и верблюдов для запряжки в свои экипажи, но этот обмен отличался некоторыми особенностями. «Буряты совсем не берут серебра в монетах, но берут золото и серебро в слитках, медные и оловянные котлы, шкурки соболя и выдры, красное сукно, персидскую материю «фай» разных цветов. Буряты продают лошадь применительно к ценам перечисленных товаров – за 4 – 5 рублей, а верблюдов за 10 – 12 рублей» [3, с. 63].
Из истории освоения Сибири известно, что остроги ставили в местах торговли и обмена товарами, а также в стратегических для бурят местах, в таких как «Мунгальский перевоз», «Большой перевоз» – переправы через р. Ангару, в местностях, где шел оживленный обмен товарами между народами и странами.
В результате постройки городов Тюмень (1586), Тобольск (1597), Березов, Пелым, Сургут (1593), Тара (1594), Нарым и Кетский острог (1596), Верхотурье (1598), Туринск (1600) и Томск (1604), летом 1619 г. был заложен Енисейский острог, что имело решающее значение для будущего продвижения русских в глубь Восточной Сибири. Вскоре русские вышли к устью р. Ангары (Верхней Тунгуски), откуда открывался прямой путь в Прибайкалье.
С основанием в 1628 г. Красноярского, а затем Канского (1640) и Нижнеудинского (1652) острогов начинает осваиваться и другой путь в Прибайкалье, по которому в XVII в. был проложен знаменитый Московский тракт.
Буряты просили поставить острог между Иркутском и Балаганском у устья р. Иды. И острог «в прошлом во 77 (1669) г. по челобитью брацких людей на мунгольском перевозе Ангары реки на усть Иды для сбереженья от воровских мунгальских людей мы холопы твои, острог поставили» [5, с. ]. Так был поставлен Идинский острог. Остроги в Предбайкалье были основаны на пути, по которому дороги вели в Якутию, Забайкалье, Монголию, Китай. Например, Илимский и Усть-Кутский остроги, находящиеся на «Ленском волоке», через который шли пути в бассейн р. Лены, а через Иркутск, Илимск и Идинск шли торговые караваны из Монголии и Китая.
При исторической реконструкции данное положение, что Идинский острог являлся одним из таможенных пунктов, по сопоставлению фактов, мы определяем, что острог выполнял таможенные функции со времени основания с 1669 г. и до 1682 г., т.е. более десяти лет. Предполагаем, что в 1682 г., когда Иркутский острог стал центром самостоятельного воеводства, в числе других острогов к Иркутску был приписан и Идинский острог, тогда данные функции стали относиться к Иркутскому острогу, также постепенно утрачивал свое значение «Ленский волок». В Забайкалье и Якутск вели пути из Братского, Илимского, Иркутского острогов. Через Верхоленский острог шли караваны из Забайкалья в Илимск и Якутск.
В записях И. Идеса записано, что «Границы Сибири охраняются войсками, часть которых занята покорением под власть царя различных народов, врезавшихся в Сибирь с юга, а другая часть держит в повиновении те народы, которые уже покорены» [3, с. 172].
Это подтверждает и Л. Ланге: «Путешествующие по стране бурят** должны запастись хлебом и табаком, потому что в обмен на это путешественники могут получить все необходимые им жизненные припасы» [3, с. 389].
В основе любых действий государства и его политики прежде всего лежат экономические интересы. Сооружение острогов на обширных территориях Сибири с целью пополнения «государевой казны» неоспоримо, а средства, которые использовались для этого, были разные. Одним из них было выполнение пограничных, таможенных функций в острогах, вновь возведенных крепостях, оно явилось тем механизмом, который использовался государевыми людьми на формирующихся границах империи. Идинский острог, построенный по просьбе бурят на пути перехода из Монголии в Сибирь, хоть и недолго, но выполнял функции таможни.
Примечания
* В период завоевания Древней Руси Золотой Ордой в русском языке появилось тюркское слово «тамга», означающее клеймо, тавро, печать. Выдача ханских ярлыков с печатью сопровождалась взиманием пошлины, которая также называлась тамгой. Место на ярмарке, рынке, где взимали тамгу, то есть «тамжили» товар, стало называться таможней, а лицо, взимавшее тамгу, – таможенником.
[80] ** В районе Идинского острога проживают: представители бурятских родов: Готол – 572 души м. п., Нойет – 179, Барай – 208, Онгой – 558, Онготой – 159, Холтубай – 258, Янгут – 161, Ирхидей – 168, Шаралдай – 220. Всего 2483 души м. п., всего на территории Иркутского района – 4038 душ м. п. Верхоленском 5.704, Балаганском 2.694, Тункинском – 4.192, Идинском – 2.483, Илимском – 713, Нижнеудинском – 370. Итого в Западной Бурятии – 20.104 душ м.п. Использованы данные по кн.: Гирченко В. Русские и иностранные путешественники XVII, XVIII и первой половины XIX вв. о бурят- монголах [Текст]/В. Гирченко; Бурят-Монг. гос. науч.-исслед. ин-т языка, литературы и истории. – Улан-Удэ : Гос. Бурят-Монг. изд-во, 1939.
Литература
1. Описание Илимского острога 1703 г. РГАДА. ф. 214, оп.1, д. 1372, л. 890. Опись Илимскому городовому и всякому строению нынешнего 1703 г., сайт 2009 Юрий Шарипов.
2. Первая книга по истории таможенной политики Российского государства вышла в Санкт-Петербурге в 1886 г. (Лодыженский К. История русского таможенного тарифа). Исторические аспекты становления и развития различных этапов таможенного дела и таможенного законодательства получили отражение в научных трудах таких авторов, как Д.И. Менделеев, Е. Осокин, Н.Н. Шапошников, А.И. Потяев, Л.Н. Марков, Ю.Г. Кисловский, А.Н. Козырин.
3. Гирченко В. Русские и иностранные путешественники XVII, XVIII и первой половины XIX веков о бурят-монголах [Текст] / В. Гирченко; Бурят-Монг. гос. науч.-исслед. ин-т языка, литературы и истории. – Улан-Удэ: Гос. Бурят-Монг. изд- во, 1939.
4. Кашик И.О. Присоединение Прибайкалья к Русскому государству // Из истории Иркутской области (историко-краевед. сб. в помощь учителям начальной и средней школы). – Иркутск: Восточно-Сибир. кн. изд-во, 1966.
Воспроизводится по:
Вестник Бурятского государственного университета №7 2012г., с. 78 – 80. |