К вопросу о происхождении казачества и появлении первых казаков в Забайкалье. - Прокопьев В.Б. - П - Каталог статей - Города и остроги земли Сибирской
Site Menu

Категории каталога
Павлик В. [1]
Павлов А.А. [2]
Павлов Г. [1]
Паничкин В. [1]
Пастухов А.М. [1]
Пашинин А.В. [1]
Полевой Б.П. [12]
Полетаев А.В. [1]
Попов В.В. [1]
Попов Е.Ю. [1]
Постников А.В. [1]
Похабов Ю.П. [1]
Прокопьев В.Б. [1]
Проскурина Т.В. [1]
Пузанов В.Д. [7]
Путилин С.В. [1]

Роман-хроника
"ИЗГНАНИЕ"

Об авторах
Иллюстрации
По страницам романа
Приобрести
"Сказки бабушки Вали"


Site Poll
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1209

Начало » Статьи » П » Прокопьев В.Б.

К вопросу о происхождении казачества и появлении первых казаков в Забайкалье.

УДК 9(47)

(571.54)

Из исторических источников известно, что о казаках на Руси узнали только в 1335 г., когда здесь впервые было зафиксировано само слово «казак», и означало оно «работник», «батрак». Тогда, в XIVXV вв., из Половецкой степи на Русь переезжали многие аристократы, военачальники, которых теснили монгольские ханы, захватившие власть в Золотой Орде. Обычно половецкая знать ехала со своей дворней, ее-то и называли «казаки».

Потом этим словом стали называть весь народ, обитавший на Дону, в Запорожских степях. И здесь уместно отметить: то был тюркоязычный народ, «татары». В исторической литературе их еще иногда называют «древними казаками» или «праказаками» (Е.П. Савельев и др.), однако чаще - половцами. Византийские историки этот народ называли «команами», а арабские - «кипчаками».

Есть несколько наиболее распространенных толкований слова «казак». В переводе с тюркского языка казак означает «удалец», «вольный, свободный человек». Определение наиболее верно отражает смысл понятия «казак», хотя у разных народов существовало много вариантов его трактовки. Некоторые исследователи полагают, что слово «казак» произошло от слияния двух монгольских слов «ка» - железо и «зак» – граница, то есть пограничная стража, охрана границы.

Существует и третья точка зрения, которая предполагает, что «каз» – гусь, «эк» – белый. Это название созвучно с названием одного из тюркских родов, символом которого был лебедь. Считалось, что род «казак» оторвался от своего племени и стал свободным.

С 1570 г., когда был издан указ Ивана Грозного о признании Войска Донского, у слова «казак» на Руси появилось новое значение – «воин», например, знаменитый российский историк С.М. Соловьев пишет: «Бездомовные люди именно назывались у нас казаками».

До Азовских походов Петра I, после которых Россия захватила Золотую Орду и включила ее людей в свой состав, казачье войско собиралось только из казаков (отсюда и его название). Существовали целые правила приема и поступления на казачьею службу, выдержать экзамен удавалось не каждому.

Первые упоминания о казаках относятся к XIVXV в., когда речь заходит о крымских татарских войсках. Казаки были составной частью их армии. Из них состояли легкие, подвижные отряды, несущие караульную службу, ведущие разведку, постоянно беспокоящие противника.

В трудах многих российских ученых сущее-[113]ствовала уверенность, что казаки – это часть славянского народа, его особая ветвь. Другие отождествляют казаков с кочевыми народами индоиранской расы, пришедшими из Азии, где они жили в верховьях Енисея и на востоке от озера Байкал, доходя на западе до реки Ангары.

Встречаются работы, где казаков считают потомками нескольких южных приазовских и причерноморских племен, которые, породнившись между собой, и образовали особую народность – казаков. Есть и такие, которые прародиной казачества считают Северный Кавказ.

Спор между историками о происхождении слова «казак» продолжается. Вместе с тем ясно одно, что каково бы ни было происхождение слова «казак», в конечном итоге носителем его стал русский человек со своим языком, обычаями и культурой. Известно, что многочисленные южные племена, носившие название кос-саки (каса- ка), кайсары, аланы-асы, танаиты, азиаты хакасы, хасаки, кайсаки и т.д., явившиеся прародителями казаков, по мнению некоторых ученых, растворились во всем русском.

Надо полагать, что мощная волна руссов, захлестнувшая юг, значительно превосходила местные племена, поглотила их.

Кроме того, часть огромных южных пространств вообще не была заселена, так что переселившимся на эти земли русским некого было ассимилировать и они полностью жили по своим обычаям, законам, сохраняя все признаки национальной культуры, но изменив их в соответствии с условиями существования.

Без сомнения, что переселенцы, общаясь с кочевниками, переняли часть их культуры, обычаев, породнились с местными племенами, вобрав в себя некоторые их внешние признаки, но корни остались русские. Подтверждением этому могут служить забайкальские казаки.

Таким образом, можно предполагать, что казаки – это уникальное славянское народонаселение, образованное за пределами Руси и в условиях, от нее не зависимых.

Покидая по различным обстоятельствам свою родину, русские люди селились на никем не занятых землях в южных степях вне пределов Руси, где опасность грозила им со всех сторон. Отражая нападения кочевников на свои селения, казаки сами совершали побеги, экспедиции и походы в неизведанные земли. Война становилась для этих людей профессией, формировала характер и своеобразный быт.

«Существование казаков как пограничного воинственного народонаселения было естественно необходимо по географическому положению Древней Руси, по открытости ее границ», – писал историк С.М. Соловьев. Характеризуя государственное значение казаков, он отмечал, что «на всех границах долженствовали быть и действительно были казаки, в особенности на тех границах, где никто не смел селиться, не имея характера воина, готового всегда отражать, сторожить врага Граница запаслась казаками».

По своей организации казачья община являлась одновременно хозяйственной и военной. Во главе ее управления стоял круг, то есть собрание всех казаков. Кругу принадлежала распорядительная и высшая судебная власть. Для исполнительной деятельности круг выбирал войскового старшину – атамана, его помощника – есаула, войскового подъячего (писаря) для письменных дел.

Исполнитель воли казачьего круга в мирное время, атаман обладал неограниченной властью во время похода. В то время в атаманы выбирались казаки прежде всего по своим деловым качествам, а не по имущественному положению, как стало значительно позднее. К атаману предъявлялись высокие требования: личная храбрость и смелость в бою, умение грамотно командовать отрядом в походе, знание военного дела, сильных и слабых сторон противника; обладание твердой волей и умением увлечь людей для достижения поставленной цели.

Атаман должен быть хорошим администратором в мирные дни, заботиться о казаках, понимать их. При выборе атамана учитывался его ум, способность правильно оценивать обстановку и принимать решение.

В мирное время казаки занимались скотоводством, охотой и рыболовством Земледелие у них не поощрялось, так как считалось, что земля закрепощает людей, требует постоянства и покоя, а непрекращающиеся набеги степных кочевников делали это занятие невозможным Хлеб казаки получали из царской казны или у русских купцов в обмен на рыбу, пушнину или добытые в походах товары.

Очаговый характер расселения, большое удаление друг от друга не позволяли казачьим общинам поддерживать тесные связи между собой. Со временем, когда поток русских переселенцев на [114] свободные пограничные земли увеличился, выросло и число казаков, активизировалась их военная деятельность, назрела необходимость для объединения разобщенных казачьих общин в войско с общим кругом и выборными атаманами.

Превратившись в грозную силу, казачьи войска в XIXII вв. не раз предпринимали военные походы в Крым, к побережью Черного и Каспийского морей, отваживались на открытую борьбу с татарским и турецким войском, добирались до Персии.

Казачьи общины, преобразованные в войско, получали наименование по территориальному признаку. За войском закреплялась земля, которая передавалась в пользование казачьим станциям До 1719 г. казачьи общины находились в ведении Приказов (Разрядного, Сибирского, Посольского и т.д.), а с 1721 г. перешли в подчинение Военной коллегии.

Выборность атаманов - старшин постепенно ликвидировалась, они стали назначаться. Так появились наказные атаманы, т.е. назначенные правительством

По отношению к правительству казаки разделялись на служащих и вольных. Первые официально считались подданными русского царя и обязаны были выполнять его приказы. Из числа этих казаков комплектовались гарнизоны пограничных городов и крепостей, пешие и конные полки. За службу получали денежное и хлебное жалованье, обеспечивались порохом и свинцом Служили они под началом «голов», назначаемых Разрядным приказом.

Вторые не считались царскими подданными и не были обязаны служить по его приказу. В походах они участвовали по доброй воле и на определенных условиях. Свобода и независимость были для них превыше всего.

Летопись московских княжеств описывает казаков, которые использовались в качестве легкого войска в армии Великого князя Ивана III. Отряды казаков упоминаются и в летописи смоленских и рязанских княжеств. Упоминаются как о людях «не тяглых и не письменных, которые из городов и волостей выбиты». Среди русских казаков были отряды, которые уходили на ничейные территории, объединялись там в вольные сообщества, занимаясь охотой и рыбной ловлей. Центрами таких вольных поселений были реки Дон, Кубань, Днепр, а также Запорожье. Такие вольные поселения быстро вырастали за счет людей, бежавших из южнорусских и польских земель.

В XVXVI вв. казаки, проживающие в данных поселениях, становятся мощной военной силой, способной выдержать бои с регулярными войсками существующих в то время государств. В 1556 г. турецкая и татарская армии пытались выбить казаков из Запорожья, но Запорожская сечь выдержала эту осаду и отбилась от наседавших войск противника.

Так, в постоянной борьбе за приграничные земли казаки слились в дружные сообщества, имевшие древнейшую форму власти народного собрания, называвшегося Кругом.

В Круг собирались люди из разных земель, носители разных культур, они решали многие вопросы своей жизнедеятельности. Эта форма власти была простая, опробованная, доступная для понимания. Решения принимались единогласно. На период выполнения решения избирался атаман, ему подчинялись беспрекословно. Атаману, избранному единогласно, мазали голову грязью и сажей, сыпали за ворот горсть земли, показывая, что он не главарь, а слуга, его могут наказать, как и всех смертных.

Безусловно, с такой жесткой дисциплиной в сочетании с их бытом вольные казацкие сообщества представляли собой грозную военную силу. Это подтверждает и то обстоятельство, что в случае войны то или иное государство приглашало на службу к себе целые отряды вольных казаков. В донском фольклоре того времени есть упоминание о том, как казаки оказывали военную услугу Ивану Грозному под Казанью, за это последний пожаловал им реку Дон, где казацкая вольница расцвела в полную силу и стала распространяться на другие земли. Примером тому может служить освоение казаками Сибири.

В конце XVI в. казачий атаман Ермак Тимофеевич Чигин, Иван Кольцо, Иван Гроза со своими помощниками есаулами Никитой Пан и Яковом Михайловым заключили военный договор с купцами Строгановыми, жившими на р. Каме, вблизи от Сибирского ханства, которым в то время правил хан Кучум Войско Ермака, оснащенное и хорошо вооруженное Строгановыми, начало завоевывать Сибирское ханство. 26 октября 1582 г. после долгих боев казаки вступили в столицу Сибирского ханства. Таким образом, казаки сыграли большую роль в деле присоединения Сибири к России.

В ходе военной кампании по завоеванию Сибирского ханства Ермак погиб, но его дело про-[115]должили его последователи, которые способствовали географическим исследованиям и освоению этого обширного края, а также установлению взаимопонимания между переселенцами из России и коренными народами.

Еще до заключения Буринского договора 1727 г. многие забайкальские буряты и эвенки наряду с русскими казаками несли пограничную службу. Известно, что бурятский отряд (400 человек) в числе русских войск своим присутствием обеспечивал нормальный ход переговоров при встрече графа Саввы Владиславовича Рагузинского с китайскими послами на реке Буре. В 1728 г. по представлению графа Рагузинского был издан Указ о выдаче пограничным селенгинским и одиннадцати хоринским родам особых знамен «за их прилежную службу». Этим актом российское правительство придало небольшим бурятским отрядам значение воинских единиц по охране границы.

По утверждению русского ученого — естествоиспытателя академика И.Г. Гмелина, в 30-х гг. XVIII в. селенгинский тайша (известный Окин-тайша) гордился знаменем, полученным цонгольским родом за пограничную службу. На знамени красного цвета было изображено солнце и написаны слова «Никому не уступает». В 1731 г. войска, дислоцированные в Забайкалье, состояли из пехотного полка, роты драгун и 5000 бурятских и эвенкийских всадников. Гарнизоны пограничных крепостей (Селенгинской, Троицкосавской и др.) состояли из русских казаков и солдат. Непосредственно вдоль границы располагались караулы, представлявшие собой небольшие остроги, обнесенные частоколом. В караулах стояли бурятские и эвенкийские отряды в количестве от 5 до 10 юрт. В 1764 г. было сформировано 4 бурятских казачьих полка, имевших по 6 сотен в каждом: Ашебагатов, Мунголов, Атаганов и Сартулов. Названия полки получили от имен тех родов, наибольшее количество представителей которых входило в состав этих полков. Набор в эти полки первоначально был добровольным Пожелавших записаться в казаки оказалось больше, чем требовалось по штату, что объяснялось не только желанием защищать свои земли, но и стремлением освободиться от уплаты ясака. Со временем служба в бурятских казачьих полках из добровольной стала воинской повинностью, причем наследственной.

Она проходила с перерывами: после 1 года службы следовало 3 года льготных. Выходить в отставку с особого разрешения губернатора могли лишь старики и недееспособные (вспомним ситуацию с Доржи Банзаровым, из-за принадлежности которого к казацкому сословию и прервалась карьера ученого). Лошадей, вооружение бурятские казаки имели сначала свое, а затем снабжались ими за счет своих обществ.

Принцип построения бурятских полков носил характерную для кочевников десятичную систему. Во главе бурятского казачьего войска стояли выборные: главный войсковой старшина-атаман, четыре полковых есаула, сотники, пятидесятники и десятники. Все они подчинялись пограничному начальнику.

В период царствования Михаила Романова (1613-1645 гг.) служилые люди и русские казаки, обойдя Байкал с севера, проникли на Лену, вышли на якутские земли, где в 1632 г. под командой Петра Бекетова основали Якутский острог, в 1653 г. - Ингодинский (ныне - Чита).

В Забайкалье в 1644 г. впервые служивые люди и стрельцы появились под руководством атамана Василия Колесникова. Они в 1644-1647 гг. пришли в долины рек Баргузин и Селенга По южной стороне Байкала русские первопроходцы прошли и до Амура.

Для защиты и закрепления этих земель за Россией нужна была немалая сила. Регулярных воинских подразделений в Забайкалье к тому времени было недостаточно. Решено было привлечь к воинской службе местное население, которое и само было в этом заинтересовано, так как немало страдало от набегов харацириков («воровских мунгал»).

Инициатива создания казачества среди местного населения исходила от Восточно-Сибирского губернатора Федора Ивановича Саймонова, который в 1757 г. предложил правительству усилить охрану забайкальских границ от набегов харацириков за счет местного населения.

Был издан Указ о создании Тунгусского казачьего полка и утвержден сенатом 18 сентября 1760 г. Узнав о создании Тунгусского казачьего полка, буряты в 1762 г. от имени четырнадцати селенгинских родов обратились к начальнику Селенгинской пограничной канцелярии В.В. Якоби с просьбой создать и бурятский полк.

Указ о создании бурятских полков был утвержден Сенатом 22 июня 1764 г. Создание их было поручено селенгинскому дворянину Шарину, который решил сделать четыре полка по 600 [116] человек в каждом Больше всего добровольцев выставили первый и второй Атамановы роды, перешедшие из Монголии в 1665 г. Они выставили 650 человек, цонголы – 1589, Сарталов род – 395 и Ашебагатов род – 352 чел. Формирование полка было начато в 1764 г., к середине 1765 г. было закончено.

Полки получили наименование тех родов, которые больше всего выставили добровольцев, – Атаганов, Ашебагатов, Сартулов и Цонголов полки. Первым атаманом бурятских полков был

зайсан Ашебагатского рода Цырен Бадалеев.

 

Литература

1. Гордеев А.А. История казаков. Ч. 1. Золотая Орда и зарождение казачества. – М.: Страстной бульвар, 1991. – 176 с.

2. Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного. М.: Наука, 1982. – 182 с.

3. Копылов Д.И. Ермак. – Иркутск, 1989. – 240 с.

4. Смирнов Н.Н. Забайкальское казачество. – М.: Вече, 2008. – 544 с.

5. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. – М.: Соцэкгиз, 1961. – Т 5. – 755 с.

Источнник:

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУНИВЕРСИТЕТА 2010/2



Источник: ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУНИВЕРСИТЕТА 2010/2
Категория: Прокопьев В.Б. | Добавил: ostrog (2012-02-07)
Просмотров: 2646 | Рейтинг: 4.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

 

Login Form

Поиск по каталогу

Friends Links

Site Statistics

Рейтинг@Mail.ru


Copyright MyCorp © 2006
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz