Библиотека Сибирскаго митрополита Игнатия, 1700 г. - Оглоблин Н. - О - Каталог статей - Города и остроги земли Сибирской
Site Menu

Категории каталога
Обертас В.Л. [1]
Овчинникова М.В. [1]
Оглоблин Н. [41]
Огурцов А.Ю. [2]
Ополовников А.В., Крадин Н.П. [1]

Роман-хроника
"ИЗГНАНИЕ"

Об авторах
Иллюстрации
По страницам романа
Приобрести
"Сказки бабушки Вали"


Site Poll
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1208

Начало » Статьи » О » Оглоблин Н.

Библиотека Сибирскаго митрополита Игнатия, 1700 г.

Перечень книг Сибирскаго и Тобольскаго митрополита Игнатия находится в «описных книгах» митрополичьей «домовой и келейной казны», составленных в августе 1700 г., во время пребывания митрополита в Москве и хранящихся ныне в московском архиве Министерства Юстиции (Сибирскаго приказа книга № 1569, лл. 1 — 18). Предисловие к «описным книгам» говорит, что 9 августа 1700 г. «великий государь царь» и «великий господин святейший кир Адриан архиепископ московский и всеа Росии и всех северных стран патриарх указали на Москве в Китае-городе на Казанском подворье» переписать митрополичью казну «для того: за повреждением ума своего он Игнатий митрополит учинился святейшему патриарху непослушен и противен, и за ту свою вину послан он, Игнатий митрополит подначал в Симонов монастырь»... «Описныя книги» составили «дому святейшаго патриарха приказной судия монах Иосиф Бумаков, да диаки — Сибирского приказу Иван Чепелев, да Патриарша Розряду Василей Нестеров», в присутствии «домовых людей» митрополита Игнатия — «казначея» иеромонаха Саватия, «дьяка» Григорья Яковлева, иеромонаха Израиля, иеродиакона Исакия и «стряпчего» Кузьмы Главина (л. 1).
Далее идет опись ризницы (л. 2), платья (л. 4), посуды и денежных документов («заемныя памяти», «росписки» и пр.) (л. 6).
Библиотека митрополита описана в двух местах: опись меньшей части книг следует после перечня денежных документов. Вот она:
«В Крестовой Полате книг печатных:
Псалтирь следованная вдесть,
Книга Минея общая вдесть,
Служебник вполдесть,
Ирмологий вполдесть» (л. 6 об.).
Затем опять — опись ризницы (ibid.), посуды и других предметов «домовой казны». Большая часть библиотеки описана в [287] отделе «архиерейской келейной казны». Здесь, после перечня 3 «образов», идет следующая опись около 70-ти «печатных» и «письменных» книг (л. л. 9 — 10):
«Святцы по весь год, печатные, на бумаге, в раме.
Евангелие напрестольное, печатное, на александрийской бумаге, по обрезу золочено, в досках не оболочено.
Книг печатных вдесть, в переплете:
Устав, по обрезу золотом, оболочен сафьяном красным.
Пролог, весь год вдву переплетах.
24 книги Миней месечных, в особых переплетах.
Маргарит, по обрезу золотом.
Минея Общая с праздники, по обрезу ж золотом.
Минея Общая.
2 книги Октая на осмь гласов.
Псалтырь нового выходу.
Цветослов предпразднеством и празником Господским и Богородичным и святым.
История Сирская, письменая, на александрийской бумаге.
Символ православные веры, письменой, в тетратех.
Хрисмологион, письменная, в тетратех.
Книг же печатных вполдесть, в переплете:
Служебник, по обрезу золотом.
Новый Завет, на греческом языке, по обрезу золотом, оболочена бархатом алым.
Вполдесть же письменых:
Алфавит.
2 книги лечебники.
Епистолия Иякова брата Господня о поставлении во священный чин, в тетратех.
О пресуществлении Тела и Крови Христовы, сочиненная Афонасием архиепископом Холмогорским:
16 книг партесных, в том числе 8 книг в черной коже. А по скаске дьяка (т. е. митрополичьяго дьяка Гр. Яковлева) те-де 8 книг в черной коже казенные (т. е. принадлежали нелично митрополиту, а Тобольскому митрополичьему дому).
В тетратех на 12 голосов партесных служеб и канцертов, а по скаске (чьей именно — не сказано), что те тетрати взяты Егорьгиевского девича монастыря у дьячка Федора Григорьева на список.
Книг вчетверть:
Полуустав, Киевской печати, в переплете, по обрезу золотом.
Канонник, Киевской печати.
3 книги певчие, на крюках.
4 книги певчие на нотах. А чьи те книги — того домовые люди не сказали.
Псалтирь на роспеве, писана воблетуре на три голоса на ноте, в длинную тетратку, переплетена в зеленую кожу, по обрезу золотом.
[288] Часословец греко-латинский, восмушку.
Книга певчая Октаи на крюках, восмушку, по обрезу золотом».
Далее — перечень разных «писем» (л. 10 об.), денег, предметов и пр. Между прочим: «чернилица струпкою (?) и сцепочкою, серебреная счернью, вызолочена местами» (л. 11 об.), — «два карандаша, да цыркиль медное» (л. 12), — «очки хрустальные со влагалищем» (л. 12 об.), — «персона великого государя» (л. 13 об.), — три чертежа розные, на бумаге, в том числе два подклеяны крашениною» (ibid.) и проч.
К «описным книгам» приложены 2 челобнтныя: 1) митрополита Игнатия (за собственноручною его подписью) — об отдаче ему денег, взятых из его «подголовка» в Сибирский приказ (л. 19, «выпись» приказа по челобитной — л. л. 19 - 20) и 2) Ивана Слободского, «певчаго» Вологодскаго архиепископа Гавриила (л. 23, «выпись» — л. л. 23 — 25). Последняя челобитная имеет отношение к библиотеке митрополита Игнатия. Вот она:
«Великому государю.... бьет челом богомолец твой преосвященного Гавриила архиепископа Вологодского и Белоозерскаго певчей Ивашко Слобоцкой: в прошлом, государь, 1700-м году, в феврале месяце, преосвященный Игнатий митрополит бывший Сибирский, едучи к Москве; в бытность свою на Вологде взял у меня, богомольца твоего, певчие нотные 8 книг, а те, государь, книги переплетены в красную телятенную кожу без застежек, и списав те книги, хотел отдать мне, богомольцу твоему, вскоре, а за случей, государь, те книги и по се число мне, богомольцу твоему, не отданы, а ныне, государь, с его архиерейской келейной рухледью взяты они, по твоему великого государя указу, в Сибирской приказ. Милосердый великий государь!... пожалуй меня, богомольца своего, вели, государь, те мои нотные книги выдать. Великий государь, смилуйся!» — «К сей челобитной певчей Ивашко Слободской руку приложил» (л. 23).
В «выписи» Сибирскаго приказа (л. л. 23 об. — 25) читаем, что Иеромонах Израиль, «казначей» митрополита Игнатия, подтвердил показание Ивана Слободского о «нотных книгах»: митрополит действительно «на Вологде у архиерейского певчего Ивана Слободкого певчие 8 книг в красной коже взял на список, а списав хотел едучи назад с Москвы отдать ему Ивану, и те книги певчие подлинно ево певчего Ивана Слободкого» (л. 24 об.).
8 апреля 1701 года, «по указу великого государя, думной дьяк Андрей Андреевичь Виниюс с товарищи, слушав сей выписки, приказали певчему Ивану Слободскому певчих 8 книг, которые, у него взял преосвященный Игнатий митрополит — отдать с роспискою (ibid). Ниже следует «росписка» Ив. Слободского в получении книг (л. 25).
[289] В июне 1701 г. составлена была «ценовная роспись» библиотеке и другой «келейной казне» митрополита Игнатия. Поводом к оценке митрополичьяго имущества была челобитная новаго Сибирскаго митрополита Димитрия (потом митрополита Ростовскаго), просившаго о выдаче «пожитков» митр. Игнатия, скончавшагося в Москве 13 мая 1701 г. (см. «челобитную» м. Димитрия, за собственноручною его подписью, на л. л. 26 — 27). Митр. Димитрий мотивировал свою просьбу тем, что на содержание в Москве «церковных служителей» и «домовых людей», приехавших из Тобольска с м. Игнатием еще в феврале 1700 года, «занято 700 рублев, и тех денег в платеж спрашивают, а за домовою денежною скудостию платить мне, богомольцу твоему, нечем и взять негде: подаяния себе ниоткуды не имею, а Сибирская епархия от Москвы в дальном разстояиии»... Митрополит просит выдать «пожитки» м. Ыгнатия «на пропитание мне, богомольцу твоему, с церковными служители и с домовыми людьми, для поминовения во блаженном успении брата моего преосвященного Игнатия митрополита»...
В составленной Сибирским приказом «выписи» по челобитной (л. 27 и след.) снова повторяется опись библиотеки митроп. Игнатия (л. л. 27 об. — 28) и других предметов его «келейной казны», хранившейся в приказе. Затем следует «ценовная роспись» книг (л. л. 31 — 32) и остальнаго имущества. Извлекаю отсюда сведения о стоимости книг (выбрасывая снова повторяющееся описание книг);
«Евангелие напрестольное... цена 6 рублев», «Устав» - 3 р., «Пролог» 5 р., «24 книги Мнней месечныя, в переплетах, цена по 17 рублев год, итого 31 рубли», «Маргарит» — 3 р., «Минея общая с праздники» — 3 р., «2 книги Октая» — 3 р. 8 алтын 2 деньги, «Псалтир нового выходу» — 1 р.
«Минея общея, а по осмотру ценовщиков та книга — чесослов налойной, а не Минея, цена рубль».
«Цветослов» цена 40 алтын, «История Сирская, письменная» — 1 р., «Символ... письменной» — 2 р., «Хрисмологион, письменная» — 1½рубля, «Служебник» — 25 алтын, «Новый Завет на греческом языке» — 1 р.
Рукописи («вполдесть»):
«Алфавит» — 13 алтын 2 деньги, 2 «Лечебника» — 16 алтын 4 деньги; «Епистолия Иякова брата Господня» и «О пресуществлении» соч. Афанасия архиепископа Холмогорскаго (т. е.— два сочинения в одной рукописи) — 3 алтына 2 деньги; «в тетратех на 12 голосов Партесных Служеб и Канцертов — цена рубль».
«Книг в четверть»:
«Полуустав, Киевской печати» цена 30 алтын, «Канонник, Киевской [290] печати» — 3 алтына 2 деньги, «3 книги певчие, на крюках» — 3 алтына 2 деньги, «4 книги певчие, на нотах» —10 алтын, «Псалтир на роспеве»... — 10 алтын; «Часословец греко-латинской, в осмушку» — 3 алтына 2 деньги; «Книга певчая Октай, на крюках» — 6 денег; «8 книг портесных» — «2 рубли 4 гривны».
«И вышеписанные книги ценили Книжного ряду торговые люди Федор Харитонов, Стефан Филипов» (л. 32).
«Евож митропольи взятых из Симонова монастыря книг вдесть: Апостол — цена 46 алтын 4 деньги, Псалтир совоследованием» — 1 р. 20 алтын, «Маргарит» — 3 р. «Требник» — 1½ рубля (ibid.).
Привожу также цены «чернилицы» и других вышеуказанных предметов: «чернилица струбкою и сцепочкою, серебреная... весом 34 золотника, по гривне золотник, итого 3 рубли 13 алтын 2 деньги» (л. 32 об.). — «Два карандаша да цыркаль медные, цена 6 денег» (л. 33 об.). — «Очки... 10 денег» (ibid.). Эту оценку сделали торговые люди Ветошного ряда (л. 36).
Любопытны в «ценовной росписи» дополнительныя сведения о найденных у митрополита Игнатия «персоне (портрете) великаго государя» и 3 «чертежах» (в «описных книгах» они описаны очень глухо)
«Персона великого государя заморской печати, на листу» (л. 37 об.).
«3 чертежа, в том числе: один — Соловецкого монастыря, другой — часть Московскою государства, у него угол выгорел, третей — часть Европии» (ibid.). — Цены «персоны» и «чертежей» не указаны.
Интересна еще опись 5 «листов печатных» — рисунков (выше они не приведены, так как в «описным книгах» эти «листы» описаны (л. 8 об.) очень глухо: «5 листов печатных розных»):
«5 листов печатных, в том числе: один — изображение святые Соборные церкви (Московскаго Успенскаго собора?), а в ней персоны великих государей и святейшаго патриарха; на двух (листах) — держава великих государей, да на двух же — подпись на те листы» (л. 37 об.). — Цена «листов» не обозначена.
Библиотека и другое имущество (не все — см. л. 37) митр. Игнатия было отдано митр. Димитрию, как говорит следующий приговор Сибирскаго приказа (привожу в извлечении):
«1701 г., августа в 31 день, по указу великого государя... думной дьяк Андрей Андреевичь Виниюс с товарищи, слушав вышеписанных ценовных росписей и выписки, приказал: взятые у преосвященного Игнатия митрополита Сибирского и Тобольского келейные образы и книги и евангелия и печать серебреную и остаточные камки в косяках и... отдать пре-[291] священному Димитрию митрополиту Сибирскому и Тобольскому, для того что волею Божиею сего 1701 году в июне месяце в Тобольску Софейской дом и казна и многие запасы погорели.... А серебро ж плавленое из горелых денег и в слитках, с золотом и с медью (тоже из «рухляди» митр. Игнатия), велеть при дьяках и старом подячем переплавить начисто.... и переделав деньги, держать (в Сибирском приказе) в росход, для того что из ево великого государя казны домовым Соеейским всякого чина людем дано.... жалованья кормовые деньги и выход собольми и кумачами, а преосвященный Игнатий митрополит к Москве приехал по своему челобитью, а не по призыву, и тех людей завез с собою своим произволением. — Диак Иван Чепелев» (л. л. 38 об. — 39).
10 сентября 1701 года «келейные образы, и персоны, и книги, и серебреная печать, и чернильница» и проч. «отданы в дом» митрополита Димитрия (л. 39 об.).
8 февраля 1702 года выдано Сибирским приказом преемнику митрополита Димитрия (известно, что он в Сибирь не ездил, а переведен был в Ростов-Великий) по Тобольской кафедре митрополиту Филофею — 300 рублей «вместо серебра» и 2 денежных «кабал», принадлежавших митрополиту Игнатию и отписанных раньше в государеву казну.
Остальныя «заемныя памяти» митрополита Димитрия (л. 39 об.) и другие денежные документы (ценность их более 1000 р.), хранившиеся в Сибирском приказе, отданы митрополиту Филофею — «бывшаго Игнатия митрополита души на поминовение»... (л. 41).
Но о библиотеке митрополита Игнатия и о другой его «келейной казне», переданной Св. Димитрию Ростовскому по приговору 31 августа 1701 года, ничего не говорится в приговоре Сибирскаго приказа от 8 февраля 1702 года: очевидно, и книги, и прочая «рухлядь» митрополита Игнатия остались у митрополита Димитрия.




Воспроизводится по:

Журнал "Библиограф". 1892 г. 8 — 9. с.286 — 291.

Стиль, пунктуация и орфография  сохранены, буквы старого русского алфавита заменены современными.
 
Сетевая версия – В. Трухин, 2012



Источник: Журнал "Библиограф". 1892 г. 8 — 9. с.286 — 291.
Категория: Оглоблин Н. | Добавил: ostrog (2012-06-08)
Просмотров: 868 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

 

Login Form

Поиск по каталогу

Friends Links

Site Statistics

Рейтинг@Mail.ru


Copyright MyCorp © 2006
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz