Поводом к
исследованию типологии и принципов архитектурного формообразования храмов «эпохи
землепроходцев», то есть периода первичного освоения русским народом Дальнего
Востока в XVII — начале XVIII вв., послужило совместное решение Отдела внешних
церковных сношений Московского патриархата РПЦ и посольства России в Китае о
строительстве на территории посольства в Пекине русского православного храма,
принятое в 2003 г. По инициативе представителя РПЦ в Китае протоиерея Дионисия
Поздняева проектирование храма было поручено Архитектурной мастерской В.
Демидова (Владивосток). При подготовке исходных данных для разработки проекта
Посол России в КНР П. Рочегов выразил настоятельное пожелание, чтобы храм был
запроектирован и сооружен деревянным и своим внешним видом был близок к храму
Воскресения Христова Аблазинского острога на Амуре (1665 — 1689) — главного
русского опорного пункта при первичном освоении Приамурья в XVII веке.
Так как чертежей
и иных графических материалов, подробных описаний этого храма в распоряжении
проектировщиков не было, то автору настоящей статьи было поручено провести
исследование с целью выявления сведений о его архитектуре, чтобы запроектировать
новый храм максимально близким к первообразу. Проводилось это исследование в
2003 — 2004 гг. и первоначально его целью был поиск сведений только об
албазинском храме Воскресения. Автором был проведен анализ историко-литературных
источников, привлечены данные об археологических раскопках, проводившихся на
месте существования Албазинского острога.
Отдельные сведения о предмете исследования
и существовавшей в том же остроге часовне Святого Николая Мирликийского были
найдены в публикациях историков А.И. Алексеева, A.Р. Артемьева, А.П.
Окладникова, Б.П. Полевого, В.В. Сухих и других (1 - 9). Некоторые данные об
архитектуре албазинского храма были выявлены в работах архитекторов Е.А.
Ащепкова,
B.И. Кочедамова, А.Р. Артемьева (6, 9, 12).
Соображения о габаритных размерах храма и его местоположении в остроге приведены
в отчетах Амурского археологического отряда Института истории ДВО РАН о
раскопках в Албазине (16, 17). В результате автором был сделан вывод о том, что
Храм Воскресения Христова имел традиционную для русского деревянного зодчества
XVI — XVII вв. трехчастную осевую объемную композицию, состоящую из основного
храмового объема, завершенного крещатой крышей и главкой на барабане, и двух
более низких прирубов со скатными крышами — притвора и алтаря.
Но, так как
указанные источники не содержали сведений об особенностях
архитектурноконструктивных решений здания храма (тип срубов, конструкции крыши и
кровли, форма и тип покрытия алтарного прируба, характер оконных проемов,
наличие декора фасадов), то границы исследования были расширены с целью
выявления общих принципов архитектурных решений православных культовых зданий,
возводившихся на Дальнем Востоке России в эпоху первичного освоения.
Было
установлено, что градостроительное освоение данного региона началось после
создания в 1639 г. Якутского воеводства с центром в Ленском (Якутском) остроге.
Освоение шло в трех основных направлениях: северном - с движением отрядов
землепроходцев вниз по течению р. Лены с выходом в Восточно-Сибирское море и
далее вверх по рекам Яна, Индигирка, Колыма; восточном - по притокам Лены Алдану
и Мае с переходом через Становой хребет к охотоморскому побережью и на Камчатку;
южном - по притоку Лены Олекме с выходом через водоразделы в бассейн р. Амур.
Опорные населенные пункты, создававшиеся при этом землепроходцами — казаками,
служилыми людьми, [17] добытчиками пушнины,
представляли собой, как правило, укрепленные поселения в виде ясачных зимовий,
острожков, крепостиц, острогов и рубленных городов. Поселения первых трех типов
состояли обычно из двух — трех рубленных изб, объединенных тыновой оградой из
вертикально вкопанных бревен, образующей общий двор. Предназначались они для
временного проживания отрядов служилых людей, сборщиков дани с местных племен.
Культовых построек в них не возводилось. В более крупных поселениях - острогах,
крепостях (рубленных городах), где формировалось постоянное население из
крестьян-переселенцев, промышленников, ремесленников, кроме казенных построек
(амбары, ясачные и съезжие избы) и жилых усадеб обязательно возводился храм,
иногда два или три. А возле крупнейших Нерчинском, Селенгинском, Албазинском
острогов, становившихся уездными центрами, формировались и монастыри.
Сохранились
сведения о более сорока храмах того периода, построенных на пространстве от
берегов Амура (Албазин) до устья р. Камчатки (Нижнее-Камчатский острог). По
назначению и объемно-пространственной структуре их можно разбить на три
типологические группы: часовни отдельностоящие, часовни надвратные, приходские
храмы.
Отдельностоящие
часовни строились в небольших острогах, таких как Охотский, Удский,
Верхне-Камчадский, или в формирующихся за оградами острогов и крепостей
посадами. Они представляли собой сруб-четырехстенку с размерами в плане 3 × 3
или 4 × 4 сажени, крытый на два или четыре ската тесовой или жердевой крышей с
маленькой главкой на барабане в центре. Внутреннее пространство сруба оставалось
нерасчлененным, полы были земляными, в боковых стенах устраивались волоковые
окна в один или два яруса. В отдельных случаях к основному срубу с восточной
стороны делался небольшой прямоугольный или пятигранный в плане прируб для
алтаря. Это можно видеть в Иоанновской часовне Олекминского острога, Троицкой -
Удского острога.
Надвратные
часовни существовали в большинстве острогов региона, построенных в XVII в.,
имевших воротные башни. Часовни устраивались в верхнем ярусе башни, пространство
которого обычно расширялось за счет устройства повала или аблама при рубке самой
башни. Пространство часовни перекрывалось четырехскатной или шатровой крышей и
увенчивалось маленькой главкой с крестом (Илимский, Якутский остроги). Иногда
над часовенным ярусом воротной башни устраивался еще один ярус с открытой
площадкой под шатровой крышей, совмещавшей функции колокольни и наблюдательного
пункта (10, 12, 15).
Более сложными
сооружениями были приходские храмы, возводившиеся в крупных острогах и
крепостях, таких как Нерчинск, Селенгинск, Якутск, Олекминск, Нижне-Камчатск.
Они имели трехчастную объемно-пространственную структуру, состоящую из основного
храмового объема и двух прирубов — притвора и алтаря. Храмовые срубы выполнялись
большей частью из лиственницы, имеющей древесину не подверженную гниению.
Основной сруб выполнялся из 25 — 30 венцов бревен и достигал высоты 10 — 12 м.
Покрывался он четырехскатной крышей, над которой на восьмериковом барабане
устраивалось шатровое завершение с главкой. Прирубы имели меньшую высоту и крыши
над ним делались двускатными. Характерными являются Спасская церковь в
Зашиверске, Успенская церковь в Нижне-Камчатске, Покровская церковь в Якутске. В
отдельных случаях храмовые срубы завершались бочкообразными фронтонами по
четырем сторонам и более сложными крещатыми крышами с полицами. Это можно
проследить в Воскресенской церкви в Албазине, Введенской церкви в Илимске и
другим. Все храмы, за редким исключением, были однопрестольными, одноглавыми и
не имели пристроенных или надстроенных колоколен, так как колокола размещались
на крепостных башнях острогов (12). Сооружались иногда при храмах
отдельностоящие двух-трехярусные восьмериковые колокольни, располагавшиеся
обычно к северу от храма. В.И. Кочедамовым описаны такие сооружения в Илимском и
Туринском острогах.
Все храмы и
часовни рассматриваемого периода строились в сложных условиях необжитых
территорий. Рубили их сами землепроходцы и единственным их инструментом был
плотницкий топор, иногда — разводная пила. Поэтому архитектура этих сооружений
очень проста и лишена той декоративности, которая сложилась в сибирском
культовом зодчестве в XIX веке. Срубы храмовых построек выполнялись из
ошкуренных бревен с соединением углов «в обло с остатком». Большая часть окон в
стенах делалась волоковыми с размещением в два - три яруса. Лишь в больших
храмах по южной и северной стенам основного сруба делались косящатые окна,
створки которых за неимением стекла затягивались промасленной тканью.
Надподпольные и чердачные перекрытия устраивались из пластин (расщепленных вдоль
бревен), лицевая поверхность которых (пол, потолок) затесывалась
[18] топорами. В качестве кровельного
материала часто использовалась березовая кора, настилаемая в два - три слоя, а
утеплителем стен и перекрытий служил мох.
Из всех храмовых
сооружений на Дальнем Востоке, возведенных в эпоху его первичного освоения, до
конца XX века сохранились лишь Спасская церковь в Зашиверске (постройка 1700 г.,
обследована А.П. Окладниковым в 1974 г., перевезена в Новосибирск в 1978 г.) и
Успенская церковь на месте бывшего Нижне-Камчатского острога (построена в 1732
г., обследована автором в 1984 г.). Приемы их формообразования и конструктивных
решений, а также общие результаты исследования православных храмов региона XVII
- начала XVIII вв. использованы при разработке проекта православного храма в
Пекине, начатого строительством в июне 2004 г. Но, несмотря на то, что в ходе
исследования было получено достаточно информации о Воскресенском храме Албазина,
полностью повторить его облик в новостроящемся храме не представилось возможным.
Албазинский храм не имел собственной колокольни, так как колокола размещались на
воротной башне острога. В современных условиях храм без колокольни оказался
неприемлемым. Сооружение отдельностоящей колокольни или звонницы было
невозможным из-за затесненности участка строительства (небольшой остров пруда в
парке Посольства). Поэтому авторы проекта разработали компромиссное
архитектурное решение нового храма, в котором основной его объем с бочковидными
фронтонами и шатровым завершением выполнен по аналогу с албазинским храмом, но
над притвором предусмотрена надстраиваемая двухъярусная колокольня. С таким
решением и согласился заказчик проекта. Полное воссоздание в Пекине албазинского
Воскресенского храма, утраченного в 1689 г. в результате разрушения Албазинского
острога манчжурскими войсками, осуществить не удалось.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев
А.Н. Одиссея Ерофея Хабарова // Амур - река подвигов.- Хабаровск: Хабаровское
гос. изд-во, 1971. - С. 200 - 216.
2. Алексеев
А.И., Мелихов Т.В. Открытие и первоначальное освоение русскими людьми Приамурья
и Приморья // Вопросы истории. - М: «Наука», 1984. - вып. 3. - С. 57 - 71.
3. Артемьев
А.Р. Албазинский острог - старейший памятник истории освоения землепроходцами
Приамурья в XVII в. // Записки Амурского краеведческого музея. - вып. 7. -
Благовещенск: Амурское изд-во, 1992. - С. 6 - 17.
4. Артемьев
А.Р. Албазин - первый исторический и культурный центр русского Приамурья //
Вторая Дальневосточная конф. молодых историков. - Владивосток: Изд-во ДВО РАН,
1992. - С. 48 - 86.
5. Артемьев
А.Р. История и археология Албазинского острога // Русские первопроходцы на
Дальнем Востоке в XVII - XIX вв. - Владивосток: Изд-во ДВО РАН, 1995. - Т.2, -
С. 55 - 89.
6. Артемьев
А.Р. Города и остроги Забайкалья и Приамурья во второй половине XVII - XVIII вв.
- Владивосток: Изд-во ДВО РАН, 1999. - 336 с.
7. Окладников
А.П., Гоголев З.В., Ащепков Е.А. Древний Зашиверск: древнерусский заполярный
город. — М: «Наука», 1977. - 212 с.
8. Полевой Б.П.
Албазин Амурский и Албазин Уральский // Уральский следопыт, №12, 1971. -С.
64-66.
9. Сухих В.В.
Хозяйственное освоение Приамурья русскими в XVII в. // География Верхнего
Приамурья. - Благовещенск: Амурское изд-во, 1977. - С. 8 - 42.
10. Ащепков
Е.А. Русское народное зодчество в Восточной Сибири. — М: Госстройиздат, 1953. -
127с.
11. Кочедамов
В.И. Албазин - русская крепость XVII в. на Амуре // Труды института живописи,
скульптуры, архитектуры им. И.Е. Репина. — Л: «Искусство», вып. 3, 1970. — С. 39
— 43.
12. Кочедамов
В.И. Первые русские города Сибири. - М: Стройиздат, 1977. - 190 с.
13. Крадин Н.П.
Албазин — русская крепость на Амуре // Чтения им. Г.И. Невельского 24 - 25
сентября 1987 г. — Хабаровск: Хабаровское изд-во, 1987. — С. 56 — 62.
14. Крадин Н.П.
Крепость Албазин: оборонное строительство на северо-востоке Русского государства
в XVII веке. // Россия и APT. - Владивосток: 1992. -
№1. - С. 67 - 79.
15.
Проскурякова Т.С. Планировочные композиции городов-крепостей Сибири //
Архитектурное наследство. - М: - №25. - С. 56 - 71.
16. Отчет о
раскопках Албазинского острога в 1989 г. - Архив Института истории, археологии и
этнографии Дальнего Востока ДВО РАН. - Ф. 1, оп. 2, д. 376. - 41 л.
[19] 17. Отчет о работах Амурского
археологического отряда в 1997 г. — Архив Института истории, археологии и
этнографии Дальнего Востока ДВО РАН. - Ф. 1, оп. 2. - 77 л.
18. Малкин
А.Я., Обертас В.А. Особенности архитектуры и застройки населенных мест Камчатки
XVIII — XIX вв. // История культуры Дальнего Востока СССР XVII — XX вв. —
Владивосток: Изд-во ДВО АН СССР, 1989. - С. 91 - 104.
Источник:
Вологдинские
чтения 2004г. 46-1
Источник: Вологдинские чтения 2004г. 46-1
|