Одной из главных задач историографической науки
является объективное воспроизведение исторического процесса на основе изучения
источников: правительственных [66]
грамот, расспросных речей, рассказов
духовного содержания, выдержек из разрядных книг, документов приказного
делопроизводства, фольклорных сочинений, других источников, авторами которых
были и иностранцы и русские.
Историографию Смутного времени отличает не только
регистрация фактов, но и стремление объяснить и осмыслить исторические события.
Особо ценны сочинения очевидцев: многочисленные записки, воспоминания,
исторические повести. Их авторы – люди различной политической и социальной
ориентации. Эти сочинения различаются выбором предметов, приемами изложения и
даже способом понимания изображаемых явлений. В.О. Ключевский разделяет записки
о смуте на два разряда: 1. подлинные воспоминания современников; 2. своды или
переработки записок, заметок современников и современных документов,
составленные позднее, с опорой на воспоминания и взгляды составителей -
современников [1]. У С.Ф. Платонова нет деления, но идут ссылки на те же
источники, что и у В.О. Ключевского.
Ученые отдают предпочтение памятникам первого разряда,
где автором является наблюдатель-очевидец. К числу важнейших памятников
относятся: Временник дьяка И. Тимофеева, составленный по мысли новгородского
митрополита Исидора в 1616-1619 гг.; «Сказание об осаде Троицкого монастыря
поляками» келаря А. Палицина, составленное в 1620 г.; «Словеса дней и царей и
святителей московских» кн. Ив. Хворостинина –
записки о Смутном времени, составленные в 1619 –
1625 гг.; «Повесть о Смутном времени», составленная в
1626 г. кн. И. М. Катыревым- Ростовским.
Памятники второго разряда: «Новый летописец»,
«Рукопись Филарета», «Иное сказание». На основе изучения исторических источников
историограф должен представить научную классификацию изучаемого материала
(наблюдаемых фактов). Так, в «Лекциях по русской истории» (Т. 2, 3) В.О.
Ключевский рассматривает в гендерном аспекте состав населения Московского
государства к. XVI– нач. XVII
века. По наблюдениям историка, общество
делилось по роду услуг, оказываемых князю. Он выделяет военно-служилый класс,
состав которого в Московском государстве был сложен, и тяглое сословие. К
неслужилому населению относит: купцов, духовенство, тяглое население, которое
упоминает обобщенно, дает определение «тяглое», «черное». Родовое наименование
сословия частотно в трудах историографов.
В военно-служилом классе Московской Руси В.О.
Ключевский выделяет разных представителей: а) по роду службы:
«одни служили ему ратную службу и назывались боярами;
другие служили по дворцовому хозяйству князя, были его
дворовыми людьми и назывались слугами
дворными; наконец, третьи снимали у князя его
земли, городские или сельские, за что платили ему подать, тягло, и носили
название людей тяглых, земских или
черных. В.О. Ключевский подробно описывает состав
служилых людей и их деление на разряды: «Таковы три основных класса, из
которых состояло свободное гражданское общество в удельном княжестве:
слуги вольные с боярами во главе, слуги
дворные и люди черные, городские
и сельские» [1. 189]; б) по составу:
потомки князей великих и удельных, сведенных или сошедших со своих столов и
вошедших в состав московского двора; бояре и
вольные слуги бывших великих и удельных князей, вместе
со своими хозяевами, перешедшие на московскую службу. Бывшие
дворцовые, большею частью даже несвободные слуги
великих и удельных князей, разные приказные и
ремесленные люди, служившие при княжеских дворах для
хозяйственных надобностей, ключники, казначеи, тиуны, дьяки с
подьячими, конюхи, псари, садовники и т. д.; дворовые
слуги, холопы бывших удельных бояр (их называли
послужильцы), наделяя их землей и заставляя по земле нести ратную
повинность наравне с прочими служилыми людьми [1.
189-190]. Кроме того, историограф показывает случаи пополнения служилого
сословия из тяглого сословия и даже служителей церкви.
У С.Ф. Платонова нет такого подробного разбора, он
сосредоточил внимание на общественно-политической борьбе, но также рассматривает
служилый состав и состав лагерей русских и поляков. Историк приводит
классификацию служилых людей по составу и административно-территориальному
делению: «Служилые люди» –
бояре и московские дворяне [6. 39]. Боярство –
служилое потомство владетельных удельных князей и высший слой старинных слуг
московских государей, издавна несший придворные службы и призываемый в
государеву думу. «А рядом стояли « московские дворяне»,
составлявшие вместе с низшими придворными чинами, стряпчими
и жильцами, особый военный корпус, ближайший к государю
и привилегированный» [6. 40].
В.О. Ключевский и С.Ф. Платонов вы[67]деляют
служилых людей в) по происхождению: В Московское
государство не прекращался приток ратных сил из-за границы, из
татарских орд, из Польши, из Литвы. Исходя из данных официальной
родословной книги, составленной в правление царевны Софьи (Бархатная книга),
перечислены фамилии, образующие основной слой дворянства, который позднее
назвали столбовым дворянством [1. 193; 3. ч.1]. В.О.
Ключевский указывает происхождение класса служилых по племенному составу
«русских, т. е. великорусских, оказывается 33%, происхождения
польско-литовского, т.е. в значительной степени западнорусского, - 24%,
происхождения немецкого, западноевропейского - 25%, происхождения татарского и
вообще восточного - 17% и 1% остается, неопределим» [1. 193], при этом называя и
места расселения иноземцев. С.Ф. Платонов отмечает «... на государеву службу
верстались и местные мелкие землевладельцы « земцы»;
превращаясь в служилых вотчинников, «
детей боярских земцев». Служилый класс смешан из туземных и пришлых
элементов [6. 42]. Набирали на службу и мордву, черемисов, чувашей, вотяков,
башкир [6. 70], и татар [6. 106]. Служилые «по отечеству» бывают в
головах и окладчиках; служилые «по прибору» делятся на
сотни и служат не с головами, а с
сотниками. Первые отличаются служебным и родовым гонораром, вторые готовы
идти к своему же брату в «холопы и дворники», «жить у
церкви» и «стоять дьячком на клиросе», наконец, сойти со
службы на Дон в вольные казаки» [6. 209].
Обращает на себя внимание факт, что
В.О. Ключевский составляет схему служилых людей
Московского государства также по принципам управления:
1). Чины думные, бояре, окольничьи и
думные дворяне. Причем употребляет название бояр в разных сочетаниях:
бояре [5. 27], великородные бояре
[5. 32], большие бояре[5. 32,47],
большое титулованное боярство [5. 33],
знатные бояре [5. 35], высшее боярство [5. 36],
среднее боярство, столичное боярство [5. 37],
кружок бояр [5. 37]. 2). В высший орган управления
– Боярскую думу –
входили: бояре, думные дворяне
(выходцы из незнатных боярских фамилий), думные дьяки,
статс-секретари, докладчики думы.
Все служилые люди, носившие звания бояр,
окольничих и думных дворян
назывались думными людьми. При этом отсутствуют
дефиниции членов, входивших в состав Думы. Важно определение «думный».
Думные дворяне, бояре, окольничьи противопоставляются
другим выборным должностям. 3). Города и пригородные станы издавна выбирали
своих сотских, сельские волости –
своих старост. Они присутствовали на суде у областных
кормленщиков как лутчие люди [1. 330].
Историк В.О. Ключевский классифицирует служилое
сословие по административно-территориальному делению:
чины служилые московские, т. е. столичные, –
стольники, стряпчие,
дворяне московские, жильцы; чины
городовые или уездные, провинциальные –
дворяне выборные, дети боярские дворовые и дети, боярские
городовые [1. 195; 4.51, 69]. Причем дворян вызывали на службу, только
для исполнения поручений, а в другое время служили младшими офицерами в уездных
отрядах и входили в состав царева полка.
Встречаем у В.О. Ключевского и название
однодворцев, т. е. помещиков, не имевших во владениях ни
одного двора, «худ, не служит, службы отбыл и вперед служити нечем, и поместья
за ним нет» [1. 226].
Очень немного внимания в плане разбора должностей и
титулов В.О. Ключевский уделяет лагерю противника, но можно понять, как сам
автор относится к лагерю тушинцев: «поляки [5. 30], своевольные и разгульные
поляки [5. 32], гетман [5. 32],
канцлер, пан, король [5. 32], иноземцы [5. 42],
беглые крестьяне [5. 44], крестьяне,
холопы, поволжские инородцы [5.45], днепровские,
вислинские отбросы московского и государственного
общества [5. 47], ляхи [5. 47], общественные низы [5.
53], челядь [5. 54]». С.Ф. Платонов пишет о приходе в
лагерь самозванца рязанцев, «детей боярских новгородских» [6. 180]. Кроме того,
в работе он говорит, что московские люди давали сторонникам враждебного лагеря
общее имя «литвы» или «поляков». Далее «с Москвы в Тушино отъезжали
стольники, и стряпчие,
дворяне московские, и жильцы, и
городовые дворяне, и дети боярские,
и подьячие, и всякие люди» [6. 237]. Напрямую указывает,
за счет каких социальных слоев пополнялся лагерь самозванца. Таких людей часто
называли общим словом «мятежники».
С.Ф. Платонов уделяет внимание мало изученной
социальной группе – «
приборные» люди: стрельцы,
атаманы, казаки, ездоки, сторожа, вожжи и т. п. [6. 62]. В подобных
перечнях, часто повторяемых в местных грамотах тех лет, мелькают перед нами
типичные деятели Смуты: « казак, стрелец,
окраинный сын боярский и инородцы» [6. 244].
[68]
Историографы
используют принцип перечисления. Непосредственно рассматривая Смуту, В.О.
Ключевский упоминает стрелецких офицеров
[5. 25], боярских холопов
[5. 29], земских избранников
[5. 30], окольничих
[5. 32], наушников и колдунов
[5. 33], всяких людей [5. 33, 35], городовых,
провинциальных избирателей
[5. 33], православных крестьян
[5. 34],
приказных дельцов
[5. 37], дворян
[5. 38], столичных дворян
[5. 41], рядовых, провинциальных дворян
[5. 42], дворян и детей боярских
[5. 43], ополчение [5. 43], дворян-ополченцев
[5. 43], жилецких людей[5. 44], столичное гвардейское
дворянство [5. 47],
старост
[5. 57], выборных людей
[5. 57], посадские и сельские обыватели
[5. 57], городовых дворян
[5. 59].
Историк С.Ф. Платонов упоминает детей боярских [6.
62], начальников, служилый и посадский люд,
крестьян [6. 62], казаков [6.
63], гулящих людей [6. 66], жильцов,
годовальщиков [6. 73], голов [6. 75] ,
холопов [6. 77], казначеев, окольничих
[6. 93], земцев – класс
мелких землевладельцев [6. 106], бобылей [6. 114],
сирот, батраков [6. 115], закладчиков,
захребетников [6. 117], оружничих [6.127] ,
конюших, наместников [6. 134], челядь
[6. 143], бортников дворцовых сел [6. 168],
стольников [6. 197], ямщиковых детей,
чарочников, сытников [6. 298].
Историографы упоминают о духовенстве, но упоминания не
носят объяснительноиллюстративный характер: «Монастырская братия [6. 39],
дьяки [6. 93], думные, дворовые дьяки
[6. 100], патриарх, архиерей [6. 152],
попы и пономари [6. 168], митрополит [6. 199],
келарь [6. 280]», архимандрит, келарь
[5. 56], монах [5. 57], духовные власти [5. 57],
тушинский патриарх [5. 59]».
Историографические работы пестрят перечислением
участников событий, что дает представление о сложном социальном делении и
процессах к. XVI– нач. XVII
вв. Фактический материал свидетельствует, что в
историографических трудах используются гиперонимы типа
сословия, служилый люд и другие. Особенностью гиперонимов является
отсутствие дефиниций и размытое значение. Гипонимы представлены как отдельными
словами, так и словосочетаниями. Построенные по моделям An + Nn ; Nn из
Ng- вторая модель обозначает первичное место
проживания участников событий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ключевский В.О. Курс русской истории. Сочинение в 9 т. Т.2 / Послесл. и
коммент. составили В.А. Александров, В.Г. Зимина. - М., 1987.
2. «915 родов».
Бархатная книга. Ч. 1.
3. Маржерет.
Состояние Российской державы и великого княжества Московского / пер. Н.
Устрялова. - СПб., 1830. - С. 51, 69.
4. Полное собрание
русских летописей. - Т. 16. - СПб., 1910.
5. Ключевский В.О.
Курс русской истории. Сочинение в 9 т. - Т. 3 / Послесл. и коммент. составили
В.А. Александров, В.Г. Зимина. - М., 1987.
6. Платонов С.Ф.
Очерки по истории Смуты в Московском государстве 16-17 вв.: опыт изучения
общественного строя и сословных отношений в смутное время. - М., 1995. - 469 с.
ИСТОЧНИК:
Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская
филология. № 1. 2010г.
Источник: Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология № 1 2010г.
|