«ВХОЖДЕНИЕ» ЯКУТИИ В СОСТАВ РОССИИ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ XVII в. (постановка проблемы) - Васильев В.Е. - В - Каталог статей - Города и остроги земли Сибирской
Site Menu

Категории каталога
Василенко Н.А. [1]
Васильев В.Е. [1]
ВАСИЛЬЕВ Ю.М. [1]
Василькова О. [1]
Васьков Д.А. [1]
ВЕНИДИКТОВ В. [2]
ВЕРШИНИН Е. В. [7]
Визгалов Г.П. [1]
Визгалов Г.П., Пархимович С.Г. [1]
Внукова О.В. [2]
Волков В.Г. [1]

Роман-хроника
"ИЗГНАНИЕ"

Об авторах
Иллюстрации
По страницам романа
Приобрести
"Сказки бабушки Вали"


Site Poll
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1207

Начало » Статьи » В » Васильев В.Е.

«ВХОЖДЕНИЕ» ЯКУТИИ В СОСТАВ РОССИИ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ XVII в. (постановка проблемы)

Вопрос о «вхождении» Сибири в состав Российской империи является одной из спорных проблем исторической науки. В 1957 г. Якутская АССР впервые отмечала 325-летие «вхождения» Якутии в состав России, и в том же году республика была награждена орденом Ленина [Петров 2004: 83-84]. В 1992 г. лидеры Народного фронта Якутии и общества «Саха кэскилэ» («Будущее Якутии») добились отмены праздника по случаю «вхождения» Якутии в состав России. Первый мэр г. Якутска небезызвестный П. П. Бородин, идя навстречу народному движению, впервые провел юбилейные торжества в честь основания г. Якутска в 1632 г. Это была временная победа сторонников суверенитета Республики Саха (Якутия).
После ликвидации суверенитета и начала борьбы вокруг алмазных ресурсов руководители республики вернулись к советской концепции о «добровольном» принятии российского подданства. В этой ситуации многие историки предпочитают не затрагивать острых вопросов истории и пассивно ждут распоряжений сверху. Именно поэтому необходима здравая оценка специалистов, менее зависимых от официальной идеологии. Если коротко осветить суть проблемы, то она заключается в вопросе: была ли Якутия колониальной окраиной или сразу же в ходе освоения стала составной частью Российской империи?
[36]Основатель теории «добровольного вхождения» Якутии в состав России Г. П. Башарин признавался в том, что он обозначил год основания Ленского острога в качестве условной даты принятия якутами русского подданства. Автор обвинял своего оппонента проф. Ф. Г. Сафронова в том, что последний выступает противником советской идеологии и трудового народа, и указывал, что под теорией «присоединения» скрывается концепция о завоевании Сибири казаками. Автор писал, что слово «добровольное» впервые применил С. А. Токарев [Башарин 2002: 11, 27, 36-37].
Однако в указанном труде С. А. Токарев говорил о том, что после первых поражений якутские тойоны предпочитали добровольно покориться завоевателям [Токарев 1940: 44]. В памяти автора сохранились события 1986 г., когда произошли волнения студентов в Якутске, а затем в Алма-Ате. В разгар борьбы против «якутского национализма» проф. Г. П. Башарин громогласно заявил: «Я глубоко убежден, что не только Сибирь и Якутия, но и весь Казахстан, Средняя Азия и Кавказ присоединились к России добровольно!», но события 1990-х гг. показали полную несостоятельность его утверждения. Даже после ухода из жизни двух именитых историков вопрос о характере «вхождения» остается открытым. Об этом красноречиво свидетельствует фундаментальный атлас «Якутия», в котором термины «вхождение», «освоение», «включение» и «присоединение» употребляются одновременно [Якутия 2007: 190, 195, 202, 220 и др.].
Только в краткой справке о польском ссыльном Адаме Каменском мы читаем: «Служил в казачьих отрядах, покорявших коренных жителей северо-востока Азии» [Там же: 278]. Таким образом, атлас все же сохранил былое воспоминание о завоевании Сибири со времен Ермака.
Как этнограф, изучающий проблемы шаманизма народа саха, я осознаю свою недостаточную компетентность в вопросах отечественной историографии XVII столетия. Поэтому считаю нужным обратить внимание на некоторые ключевые моменты, которые очевидны и не требуют глубоких комментариев. На наш взгляд, сам факт «шертования» не может считаться моментом [37]включения аборигенов Приленья в состав России по трем причинам.
Во-первых, содержание «шерти», насильно навязанной якутам, было строго определенным: не бунтовать против русских, не убивать промышленников, исправно платить ясак, быть под государевой высокой рукой, не уходить к монголам, бурятам, маньчжурам и не воевать в союзе с ними против казаков. Такую «клятву» могли сочинять люди, находившиеся в состоянии войны с аборигенным населением, о чем ярко свидетельствует и система аманатства (заложничества).
Во-вторых, ясачные саха, испытавшие открытый разбой, насилие и вымогательство, не раз восставали. Так, в 1634, 1636, 1642 гг. Ленский острог оказывался в осадном положении. В это же время начинается массовое бегство населения, в результате чего народ саха распространился от Охотского моря до Енисея, от Ледовитого океана до Китая.
В-третьих, в документах начала XVII — середины XVIII в. якуты нередко назывались «иноземцами». Следовательно, сами казаки рассматривали Ленский край как завоеванную «чужеземную» страну.
Таким образом, даннические отношения еще не свидетельствуют о том, что народы Сибири сразу стали подданными «Белого царя». Ведь подданные должны были обладать правами. Якуты в ХVII в. никаких прав не имели, и только отдельные родовые князцы, служившие в царской администрации, составляли исключение.
Скрытое сопротивление поработителям встречалось и гораздо позже. Участники Второй камчатской экспедиции писали, что за полгода до их приезда в Якутском остроге был насильственно убит кангаласский князец Кученяк Мазарин, который упорно не соглашался с господством русских [Шишигина 2005: 163]. Кученяк был правнуком легендарного Дыгына, который в плену также подвергался издевательствам и умер в тюрьме. Предание гласит, что за оскорбление отца тыгыновичи Чаллаайы и Бёжёкё убили атамана Осипа Галкина и прибывших с ним 12 казаков. В описании тех же событий Я. И. Линденау упоминал, что самый старый [38] и уважаемый «Тынин» действительно испытал страшное унижение и восставшие саха уничтожили отряд «Осипа Чулкова» из 30 человек, а затем осадили острог [Линденау 1983: 21].
Значит, даже через сто лет после восстания 1642 г. князцы пытались противостоять порочному порядку ясачной политики. На фоне крайнего обнищания в XVIII в., когда ради уплаты ясака якуты вынуждены были продавать в рабство русским и иностранцам своих детей, жен и матерей, это было вполне объяснимо. Сопротивление Кученяка имело и другое основание. Среди саха была свежа память о восстании 1682 г., когда кангаласцы во главе с Дженником несколько раз приступали к Якутской крепости. В ночь на 27 сентября воевода И. Приклонский внезапно напал на повстанцев. В честь этой победы он основал Покровскую пустынь, где ныне стоит г. Покровск [Сафронов 2010: 468, 496, 497498].
Заведомо неверная трактовка истории Якутии XVII в. ведет и к ложной периодизации. Так, официальные историки утверждают, что уже в конце 1620-х гг. Якутия превратилась в составную часть России и якуты стали ее подданными [Якутия 2007: 199]. Но более правдивой кажется периодизация С. А. Токарева, по которой период завоевания Якутии продолжался около десяти лет и завершился подавлением восстания 1642 г. [Токарев 1940: 5359]. С этим согласуется мнение проф. Ф. Г. Сафронова, который писал, что ссылка на Лену в XVII в. носила характер пополнения русских войск и стала ежегодной с 1642 г. [Сафронов 2010: 481, 500]. В то время границы с Китаем еще не были определены, а ясачные могли легко откочевать в Маньчжурию. Таким образом, оформление подданства среди аборигенов Сибири имело сложный и долговременный характер.
В свете этого мы предлагаем свою версию хода событий: окончательное включение народа саха в правовое поле Российской империи необходимо связать с крупными событиями XVIII столетия: появлением границы между Китаем и Россией на Амуре, в процессе которого, по преданию, принимали участие якутские князцы; проведением Первой ясачной комиссией земельной реформы, по которой земля становится государственной собствен-[39]ностью; началом массовой христианизации во второй половине XVIII в. В результате преобразований исчезает основание именовать жителей Лены «иноземцами» и «иноверцами», появляется основа для духовного сближения коренных и пришлых народов России.


Библиография

Башарин 2002 — Башарин Г.П. В составе свободной России. М., 2002.
Линденау 1983 — Линденау Я.И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII в.). Магадан, 1983.
Петров 2004 — Петров П.П. К вопросу об историографии датировки вхождения Якутии в состав Российского государства // Якутия — форпост освоения Северо-Востока Сибири, Дальнего Востока и Русской Америки (XVII — XX вв.). Якутск, 2004.
Сафронов 2010 — Сафронов Ф.Г. История Северо-Восточной Азии: XVII — начало XX в. Новосибирск, 2010.
Токарев 1940 — Токарев С.А. Очерк истории якутского народа. Якутск, 1940.
Шишигина 2005 — Шишигина А.Н. Научное изучение Якутии в XVIII веке (по материалам Второй Камчатской экспедиции). Якутск, 2005.
Якутия 2007 — Якутия: Историко-культурный атлас. М., 2007.

Воспроизводится по:

Сибирский сборник — 3: народы Евразии в составе двух империй: Российской и Монгольской: [материалы VIII Сибирских чтений / отв. ред.: к.и.н. П.О. Рыкин]. - Санкт-Петербург: МАЭ РАН, 2011, сс. 35 —  39.

Категория: Васильев В.Е. | Добавил: ostrog (2013-12-24)
Просмотров: 1659 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

 

Login Form

Поиск по каталогу

Friends Links

Site Statistics

Рейтинг@Mail.ru


Copyright MyCorp © 2006
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz