Города и остроги земли Сибирской - Иллюстрации
Site Menu

Login Form

Роман-хроника
"ИЗГНАНИЕ"

Об авторах
Иллюстрации
По страницам романа
Приобрести
"Сказки бабушки Вали"


Site Poll
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1202

Иллюстрации для романа "ИЗГНАНИЕ выполнил известный забайкальский художник Н.М. Полянский. Что бы познакомить вас  с жизнью и творчеством художника размещаем здесь статью зам. директора Читинского художественного музея Иманаковой Е.Г. Статья была опубликована на сайте Старая Чита, Забайкальский краеведческий ресурс.




Забайкальский художник

ПОЛЯНСКИЙ Николай Михайлович

(род. 1945)




Николай Михайлович Полянский относится к тем счастливым людям, у которых жизнь и творчество проходят в родных местах. Он родился в г. Петровск-Забайкальском Читинской области. Уезжал только для учебы в Иркутское училище искусств (1964-1968), а затем - в Хабаровск, где закончил художественно-графический факультет педагогического института (1973-1978).

Во время учебы в институте начал участвовать и областных выставках. А 1975 год оказался для него знаменательным: художник участвовал в крупной молодежной выставке «Молодость России» и стал ее лауреатом. На, ней Полянский экспонировал серию графических листов «Декабристы и Петровском Заводе». С того памятного времени по сей день декабристская тематика - любимая. И хотя Николай Михайлович обращается к разным темам и жанрам, но отражение истории декабристского движения, отбывания каторги и ссылки в Забайкалье являются постоянными. Художник со скрупулезностью Историка изучает документы, книги, рисунки той эпохи, поэтому сюжеты и персонажи его произведений всегда конкретны, узнаваемы, исторически достоверны.
Работы 70-х гг., нач. 80-х гг. («Детский хор в каземате», «Портреты доктора Вольфа», «Школа в каземате», «Лунин», «Венчание П. Гебль и декабриста И. Анненкова») посвящены пребыванию декабристов в Петровском Заводе, в Читинском остроге, их широкой просветительской, врачебной деятельности, ярким событиям жизни в неволе. Эти произведения выполнены Полянским в техники офорта. Офорт - одна из любимых техник, он позволяет делать детальную проработку всей композиции, что свойственно творческой манере художника.
С каторгой и ссылкой в Забайкалье связано много трагических событий и они нашли отражение в работах Н. М. Полянского, выполненных в разные периоды: «Кончина А. Муравьевой» (1987 г.), «Последний путь А.Муравьевой» (1974г.), «Похороны А. С. Пестова» (1974г.), «Зерентуйский заговор» (1976г.)
В этих листах художник разрабатывает эмоционально-психологический аспект, сюжета, более всего удающийся Полянскому именно в произведениях драматического характера. Конкретизация трагических деталей, выразительность композиции, динамичный упругий штрих усиливают образность произведений Николая Михайловича.
Неоднократно Н.М.Полянский был на творческих дачах «Сенеж», «Челюскинская», «Паланга». Такие поездки имеют большое значение для любого художника. Дружеское соперничество, творческая обстановка, царящие на дачах, дают художникам тот импульс, который помогает им реализовать впоследствии свои потенциальные возможности.

Для графиков работа в домах творчества - еще и возможность воплощения своих замыслов в технике литографии, что часто невозможно сделать в местных условиях. Неудивительно, что Полянский после поездок на творческие дачи в 1981, 1982гг. привозит серию литографий, отражающих любимую и хорошо изученную тему «Декабристы в Забайкалье», «Кюхельбекер и Одоевский», «К. Торсон и Бестужев», «Игра в шахматы», «Школа И. И. Горбачевского», «Портрет И. И. Горбачевского».
В литографиях нач. 80-х гг. наблюдается повторение удачно найденного приема: предельное приближение к зрителю на первый план главных персонажей повествования, что безошибочно позволяет определить композиционное ядро произведений и эмоциональную окраску сюжета.
В большинство исторических сюжетов органично входит пейзаж, хотя этот жанр никогда не был для Полянского ведущим. Но этюдные зарисовки, владение линейной перспективой необходимы художнику, поэтому в творчестве Николая Михайловича много природных и городских пейзажей («Покос», «Сосна», «Старый город», «Забайкальские дали» и др.). Несмотря на большую привязанность к исторической теме Полянский не замыкается на этом жанре, тем более его как коренного петровчанина всегда интересовал труд металлургов, жизнь металлургического завода. Дипломная работа художника в Иркутском училище искусств была посвящена неприукрашенной действительности - тяжелому труду рабочих Петровск-Забайкальского металлургического завода. Но в конце 60-х гг. труд во всей его реальности, иногда - неприглядности -показывать было не принято, поэтому идея молодого художника была отвергнута.
Но до сих пор у Полянского осталась мечта сделать серию о рабочих мартеновского, прокатного и литейного цехов завода. А пока Николай Михайлович делает зарисовки, этюды («Мартен», «Литейный цех»).
С особой теплотой и бережно выполнены портретные рисунки близких людей («Портрет матери», «Сын», «Портрет дочери», «Баба Марья») и беглые наброски портретов художников Ирины Довган и Ары Багдасаряна.
В последнее время Николай Михайлович чувствует потребность заниматься живописью. Это стремление художника естественно: в Иркутском училище искусств он заканчивал живописное отделение. Его педагогами были известные мастера Аркадий Вычугжанин и Галина Новикова. На VII зональной выставке «Советский Дальний Восток» проходившей в 1990 году в Якутске, Н. М. Полянский был участником двух разделов: графического и живописного. На выставке был представлен рисунок «Марсельеза» и живописное полотно «Венчание В. Ивашева и Камиллы Ледантю».
Стоит отметить активную выставочную деятельность художника. С 1974 года он участвует в областных художественных выставках. В 1975, 1981, 1982 годах его работы экспонировались на всеросийских, в 1979, 1984 годах - на республиканских выставках; трижды - в 1980, 1985, 1990 годах - Полянский участвовал в зональных выставках «Советский Дальний Восток». Персональные выставки состоялись два раза: и 1987 году - в музее декабристов в Петровске-Забайкальском, в 1988 году - в Читинском художественном музее.
Заслуживает особого уважения страстное желание Н. М. Полянского увековечить память о декабристах в родном городе. Художник выполнил эскизы мемориальных досок, которые отлиты на Петровск-Забайкальском металлургическом заводе и установлены в памятных местах. По эскизу художника отлиты шкатулки с землей из склепа А.Муравьевой, а также выполнены серии значков «Памятники декабристам в Петровском Заводе и Забайкалье».

 

Иманакова Е.Г.,
зам. директора Чит. художественного музея.

 

Календарь новостей
«  Май 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

ПЕРВОПРОХОДЦЫ
Последние обновления сайта:


Поиск по новостям

Friends Links

Site Statistics

Рейтинг@Mail.ru


Copyright MyCorp © 2006
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz