Кяхта: от караванной торговли до порто-франко. Из истории торговых отношений России и Китая в XVIII – первой половине XIX вв. - Мишакова О.Э. - М - Каталог статей - Города и остроги земли Сибирской
Site Menu

Категории каталога
Маак Р. [1]
Макаров Б.К. [1]
Максимов С. [1]
Малахова О.А. [1]
Малеев Н.Г., Санжиева Т.Е. [1]
Малзурова Л.Ц. [1]
Малолетко А.М. [1]
Манькова И.Л. [2]
Матвеев А.В. [1]
Махинов А.Н., Шведов В.Г. [1]
МАШАНОВА Л. В. [3]
Митасова С.А. [1]
Михайлова И. Б. [1]
Мишакова О.Э. [1]
Молодин В.И. [1]
Монахан Э. [1]
Муратова С.Р., Тычинских З.А. [1]
Мушта Д.Л. [1]
Мыглан В.С., Жарников 3.Ю., Майничева А.Ю., Лыхин Ю.П. [1]

Роман-хроника
"ИЗГНАНИЕ"

Об авторах
Иллюстрации
По страницам романа
Приобрести
"Сказки бабушки Вали"


Site Poll
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1208

Начало » Статьи » М » Мишакова О.Э.

Кяхта: от караванной торговли до порто-франко. Из истории торговых отношений России и Китая в XVIII – первой половине XIX вв.
В рамках статьи актуализируется значение торговли в развитии внешнеэкономических связей России с Китаем и показывается «дипломатическая» роль Кяхты в этих отношениях.
Хронологически заявленная тема охватывает полтора столетия, т.е. период с первой четверти XVIII в. - момента основания Троицкой крепости и торговой слободы Кяхты, времени развития казенной караванной и начала приграничной торговли с Китаем и Монголией, следовательно, определения здесь четких границ России - и до начала 60-х гг. XIX в., что связано с появлением новых европейских чайных торговых путей и установлением в 1861 г. для Забайкалья порто-франко, повлекшее за собой значительные изменения как во внутренней приграничной, так и во внешней торговле. С этой поры торгово-экономическая роль Кяхты постепенно начинает снижаться.
Интерес к изучению кяхтинской торговли возник еще в первой трети XIX в. Различные аспекты рассматривались не только дипломатами и профессиональными историками, но также политологами и экономистами. Так, например, в 1830-1832 гг. в Кяхте работала экспедиция Департамента иностранных дел во главе с востоковедом членом-корреспондентом Петербургской Академии наук П.Л. Шиллингом. Экспедиция должна была обследовать состояние торговли между Россией, Китаем и Монголией, а также положение местного населения. У теоретика политической экономии Карла [47] Маркса известны три работы, где упоминается о Кяхте: «Русская торговля с Китаем», «Договор между Китаем и Британией», «К критике политической экономии». Первые две статьи были написаны Марксом для американской ежедневной газеты «Нью-Йорк дейли трибюн» в 1857 и 1858 гг.
В интересующей нас статье «Русская торговля с Китаем» К. Маркс пишет: «Русские ведут специфическую для нас внутреннюю сухопутную торговлю, в которой у них, по-видимому, не будет соперников, эта торговля имеет своим главным, если не единственным, местом действий - Кяхту, расположенную на южной границе Сибири и Китая, на реке, впадающей в озеро Байкал... В результате роста этой торговли Кяхта... из простого форта и места ярмарки выросла в значительный город. Она была превращена в главный центр этой части пограничной области и должна быть удостоена чести служить местопребыванием военного коменданта и гражданского губернатора...». В статье К. Маркс обращает внимание на исторически обусловленные и особые взаимоотношения между русскими и китайцами и на постоянные дипломатические отношения [1]. Далее он продолжает: «Важнейшим товаром, который китайцы продают в Кяхте, является чай. Русские же продают там хлопчатобумажные ткани и меха. Прежде среднегодовой объем чайных продаж в Кяхте не превышал 100 000 ящиков в год, но к 1852 г. он уже достигал 1 750 000 ящиков, а общая цена товара превышала 15 000 000 американских долларов. Благодаря росту торговли Кяхта превратилась из обычной ярмарки в один из достаточно крупных городов России» [2].
Итак, создание сильного централизованного государства, развитие экономики и внешнеполитических связей России происходили параллельно с процессом освоения огромной территории Сибири и расширением торговли со странами Азии, начавшейся еще в ХVІІ в.
Благодаря своему выгодному географическому положению, т.е. границам с Монголией и Китаем, в начале ХVІІІ в. Сибирь вовлекается в активный внутренний и внешний торг. Китай уже с середины ХVІІ в. рассматривался Россией как рынок сбыта сибирской пушнины и поставщика восточных товаров, в основном чая и шелка, а также так называемой у русских «китайки», т.е. ткани с примесью бумаги.
Первые торговые контакты России с Китаем восходят к 50-м гг. ХVІІ в., когда в Пекин вместе с дипломатическими миссиями отправлялись казенные торговые караваны. После заключения в 1689 г. Нерчинского русско-китайского договора началась организованная казенная караванная торговля.
Поскольку путь, которым шли первые караваны от Тобольска по р. Иртышу через Джунгарию и пустыню Гоби (Шамо) в Пекин, был долог и опасен, то с середины 1670-х гг. были проложены пути через Забайкалье. С этого времени вплоть до перехода на сухопутный сибирский тракт, т.е. почти до начала ХІХ в. все торговое и колонизационное передвижение на восток шло по р. Ангаре до устья Илима (притока р. Ангары), откуда одна ветвь направлялась на оз. Байкал, р. Селенгу в пределы Китая (до начала ХVІІІ в. караваны шли через Нерчинск и Маньчжурию, с 1703 г. - Селенгинск и Монголию), а другая ветвь - в бассейн р. Лены. Это передвижение совершалось на лодках, поднимаемых вверх против течения бечевой тягой людьми. Таким образом, по р. Ангаре пролегал исторический водный путь России на Восток в отдаленные части Сибири и к берегам Тихого океана. И только с переходом движения на сухопутный сибирский тракт он потерял прежнее значение, особенно водное судоходство, сопряженное с большими трудностями в виду быстроты течения и порогов реки, а также медленности передвижения. Тем не менее сплавное передвижение грузов на судах более значительных размеров, так называемых - паузках1, оставалось до конца ХІХ - начала ХХ в., то приходя в упадок, то усиливаясь вновь [3, с. 35].
Российский государственный и частный капитал проникал в пределы центральноазиатского анклава через Кяхту как форпост стратегических интересов России при выходе в страны восточного ареала.
Приграничная русско-китайская торговля была важна для России, т.к. она решала стратегические геополитические и экономические задачи, для чего в первую очередь необходимо было разрешить спорный вопрос об установлении государственных рубежей. Четко определенной русско-китайской и русско-монгольской границы в Восточной Сибири не существовало вплоть до начала ХѴІІІ в. В 80-х гг. ХѴІІ в. китайцы предъявляли претензии на давно освоенные русскими территории до рек Ангары и Лены, требовали отдать им Нерчинск, Селенгинск и Албазин как якобы основанные на их землях [4, с. 145].
Разграничение территориальных владений России и Китая в 1727 г. на пространстве от р. Горбицы до Алтайских гор коренным образом изменило ситуацию с охраной российских владений в Забайкалье. Буринский и Кяхтинский трактаты 1727 и 1728 гг. впервые обозначили линию самой границы. [48] Были выставлены стационарные посты пограничной стражи: форпосты и караулы, определены ее численность и состав из русских служилых людей, «инородческих дружин» и регулярных частей. Для ведения всех пограничных дел в Селенгинске создается специальное учреждение - пограничная канцелярия, (в 1783 г. ее заменила Троицкосавская обер-комендантская канцелярия, а в 1797 г. - Троицкосавская пограничная канцелярия в непосредственном ведении Иркутского гражданского губернатора). Пограничная стража должна была строго следить за тем, чтобы русско-китайская торговля шла в специально отведенных для этого местах (Кяхте и Цурухайту), контрабандистов следовало ловить и сдавать с товаром пограничным властям. За поимку контрабандиста пограничники награждались четвертой частью конфискованного товара.
В трех верстах от Кяхты по реке расположился Троицкосавск. Черты торгового города он приобрел в ХІХ в. благодаря слободе Кяхте, ставшей к этому времени классическим купеческим городом. Административным центром был назначен Троицкосавск и с этого времени (до 1934 г.) Кяхта именовалась Троицкосавском. Таким образом, на протяжении нескольких столетий существовал соединившийся в двух разных географических понятиях единый административный, а также экономический центр юга Западного Забайкалья. Среди других острожных городов Восточной Сибири он представлял исключение, т.е. два селения Троицкосавск и Кяхта возникли практически одновременно из Кяхтинского форпоста и пограничной Троицкой крепости в 1727-1728 гг. на одной территории.
17 мая 1728 г. между российским комиссаром Бурцовым и китайским стольником Хубину произошел обмен письмами «об избрании пограничного для торговых слобод места на р. Аргуни при урочище Цурухайту» [5, с. 127]. Данный трактат определял порядок дипломатических отношений между двумя империями, кроме того восстанавливал прерванную русскую караванную торговлю в Пекине сроком один раз в три года [6]. Датой открытия официальных торгов в Кяхте следует считать 25 августа 1728 г. На первые торги прибыло всего 10 русских и 4 китайских купца (местного кяхтинского купечества на этот момент еще не существовало). К концу 1728 г. были возведены гостиный двор с 24 лавками и 32 купеческие избы, расположенные по периметру защитных стен гостиного двора. В 1729 г. полковник И.Д. Бухгольц, осуществлявший вместе с С.В. Рагузинским общее руководство приграничными делами, сообщил Коллегии иностранных дел об открытии в Кяхте торга с китайцами.
Первые годы торговли нельзя назвать оживленными, т.к. русские товары из-за отсутствия среди них пушнины, изделий из золота и серебра, запрещенных правительством к продаже частными лицами мало интересовали китайцев. Кроме того, развитие частной русско-китайской торговли тормозила обременительная таможенная система в Сибири. Несколько стимулировало кяхтинский торг начавшаяся в конце 1730-х гг. государственная закупка китайского ревеня в медицинских целях [7]. Монополия на этот товар подтверждается в 1735 г., когда был издан ряд распоряжений, запрещавших частным лицам вывоз ревеня из Сибири и за границу под страхом смертной казни и отписания всего имущества в казну [8, с. 138].
Оживление Кяхты наступило в 30-х гг. ХVІІІ в. с разрешением частной торговли пушниной.
В 1743 г. по указу Сената Кяхтинский форпост возводится в ранг торговой слободы и наблюдение за ходом торговли было поручено Троицкосавской канцелярии. В этом же году Сенат постановил: «для распространения купечества на первый случай поселить на Кяхте до ста семей» [9]. В первое время это позволялось только сибирякам, а затем и российским купцам. Переселенцам выделяются участки для домов, огородов, а также для выгона скота.
С этого момента Кяхта начала играть роль главного центра торговли с азиатскими странами, отражая внешнеэкономическую деятельность России на своих восточных рубежах.
Каждый торговый путь, как и всякая отрасль торговли, возникает благодаря обусловленным потребностям. Данные пути развиваются и имеют значение в свое определенное время, по истечении которого приходят в упадок. Кяхтинская торговля, имевшая до второй половины ХVІІІ в. строго монопольный характер и не приносившая казне ожидаемых выгод, неизбежно должна была придти к тому же результату.
Частная торговля, соперничавшая с казной и нередко сопряженная с контрабандой, подвергалась беспрерывным стеснениям со стороны властей, поэтому Екатерина ІІ в 1762 г. отменила казенные караваны и передала торговлю с Китаем в частные руки. С этого времени вся торговля сконцентрировалась на границе, главным образом, в Кяхте, т.к. второй пункт - Цурухайту не приобрел особого значения, став с самого начала местом мелкой русско-монгольской торговли приграничных жителей. Это подтверждается данными архивных источников, которые свидетельствуют, что с прекращением [49] караванной торговли в цинскую столицу отправлялись лишь казенные посылки и почта для Российской духовной миссии, тогда как объем обменного кяхтинского торга исчислялся суммой в 287 500 р. в противовес торговых оборотов в Цурухайте – 10 427 р. [10].
Из-за постоянного соперничества друг с другом частная торговля для российских купцов оказалась невыгодной, чем пользовались китайские торговцы, держа рынок в своих руках, поэтому появилась потребность в организации компаний. «Купцам торговать также, как торгуют в других государствах купцы, компаниями, иметь о том всем купцам между собою с общего совета установление, как пристанно бы было к распространению торгов их» [11]. Вследствие этого в конце XVIII в. для кяхтинской торговли было образовано шесть компаний из архангельских, вологодских, тульских, тобольских, иркутских, казанских и московских купцов. С 1792 г. купцы каждой компании избирали из собственной среды поверенного. В его функции входили оценка товара, определение количества китайского товара, подлежащего обмену на русский в зависимости от его качества. Такая разменная торговля также не приносила пользы. Правила устанавливались по взаимному, незакрепленному никакими правительственными нормативами и законодательными актами соглашению купцов. Они не считались обязательными и не всегда соблюдались. Компании гильдейцев просуществовали до 1800 г. С этого года правительство само установило правила для кяхтинской мены [12]. Несмотря на то, что в 30-50-е гг. ХVІІІ в. власти Китая приостанавливали торговые операции на границе с Кяхтой восемь раз, торговля в этом пункте продолжала развиваться. В общем объеме внешнеторгового оборота России, составившего в 1760 г. около 18,6 млн р., на долю кяхтинского торга приходилось 7,5% [13]. Рост торговых операций в Кяхте в первую очередь был вызван отменой государственной монополии на торговлю пушниной. Например, если в 1768-1785 гг. на ее долю приходилось 78,8 %, то в период с 1785 по 1800 г. вывоз через торговую слободу достиг 85%. Среди пушнины помимо соболя популярностью пользовались белка и горностай, их привоз колебался от двух до четырех миллионов шкурок в год. Через Кяхту в Китай уходила не только сибирская, но и камчатская, а также американская пушнина, для чего была создана русско-американская компания, определенный процент акций которой принадлежал царствующему дому (с середины XVІІІ в. развернулся широкомасштабный промысел пушного зверя на Алеутских островах и побережье Северной Америки) [14, с. 173].
В 1775 г. произошло разделение кяхтинского купечества на гильдии. Но в течение всего ХІХ в. право ведения оптовой торговли с Китаем оставалось лишь за первогильдейцами. Данный вид торговли сосредоточился в руках наиболее богатых и именитых купцов, известных впоследствии своими огромными состояниями и деловыми связями, например, Лушниковых, Сабашниковых, Молчановых, Немчиновых, Кандинских, Старцевых и др. Благодаря их усилиям Кяхта стала единственным самоуправляемым городом России. Она являлась резиденцией богатых сибирских купцов, занимавшихся крупной торговлей с Монголией и Китаем, имевших пароходы и склады на Байкале и Амуре [15, с. 12]. Что касается купцов двух других гильдий, то им разрешалось вести только мелочный торг, который заключался в продаже китайцам продуктов питания, домашней птицы и скота, строительных материалов и хозяйственных товаров. Кроме купцов мелочным торгом занимались мещане, а также инородцы, пригонявшие для обмена в Кяхту верблюдов, лошадей и баранов [16]. Доходы в казну от такой торговли были незначительны и по сравнению с оптовой пошлины собиралось в 5 раз меньше [17].
Особую известность за пределами государства Кяхта приобрела в конце ХVІІІ — середине ХІХ в., когда в самой России и странах Европы возрос интерес к чаю. Это время признается расцветом русско-китайской торговли. Чай занял первое место среди предметов китайского экспорта в Россию, оттеснив шелк и хлопчатобумажные ткани. В 1811 г. экспорт чая в Россию составлял 80 тыс. пудов, в 1820 г. - более 100 тыс., причем торговля чаем составила 88% от общего объема российско-китайской торговли [18]. Постепенно о Кяхте узнал весь деловой мир, включая Англию и Америку. Она стала главным пограничным центром чайной торговли на торговом пути, связывавшем Китай, Россию и страны Европы. Благодаря развитию торговли этим товаром в Кяхте появились и сопутствующие ей промыслы и ремесла. По данным 1862 г., в городе имелось 16 мелких производств, в том числе четыре мыловаренных, три свечных, четыре папиросных и одно по выделке кож и овчин, что, в свою очередь, привело к росту городского и слободского населения (5430 чел.).
В периоды, когда русско-китайские торговые отношения прерывались, население России было вынуждено закупать чай в Европе, особенно в Англии. Поскольку чай там не производился, а только обрабатывался, цена его была чрезвычайно высока и в 4,7 раза превышала стоимость одного пуда чая, ввозимого из Китая. В 30-ее гг. ХІХ в. российско-китайская торговля через Кяхту существенно [50] возросла. Если в 1829 г. объем торговли составлял 29% от общего объема экспорта-импорта в азиатской части России, то в 1840 г. уже 42%. В 40-е гг. XIX в. русско-китайская торговля составляла 60% общего объема азиатской торговли России [19, с. 50]. В 1850-х гг. торговый оборот Кяхты – Троицкосавска составлял более 30 млн р. в год. К этому времени здесь официально прошли регистрацию 58 торговых фирм.
Но с 1858 г. вследствие Тяньцзиньского трактата, подписанного комиссаром России в Китае Е.В. Путятиным и полномочным представителем китайской стороны Хуа Шанем Кяхта начинает терять свое прежнее значение, т.к. расширялись права российских купцов в Китае, а ряд китайских портов открывались для отечественных судов, предоставляя России право назначать там своих консулов [20]. Таможня из Кяхты была переведена в Иркутск. Из города, оставив свои дома, уехали чиновники и солдаты таможенной команды. Вместо сухопутной доставки товаров через Кяхту в Сибирь стало предпочтительным вести торговлю морским путем, через Одессу, минуя Азию [21, с. 126]. Кроме того, с середины XIX в. под давлением Англии Китаю пришлось открыть несколько портов для вывоза чая морем. Еще больше активизировались морские перевозки с открытием Суэцкого канала. С 1862 г., когда и в Россию стали ввозить чай морем, его обмен в Кяхте сократился в два раза.
Таким образом, на протяжении полутора столетия кяхтинская торговля являлась своеобразным барометром в развитии экономических, в том числе дипломатических, отношений России с Китаем и зависела от изменений в этих отношениях.

Литература:

1.    Кяхтинская старина: альманах / сост. Л.А. Филиппова. - Улан-Удэ: НоваПринт, 2009. - 144 с.
2.    Лю Цзайци. Чайная торговля между Китаем и Россией // Теория и практика общественного развития. Электронное периодическое издание. Вып. 2. 2009 г. [Электронный ресурс]. - URL: www.teoria-practica.ru/index.php (дата обращения 25.01.2011 г.).
3.    Ангара и условия судоходства по ней // Сибирские вопросы / ред. П.М. Головачев. - СПб., 1909. - №1.
4.    Шумахер П. Наши сношения с Китаем (с 1567 по 1805 гг.) / Русский архив. - 1879. - № 6.
5.    Щеглов И.В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири: 1032-1882 гг. - Сургут: Северный дом, 1993. - 463 с.
6.    НАРБ. Ф.103. Оп. 1. Д. 112. Л. 5.
7.    НАРБ. Ф.102. Оп. 1. Д. 80. Л. 5
8.    Щеглов И.В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири: 1032-1882 гг. - Сургут: Северный дом, 1993. - 463 с.
9.    РГБ им. В.И. Ленина ОР. Ф. 20. П. 3. №5. Л. 19.
10. НАРБ.    Ф.92. Оп. 2. Д. 99. Л. 10.
11. НАРБ.    Ф.92. Оп. 1. Д. 45. Л. 8.
12.    Кяхтинская старина: альманах / сост. Л.А. Филиппова. - Улан-Удэ: НоваПринт, 2009. - 144 с.
13.    НАРБ. Ф.92. Оп. 2. Д. 110. Л. 5.
14.    Сладковский М.И. История торгово-экономических отношений с Китаем (до 1917 года). - М., 1974. - 364 с.
15.    Обручев В.А. От Кяхты до Кульджи / В.А. Обручев. - М., 1956. - 271 с.
16.    НАРБ. Ф. 158. Оп. 2. Д. 386. Л. 5.
17.    Там же. Л. 20.
18.    Лю Цзайци. Чайная торговля между Китаем и Россией // Теория и практика общественного развития. Электронное периодическое издание. Вып. 2, 2009 г. [Электронный ресурс]. - URL: www.teoria-practica.ru/index.php (дата обращения 25.01.2011 г.).
19.    Экономические отношения России и Центральной Азии (1840-1860-е гг.). - М., 1963. - 154 с.
20.    Сборник договоров России с другими государствами (1856-1917). - М.: Гос. изд-во полит. лит., 1952. - 217 с.
21.    Щеглов И.В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири: 1032 - 1882 гг. - Сургут: Северный дом, 1993. - 463 с.

Воспроизводится по:

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУНИВЕРСИТЕТА 7/2011


Источник: ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУНИВЕРСИТЕТА 7/2011
Категория: Мишакова О.Э. | Добавил: ostrog (2012-05-17)
Просмотров: 2712 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

 

Login Form

Поиск по каталогу

Friends Links

Site Statistics

Рейтинг@Mail.ru


Copyright MyCorp © 2006
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz