Русская Сибирь и ойраты в XVII в. - Пузанов В.Д. - П - Каталог статей - Города и остроги земли Сибирской
Site Menu

Категории каталога
Павлик В. [1]
Павлов А.А. [2]
Павлов Г. [1]
Паничкин В. [1]
Пастухов А.М. [1]
Пашинин А.В. [1]
Полевой Б.П. [12]
Полетаев А.В. [1]
Попов В.В. [1]
Попов Е.Ю. [1]
Постников А.В. [1]
Похабов Ю.П. [1]
Прокопьев В.Б. [1]
Проскурина Т.В. [1]
Пузанов В.Д. [7]
Путилин С.В. [1]

Роман-хроника
"ИЗГНАНИЕ"

Об авторах
Иллюстрации
По страницам романа
Приобрести
"Сказки бабушки Вали"


Site Poll
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1204

Начало » Статьи » П » Пузанов В.Д.

Русская Сибирь и ойраты в XVII в.

В своем движении на восток в XVI — XVII вв. русские столкнулись с десятками народов, как уже известных им, так и открываемых для себя впервые. Особую роль среди этих контактов играли отношения с кочевыми племенами, с которыми русские встретились на юге своих владений. Это время стало последней эпохой, когда кочевники могли представлять серьезную опасность для оседлого мира. Раньше русские имели постоянные отношения в основном с привычными для себя кочевыми группами Белой Орды (в нашей исторической науке ее принято называть Золотой), которые этнически и культурно являлись потомками кипчаков и находившихся здесь до них тюркских орд, подчинившихся монголам. Арабский автор XIV в. Эль-Омари писал, что после завоевания кипчаков монголами «они смешались и породнились с ними, и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их, и все они стали точно кипчаки, как будто они одного рода, оттого что монголы поселились на земле кипчаков, вступали в брак с ними и оставались жить в земле их». В. В. Бартольд отмечал, что, в отличие от других кочевых нашествий в эпоху завоеваний монголов, на запад переселилось небольшое число кочевников. В Белую Орду переселилось, по одним данным, только 4 тыс., а по другим — 9 тыс. монгольских семей [Бартольд 1968: 551]. Теперь русским пришлось вступать в отношения с ордами, о которых они могли только слышать.
Территория Западно-Сибирской равнины примыкает к одному из отрезков так называемой Великой степи, где во время завоевания Россией Сибирского царства боролось между собой несколько кочевых союзов — ойраты, казахи и ногаи. Все они в политическом и культурном отношениях были наследниками Монгольской империи. Ногаи — ближайшие соседи Сибирского [188]
царства и союзники Кучума — уже ко второму десятилетию XVII в. были вытеснены из азиатских степей за Волгу ойратами.
В русской исторической науке было отмечено, что западные монголы называли себя ойратами, а термин калмыки — это название, данное ойратам тюркоязычными народами, через посредство которых термин был усвоен и русскими в XVI — XVII вв. Позднее термин калмыки (в значении «отделившийся» от основной массы) был принят волжской группой ойратов, отделившихся от остальных монголов в XVII в. [Очерки 1967].
Ойраты были известны в исторической литературе с XI –  XII вв., будучи одним из племенных объединений монголов. В империи монголов ойраты управлялись своими владетельными князьями, мало выделяясь из общей массы монгольских племен. Ойраты участвовали в завоеваниях монголов. В XIII — XIV вв. несколько тысяч ойратских семей жили в Иране. В эпоху распада империи монголов и изгнания их из Китая в 1368 г. ойраты первыми из монгольских племен выступили против ханов Монголии.
В результате с XV в., по мнению И. Я. Златкина, можно говорить о выделении ойратов из среды монгольских племен и формировании особой этнической общности — ойратской народности с рядом этнографических отличий. Под влиянием тюркских языков формируется особый ойратский язык, который окончательно выделился из монгольских языков к началу XVII в. В XVII в., в эпоху контактов с русскими, у ойратов появляются особый алфавит и литературный язык. В состав ойратов вошли многие монгольские племена, позднее — группы тюрков, финнов, кавказцев и славян. Ойраты обладали значительными военными силами [Очерки 1967: 54 – 61].
В это время ойратам пришлось вести войну на три фронта, в результате чего их положение стало достаточно тяжелым. В XVI в. княжества Монголии объединяются. В 1587 г. ойратам удалось объединиться и разгромить монгольское войско в 40 тыс. человек. Однако борьба ойратов с монголами на этом не закончилась. В конце XVI в. знать Халхи нанесла ряд поражений ойратам. В это время Халха была объединена династией, известной [189] в России как род Алтын-ханов. В конце XVI в. ряд поражений нанесли ойратам казахи.
По данным П. С. Преображенской, в конце XVI в. начинаются передвижения ойратских племен из Западной Монголии на территорию Южной и Западной Сибири [Там же: 80]. В XVII в. ойраты совершают экспансию в трех направлениях — на восток, запад и юг. В 1618 г. хан торгоутов Урлюк с р. Иртыша перешел на верховье рек Ишима, Тобола и Эмбы. В 1630 г. Урлюк прибыл к берегам р. Волги, подчинив обитавшие на р. Яик тюркские племена. В это время улус Урлюка насчитывал 50 тыс. кибиток. Когда улус Урлюка расположился от Яика до Волги, ойраты знали, что эти земли принадлежат белому царю — правителю Русского государства. Однако Урлюк занял их, не спрашивая разрешения у Москвы.
Степные пространства Западно-Сибирской равнины на протяжении XVII в. становятся частью ойратского мира, раскинувшегося от озера Кукунор до р. Волги. Характерно, что отряды ойратов принимали участие в таких важных событиях на восточной и западной окраинах Евразии, как взятие Пекина маньчжурами в 1644 г. и бои под Веной в 1683 г.
Наиболее важными для Сибири XVII в. стали отношения с ойратами. К тому времени Россия имела большой опыт постоянных отношений с кочевниками. Традиции и институты кочевого общества оценивались через призму своих порядков, и кочевники, хотя свидетельств об этом мало, также рассматривали Россию по аналогии со своим социальным устройством.
Русские Сибири хорошо знали культуру ойратов. Русские служилые люди Сибири отмечали высокий уровень военного искусства калмыков. Юрий Крижанич, в 1661 – 1667 гг. живший в ссылке в Тобольске, писал, что о военном деле калмыков и монголов «люди рассказывают нам чудеса». Крижанич относил строй калмыков к гусарскому, писал, что они носят копье, саблю, лук, латы, кольчуги, прикрывая доспехами локти и бедра. Надо отметить, что гусарами Крижанич считал тяжелую конницу. В битве калмыки гнали перед собой скот, разрушая военный порядок противника. В это время у кочевников востока распространялись пищали. [190] По данным Ю. Крижанича, на юге Сибири монголы, кроме традиционного оружия кочевников, имели пищали. Русские люди Сибири в 70-е гг. XVII в. отмечали, что главным оружием калмыков остался лук, но среди них распространялись и пищали.
По данным, изложенным в одной русской географической работе XVII в., хан Джунгарии и его тайши за 15 дней собирали в улусах армию в 100 тыс. всадников. По данным европейского путешественника, в 1660-е гг. побывавшего в Сибири, армия ойратов достигала 80 –  100 тыс. человек. Тобольский служилый человек, историк и географ Сибири Ремезов писал, что калмыки воевали только на конях, «а безконному сражению так необыкновенны, что совсем его не знают». Обычным оружием были саадаки, копья и сабли, «по большой части военное у них платье» — панцири, доспехи, шишаки и поручни. В тактике калмыков главная роль отводилась первому нападению: «...в сражении с первого напуску весьма жестоки, а ежели так сперва не удастся одержать победу, тогда будут весьма уступчивы» [Описание Сибири 1907: 381; Крижанич 1997: 98; Алексеев 1941: 357].
По данным Черепановской летописи, во время боев на озере Ямыш калмыки взяли в плен шведа Ягана Ремеза и оружейного мастера сибиряка Зеленовского, которых контайша «обещанною им своею милостью и немалыми награждениями склонил на свою сторону». Яган Ремез изготовил пушки и «обучил их несколько артиллерии», Зеленовской обучил ойратов делать ружья, «которым они хотя неправильно, однако ж стрелять обучились, только их ружья были без замков», с фитилями [РГАДА: ф. 196, оп. 1, д. 1542, л. 124].
Основу экономики ойратов, их «главное богатство» составлял скот, в первую очередь кони, верблюды, коровы, бараны. Скотоводство дополнялось в степи охотой и земледелием, «их степи содержат несколько диких и лесных зверей <...> сайги, маралы и кабаны, также хотя и плохих, но несколько находится лисиц, куниц, бобров, выдр, горностаев, корсаков». Хлеб ойраты сеяли в речных долинах «при реках и речках», «по большей части ячмень, просо, полба, пшеница, овес, горох и овощи».
[191] Между русскими властями и ойратами неоднократно возникали споры по вопросу о принадлежности ряда территорий между южными сибирскими уездными городами и калмыцкими кочевьями. В конце XVI в., по данным Ремезовской летописи, ойраты кочевали к западу от рек Ишима, Нор-Ишима, Оми и Камышлова, которые вообще тогда считались «калмыцким рубежом». Однако сама эта территория не находилась еще под контролем ойратов. После поражения сюда отступил из Сибирского царства Кучум со своими детьми и «между озер в крепких местах и ту живяше скрытно» нападал на Тарский уезд.
Позднее русское правительство заявило о российских правах на ту территорию, где жил Кучум после бегства из Кашлыка; отмечалось, что он построил городок по р. Иртыш, взятый в 1595 г. русским отрядом, а иногда кочевал южнее этого городка «по Иртышу в 6, а от Оми реки выше в 2 днях, а в котором урочище неизъяснено». Позднее русские отмечали, что в 1595 г. служилые люди, разгромив Кучума, не упоминали о том, что рядом кочуют калмыки. «Калмыцкой землей» в летописи считаются верховья р. Иртыша, в частности озеро Зайсан-нор, куда совершил свой последний набег за лошадьми Кучум [Богоявленский 1937: 51].
П. С. Преображенская считала, что первое упоминание об ойратах встречается в грамоте Ивана IV (вероятно, жалованной) Строгановым в 1574 г., где ойраты отмечены в числе кочевых народов Азии. Когда русские в Сибири познакомились с ойратами? По данным Сибирского приказа, первые контакты состоялись в самый ранний период русского продвижения, когда русские только утверждали свою власть над Сибирским царством. Кучум в борьбе с русскими за юг Сибири нанимал на службу небольшие отряды ойратов, пытаясь таким образом пополнить свои силы после понесенных его двором крупных потерь. Иногда в этот район заходили с востока военные отряды калмыков. Здесь на службу Кучуму поступил отряд в 300 ойратов. В июле 1596 г. служилые татары Тары, посланные на разведку, сообщили воеводе Федору Елецкому, что в улусе Кучума, кочевавшего южнее г. Тары по р. Иртыш, произошло столкновение с отрядом ойратов, которые хотели отъехать от него. Кучум пытался задержать ойратов, [192] произошла стычка, где были убиты три его человека. В результате после этого боя улус Кучума серьезно ослаб, от него отъехали 300 человек с женами и детьми и ушли на верхний Иртыш. Однако и позднее русские источники также отмечают наличие ойратов в улусе Кучума. В апреле 1598 г. ясачные татары сообщили воеводе г. Тары, что «Кучум стоит в собрании со всеми людьми и с ойраты, и с ногайскими людьми» и собирается идти войной на город и волости [РГАДА: ф. 214, кн. 11, л. 22 – 39].
На рубеже XVI — XVII вв. появляются противоречия между русскими интересами и интересами различных групп ойратов. Можно предположить, что эти противоречия были вызваны борьбой за южные тюркские группы, которые ранее входили в Сибирское царство. После военного разгрома в 1598 г. Кучума, контролировавшего часть этих территорий, русским пришлось здесь столкнуться с ойратами, часть которых, возможно, ранее воевала в улусе Кучума. В 1598 г. воевода Тарского уезда Воейков получил известие, что к р. Оби прикочевали с юга 500 калмыков. Первый раз требование Москвы собирать вести об ойратах было послано в наказе воеводе Тобольска Ф. И. Шереметеву 11 февраля 1601 г.
В процессе колонизации Западной Сибири русские на юге края встретились с ойратскими племенами. В это время под давлением монголов ойраты покинули свои старые кочевья и продвигались на запад. В первые десятилетия XVII в. в результате борьбы с другими кочевыми народами — монголами, казахами и ногайцами — ойраты заняли южные территории Западной Сибири. Здесь они вступили в отношения с представителями русской власти, русским и ясачным населением уездов Сибири. Принятие русского подданства частью ойратов в 1607 г. было нужно для занятия южных территорий Тарского уезда и мобилизации сил для борьбы с другими кочевыми народами. После побед ойраты отказались платить ясак и начали борьбу с русскими за эти территории.
Первоначально русско-калмыцкие столкновения проходили именно на территории Тарского уезда, который стал пограничным по отношению к мигрировавшим на север группам калмы-[193]ков. В 1606 г. из Тары был предпринят поход для изгнания ойратов из уезда. Этот поход закончился победой русских служилых людей над одной из групп ойратов. 200 служилых людей получили награды за калмыцкую службу. Однако ойраты продолжали кочевать на юге уезда. Недостаток сил в Таре заставил власть организовать ряд походов из центров русской Сибири — Тюмени и Тобольска. Весной 1607 г. по приказу правительства на калмыков был отправлен крупный военный отряд из Тобольска, Тюмени, Тары, а также из других сибирских городов.
В 1608 г. в грамоте, отправленной на Тару, правительство царя Василия Шуйского разрешило ойратам кочевать в Сибирской земле по р. Иртыш, Омь, Камышлов и в других местах, где они захотят быть «под царской рукою», то есть занятие подобных территорий обусловливалось принятием русского подданства. Правительство разрешило ойратам торговать в Тобольске, Таре, Тюмени, Перми, Уфе, Казани и Москве.
Политика Русского государства по отношению к ойратам менялась. В декабре 1616 г. Боярская дума постановила основное внимание на востоке уделить именно отношениям с ойратами, с которыми предполагалось обмениваться посольствами и подарками, с целью установления подданства над ними — «приводити их под государеву руку». Центром русско-ойратских связей оставался Тобольск, откуда отправлялись посольства на юг, ойратские посольства к царю должны были сразу отправляться из Тобольска в Москву; с другими государствами, соседями русской Сибири, предполагались менее интенсивные отношения: о Китае и государстве Алтын-ханов предполагалось узнать дополнительные сведения, а до того времени с ними «ссылке не быти», с Бухарой обмениваться грамотами, но без подарков.
В январе 1621 г. Боярская дума в ответ на запрос тобольского воеводы М. М. Годунова решила не принимать ойратские посольства, приходящие в города Сибири, по причине нападений ойратов на ясачное население края. От ойратов требовалось откочевать подальше от русских городов, при этом, однако, предусматривалось продолжение торговых отношений с ойратами, но в особом месте подальше от Тобольска. В 1623 г. из Уфы [194] в Москву были присланы новые ойратские послы, после чего царь Михаил Федорович приказал принимать посольства на месте — в Уфе и сибирских городах, не посылая в Москву, «и для того отказывать, что они люди многие и воинские» не узнали бы дороги на Москву.
На всем протяжении русско-ойратской границы двумя сторонами была фактически признана ранее установившаяся естественным образом ситуация двоеданства, когда тюркские группы вынуждены были платить дань как русским, так и ойратам и, таким образом, быть в подданстве сразу двух государств. При этом русским властям приходилось мириться с постоянными недоимками в платеже. Это положение вело к частым конфликтам на юге Сибири между русским населением Кузнецкого, Томского, Тарского уездов и джунгарами, киргизами, телеутами и другими народами края. Русские власти пытались прекратить подобное положение, однако дань джунгарам платилась тюркским населением юга Сибири до разгрома Джунгарии китайцами. В 1755 г. члены Сената по делам, взятым из Сибирского приказа, узнали, что ясачные люди Тарского и Кузнецкого уездов платят дань правителю Джунгарии, и захотели выяснить, с какого года происходит этот платеж и по каким грамотам. Однако в Сибирском приказе данных об этом не нашли [РГАДА: ф. 113, год 1647, д. 1, л. 11 – 27; ф. 214, оп. 1, ч. 8, д. 6299, л. 1 – 3; ф. 248, оп. 8, кн. 473, л. 127].
К середине XVII в. улусы ойратов находились на р. Тобол и Ишим, непосредственно подходя к южным уездам Сибири. Близость улусов ойратов оказывала большое влияние на жизнь южных уездов Сибири, особенно на положение ясачного населения. Кочевники занимали вотчинные речки и угодья ясачных людей.
Кроме совершения набегов, ойраты часто приходили в города Сибири в качестве послов и торговцев. Посольства ойратов, которые обычно были торговыми экспедициями, вели активную торговлю в русских городах. Правительство и воеводы Тобольска пытались запретить ойратам торговать с городами Тобольского разряда, кроме Тобольска и Тары. На востоке центром торговли с ойратами был Томск.
[195] В XVII в. крупная торговля с калмыками велась в период русских экспедиций для добычи соли на озере Ямыш. Русский отряд добирался от русского уездного центра на юге Тобольского разряда Тары до озера Ямыш стругами по р. Иртыш за 5 недель. В районе озера кочевали калмыки, которые считались не подданными русского государя, а соседями русской Сибири. К озеру приезжали бухарцы с китайскими товарами и калмыки с рабами, лошадьми и скотом для торговли с русскими людьми. Район озера Ямыш имел большое значение для русской Сибири. В 1626 г. служилые люди Тобольска по приказу воеводы Хованского ездили на озеро Ямыш, чтобы найти там участок для русского острога.
Ю. Крижанич справедливо считал, что для Русского государства в Сибири отношения с ойратами имели важное значение. В это время ойраты были могущественным и многочисленным кочевым народом, который владел землями от Оби до Волги. Большие тайши ойратов старались жить с русскими в дружбе, поддерживая торговлю городов Сибири с Бухарией и Китаем, а также русские экспедиции на озеро Ямыш. Кочевники на озере Ямыш и в русских городах торговали с русскими скотом и рабами. По сведениям Ю. Крижанича, в Сибири одного или нескольких рабов-ойратов имели почти все представители русского населения. Культурные и экономические связи русского населения Сибири с народами Востока имели глубокие последствия.

