Кресты-тельники с изображением распятого Иисуса в Илимской коллекции - Молодин В.И. - М - Каталог статей - Города и остроги земли Сибирской
Site Menu

Категории каталога
Маак Р. [1]
Макаров Б.К. [1]
Максимов С. [1]
Малахова О.А. [1]
Малеев Н.Г., Санжиева Т.Е. [1]
Малзурова Л.Ц. [1]
Малолетко А.М. [1]
Манькова И.Л. [2]
Матвеев А.В. [1]
Махинов А.Н., Шведов В.Г. [1]
МАШАНОВА Л. В. [3]
Митасова С.А. [1]
Михайлова И. Б. [1]
Мишакова О.Э. [1]
Молодин В.И. [1]
Монахан Э. [1]
Муратова С.Р., Тычинских З.А. [1]
Мушта Д.Л. [1]
Мыглан В.С., Жарников 3.Ю., Майничева А.Ю., Лыхин Ю.П. [1]

Роман-хроника
"ИЗГНАНИЕ"

Об авторах
Иллюстрации
По страницам романа
Приобрести
"Сказки бабушки Вали"


Site Poll
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1348

Начало » Статьи » М » Молодин В.И.

Кресты-тельники с изображением распятого Иисуса в Илимской коллекции

Коллекция нательных крестов, полученная автором при охранных раскопках Илимска и илимского некрополя, представлена довольно крупной серией, состоящей из 215 предметов. В настоящее время практически завершена работа по подготовке ее к монографическому изданию. Разработана типология коллекции, отдельным группам, в частности, старообрядческим крестам посвящены специальные исследования (Молодин В.И., 2001).

Среди рассматриваемой серии особое место занимает группа крестов, с изображением фигуры распятого Иисуса. Этот факт сам по себе представляет значительный интерес, поскольку помещение распятого Спасителя на православном нательном кресте (XVII–XVIII вв.) – явление достаточно редкое, если не сказать исключительное. С момента появления крестов-тельников на Руси (Х в.) (Николаева Т.В., Недошивина Н.Г., 1997, с. 173) данная традиция была не характерна для православной пластики. В новое и новейшее время на лицевой стороне православного креста-тельника, как правило, помещен восьмиконечный крест, на котором был распят Иисус. Встречаются разные варианты его трактовки, равно как помещение креста на Голгофе, размещение на нем тернового венка или цаты, демонстрация орудий страстей в виде прислоненных к кресту копья и трости с губкой, а также стандартного набора надписей (Колпакова Ю.В., 2003, с. 57–60). Такая устойчивость иконографических канонов вырабатывалась на протяжении существования православного нательного креста. Она стабильно фиксируется вплоть до конца ХХ в. Надо сказать, что с момента обретения в России христианством по существу второго дыхания, с увеличением духовной тяги общества к православной вере и традициям, с нею связанным, в том числе и сугубо искусствоведческому подходу к предметам, связанным с православной символикой, наблюдается мощный импульс в изготовлении православной пластинки вообще и крестов-тельников в особенности (Федоров Ю.А., 2000, табл. I–XI). При этом наблюдается достаточно произвольная трактовка ряда устойчивых иконографических канонов, что объясняется порой слабым знанием изготовителя православных традиций, отражающихся на иконографии креста-тельника за тысячелетнюю историю. Имеет место некая погоня за вычерностью формы изделия, увеличение количества предметов, выполняемых из драгоценных металлов (серебро, золото). В этих новоделах изображение фигуры Иисуса, распятого на кресте, уже не является чем-то исключительным.

Вот почему появление в Илимской коллекции, датируемой преимущественно XVIII в., – своеобразной серии предметов с фигурой Иисуса на кресте – заслуживает особого рассмотрения.

Кресты-тельники с изображением распятого Иисуса представлены пятью предметами, что составляет 2,3% всей коллекции. Чрезвычайно важным обстоятельством является то, что почти все крестики (4 из 5) относятся к единому типу 7 разработанной мною классификации, где за основу взята схема, предложенная Э.П. Винокуровой (1999). Ниже мы приводим описание всей рассматриваемой серии.

Крест из погребения №271 (рис. 1.-1) относится к типу 6, подтипу 4, варианту 2. Размеры его 2,2х1,7х0,2 см.
 

Рис. 1. Кресты-тельники из Илимского острога: 1 – погребение №272; 2 – погребение №255; 3 – погребение №324; 4 – погребение №203; 5 – погребение №109


Крест-тельник, серебряный, четырехконечный. Все четыре перекладины его расширяются к концам. Оконечности приострены. В центре креста выпуклым рельефом распятый Иисус. На всех четырех концах креста нанесены надписи, однако читаются они только на горизонтальной перекладине: на левой – IС (Иисус), на правой – ХС (Христос). Оборотная сторона креста гладкая.

Следующая группа крестов относится к типу 7, подтипу 2.

К варианту 6, подварианту 1 относятся два изделия:

– крест из погребения № 255 (рис. 1.-2) размеры его 4х2,3х0,15 см;

– крест тельник, серебряный, позолоченный, четырехконечный. Все четыре перекладины креста расширяются к концам. Оконечности фигурно оформлены и приострены. Край креста по периметру оконтурен тонким, рельефным, позолоченным валиком. В центре креста выпуклым рельефом показан пятиконечный крест с распятым Иисусом. Распятие позолочено. Нижняя часть креста сильно затерта, изображение здесь не читается. Над распятием позолоченное, рельефно выполненное изображение с нимбом. Персонификация затруднена (Бог-отец?). Симметричны, на оконечностях горизонтальных лопастей креста изображения с нимбом.

Они выполнены выпуклым рельефом и позолочены. Персонификация затруднена. На левой лопасти Богоматерь с Младенцем(?). На правой Никола Угодник(?). Оборотная сторона креста оконтурена по периметру тонким позолоченным рельефным валиком. В центре его выпуклым позолоченным рельефом показан гроб Господень. Над ним, выполненный тем же способом кувшин и знак наподобие оглавия. Под гробом выпуклым рельефом показана позолоченная колонка с петухом, плеть и лестница. На левой лопасти изображение не читается, на правой – молоток и неопределенный предмет.
Крест из погребения №324 (рис. 1.-3). Размеры его 3,85х2,2х0,15 см.

Крест-тельник, бронзовый, посеребренный, позолоченный, четырехконечный. Все четыре перекладины креста расширяются к концам. Оконечности фигурно оформлены и приострены. Край креста по периметру оконтурен тонким рельефным позолоченным валиком. В центре креста выпуклым рельефом показан пятиконечный крест с распятым Иисусом. Верхняя горизонтальная планка креста испещрена горизонтальными насечками, символизирующими надпись. Крест на Голгофе. Под ним на серебряном фоне позолоченная голова Адама в фас. Над распятием позолоченное, рельефно выполненное изображение, очевидно, Создателя с нимбом. Симметрично на оконечностях горизонтальных лопастей креста изображение с нимбами. На левой лопасти Божья Матерь с Иисусом, на правой – Никола Угодник. Они выполнены выпуклым рельефом и позолочены. Фон креста, на котором нанесены рельефные изображения, посеребрен. Оборотная сторона креста оконтурена по периметру тонким позолоченным рельефным валиком. Вся поверхность креста занята изображениями орудий Страстей Господних. В центре креста выпуклым позолоченным рельефом показан гроб Господень. Над ним выполненный тем же способом кувшин и игральныекости. Под гробом, выпуклым рельефом, позолоченные колонна с петухом, плеть, и лестница. На левой лопасти нечитаемые рельефные изображения, на правой – молоток и гвоздь (?). Фон, на котором даны изображения, посеребренный.

К варианту 7, подварианту 1 этого же (седьмого) типа относится изделие из погребения № 203 (рис. 1.-4). Размеры его 4,75х3х0,2 см. Крест-тельник, сплав олова со свинцом, четырехконечный. Все четыре перекладины креста расширяются к концам. Оконечности фигурно оформлены и приострены. Край креста по периметру оконтурен тонким рельефным валиком. Центральная часть креста выделена таким же валиком в особую зону в виде ажурного креста. В центре его распятие Спасителя. Иисус распят на пятиконечном кресте. Верхнюю вертикальную лопасть венчает перекладина с надписью. Над распятием изображение с нимбом, персонификация затруднена из-за неважного качества отливки. Вероятно это Бог-отец. Оконечности горизонтальной перекладины креста и его нижняя часть выделены рельефным валиком в ромбовидные зоны. В горизонтальных оконечностях изображения с нимбами, персонификация которых затруднена из-за низкого качества отливки. По-видимому, это Богоматерь с Иисусом и Никола Угодник. В зоне нижней части креста в рельефно выделенной окружности – голова Адама. Оборотная сторона креста оконтурена по периметру рельефным валиком. На ней нанесены орудия Страстей Господних. В центре креста, в выделенном рельефным валиком овале – гроб Господень, над ним, в верхней части креста, под оглавием, таким же способом, выделена круглая зона с изображением пелен и игральных костей. На горизонтальной перекладине креста, в оконечностях, рельефным валиком выделены круглые зоны. В левой изображены молоток и клещи, в правой из-за плохого качества отливки изображение не читается. В нижней части креста, под гробом Господнем выделена рельефным валиком овальная зона с изображением петуха на колонне, а в нижней части креста тем же способом выделена круглая зона, в которой изображение меча и еще каких-то предметов, не читающихся из-за качества отливки.

К варианту 8, подварианту 1 того же седьмого типа относится крест из погребения №109 (рис. 1.-5). Размеры его 5х3,35х0,2 см. Крест-тельник, бронза с разноцветной эмалью, четырехконечный. Все четыре перекладины креста расширяются к концам. Оконечности фигурно оформлены и приострены. Край креста по периметру оконтурен тонким рельефным валиком. В центре креста четырехконечный крест с распятым Иисусом. Фон покрыт темно-синей эмалью. У основания креста две сильно стилизованные фигуры (?), идентификация которых крайне сложна. Самый низ большого креста покрыт зеленой эмалью. В верхней части креста, под оглавием, человеческая фигура с нимбом (Бог-отец?) и птица (?). Фон зеленый. Оконечности горизонтальной перекладины креста отделены от центральной зоны вертикальными линиями. В горизонтальных зонах изображения с нимбами, персонификация которых затруднена. Скорее всего, это Богоматерь с младенцем и Никола Угодник (?). Фон креста покрыт зеленой эмалью. Оборотная сторона креста оконтурена по периметру рельефным валиком. На ней на фоне, покрытом зеленой эмалью, изображения каких-то сцен или предметов, которые из-за качества литья не читаются.

Таким образом, очевидно, что практически вся выделяемая группа изделий, где главной, несомненно, является фигура распятого Спасителя, кроме типа 6, объединена набором характерных иконографических признаков. Во-первых, это сама форма крестов, где мы наблюдаем приостренные, слегка закругленные углы в средокрестии, расширяющиеся к оконечностям, фигурно оформленные лопасти. Если же изделие типа 6 выглядят как нечто исключительное из всей серии, где православная традиция в иконографии все же имеет место в виде помещения обязательных надписей IC и XC на оконечностях горизонтальных перекладин креста, то все предметы типа 7, точнее сказать их иконография, – весьма специфичны. Прежде всего на всех крестах распятие Иисуса совершено не на голгофском православном кресте (восьмиконечном), с выраженной нижней скошенной под углом перекладиной, а на кресте в основе «латинской» формы (Benson G.W., 1976), несколько усложненного верхней горизонтальной перекладиной, на которую наносилась надпись.

Кроме того, на всех изделиях вверху под оглавием помещена фигура Создателя, а на оконечностях горизонтальных лопастей – фигуры Богородицы и Иисуса, а также Николы Угодника, обе отмеченные черты несомненно семантически и иконографически значимы. Истоки этой традиции уходят в западное (латинское) ответвление христианства.

Уместно напомнить, что изображения как распятия, так и самого креста в памятниках христианского искусства появляются достаточно поздно, причина чего, по мнению ряда исследователей, заключается в том особом представлении, которое связывалось с крестом и крестной смертью, как наиболее позорного вида наказания. «Надобно было пройти многому времени, чтобы изображение распятого Христа, независимо от своего религиозного значения, сделалось открытым символом христианства и заняло видное место в церковном сознании первохристиан» (Голубцов А.П., 1995 с. 217). Только с V в. крест четырехконечный (crux immissa) в греческом или латинском вариантах становится общеупотребляемым (Голубцов А.П., 1995, с. 221).

Появление крестов-тельников в Европе связано с распространением христианства, которое охватывает не только Европу, но и Азию и Африку уже в IV–V вв.

Наиболее ранние кресты-тельники, известные в Европе, относятся к VI, VII–VIII вв. Наличие специальных отверстий или дужек для ношения изделий на шее отличает их от крестовидных фибул, нашивных крестов, энколпионов и других христианских оберегов (Кулаков В.И., Валуев А.А., 2001, с. 17–23). С момента появления крестов-тельников в Европе отчетливо проявляются две линии их развития (Молодин В.И., 2003), где во второй линии центральным персонажем креста становится фигура распятого Спасителя. Наиболее древним из известных мне про изведений является крест VI–VII вв. из Севастополиса (Хрушкова Л.Г., 2002 с. 203). Данная линия развития, разумеется с некоторыми новациями и изменениями в иконографии, проходит через столетия, вплоть до нового и новейшего времени. Таким образом, помещение фигуры Спасителя на лицевую часть креста-тельника имеет глубокие, явно западные «латинские» корни.

Мне представляется, что и вторая отмеченная черта – помещение на оконечностях креста фигурных изображений – имеет те же истоки. Свидетельством этого может стать нательный крест VI–VII вв. из Египта. Это изделие интересно, во-первых, тем, что в нем как бы слились две отмеченные линии развития. Форма креста выполнена по образцу первой линии развития – «латинская» модель, с удлиненной нижней лопастью, резкое расширение лопастей от средокрестия и завершение их правильными окружностями, тогда как изображение на всей поверхности распятого Спасителя в длиннополой, складчатой одежде, с переданными чертами лица и развернутыми кистями рук – явно демонстрируют вторую линию развития. В связи с рассматриваемой проблемой важно подчеркнуть, что в оконечностях этого креста, в круглых пальметках помещены лики апостолов (Werner J., 1936, taff. 5.1).

Следующей чертой, объединяющей рассматриваемую серию крестов-тельников является, изображение на оборотной стороне трех (а вероятнее всего, четырех) из пяти крестов орудий Страстей Господних. Данная черта является отличительной для седьмого типа илимской коллекции вообще.

Изображение орудий Страстей Господних на крестах, их иконографические истоки С.В. Гнутова (1994, с. 78 ), крупнейший специалист по христианской металлопластике, совершенно справедливо связывает с иконографическими истоками западного происхождения XIV–XVI вв. (иконы-индульгенции, немецкие и польские гравюры и т.д.), проникавшие на Русь через Польшу, Украину и Беларусию. Считается, что основным центром изготовления крестов с подобной символикой в России является Москва, откуда они распространяются в другие регионы (Гнутова С.В., 1994, с. 78 ). Этот вывод С.В. Гнутовой вполне применим к седьмому типу крестов илимской коллекции, однако своеобразное сочетание распятия на лицевой стороне, исполненное на кресте неправославного облика и орудий Страстей Господних на оборотной стороне, позволяет, на мой взгляд, предположить, что данная серия происходит из районов более западых, чем Москва, скорее всего из Польши. Именно с этой территории известны кресты-тельники с фигурой распятого Иисуса на лицевой стороне, относящиеся к XVI–XVII вв. (Szybowicz B., Szybowicz A., Chudzinska B., 1995 s. 95]. Правда, форма илимских крестов более вычурная, чем польских, однако это вполне объясняется тем, что в формах и орнаментации русских крестов XVII–XVIII вв., по мнению С.В. Гнутовой (1994, с. 79), особо ощущается влияние светского искусства барокко, что отразилось в целом на морфологии изделий седьмого типа илимской коллекции.

В контексте рассматриваемой проблемы весьма показателен крест XVII в. из окрестностей Дрездена. Изделие выполнено из серебра и позолочено. По форме это типичный крест, изготовленный по образцу «латинского». На горизонтальных и нижней вертикальной лопастях помещены ключевидные подвески. Вся поверхность креста занята изображениями орудий Страстей Господних. На вертикальной лопасти сверху вниз изображены кувшин на поддоне (кунган), колонна, плюющая голова, туника, три игральные кости, лестница, трость с губкой, пелена, розга; на горизонтальной лопасти (слева направо) – серебряники, кувшин на блюде, бердыш, молоток, гвоздь, терновый венок, клещи, петух (Oexle J., 1995 s. 26–31). Анализируемый крест из Германии – свидетельство того, что изображения орудий Страстей Господних на крестах-тельниках были характеры и для Западной Европы.

В завершение данной работы необходимо отметить, что абсолютную аналогию крестам из погребений №255 и 324 имеет крест из командорского лагеря экспедиции Беринга, надежно датируемого XVIII в. (Леньков В,Д., Силантьев Г.Л., Станюкович А.К., 1988, рис. 18 ). Специально исследовавшая это изделие А.В. Рындина резонно предполагает его связь с лицом западного происхождения, за это, по мнению исследователя, свидетельствуют «необычная для православного мира пятиконечная форма креста. Отсутствие нижней перекладины под ногами Христа – типичная деталь готических «Распятий». На западные источники указывает и сильно провисающее тело Спасителя…» (Рындина А.В., 1988 с. 115). Все это, равно как и орудия Страстей Господних на оборотной стороне креста, позволяет, по мнению А.В. Рындиной (1988, с. 116), полагать, что крест был выполнен в России по западным образцам по заказу владельца, не принадлежащего православному миру, вероятно из Прибалтики, восточных немецких земель или северноевропейских стран.

Находка целой серии таких крестов в Илимском остроге, причем семантически связанных с довольно представительной серией седьмого типа, не позволяет видеть в них некое исключение. Скорее это свидетельство активного внедрения западных семантических традиций, происходящих в связи с влиянием светского искусства барокко, и их трансформация, как подчеркивает С.В. Гнутова (1994, с. 79) на русской почве.
 

Библиографический список

Винокурова Э.П. Металлические литые кресты-тельники XVIII в. // Культура средневековой Москвы. М., 1999.

Гнутова С.В. Орудия Страстей Христовых на русских крестах XVII–XIX веков // Филевские чтения. М., 1994. Вып. V.

Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб., 1995.
Колпакова Ю.В. Нательные кресты с голгофской тематикой в фондах Псковского музея-заповедника // Археология и история Пскова и псковской земли: Материалы научных семинаров за 2001–2002 гг. Псков, 2003.

Кулаков В.И., Валуев А.А. Европейские универсальные обереги VII–IX веков // КСИА. 2001. №212.

Леньков В,Д., Силантьев Г.Л., Станюкович А.К. Командорский лагерь экспедиции Беринга. М., 1988.

Молодин В.И. Старообрядческие нательные кресты из илимской коллекции // Исторический ежегодник: Спец. вып. Омск, 2001.

Молодин В.И. Кресты-тельники Европы как объект научного изучения // Scripta Gregoriana: Сборник в честь семидесятилетия академика Г.М. Бонгард-Левина. М., 2003.

Николаева Т.В., Недошивина Н.Г. Предметы христианского культа // Археология. Древняя Русь. Быт и культура. М., 1997.

Рындина А.В. Крест-тельник из раскопок командорского лагеря // Леньков В.Д., Силантьев Г.Л., Станюкович А.К. Командорский лагерь экспедиции Беринга. М., 1988.

Федоров Ю.А. Образ креста. История и символика православных нагрудных крестов. СПб., 2000.

Хрушкова Л.Г. Раннехристианские памятники Восточного Причерноморья (IV–VII вв.) М., 2002.

Benson G.W. The Cross its History Symbolism. Net York, 1976.

Oexle J. Archaologisee Zeitreise ins Mittelalter Sachsens // Archeilogie in Deutschland. 1995. Heft. 3.

Szybowicz B., Szybowicz A., Chudzinska B. Maniowy Woiwodschaft Nowy Sa cz, Gemeinde Czorstyn, Fundstelle 5. // Recherches Archeologiques De 1991 et 1992. Archaeologicab Jnvestigations of 1991 and 1992 (Археологические исследования 1991 и 1992). Krakow, 1995.

Werner J. Zwei byzantinische Pektoralkreuze aus Agipten // Сборник статей по археологии и византиеведению Института им. Н.П. Кондактова. VIII Praga, 1936.


Источник:

Теория и практика археологических исследований : Сборник научных трудов / отв. ред. А.А. Тишкин. – Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2005
 



Источник: http://kubar.ru/showthread.php?p=95297
Категория: Молодин В.И. | Добавил: ostrog (2012-02-05)
Просмотров: 5681 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

 

Login Form

Поиск по каталогу

Friends Links

Site Statistics

Рейтинг@Mail.ru


Copyright MyCorp © 2006
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz