Никакое дело на Руси не начиналось без предварительного обращения к иконе, к Богу, через иконописное изображение. Столь важная акция — покорение Сибири — разумеется, не могло быть в этом смысле исключением. Известно, что у Ермака в походе был переносной иконостас, точнее деисусный чин (4, 194). Нечто вроде передвижной часовни. Деисус — важнейшая часть иконостаса, представляет собой фиксированную каноном последовательность икон. По центру основная икона «Спас в силах», часто данный образ и по размеру больше прочих, что подчёркивает особую значимость. По сторонам от Спасителя расположены Иоанн Предтеча и Дева Мария, за ними архангелы, апостолы и святые(1, 206). Установленный порядок не изменялся даже в художественных традициях, отмеченных крайней степенью специфичности (3, 65). В иконостасе, который принадлежал Ермаку, вместо образов архангелов Гавриила и Михаила поставлены иконы Св. Николая Мирликийского Чудотворца и Дмитрия Солунского. Св. Дмитрий вполне заслуженно пользовался уважением Ермака «со товарищи». В день памяти святого воина была одержана решающая победа над войсками хана Кучума — 25 октября 1582 года (4, 196). Вообще говоря, Дмитрий Солунский считается ещё плюс ко всему покровителем великокняжеского рода. Однако, вряд ли такой статус мог стать причиной особого отношения в маргинализованной среде покорителей Сибирского царства. Скорее даже наоборот, тем более что власть Ивана IV на Ермака распространялась весьма условно. Из любого даже наиболее популярно составленного источника легко усваивается факт — Св. Николай был одним из наиболее почитаемых святых на Руси. Нужно только внести некоторые уточнения. Какова «сфера ответственности» Св. Николая в понятиях народного сознания прошедших веков? Такую информацию к сверхсекретной не отнесёшь. Ответ в общем обычный — моряки, путешественники, переселенцы и далее в этом же духе. Рассматривая ситуацию через призму таких сведений, всё становится на свои места. Сделав небольшой хронологический шаг, легко убедимся: с усилением колонизационного движения значение Св. Николая в массах растёт. Хотя поход Ермака все-таки военная акция, а не чисто колонизационная, миссионерская или переселенческая. А так, Николай Угодник был, как правило, первым святым, с которым встречались аборигены. Уже позднее этнографы фиксировали всякого рода уникальные факты, как, например, «Саган Убукгун» (по-якутски — седой или белый старик) — якутская интерпретация Св. Николая (4,196), или вот записанное краеведами свидетельство: «...святой человек Никола самоедам шибко помога- ет...»(4,196). Ну якуты хотя бы православные (2,430), а вот о самоедах, например, в энциклопедии этносов сведения следующие: «Большинство ненцев (они же самоеды) являются анимистами. В начале XIX века были сделаны первые попытки приобщить ненцев к христианскому вероучению. Специальная миссия архангелогородского архимандрита Вениамина осуществляла крещение ненцев... В кон. XIX — нач. XX вв. миссионеры Тобольской духовной консистории пытались приобщить к христианству ненцев. Но большая часть ненцев ... сохранили анимистические представления» (2,249). Подумать только, язычники и сейчас, и тогда, а вот «... Никола шибко... помогает...». Есть и другой подход к рассмотрению данной проблематики. Святой Никола особенно чтим на севере европейской части России. Современная территория Архангельской, Вологодской областей и Карелии были своего рода Сибирью до Сибири. Имеется в виду, что точно так же русский север был колонизован, освоен, русифицирован. Как раз там вспыхивает культ Св. Николая с особенной яркостью. В так называемых северных письмах его образ отлично разработан (3,51). Наверно, логика, в принципе, дублируется — святой покровитель переселенцев помог успешно закрепиться на новых территориях до берега Белого моря, проверенный помощник не оставит и в следующей аналогичной ситуации, каковой стало переселение за Урал. Значительная доля первых переселенцев была из вышеупомянутых северных регионов.
Примечания
1. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М.,1993. 2. Народы России: Энциклопедия. М., 1994. 3. Реформатская М.А. Северные письма. М., 1968. 4. Сибирская икона. Омск, 1999.
Воспроизводится по:
II Емельяновские чтения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Курган, 11-12 мая 2007 г.). - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2007. с. 52. |