Мангазейский чудотворец Василий. (К русской агиографии).
В недавно напечатанной гр. М.В. Толстым "Книге глаголемой описание о российских святых" ("Чтения Общ. Ист. и Др.", 1887, кн. IV) под № 336-м читаем: "святый великомученик Василий отрок, иже в Мангазее граде, новый чудотворец, пострадавый в лето 7100 месяца марта в 22 день; пренесены же быша мощи его по явлению в Енисей град во обитель Пресватыя Троицы, по повелению игумена обители Пресвятыя Троицы" (стр. 174). Это краткое известие настоящей "Книги" гр. Толстой дополняет немногими (сс. 174 — 175) сведениями о жизни и кончине муч. Василия, заимствованными у пр. Филарета ("Рус. Св.", март, сс. 123 — 6) и из "Повести" о страданиях Василия ("Иркут. Епарх. Вед.", 1864, № 7 и след.). Дополнения гр. Толстаго оканчиваются упоминанием, что в марте 1670 г мощи Василия перенесены "старцем" Тихоном в основанную им Троицкую Туруханскую обитель (с. 175). В столбце Сибирскаго приказа № 348, хранящемся в Москов. Архиве Министерства Юстиции, находятся отрывки дела 7179 (1671) г. о "самовольном" открытии "черным попом", (а не "старцем"), Тихоном, в 1670 г. мощей Василия и перенесении их в Туруханский монастырь. Дело очень любопытное и в бытовом отношении, и как материал для малоразработанной области русской агиографии... К сожалению, дело это сохранилось не вполне. Уцелели только СЛЕД. документы: а) "доклад" (на 6 листах) Сибирскаго приказа государю о всем ходе дела, 179 г.; б) "отписка" к государю митрополита Сибирскаго и Тобольскаго Корнилия о "дерзновении" попа Тихона, 179 г.; в) "скаски" попа Тихона и др. участников и свидетелей открытия и перенесения мощей, 178 г.; г) "список с досмотра" мощей, произведен наго в 167 г, при Мангазейском воеводе Семене Васильевиче Ларионове, когда над гробом Василия была
[4] выстроена часовня 1); и д) "скаски" разных лиц о "явлениях" и "чюдесах" от мощей Василия, 160 — 168 гг. Таким образом не сохранилось многих документов, как предшествовавших "докладу", ("отписок" Мангазейских воевод и пр.), так и последовавших за ним, ("грамот" митрополиту В Корнилию и др.). Да и уцелевшие документы только на половину доступны прочтению: какое-то пятно разлилось по правой стороне листов так, что чернила здесь почти совсем выцвели, в других местах поблекли и пр. Лучше других сохранился "доклад" государю куда вошло все существенное из остальных документов. Пользуясь этим "докладом", изложу сущность дела, придерживаясь — где можно — подлиннаго текста. "Доклад" начинается извлечениями из "отписки" государю сибирскаго митрополита Корнилия, полученной в Москве 18 февраля 179 г. Митрополит прежде всего напоминает обстоятельства перваго открытия мощей Василия — в 167 г., о чем он разсказывает на основании "отписки"' Мангазейской Троицкой церкви попа Дмитрия к тогдашнему Тобольскому архиепископу Симеону. Поп Дмитрий писал, что в Мангазее "вышел гроб из земли, а на том-де гробу положена была для мирского ходу доска судовая, и тое де доску гробом переломило. И над тем гробом построили часовню и с того времяни учали называть, что-де в том гробу мощи Мангазейского чюдотворца, и явление от тех мощей прислано в Тоболеск". В том же 167 г. архиепископ Симеон отправил в Мангазею Тобольской Богоявленской церкви дьякона Ивана Семенова для производства "досмотра" мощей Василия. Списки этого "досмотра" и "явления" митроп. Корнилий прислал в Сибирский приказ, который в своем "докладе" берет след. извлечения из "досмотра": Вместе с дьяконом Иваном досмотр производили вышепомянутый Мангазейской поп Дмитрий, воевода С.В. Ларионов и "крестовый поп" воеводы Лука Григорьев. Все они приготовлялись к "досмотру" недельным постом. В назначенный день, "после литоргии, над гробницею молебствовали с водоосвящением и гробницу
[5] досматривали; и та-де гробница вся вышла наверх земли и гробннца-де вся цела, только немного зачернела. А в гробнице мощи: глава и руки и ноги и все человеческое подобие по обычаю — только де кости, а плоти на них нет — изтлела, и поверху костей призачернело, что плесень"... Лежавший в гробу был "дву аршин без чети, чаять лет 15-ти или меньши". Извлечения из "досмотра" 167 г. оканчиваются замечанием: "многие люди в городе говорили, что слыхали у старинных людей: замучен-де был торгового человека лавочной сиделец, по наговору, напрасно, и положен в том месте; а сколько тому лет и как ево звали, — того не ведают". Далее "доклад" продолжает выдержки из "отписки" митроп. Корнилия: в 179 г. митрополиту "ведомо учинилось", что Троицкаго монастыря, (в Туруханском "зимовье" Мангазейскаго уезда), "черной поп" Тихон "в Мангазее, дерзновением своим, без свидетельства и не отписався к нему митрополиту, гроб (муч. Василия) ночною порою в часовне вскрыл и мощи, которые называют Мангазийского чюдотворца, смотрел и в новой гроб переложил, и в Мангазее в соборную церковь из часовни со звоном перенес и молебствовал, и из Мапгазеи перевез на Турухан, со звоном и с иконами и с молебным пением, в Троицкой монастырь, и поставил в церкви в монастыре, где он Тихон служить, по правую сторону царских дверей"... Мангазейский воевода Родион Павлов снял с попа Тихона "скаску" и отправил ее митрополиту, а тот препроводил "список" с нея в Сибирский приказ. "Доклад" приказа почти целиком приводит след. "скаску" Тихона: Поп Тихон приехал в Мангазею ночью против 22 марта 2) 178 г. Поводом к приезду послужили дошедшия до него вести о "первом явлении" чудотворца Василия, — "как явился в Мангазее февраля против 3 числа Мангазейскому стрельцу Ивашку Есицкому", - который "извещал" о бывшем ему „явлении" многим Мангазейским "приказным людям", боярскому сыну Микулаю Малиновскому 3) и другнм лицам. [6] Ивашка разскавывал: был он "в ночном карауле" в съезжей избе, и в полночь "вышел на крыльце", "хотел в палки колотить"... Как вдруг видит: "стоять-де у крыльца 2 человека… От испугу Ивашка "сталь вне ума и не мог слова молвить. А каковы те люди, того страха ради не помнить. И взяли де ево(те люди) под-руки и поставили у лесницы колокольные, а сами пошли к чюдотворцу в часовню, и он-де Ивашка с того места бежать и кричать не смог. И не многое-де время спустя те ж 2 человека из часовни вышли и взяли ево Ивашка и привели к чюдотворцу в часовню. А в часовне де пред иконами свечи горят, а за дверьми де стоить человек, что черной священник, оболчен в ризах священнических черных, а в руках держит книгу; а против ево стоить налой и свеча пред ним светитца чорного воску и огонь чорн же. И тот-де священник взял ево Ивашка за голову и вырвал из головы 3 волоса и положил себе в книгу. И говорил ему, Ивашку, чтоб он сказал чюдеса во всему миру, чтоб из Мангазейского уезду, Туруханского зимовья Троецкого черного попа Тихона, с крылошаны, и в часовне-б у чюдотворца молебствовать. И как-де черной поп Тихон в город приедет, и он бы-де Ивашко ему Тихону сказал три слова; а ныне-де тех трех слов в миру никому не сказывать"... Когда поп Тихон приехал в Мангазею, Есицкой передал ему это "явление", прибавивши, что гроб должен быть вскрыт "с северную сторону, потому что-де на северную сторону лежит гроб ево покато и ему-де во гробу лежать гораздо скорбно. А опричь-де черного попа Тихона ево чюдотворцовы мощи досматривать и молебствовать над ними некому. А как-де черной поп ево чюдотворцовы мощи во гробу досмотрит, и от ево чюдотворцовых мощей благодать Св. Духа и благоухание изыдет". Выслушавши разсказ Есицкаго, поп Тихон в ночь на 24 марта отправился в часовню "помолитца и помыслить, как ему дерзнути на такое страшное дело, что мощи чюдотворцовы досмотреть и переложить в новой гроб и принести на Турухан в Троецкой монастырь. И от того-де часа ево попа Тихона невидимо силою Божиею ударило об мост в часовне и учало тружать у ево чюдотворцова гроба страшно; и от того-де времяни он поп был вне ума в часовне не ведомо сколько времяни. И как-де он поп во ум пришел и стоя плакался, воздремав, и прииде к нему от чюдотворцова гроба глас: досмотри-де ты меня во гробе, что положен он (sic), мучен с наруганием, всего скорчена, и глава ево
[7] приклонена в углу от полуденной стороны к левому плещу", да с левой стороны доска гроба раскололась и "пала на ноги ево, и ему-де ныне лежать гораздо скорбно и не мошно от такового утеснения. В заключение "глас" от гроба предписывал попу Тихону: "досмотря-де ево чюдотворцовы мощи, положить в новой гроб и пренести в Троицкой монастырь". Ночью на 27 марта Тихон» снова пошел» в часовню "помолитца" и его опять "учало також тружать паче перваго". Тогда он "обещался" все учинить по чудотворцову велению. В ночь на 2 апреля Тихон отправился в часовню в сопровождении своего "духовного сына" Мангазейскаго. "приказнаго человека" Никифора Смирнаго. В часовне поп "молебствовал и воду святил и гроб покадил и водою святою покропив, с ним Микифором открыл гроб: и мощи-де ево перстию обложены. И он-де поп мощи святого от четырех стран окадил и святою водою окропил: и от его-де чюдотворцовых мощей благодать св. Духа и багоухание изыде, и не токмо-де в то время, но и последи приходящим с верою. И как-де ему попу было (открыто) в первом явлении от чюдотворцова гроба, так он и положен - мучен с паруганием". 2 апреля, "с молебным пением и с иконы, со всем народом, перенес (поп Тихон) из часовни мощи чюдотворцовы в соборную церковь" Мангазеи, где "молебствовал", а оттуда в Троицкий Туруханский монастырь. 28 марта 178 г. Мангазейский стрелец Онтипка Иванов Копылов "сказывал": 3 недели лежал он в болезнии, и ничем не владел и очми не видел, и молился-де Всемилостивому Спасу я Пресвятей Богородице, и призывал на помощь Мангазейского чюдотворца. И его-де объял мал сон и видел человека млада, лицом светла, возрастом мала, брады нет, риза на нем темна с пробелью, и говорил: знает-ли-де он ево? — И Онтипка ему говорил не знаю. — И он-де глагола ему Онтипке: ево-де зовут имянем Василий, и он бы де Оптипка держал веру Мангазейскому чюдотворцу, и на нем-де Оптипке будет милость Божия. И он-де Онтнпка от сна возбудихся. И после-де того привели его Онтипку к церкви слепа, а очи отверсты — света не видит. И на празник-де Вход Иеросалим он Онтипка, пришед ко утреннему пению, сказал видение при всем народе и как-де ему имя свое чюдотворец обявил. И от той болезни бысть здрав помощию и молением Мангазейского чюдотворца Василия". [8] Приведя это "чюдо", "доклад" замечает: "да и иные видения во 157 гаду от того чюдотворца были", как свидетельствуют присланные митрополитом Корнилием в Москву "списки" со "сказок" разных лиц. Приложенныя к докладу "скаски" говорят о "явлениях" и "чюдесах", которыя испытали следующия лица: а) Ивашка, "человек" боярина Семена Лукьяновича Стрешнева, (ему было "явление", в котором" чюдотворец назвал себя Василием Федоровым), 168 г.; б) Мангазейской Троицкой церкви пономарь Алешка, 163 г., (ему было 3 "явления" и одно исцеление: у него "отнялась" левая рука и неделю болела, но "взяв земли с гробницы, руку землею тер; и от том болезни здряв бысть"); в) "промышленный" человек" Иван Федосеев Середка, 164 г., (он "очми отемнел", но "прозрел" после молитвы "новоявленному чюдотворцу" и обещания сделать вклад в его часовню); г.) Мангазейская стрелецкая жена Татьяница, 165 г., (исцеление); д) промышленный человек Петр Семенов Воробьев, 160 г. (то же); е) промышленный человек Дмитрий Хахалка, 161 г. (то же) и друг. Упомянувши об этих "скасках", "доклад" так заканчивается: "и об тех мощах, что называют Мангазейским чюдотворцом и о пренесении его, что черной поп Тихон дерзостию и самовольством учинил без свидетельства и не отписався к нему митрополиту, - что великий государь укажет"? Но что именно великий государь "указал" по этому щекотливому делу остается, к сожалению, неизвестным: на "докладе" нет никакого приговора. Не сохранилось и ответной царской грамоты, какая несомненно была послана митр. Корнилию. Дальнейших следов этого любонытнаго дела мне не приходилось встречать в документах Сибирскаго приказа. Из дополнений гр: Тоястаго к настоящей "Книге глаголемой и пр....." видно, что мощи Василя Мангазейскаго "почивают под спудом" в Троицком Туруханском монастыре.
1) Источники гр. Толстаго ошибочно относят эти события 1659года к 1652 году — ко времени воеводства Игн. Степ. Корсакова (с. 175). 2) По "Книге и пр.... " — 22 марта день преставления муч. Василия. 3) Судя по имени, не употреблявшемуся русскими людьми XVII в., (очевидно, вследствие большаго уважения к св. Николаю), Малиновский был вероятно из литовских выходцев.
Опубликовано:
Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете., МОСКВА, 1890. Кн. 1. Отд. 2. С. 1-8
Стиль, пунктуация и орфография сохранены, буквы старого русского алфавита заменены современными. Сетевая версия – В. Трухин, 2010