Конец XVII в. отмечен интенсивным развитием сибирского летописания в его главном и давнем центре — Тобольске. В частности, тогда вслед за Книгой записной (далее — КЗ), первой из сохранившихся разновидностей Сибирского летописного свода (далее — СЛС), крупнейшего памятника книжной культуры Азиатской России «послеесиповского» периода, создаются Головинская и Нарышкинская редакции (далее — ГР и НР соответственно) этого обширного произведения. Одним из создателей ГР либо её протографа считается подьячий, затем дьяк М.Г. Романов [4, с. 90-91, 93, 101]. Е.И. Дергачёва-Скоп полагает, думается, без веских оснований, что своеобразный вид ГР, отличающийся от текста, сохранённого Чоглоковским и Романовским списками, нашёл отражение в созданном между 1689 и 1695 гг. сборнике, принадлежавшем М.П. Головину. Исследовательнице, кстати, представляется, что Романовский список явился протографом ГР [4, с. 99, 101]. Постараемся выяснить, как велось редактирование свода в последние годы «бунташного» столетия. Создатель НР, опустив сравнительно с названием «Книги» своих предшественников упоминание о «Ермаковом взятии» Сибири, включил в число её «начальных людей» думных дворян (кстати, небезосновательно[7, с. 285, [104] 286, 289, 339, 340]) и пообещал рассказать, кто из администраторов «по указу государскому… и в коя лета… в Тоболску» находился (отчасти подобно КЗ [7, с. 138]), и как «устроиша престол архиерейские, и кого архиереовимены архиепископов и митрополитов были в Тоболску, и о иных вещех» [7, с. 189, 258; ср.: 233. Примеч. 61 — 62] (Это обстоятельство, между прочим, не подтверждает не раз высказывавшегося взгляда, будто к исходу XVII в. летописание в сибирской столице из владычного дома переместилось в воеводскую избу). Следом за названием «Описания о поставлении городов и острогов в Сибири по взятии её» (далее — О) в НР (о чем ни в ГР, ни в КЗ не говорится) читаем о «взятии» «Сибирского царства» «с прилежащими к нему ордами у бесерменского царя Кучюма во обдержательству Московскому царствию» (Этот оборот в различных вариациях не раз встречается в НР, начиная уже с его названия — «История о Сибирстей земли и о царстве», а также в Титовском виде Основной редакции «Повести» Саввы Есипова [7, с. 79, 231, 232, 234, 255]). В тексте ГР подобно «Сказанию» «архиепископля» дьяка численность «дружины» Ермака определена в 540 атаманов и казаков. В НР об этом сказано и в названии, и в оглавлении, и в начале О [7, с. 178, 180, 231, 232, 238, 258]. Создатель ГР не повторил известия (по вероятному мнению Н.А. Дворецкой, фольклорного происхождения) о спасении атамана Ивана Кольца во время истребления его отряда вероломным Карачей, но указал (разумеется, ошибочно) на смерть князя С. Болховского в Тобольске[7, с. 189, 258; ср.: 184 — 185]. Сравнительно с ГР в НР, очевидно, на основании Распространённой редакции Есиповской летописи (далее — РЕЛ) упомянуто о возникновении Тюмени на месте града Чингидеса (Чингий) [7, с. 189, 252, 258; ср.: 138, 186]. Зато в отличие от РЕЛ, открывающей и НР, там первая тобольская церковь (построенная, оказывается, на месте нынешнего Софийского двора), называется не Троицкой [7, с. 186, 252; см. также: 136, 139, 190], а Вознесенской [7, с. 259]. Основание Тары князем А. Елецким в НР приурочено к 7096 г., а не 7103, как в ГР. По КЗ, Тара возникла в 7102 г. Тогда появился наказ А.В. Елецкому о «поставлении» нового города, который, однако, мог быть заложен и в начале следующего года [7, с. 140, 190, 259]. Сравнительно с двумя предыдущими разновидностями СЛС в НР пропущено, возможно, механически, указание на воеводство в Тобольске Е.В. Бутурлина «с товарыщи». Сократив рассказ о походе тарских служилых людей против Кучума, редактор заметил, что участники этой экспедиции удостоились не «великого жалованья», а золотых «коемуждо по указу» [7, с. 190, 191. Примеч. 20-23; 259]. В ГР читаем об отправке в 108 г. в Мангазею князя М. Шаховского и Д. Хрипунова «самоядьпривесть» (в русское подданство). В НР пояснено, что надлежало «привести по их вере к шерти» и тунгусов с остяками. Редактор также добавил, что князь В. Мосальский и Лука (а не лук, как сказано в КЗ и ГР; его настоящее имя — Савлук) Пушкин отправились в Мангазею «по грамоте». В ГР «начальными людьми» Мангазеи в 111-113 гг. названы воевода Ф.Ю. Булгаков и письменный голова М. Радилов. Благодаря КЗ, М и НР выясняется, о чем известно и документально, что сослуживцем Ф.Ю. Булгакова в Мангазее назначили Н. Елчанинова, а М. Радилов вместе с А.И. Зюзиным ведал Пелымом [7, с. 141, 191, 192, 259, 260], т. е. создатель ГР или её протографа, если не переписчик какого-то из этих сочинений, допустил гаплографию. Приведём ещё один пример такого рода: согласно ГР, Верхотурьем в 121-123 гг. управлял Фёдор Иванов сын, как узнаем из НР, Плещеев [7, с. 193, 260]. [105] В сопоставляемых редакциях СЛС сказано, что с 125 г. в Тобольске «первее почали быть кружечные дворы». Ранее, согласно ГР, их в Сибири не существовало. В той же разновидности свода констатируется, что «многие люди испропились, иные и дворы свои испропили». В НР же взамен утверждается, что в Тобольске появилось «в продаже государское горячее вино». В ГР подобно КЗ томским воеводой с 125 г. представлен Ф.В. Бобарыкин. В НР добавлено, что он являлся в Томске «большим» воеводой, переведённым из Тюмени [7, с. 145, 194, 261]. Рассказ о приезде Киприана в Тобольск и составлении синодика «ермаковым казакам» редактор подверг заметной стилистической правке. Он упомянул про «храбровавших в Сибири над нечестивыми агаряны» ермаковцах, «писание», переданное ветеранами знаменитой экспедиции на владычный двор, назвал «списками», а бои «руского полка» с кучумлянами — «войнами», и опустил название церкви, где вёлся синодик «ермаковым казакам» (далее — С), — Софии Премудрости Божией [7, с. 194, 195, 262]. Редактор в отличие от «списателя» ГР сообщил, что Киприан провёл в Тобольске 2 года 5 месяцев 5 дней. (В КЗ продолжительность «святительства» этого сибирского «первопрестолъника» определена в 2 года 8,5 месяцев). В дальнейшем читаем, сколько времени «пасли» «церковь Божию в Тоболску» Макарий, Герасим, Корнилий, причём соответствующие свидетельства не совпадают с имеющимися в КЗ или ГР либо там отсутствуют. Любопытно, что данное выражение мы находим и относительно митрополита Павла, умершего 4 января 1691 г., но количество лет не указано [7, с. 151, 157, 170, 213, 230, 268, 274, 285]. Это обстоятельство наводит на мысль, что сведения о продолжительности «пастырства» Киприана и его преемников на тобольской кафедре принадлежат редактору ГР. Хиротонисание следующего сибирского архиепископа Макария в ГР отнесено к 132 г., а его прибытие в свою резиденцию — к 1 апреля, как затем поясняется, уже 133 г. (Согласно КЗ, Макарий был «поставлен» в сибирские архиепископы 19 декабря 133 г. и 1 апреля того же года приехал в Тобольск). В НР возведение Макария в этот сан приурочено к тому же 133 г., когда (1 апреля) его впервые смогли увидеть тоболяки [7, с. 148, 195, 196, 262, 263]. Сравнительно с ГР в НР опущены известия о том, что дети боярские М. Ягонский и С. Молчанов, прибывшие управлять этим городом вместо умершего воеводы князя Н. Волконского, оставались «на Пелыми многое время» (точнее, «немногое», о чем сказано в КЗ), затем тут был «до государева указу» прежний сургутский воевода И.Ф. Зубатый, а сгоревший в 129 г. «Пелымской город» являлся «первым», т. е. «срубленным» при основании (о чем читаем и в КЗ). Зато редактор ГР, говоря об образовании Томского разряда, перечислил вошедшие в его состав города и остроги [7, с. 146, 264; ср.: 36], сообщил, что в 147 г. при воеводах Тары князе Ф. Барятинском и Г. Кафтыреве в этот город по царскому указу «сведены» в конные и пешие казаки 300 вологодских и нижегородских служилых людей с жёнами и детьми «на вечное житье» [7, с. 266] (об этом опять-таки не сказано и в КЗ), в Красноярске во время «сидения» В.Б. Шереметева (157-160 гг. ) М.Ф. Скрябина сменил Б. Лутовинин (о чем упомянуто и в Томском виде НР, но умалчивается в КЗ) [7, с. 269, 325; ср.: 203], воевода М. Лодыженский, «едучи из Якуцка, в Маковску умре» (в КЗ лишь сказано, что этот воевода скончался в Сибири) [7, с. 205, 270], воевода Л.А. Обухов «в Ылимску от градцких воровских людей от Никифорка Черниговского с товарыщи убит» (по словам создателя КЗ, Обухова убили «за озорничество от жён своих, на дороге — ездил на Кирелгу»; в ГР отмечен лишь факт убийства воеводы «в Ылимском») [7, с. 162, 207, 272; ср. 1, с. 24; 2, с. 88, 334, 335], в 192 г. по дороге из Тобольска тюменцы и верхотурцы на Иртыше и Оби разграбили «з задних дощаников» у воевод Д.С. Корсакова-Римского и И.П. Гагарина «животы их и статки безо всякого остатку» [7, с. 220, 278 — 279], в следующем году по благословению [106] митрополита Павла в Знаменском монастыре «под горою» была заложена каменная Преображенская церковь «труды и тщанием» архимандрита Матвея, освящённая 6 сентября 1690 г. [7, с. 220, 279], служилых людей было велено «прибрать» в «полк» окольничего Ф. А. Головина и по заимкам, воевода П.П. Зиновьев, «едучи из Якутцкого, на дороге на реке Кете» умер в 200 г. (в ГР лишь указано на пребывание этого стольника в Якутске) [7, с. 222, 281], А. Толбозин в Албазине «от богдойских людей в городе в бойнице из их таборов убит из пушки в ногу и от того умре» [7, с. 281; ср.: 169, 177, 222], в 197 г. бывший енисейский воевода Г. Новосильцев с семьёй отправился к Москве «мимо Тоболеск» [7, с. 282; ср.: 225], в следующем году в Тобольске под горой выгорели татарская и бухарская слобода и с 200 русских дворов, а житный двор, мост и торговые ряды «отпожару отстояли» [7, с. 283; ср.: 227], Тюменью (после отъезда в Тобольск на время, до приезда туда боярина С.И. Салтыкова, воеводы Д.И. Полуехтова) было поручено ведать брату прежнего тюменского воеводы Василию и (по царской грамоте) старому подьячему Разрядного стола из Тобольска М.Г. Романову [7, с. 230, 284], 8 июля 1683 г. в селе Абалацком Тобольского уезда была заложена каменная церковь Знамения, освящённая митрополитом Павлом 8 октября 1690 г., а 17 сентября того же года на Софийском дворе в Тобольске начали строить «у полат» сенную «церковь во имя сорока святых муче[ников] иже в Севастийскомезере», освящённую менее чем через месяц, 13 октября; 23 июля следующего года в сибирской столице под горой «у торгу» заложили церковь Владимирской Богородицы, 5 октября 1690 г. — каменную Преображенскую церковь в софийском селе Преображенском, освящённую 30 сентября 1691 г., митрополит Павел в 199 г. заболел «и бысть, яко младенец», 3 апреля 1692 г. был «поставлен» его преемник Игнатий Корсаков-Римский, прежде являвшийся архимандритом Новоспасского монастыря, а ещё ранее — государевым стольником, в июне того же года казахи и каракалпаки напали в верховьях Тобола на деревни и слободы у Царёва городища, во время преследования погибли сотник и сорок пять беломестных казаков, а тоболяки и тюменцы во главе с Ф. Тутолминым, которые «были в слободах на береговой», догнать кочевников не сумели [ср. 8, с. 91]; в августе 1692 г. через Тобольск в Китай ехал русский посол Е.Е. Избрант. Кроме того, в НР в отличие от ГР имеется роспись воевод времени пребывания в Тобольске С.И. Салтыкова [7, с. 230, 284-285]. Сравнительно с предыдущими редакциями СЛС в НР повествуется о явлении 25 июля 1636 г. на Абалаке Богородицы с Николаем Мирликийским и преподобной Марией «Египтяной», многих чудесах «и до сего дни», совершенных Богородицей. (В ГР упоминается только о сооружении церкви на Абалаке в 145 г.) [7, с. 199, 265]. По сообщению «списателя» ГР, в 148 г., будучи в Москве, третий тобольский архиепископ Нектарий «сшёл в монастырь». При редактировании свода какой-то книжник вдобавок заметил, что 7 января (согласно КЗ, это случилось 4 января) 1640 г. Нектарий отправился из сибирского «царствующего града» в Москву и там «сшёл с подворья по своему обещанию в монастырь» [7, с. 152, 266]. (По КЗ известно, что Нектарий был отпущен в Нилову пустынь [7, с. 152, ср.: 371]). Из НР можно узнать, что в 143 г. в Тобольске сгорел «первой город и на горе посад весь безо всякого остатку», и «на том же погорелом месте» вскоре был «поставлен» новый город, «совершенный» «во 154-м году всяких чинов людми тобольскими житель». В ГР же подобно КЗ сообщается, что во время этого пожара огонь не пощадил и церквей, святительский, воеводский, «гостин» и тюремный дворы, посад на горе по Девичий монастырь, а новый «древяной рубленый город» заложили в 153 г. [7, с. 154, 201, 267]. В НР констатируется, что Мангазеей после смерти воеводы князя П. Ухтомского и сыщика А. Секерина «по челобитью мангазейских всех чинов людей до указу великаго государя» ведал подьячий Я. Иванов. Ни в КЗ, ни в ГР об этом «челобитье» не говорится [7, с. 156, 201, 268]. [107] Повторив известие ГР о пожаловании в 160 г. знаменского архимандрита белой шапкой, редактор счёл нужным опустить более точную дату (17 апреля), имя настоятеля (Иосиф) и указание, что его предшественники не пользовались такой честью. В НР утверждается, что вместо умершего воеводы Т.В. Шушерина Илимском стал управлять Б.Д. Оладьин. При обращении к ГР выясняется, что этим городом до приезда Оладьина ведал племянник прежнего воеводы [7, с. 202-204, 268, 269]. Согласно НР, в 102 г. тобольскому письменному голове Н.И. Елдезину царской грамотой было велено «сидеть» в Тюмени, а «по челобитью» её горожан И.Т. Веригин смещён с воеводства «доуказувеликаго государя и розыску». В более ранних редакциях свода о государевой грамоте, указе и розыске в данной связи не говорится [7, с. 158, 203, 269]. По версии НР, А.Ф. Пашкова отправили в «Даурию» для «поставления» Нерчинска и других острогов, а также «разсмотрения тамошних иноземцов и уверенья». В ГР же читаем только о посылке Пашкова на воеводство в нерчинские остроги (в КЗ не сказано и о них) [7, с. 158, 204, 269]. В НР говорится, что рейтары, набранные с 169 г. в Тобольске, Тюмени, Таре, Туринске, Верхотурье, Пелыме, Сургуте, с полковником Д.И. Полуехтовым бились вплоть до 175 г. в слободах с изменниками башкирами, калмыками и царевичем сибирским. В ГР же утверждается, что в рейтары «прибирали» из городов Тобольского разряда, и новоявленные служилые люди сражались с башкирами на реке Синаре и под слободами [7, с. 205, 271]. (В КЗ об этих событиях говорится лапидарно, см. 161). Как читаем в НР, вместо умерших в Томске воевод и дьяка «по челобитью томских всех чинов людей взят по государеву указу» кетский воевода Д.И. Хрущов. В ГР и ещё более в КЗ приведённое сообщение гораздо лаконичнее. В НР констатируется, что дьяка И. Бородина по челобитной кайгородцев из Якутска «взяли к Москве». Согласно же КЗ, этот дьяк, не доехав до Якутска, из Енисейска был «поворочен» в Кайгородок; следуя ГР, И. Бородина вернули из Якутска по «челобитью» кайгородцев [7, с. 161, 162, 206, 271]. Нетрудно видеть, что показание НР стало результатом осмысления известия предыдущей редакции свода. В НР, хотя сильно сокращён рассказ о «гари» на реке Берёзовке «генваря против 6-го числа» 1679 г., в число погибших (которых, оказывается, было не до 2000, а 2700) включены вдобавок к ГР выходцы из Верхотурского уезда [7, с. 214-215, 275]. Скорее всего, однако, «списатель» располагал не дошедшей до нас рукописью, где об этом шла речь. Согласно НР, в 189 г. после очередного пожара в Тобольске по городовой стене «поставили» «острог с тарасы» и три башни, Вознесенскую церковь в стене, приказную палату и боярский двор. О последнем в предыдущих редакциях свода не упоминается, причём в ГР речь идёт о возведении проезжей башни, а в КЗ — острога «о трёх башнях» и сооружении помимо Вознесенской Троицкой церкви [7, с. 172, 216, 276]. Повествуя о строительстве каменного Софийского собора, освящённом в октябре 1685 г. (если верить КЗ и ГР, это случилось 27 октября), автор ГР сообщает, что 17 июня 1684 г. «паде у церкви столбы и обломися своды, и верх весь паде внутрь церкви». В НР же рассказывается о том, что «новосозиждущеверьх» храма рухнул 26 июня того же года, «понеже столпы тонкости ради не удержашавеликия тягости», причём «паде в нощное время, а людей Бог милостию своею сохранил» [7, с. 175, 216, 276, ср.: 351]. Как читаем в ГР, «для сыску» «про ссору, отчего кыргызы (во главе с князцом Еренячком. — Я. С. ) изменили», почему воевода И.Ф. Суворов совершил против них поход, из Тобольска послали сына боярского и подьячих. В НР поясняется, что «про зсоры и службы Ивана Суворова (направленного в 189 г. из Тобольска в Томск. — Я. С. ) велено разыскать» сыну боярскому Ф. Шульгину «в Томску всех чинов людемтомскими жители и тотары». (В КЗ о походе И.Ф. Суворова говорится лаконично, а про сыск умалчивается) [7, с. 171, 216, 217, 276]. [108] В КЗ сообщается о «крестоцеловании» новым государям Ивану и Петру в Тобольске в 1682 г., в ГР — и об отправке по царскому указу и «грамоте» приводить к присяге население сибирских уездов тобольских детей боярских и подьячих. В НР перечислены десять этих детей боярских и сообщается, кого из них и куда послал боярин князь А.А. Голицын с отписками, наказными памятями, «чиновными книгами» и шертоприводными записями [7, с. 173, 218, 277]. (Мнение, что рассказы сибирских летописцев о «крестоцелованиях» московским государям «несколько различаются по форме, хотя содержат в основном одинаковые факты» [5, с. 72], таким образом, не вполне точно). ГР и НР расходятся и в сообщении об Утяцкой «гари». В последней из этих редакций свода утверждается, будто погибло «человек ста с четыре з жёнами и з детми» в 190 г. В ГР рассказ о самосожжении, которое датировано декабрём 1682 г., более подробен, но приведённой цифры нет [7, с. 218, 219, 277]. По данным НР, в ходе описания, проведённого в Сибири в 188-191 гг. Л.М. Поскочиным, в Томском, Кузнецком, Нарымском, Кетском, Енисейском, Красноярском уездах действовал писец А.Г. Дурново, а в Тюменском — сын боярский «тоболенин» А. Михалевский. В ГР же констатируется, что Поскочин «писал и мерил» земли в Сибири в 188 — 194 гг., а потом был «взят к Москве», о Дурново не сообщается, а про А. Михалевского следом читаем, что в 195 г. «для писцового дела» его послали в Тюмень и Туринск. Из КЗ узнаем, что описанием с 189 г. наряду с Поскочиным занимался «Дурной», который в Сибири и умер [7, с. 171 — 172, 219, 224, 277 — 278; ср.: 101]. В росписи воевод за 188 — 190 гг. из ГР указан И.О. Власов «на Селенге», оказывается, в следующем году сменивший в Нерчинске Ф.Д. Воейкова. В НР тоже говорится о такой «перемене», но Власов представлен воеводой Иркутска, которым следом стал управлять бывший накануне письменным головой в Енисейске Л. Кислянский [7, с. 171, 278]. В ГР сообщается о наборе 192 г. в «Дауры» «ис пеших казаков и ис казачьих детей» 500 служилых людей (каждый из них получил по 5 рублей и пищали). НР позволяет установить, что царским указом предусматривалось «прибрать» 600 родственников служилых для отправки в Нерчинск и Албазин «с тоболскими началными людми», и «новоприборные» (400 из Тобольска, 170 из Тюмени, 100 из Верхотурья, 30 из Туринска), покинув сибирскую столицу, с местным сыном боярским Б. Неприпасовым отправились в Енисейск в полк боярина К.О. Щербатого, а оттуда в Нерчинск с енисейским сыном боярским А. Байдоковым (Байдоном) [7, с. 220, 278; ср.: 102, 334], т. е. Бейтоном [см. 2, с. 114]. В обеих редакциях СЛС, которые нас сейчас интересуют, говорится о доставке в Тобольск колокола 17 мая 1684 г., но только в ГР сообщается, что его отлили в Москве в 190 г. по благословению сибирского митрополита Павла «на домовые казённые денги» [7, с. 220, 279]. В ГР рассказывается о том, что в июне 1684 г. через Тобольск проезжали два русских служилых человека, в предыдущем году взятые в плен китайцами (всего тогда в неволе очутилось 60 человек); этих пленных, сидевшихв тюрьме, китайский «царь» отправил в Москву с запечатанным в ящике «листом», и из Тобольска недавних заключенных «наскоро» «отпустили» в российскую столицу. В НР сравнительно с ГР о посланцах китайского императора к самодержцам «всея Руси» приведены дополнительные подробности: «бывших за караулы» Мишку и Ивашку, «на реке Азие» в Даурии попавших в плен, «с товарыщи» послали из Китая в Албазин «с подзывным листом», написанным изменником Ивашкой Распутиным [7, с. 220, 279]. В ГР и НР сообщается, что Мангазеей после смерти там воеводы И.Ф. Полтева управлял его сын Роман, но согласно более поздней из этих редакций свода, «до перемены… по челобитью градцких людей» [7, с. 222, 279]. [109] Как узнаем из ГР, в 193 г. китайцы выжгли Албазин и пленили его воеводу А. Толбозина (вместе со служилыми людьми); он с нерчинским воеводой И. Власовым в следующем году восстановил Албазинский острог на прежнем месте. В сохранённом НР рассказе об этих событиях опять-таки находим дополнительные подробности: Албазин был разорён из пушек, китайцы многие дни возили с собой пленных, включая А. Толбозина, затем часть из них (с жёнами и детьми) отпустили, а часть «по воли» забрали в свою страну, куда увезли и казну; в том же году Толбозин отправился из Нерчинска на место Албазинского острога, и в следующем построил деревянный рубленый город, и когда китайцы вновь его осадили, там оборонялось «десетьсот человек» (вероятно, 900 [ср. 102, 335]), Толбозин же «от богдойских людей в городе в бойнице из их тоборов убит из пушки в ногу и от того умре» [7, с. 221, 279-281]. (По версии КЗ, А. Толбозин был убит в 194 или в начале 195 г. на приступе из пушки [7, с. 169, 174, 177]). В более обстоятельных, чем в НР, сообщениях ГР нет и упоминаний о прибытии в Тобольск с окольничим Ф.А. Головиным майоров, капитанов, поручиков, прапорщиков, о гибели в тобольском пожаре 26 апреля 1686 г. Богоявленской церкви, колокольни, торговых рядов и посольского двора [7, с. 221, 280]. В ГР читаем об измерении в 195 г. расстояния от Тобольска до Соли Камской тобольским сыном боярским Л. Зайцевым «с товарыщи», а от Тобольска до Сургута — «тоболянином» Б. Черницыным. По версии же НР, при этом сыну боярскому Л. Зайцеву достался участок от Тобольска «вниз Иртиша реки до Сургута», тоболяку Б. Черницыну и подьячему И. Мыльникову — от Тобольска до Сухоруковых юрт, подьячему А. Завьялову — от Тобольска до Соли Камской [7, с. 224-225, 281-282]. В 195 г. на Христово воскресенье, — повествуется в НР, — в селе Каменки, что в 20 вёрстах от Тюмени, собралось с 400 «тутошних» и окрестных жителей, но церковь внезапно загорелась, «знатно заводом и умыслом противников церьковных расколщиков и мятежников», многие погибли, «а иные (выпрыгивая из окон храма. — Я. С. ) ломали руки и ноги». Соответствующий рассказ в ГР значительно короче, количество же собравшихся в Каменке определено примерно в 300 человек. В отличие от НР лапидарно и свидетельство ГР о «гари» на реке Тегене в 50 вёрстах от Тюмени, причём опять-таки указаны разные цифры: сгоревших на дворе у «мужика» было свыше 60 [7, с. 225] либо в 5 раз больше [7, с. 282]. Самосожжение на Юрмыче Тобольского уезда (196 г. ) унесло жизни то 30 с лишним [7, с. 225], то 50 человек [7, с. 282]. Кроме того, благодаря НР известно, в какой деревне на реке Пышме произошла «гарь», в которой погибло не менее 150 крестьян, — Боровикове. Под 196 г. в НР читаем о ссылке (с предписанием держать «за крепкими караулы») в Тобольск бывшего «черкасского» гетмана И. Самойловича, а его сына Якова — в Енисейск; подённый «корм» этим невольникам, по сведениям летописца, установили в 10 и 7 алтын соответственно. В ГР же величина «корма», полагавшегося прежнему гетману, определена в 5 алтын, о карауле умалчивается, зато сказано, что Я. Самойловича сослали вместе с женой [7, с. 225, 282; ср.: 103]. В своде говорится о сооружении в 196 г. в Тобольске деревянного рубленого обруба — или «слободцкими» жителями (ГР), или пашенными крестьянами с беломестными казаками (НР), но только в редакции середины 1690-х гг. сообщается, что в следующем году «тот обруб вешнею болшею водою унесло и розломало безо всякого остатку весь» [7, с. 227, 283]. По свидетельству создателя ГР, в октябре 1689 г. по благословению митрополита Павла «подле малой город обложена церковь каменная» в честь Троицы. В НР же сообщается о закладке этой церкви, построенной «на софейские казённые денги и… архиерейские, келейные денги ж по ево (митрополита Павла. — Я. С. ) обещанию», в 198 г. «на горе подгородовой стены» [110] и освящении Троицкого храма 3 сентября 1690 г. [7, с. 229, 283]. В ГР в отличие от НР не говорится о письменном голове П. Шарыгине, приехавшем в Тобольск вместе с боярином С.И. Салтыковым 27 февраля 1690 г., смерти там в 200 г. дьяка Г. Жихарева, которого в том же году заменил А.А. Протопопов [7, с. 230, 284]. В НР, завершающейся сообщением о запрете в 1707 г. «ко Ямыш озеру по соль дощениками ходить» (ранее же имеются и росписи администраторов со сведениями за 1708, 1709 гг. ) [7, с. 290, 291, 293], говорится о поездке в 204 г. из Москвы через Тобольск «в низовые сибирские городы» думного дьяка Д.Л. Полянского и дьяка Д. Берестова «для сысков всяких дел». В ГР об этом лишь упомянуто [7, с. 231, 289-290]. Наконец, о А. Губине, ранее воеводствовавшем в Нарыме и Кетске, в НР сказано, что в 185 г. ему велено управлять Кетском, а не Нарымом, как в ГР) [7, с. 213, 275; ср.: 211]. Нередки расхождения между ГР и НР также относительно хронологии описываемых событий. В частности, начало тобольского воеводства стольника князя М.М. Темкина-Ростовского приурочивается то к 15, то к 16 мая 1635 г. (а не к 24 мая, как в КЗ), боярина П.М. Салтыкова — к 13 марта или 13 мая 1673 г. (первую из этих дат встречаем в КЗ и Миллеровском списке ГР), боярина П.С. Прозоровского — к концу апреля 1684 и 1683/84 г. (Согласно КЗ, этот боярин появился в Тобольске 11 апреля 1684 г. ) [7, с. 151, 166, 174, 198, 209, 220, 265, 274, 278; ср.: 102, 350]. Стольник В.И. Хилков, если верить ГР, являлся тобольским воеводой до 9 мая 1656, а не 1655/56 г., о чем упоминается в НР (В КЗ находим другую дату — 19 августа 1656 г.). О смерти «товарища» тобольского воеводы боярина князя И.Б. Репнина стольника князя И.Ф. Щербатого сказано под 179 и 180 гг. По НР, архиепископ Симеон приехал в «первоимянитый град» Сибири не 24 декабря 1654 г., а на следующий день. Тобольский пожар 1657 г. отнесён в НР не к 3 ноября, а к ночи 6 ноября, как и в Милеровском списке ГР. Коронация Ивана и Петра Алексеевичей произошла, согласно ГР, 21 июня 1682 г., а по указанию её редактора (о чем говорится и в КЗ), 4 дня спустя. Каменная колокольня на Софийском дворе была заложена то 22 июня, то 22 июля 1683 г. (По-видимому, переписчик ГР или НР допустил здесь ошибку). Каменные же ворота во владычной резиденции, согласно ГР, начали строить в 193 г., как сообщается же в НР, — в следующем. О смене в Туринске воеводы Г. Синявина А. Юшковым в этих разновидностях свода читаем и под 195, и 196 гг. По-разному (197 или 196 г. ) датируется в ГР и НР и образование Верхотурского разряда. Посылка в Якутск с сыном боярским В. Турским 50 тоболяков и тюменцев отнесена в СЛС данных разновидностей к 1 и 2 июня 1693 г. [7, с. 158, 203, 204, 208, 218 — 220, 224, 225, 230 — 231, 269, 270, 273, 277 — 279, 281, 282, 287]. В ГР в отличие от НР, наконец, не обозначены годы (1701 и 1704), когда стольник князь А.М. Черкасский был назначен тобольским воеводой и вернулся в Москву [7, с. 231, 290]. В этих редакциях свода по-разному пишутся и имена, фамилии сибирских администраторов: Иван (Гаврила) Лихарев, Стремилов (Стремиловский), Сурлов (Суржов), Баклаковский (Бакланов), Полтев (Полтев), [Н]ар- мацкой (Кармыцкой), Волынцов (Волындов), Тюхин (Тухин), Кокошкин (Кошкин), Толочанинов (Толочанников), Раф (Рав) Всеволожской (Всеволшской) (в КЗ он упоминается как Всеволодской), Патрикеев (Патракеев, Патране- ев), Чаадаев (Чаадиев), Шушерин (Шушерев), Баим (Абаим, Обоим), Ларион (Федор) Аврамов сын Лопухин, Корсаков (Корсаков-Римский), Дубровский (Бобровский), Бахматев (Бахметев), Скорницкий (Корницкий) [7, с. 156-158, 190-192, 196-199, 201-203, 217, 219, 222, 259, 260, 263-266, 268, 269, 276280, 283; ср.: 102]. Кроме того, в НР подчас опускаются имена, отчества и прозвища «начальных людей» сибирских городов и острогов [7, с. 193 — 195, 197, 198, 205, 217, 264, 277]. Отметим и то, что однажды в списках ГР оставлены места для фамилии туринского воеводы в 192 — 194 гг., который ра-[111]нее (как в КЗ и НР) назван Анфимовым, и кузнецкого воеводы того времени (им был П.И. Дубровский, потом И.М. Конищев) [7, с. 171, 172, 174, 219, 220, 278, 279]. Итак, сопоставление ГР и НР заставляет отказаться от представления, будто в последней из них «реальные и бытовые черты опускаются», текст делается «официальным историческим справочником», реестром администраторов Азиатской России [6, с. 20, 23; 9, с. 49 и др.]. По справедливому заключению Н.А. Дворецкой, в этой редакции повествование, особенно в части с 1693 г., и дополнялось, и было сокращено [3, с. 84]. Тобольский «списатель», располагавший, видимо, протографом ГР, обращался, вероятно, к документальным материалам, позволившим ему внести немало уточнений и добавлений в рассказ своего предшественника (напомним, в частности, об известиях про перевод в Тару вологжан и нижегородцев, красноярском воеводстве Б. Лутовинина, убийстве илимского воеводы Л.А. Обухова, смерти возвращавшихся из Якутска воевод М. Лодыженского и П.И. Зиновьева, присяге царям Ивану и Петру в сибирских уездах, наборе там в 192 г. на даурскую службу, закладке и освящении каменных Преображенских церквей в Знаменском монастыре и селе Преображенском, разграблении служилыми людьми «животов» воевод Д.С. Корсакова-Римского и И.П. Гагарина, сибирских воеводах времени «сидения» в Тобольске С.И. Салтыкова, нападении казахов и каракалпаков на деревни и слободы в верховьях Тобола, старообрядческих «гарях», тобольском пожаре 198 г.). Подчас этот рассказ подвергся и литературной правке, например, в заглавии, свидетельствах о возникновении С и пожаре 1643 г. в Тобольске. В отдельных сообщениях ГР могли отразиться и собственные воспоминания редактора, в частности, о восстановлении «царствующего града» Сибири после очередного пожара в 189 г., крушении «верха» строившегося каменного Софийского собора, пожарах 1686 и 1689/90 гг. в Тобольске, сооруженном там деревянном рубленом обрубе, предсмертной болезни митрополита Павла. В НР налицо значительный пласт «церковных» известий, почему заключение о перемещении к исходу XVII в. центра тобольского летописания из архиерейского дома в воеводскую палату должно считаться преждевременным.
Литература
1. Александров, В.А. Россия на дальневосточных рубежах (вторая половина XVII в. ) [Текст] / В.А. Александров. — М.: Наука, 1969. — 224 с. 2. Александров, В.А. Власть и общество: Сибирь в XVII в. [Текст] / В.А. Александров, Н. Н. Покровский. — Новосибирск: Наука, 1991. — 401 с. 3. Дворецкая, Н.А. Сибирский летописный свод (вторая половина XVII в. ) [Текст] / Н.А. Дворецкая. — Новосибирск: Наука, 1984. — 142 с. 4. Дергачева-Скоп, Е.И. Автограф М.Г. Романова — одного из составителей Сибирского летописного свода [Текст] / Е.И. Дергачева-Скоп // Древнерусская рукописная книга и её бытование в Сибири. — Новосибирск: Наука, 1982. — С. 89 — 103. 5. Перевалов, В.А. Крестоприводные книги Верхотурского уезда XVII в (проблемы изучения и публикации) [Текст] / В.А. Перевалов, Ю.В. Коновалов // Культурное наследие российской провинции: история и современность: К 400-летию г. Верхотурья: тез. всерос. науч. -практ. конф. — Екатеринбург, 1998. — С. 71 — 76. 6. Покровский, Н.Н. [Текст] / Н.Н. Покровский, Е.К. Ромодановская // Полное собрание русских летописей (далее — ПСРЛ). — М.: Наука, 1987. — Т. 36. — С. 3 — 31. 7. ПСРЛ [Текст]. — М.: Наука, 1987. — Т. 36. — 382 с. 8. Пузанов, В.Д. Русско-казахские отношения на юге Сибири (конец XVII — XVIII вв. ) [Текст] / В.Д. Пузанов // Западная Сибирь: прошлое, настоящее, будущее. — Сургут: Диорит, 2004. — С. 90 — 104. 9. Ромодановская, Е. Тобольские летописцы [Текст] / Е. Ромодановская // Родина. — 2004. — Спец. вып.: Тобольск — живая былина. — С. 43 — 49.
Воспроизводится по:
Вестник Сургутского государственного педагогического университета 2012 / № 4 (19) |