ГОСУДАРСТВЕННОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СИБИРЬЮ В XVII ВЕКЕ - ТИМОНИН Е.И. - Т - Каталог статей - Города и остроги земли Сибирской
Site Menu

Категории каталога
Татауров С.Ф. [3]
ТИМОНИН Е.И. [1]
Тимохин Е.А. [5]
Ткалич А.И. [1]
Толкачева Н. В. [1]
Трухин В.И. [3]
Тураев В. [2]
Тычинских 3.А. [1]

Роман-хроника
"ИЗГНАНИЕ"

Об авторах
Иллюстрации
По страницам романа
Приобрести
"Сказки бабушки Вали"


Site Poll
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1203

Начало » Статьи » Т » ТИМОНИН Е.И.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СИБИРЬЮ В XVII ВЕКЕ

После завоевания и присоединения Сибири к России в XVII веке ее верховным правителем стал Московский царь. Он объявил все ее земли "государевой вотчиной" и распространил на них прерогативы своей власти с момента завоевания отрядом Ермака. Ермак мог бы объявить себя властителем нового края, как это делали испанские завоеватели земель инков и ацтеков. Но не корыстными интересами, а интересами единого Российского государства руководствовался атаман. В своём послании царю Ивану IV Грозному "О взятии Сибири" он сообщал: "Изволением Божьем и великого государя и великого князя Ивана Васильевича счастьем Ермак со товарищами взял Сибирское царство, победил и обратил в бегство хана Кучума, под его царскую руку многих татар, остяков и вогулов привел к шерти (т.е. к присяге). На том быть под ее царскою рукою окончания веку..."

Государственная собственность на земли в Сибири стала экономической основой политического господства российского самодержавия в крае. Это было закреплено в политической символике, в которой значилась и Сибирь. В титуле Федора Ивановича, сына Ивана Грозного было записано: "Я царь и великий князь Федор Иванович всея Руси самодержец Владимирский, Московский Ноугородский, царь Казанский, государь Псковский, Тверский, Югорский, Пермский, Вяцкий, Болгарский и иных, государь и великий князь Новгород, Низовские земли, Черниговский, Резанский, Полотский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Лифляндский, Угорский, Обдорский, Кандинский и всея Сибирския земли и Северныя страны, повелитель и государь Иверские земли, Грузинских царей и Кабардинские земли, Черкасских и Горских князей и иных многих государств государь и обладатель".

Московскому правительству предстояло создание системы государственного управления Сибирью, которая разумно сочетала бы централизованное и региональное управление в крае, учитывала бы общероссийские формы государственного управления и особенности Сибири, осуществленные на практике в других равнозначных регионах России и подтвердившие их жизненность. Наилучшей и приемлемой для Сибири формой сочетания государственного централизма и местного регионализма стала приказновоеводская система управления, при которой центральную власть представляли Царь, Боярская дума и приказы, а региональную - воеводские канцелярии.

Первоначально Сибирью управлял Посольский приказ, ведавший внешней политикой Российского государства. Но в связи с возросшим значением Сибири в жизни России значительно усложнились задачи государства в деятельности внешнеполитического ведомства на ее восточных окраинах. Чтобы приблизить государственное управление к Сибири, Московское правительство передало в 1599 г. функции управления новыми, восточными землями Приказу Казанского Дворца. В 1637 г., в царствование Михаила Федоровича Романова, из Приказа Казанского Дворца был выделен и образован Сибирский приказ. Он стал самостоятельным центральным органом управления Сибирью, но подчинявшийся непосредственно царю и Боярской думе.

В функции Сибирского приказа входило назначение воевод и писменных голов, создание военных отрядов, обеспечение их вооружением, боеприпасами; правосудие в отношении русского и коренного населения; прием, хранение и реализация пушнины на европейском рынке; торговля с Китаем и Монголией. В структуре Сибирского приказа были образованы Соболиная казна, денежный и купецкий отделы. По мере расширения сибирских владений и увеличения численности населения увеличивалось количество отделов, а вместе с этим и штат их сотрудников

Во главе Сибирского приказа стояли приказные судьи. Они были наделены огромными правами и полномочиями на всей территории Сибири, от Урала до [85]Тихого океана. Приказные судьи назначались из княжеских и боярских фамилий.

Вторую категорию "управленцев" Сибирского приказа составляли дъяки. Они были специалистами во всех делах Приказа и обладали значительной самостоятельностью. Число дьяков, одновременно находившихся на службе, колебалось от одного до трех человек. В отличие от приказных судей, проживавших в Москве, дъяки несли службу в Сибири. Это позволяло им лучше познать особенности жизни и быта местного коренного населения и успешнее проводить колонизационную политику правительства.

К нижней категории российской "приказной" администрации относились подъячие. Они подразделялись в служебном отношении на "старых", "середних" и "молодших". В их компетенцию входило составление документации для приказных судей и дъяков. Они находились на денежном обеспечении государства и положили начало формированию бюрократии в Сибири.

Кроме дъяков и подъячих в штате Сибирского приказа были служилые люди, занимавшиеся вопросами, связанными с разбором ясака, поступавшего из Сибири, его оценкой и реализацией.

В целях привлечения специалистов из европейской части России в Сибирь была введена "система льгот и особых преимуществ". Им предоставлялись "ямские и уездные подводы", выдача кормовых денег для приобретения "хлебных запасов", ускоренное продвижение по службе, повышение жалования "за прилежание и усердное несение службы" в Сибири.

В подчинение Сибирского приказа вошла территория, которая находилась в составе России. Основу ее административно-территориального деления составили, как и в европейской части России, уезды. В конце XVII в. в Сибири было 19 уездов. Но в связи с отдаленностью от Центра и огромным территориальным пространством Сибири уезды для повышения эффективности управления были объединены в крупные административные образования - разряды. К началу XVII в. в Сибири был один разряд - Тобольский, в 1629 г. образовался Томский, в 1639 г. - Ленский, в 1667 г. - Енисейский. Но, несмотря на образование новых разрядов Тобольск, будучи центром Сибирской епархии, оставался главным городом края.

Уезды делились на волости: русские и ясачные.

Сибирскими разрядами и уездами руководили воеводы, опиравшиеся в своей деятельности на аппарат приказных изб. Избы находились в подчинении Сибирского приказа и ведали всеми органами государственного управления в уезде. Воеводы были представителями княжеских фамилий, знатного московского и "выборного" дворянства, прибывшими из разных городов европейской части России. В конце XVI - начале XVII вв. в Тобольске воеводами были 3 князя: Кольцов-Мосальский, Лобанов-Ростовский, М.А. Щербатов-Оболенский. Из 6-ти воевод Тары, служивших в первые десять лет после ее основания, три воевода относились к княжескому роду: Ф.Б. Елецкий, А.И. Бахтиаров, И.А. Солнцев-Засекин. К княжеским фамилиям принадлежали П.И. Горчаков (Пелым), Г.И. Долгоруков (Томск), М.М. Шаховской (Мангазея) и др.

Сибирские воеводы обладали неограниченной властью. Они были верховными правителями в городе и уезде, судьями, причем не всегда справедливыми. Под их началом находились дьяки, подьячие, столоначальники, атаманы, сотники, пятидесятники и другой "чиновничий люд". Пользуясь отдаленностью от центра и "разжиревшие" на сибирских хлебах, воеводы считали себя подлинными хозяевами и не уязвимыми во власти. Нерченский воевода И. Николаев настолько возомнил себя всесильным правителем, когда еще столицей была Москва, что громогласно заявлял: "Хто де мне укажет? Я де сам царь тако же, как на Москве царь Петр Алексеевич: что де хочю, то делаю. Никто мне не укажет. Не токмо де в Нерченску, я бы на Москве был царь".

Воеводство было доходным местом и высоко ценилось во дворянстве. И хотя чиновники содержались на жалование из государевой казны, тем не менее они продолжали "кормиться" за счет средств местного населения. Дворяне буквально осаждали пороги Сибирского приказа с просьбой послать их в города на воеводские должности. Чтобы предотвратить лихоимство, (злоупотребление) воеводами своим положением, московские власти вынуждены были менять воеводов и главного дъяка через два-три года.

Централизованное управление Сибирью осуществлялось из Москвы на основе издания царских грамот и наказов воеводам и письменным головам.

В период завоевания Сибири на первое место Московского правительства выдвигались задачи, связанные со строительством острогов и городков-крепостей, необходимых как опорные пункты русского воинства в ходе завоевания и присоединения сибирских земель к России.

Одной из первых таких государевых актов была грамота царя Федора Ивановича воеводе Даниле Чулкову о строительстве крепости вблизи Кашлыка с целью использования его как плацдарма для накопления сил, взятия ханской столицы и разгрома войска Кучума. Крепость была построена. Кучум разбит. На месте крепости был основан Тобольск, ставший в 1587 г. военно-административным центром Сибири.

    Специальная царская грамота была направлена в Сибирь воеводе князю Андрею Елецкому о строительстве крепости в среднем Прииртышье для борьбы с остатками войск Кучума на юге Западной Сибири и покорения барабинских татар, которые еще не были приведены под "высокую государеву руку". В 1594 г. здесь был заложен город Тара, сыгравший большую роль в истории Сибири. Под руководством тарского воеводы Андрея Воейкова и казачьего атамана Черкаса Александрова в августе 1598 г. в бара-[86]бинских степях был окончательно разгромлен хан Кучум. Большая часть Западной Сибири вошла в состав России.

По царским указам и грамотам осуществлялась деятельность сибирской администрации в период заселения и земледельческого освоения Сибири. В 1590 г. царь Федор Иванович издал указ, поручавший администрации Соли Вычегодской направить на "житие" в Сибирь 30 человек пашенных людей с женами и детьми, с домашними животными, имуществом и сельхозинвентарем, а также выдать по 25 руб. на каждого человека.

В системе государственного управления Сибирью большое место занимали вопросы земельных отношений между коренными народами и поселенцами. В решении этих вопросов московские власти считались с традиционным образом жизни и выступали в защиту земельных прав аборигенов. В царских грамотах предписывалось селиться поселенцам на пустошах так, чтобы "ясашным людям никакой тесноты не было". "К тем, что угодья опустоша, чинить за то воровство наказание... бить кнутом..., чтобы иным неповадно было". В случае нарушения поселенцами прав местного населения в землепользовании и создания "ясашным людям тесноты" правительство обязывало возвратить местным жителям их земли и угодья. Право коренных жителей на неприкосновенность их земель юридически закреплено при Алексее Михайловиче в Соборном Уложении 1649 г. В случае спорных вопросов местные власти должны были руководствоваться этим положением.

В центре внимания Московского правительства были и другие вопросы, относящиеся к общественнополитической и духовной жизни сибирского общества.

В XVII в. в Сибири сложилось сельское самоуправление. Ее социально-экономическую основу составляла крестьянская община. Она во многом отличалась от сельского мира в европейской части России, в том числе и управленческом отношении. По определению новосибирского профессора Л.М. Горюшкина, это был "союз крестьянских хозяйств, управляющийся назначенными и выборными лицами, коллективистское объединение, выполняющее общие повинности, с круговой порукой". Община обладала правом самоуправления и разверстки повинностей, отвечала за общественный порядок на своей территории, решала важнейшие вопросы своей жизни на сельских сходах. В общину принимались миряне при согласии ее членов. Крестьяне-общинники могли выйти из общины, с обязательным условием замены себя другим человеком с принятием им всех обязанностей предшественника.

Управление сельским миром осуществлялось земским старостой, избираемым на сельском сходе из числа авторитетных крестьян-общинников. Староста отвечал за раскладку и сбор податей, следил за общественным порядком, собирал сходы, защищал интересы крестьян перед воеводой. Он, как и все общинники, облагался налогами и выполнял повинности, возложенные властями на крестьянский мир.

Особыми административными единицами в составе сибирских уездов были ясачные волости, на которых проживали коренные народы, находившиеся в русском подданстве и платившие ясак. Встраивая аборигенов в общероссийскую систему общественной жизни, власти учитывали обычаи и традиции, родоплеменной характер их образа жизни. Известный государствовед, специалист по российскому дореволюционному законодательству Н. Корево писал, что правительство долгое время не трогало ни веры, ни быта инородцев, оставляло их жить при тех же порядках, которые существовали в Сибири еще до русского завоевания.

Такой же позиции сибирская администрация придерживалась в отношении к аборигенному населению в судопроизводстве. В конце XVI - начале XVII в. в Сибири еще не сложились судебные инстанции. Фактически в этот период здесь действовал воеводский суд, в компетенцию которого входило решение гражданских и уголовных дел. При принятии решений воеводы руководствовались судебным прецедентом, как правило, ссылались на общерусские нормы права.

Такова была система государственного и регионального управления в Сибири в XVII в. Она просуществовала до начала XVIII в. и была коренным образом изменена в царствование Петра I и во время проведения им преобразовательной деятельности во всех сферах общественной жизни, в том числе и сфере управления в государстве.

Источник:

Инновационное образование и экономика. №3 (14), сентябрь 2008 г



Источник: Инновационное образование и экономика. №3 (14), сентябрь 2008 г
Категория: ТИМОНИН Е.И. | Добавил: ostrog (2011-12-13)
Просмотров: 1749 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

 

Login Form

Поиск по каталогу

Friends Links

Site Statistics

Рейтинг@Mail.ru


Copyright MyCorp © 2006
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz