Наше трудное, смутное время вызвало необычайный интерес к русской истории, к нашим корням, к становлению великого русского государства, и в частности к тем выдающимся личностям землепроходцев, многие из которых уходили "встречь солнцу" из Великого Устюга и умножали в веках славу нашего города. И среди этих богатырских сынов одна из самых притягательных личностей - устюжанин Ерофей Павлович Хабаров. Интерес к этому землепроходцу, к его жизни, к его подвигам огромен. За последние годы появилось множество статей о его роли в освоении Сибири. В Хабаровске и Москве вышли книги о нем, в которых авторы, опираясь на многие неизвестные архивные документы, по-новому освещают биографию Хабарова и деятельность землепроходцев на Амуре. Впервые глубоко освещаются вопросы о родных и близких Ерофея Хабарова. Что же нового стало известно об устюжских страницах жизни Ерофея Хабарова? В отличие от разноречивых мнений о месте рождения Семена Дежнева, место рождения Ерофея Хабарова практически не подвергается сомнению. Авторы сходятся на том, что он родился в деревне Дмитриеве Вотложенского стана Устюжского уезда. Эта деревня находилась в 80 км от Устюга, на берегу реки Сухоны. Она существует и поныне в составе Нюксенского района Вологодской области. Сходятся авторы и на том, что юношеские годы Ерофея Хабарова проходили в Великом Устюге, который играл заметную роль в экономическом развитии России в XVII веке. Город был вовлечен в орбиту складывающегося всероссийского рынка, играл значительную роль в пушной торговле. И недаром первое странствие Хабарова было в Мангазею за соболем. Исследователи считают, что Хабаров до поездки в Мангазею женился. Жена его, Василиса, была родом из Соли Вычегодской. Но, видимо, в отсутствие мужа Василиса не захотела жить в Великом Устюге, и попросила Ерофея отвезти ее в родную Соль Вычегодскую, где проживали ее родственники. Там Хабаров купил ей небольшой дом, там и оставил ее, отправившись во второй поход на Лену, и рассчитывая вскоре вернуться в родные края, тем более, что он занял у местного купца денег для покупки товара. Но получилось так, что судьба разлучила Хабарова о семьей на срок куда больший, чем он предполагал. Хабаров не смог к сроку вернуть долг и обеспечить регулярное внесение казенных податей. На долю его семьи выпали тяжкие испытания, о которых мы узнаем из его челобитной, написанной в 1645 году в Якутске: "...женишко мое и детишко в долгах моих, что я займовал у Соли для своего промыслишку, стоят на правеже, и домишко мое разорилось, и твоей, государь, подати мне у Соли платить нечем, разорились до основания". В челобитной он просил отпустить его на Русь, чтобы жену и детей освободить от долгов. Хабаров перечисляет в челобитной жену Василису, дочь Наталью, племянника и племянницу, находившихся на его попечении. И хотя вскоре пришел ответ с разрешением главы Сибирского приказа Никиты Ивановича Одоевского, но Хабаров в это время находился в тюрьме, и домой ему, естественно, поехать не удалось. Известно, что жена его Василиса с остальными родственниками это время жила то в Соли Вычегодской, то Великом Устюге. Прошло пять лет. В 1650 году, вернувшись с Амура в Якутск за подкреплением, Хабаров снова написал челобитную, но уже с просьбой отпустить к нему в Сибирь из Великого Устюга жену, дочь, внука и племянников. Челобитную Хабарова, заверенную якутским воеводой Францбековым, повез в Москву пятидесятник Иван Кожин. В Москве к этому времени стало известно об удачных походах Хабарова на Амур, и с учетом этого факта Москва удовлетворила его просьбу. Князь Трубецкой велел жену и родственников Хабарова "к нему отпустить и подводы до Сибири дать". Иван Кожин и привез семью Хабарова в Якутск, захватив ее на обратном пути из Великого Устюга. Хабаров поселился с семьей на берегу реки Киренги, основав здесь деревню Хабаровку. Какова дальнейшая судьба родственников Ерофея Павловича? Жена его Василиса умерла до 1667 года - именно в этом году он наказывал старцам Усть-Киренского монастыря ее поминать. Старшая дочь Наталья в Сибирь приехала, уже будучи замужем и имея детей. Один из сыновей Ерофея Хабарова, Андрей, после смерти отца числился илимским посадским человеком. В 1690 году он за службу отца был поверстан в дети боярские по Илимску. В этом чине он служил до 1694 года, когда был вновь возвращен в посад. Переехав в Якутск, он поступил на казачью службу. В 1706 году он числился рядовым казаком с окладом 5 руб. 25 коп. денег, 4 четверти ржи, 2 четверти овса, 1 пуд соли в год. В якутском же гарнизоне продолжал службу сын Андрея, внук Ерофея Павловича, Михаил Хабаров. В росписном списке Якутска 1759 года он упоминается как сотник якутских казаков. Но у Ерофея Павловича был еще один сын - Максим. В начале XVII века он был пашенным крестьянином Нижне-Киренской слободы, расположенной недалеко от деревни Хабаровки. После смерти жены в 1667 году дети уже не жили с ним, так как к этому времени он их отделил. Почему Ерофей Павлович поторопился это сделать? Хабаров был должником государевой казны. Если бы дети наследовали его деревню, они наследовали бы и его долг. Отделив детей, Ерофей Павлович стал реже бывать в деревне, сократил площадь своих посевов. Это послужило поводом для посягательства на его земли. Но Ерофей Павлович выиграл процесс. Последние годы землепроходца прошли в службе, хозяйстве, выплате казенного долга. Он провел их в деревне Хабаровке. Скончался Хабаров в начале 1671 года, когда ему было около 66 лет. Похоронен он был, вероятнее всего, в ограде Усть-Киренского Троицкого монастыря, щедрым вкладчиком и дарителем которого был записан.
Воспроизводится по:
Седельников В. Семья землепроходца Ерофея Хабарова // Советская мысль. - Великий Устюг, 1992. - 17 марта.
|