Библиография

Алексеев 1941 — Алексеев М.П. Сибирь в известиях западноевропейских путешественников и писателей. Иркутск, 1941.
Бартольд 1968 — Бартольд В.В. Кипчаки // Бартольд В. В. Соч. М., 1968. Т. 5. С. 550 – 551.
Богоявленский 1937 — Богоявленский С.К. Материалы по истории калмыков в первой половине XVII в. // Исторические записки. М., 1939. Т. 5. С. 48 –  101.
Крижанич 1997 — Крижанич Ю. Политика. М., 1997.
Описание Сибири 1907 — Описание Сибири по списку Императорской публичной библиотеки // Сибирские летописи. СПб., 1907. С. 367 – 397.
Очерки 1967 — Очерки истории Калмыцкой АССР. Элиста, 1967.

Воспроизводится по:

Сибирский сборник — 3. Народы Евразии в составе двух империй: Российской и Монгольской / Отв. ред. П. О. Рыкин. — СПб.: МАЭ РАН, 2011. С. 187 – 195.

Категория: Пузанов В.Д. | Добавил: ostrog (2014-11-17)
Просмотров: 444 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

 

Login Form

Поиск по каталогу

Friends Links

Site Statistics

Рейтинг@Mail.ru


Copyright MyCorp © 2006
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz