ВЗАИМОВЛИЯНИЕ РУССКИХ КАЗАКОВ И ТЮРКСКИХ НАРОДОВ САЯНО-АЛТАЯ В ВОЕННОЙ ОБЛАСТИ В ЭПОХУ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И НОВОЕ ВРЕМЯ - Бобров Л.А., Борисенко А.Ю., Худяков Ю.С. - Б - Каталог статей - Города и остроги земли Сибирской
Site Menu

Категории каталога
Багрин Е.А. [17]
Багрин Е.А., Бобров Л.А. [1]
Базаров Б. [1]
Баландин С.Н. [1]
Барахович П.Н. [3]
Безобразова О.С. [1]
БЕЛОБОРОДОВА Н.М. [1]
Белов М. И. [1]
БЕЛОГЛАЗОВ Г.П. [1]
Березиков Н.А. [4]
Березиков Н.А., Люцидарская А.А. [2]
Бобров Л.А. [1]
Бобров Л.А., Багрин Е.А. [1]
Бобров Л.А., Борисенко А.Ю., Худяков Ю.С. [1]
Болонев Ф.Ф. [3]
Бородовский А.П. [1]
Бородаев В.Б., Тураев В.А. [1]
Бородовский А.П., Горохов С.В. [1]
Борисенко А.Ю. [2]
Борисов В.Е. [2]
Бродников А. А. [9]
БУРАЕВА О.В. [3]
Бычков О.В. [1]

Роман-хроника
"ИЗГНАНИЕ"

Об авторах
Иллюстрации
По страницам романа
Приобрести
"Сказки бабушки Вали"


Site Poll
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1348

Начало » Статьи » Б » Бобров Л.А., Борисенко А.Ю., Худяков Ю.С.

ВЗАИМОВЛИЯНИЕ РУССКИХ КАЗАКОВ И ТЮРКСКИХ НАРОДОВ САЯНО-АЛТАЯ В ВОЕННОЙ ОБЛАСТИ В ЭПОХУ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И НОВОЕ ВРЕМЯ
Со времени появления на южных рубежах Сибири военных отрядов русских казаков и служилых людей в конце ХVI-ХVII вв. правящая элита тюркских этносов стремилась заимствовать огнестрельное оружие и освоить тактику его применения.
В комплексах боевых средств тюркских номадов Саяно-Алтая преобладали традиционные виды холодного оружия и средства защиты. Кыштымы и телеуты вели обстрел противника из луков «монгольского типа» со срединными и плечевыми фронтальными костяными накладками и концевыми вкладышми. В памятниках енисейских кыргызов и тувинцев остатки луков не обнаружены. Однако, русские казаки, которым приходилось воевать с кыргызами, утверждали, что «бой у них лучной» [Потапов, 1957. С. 18]. Кыргызы, кыштымы, телеуты и тувинцы применяли для поражения противника стрелы с плоскими и гранеными железными наконечниками. Енисейские кыргызы и телеуты использовали также дротики. Сходство форм луков и стрел на территории всей Центральной Азии свидетельствует о едином процессе развития средств и тактики дистанционного боя у тюркских номадов [Худяков, 2007. С. 149].
Оружие ближнего боя кыргызских, телеутских и тувинских воинов было во многом схожим. Воины этих народов сражались однотипными ударными копьями, палашами и саблями. Наличие в составе оружейного набора схожих форм древкового колющего и клинкового оружия объясняется общими тенденциями в тактике конного боя и общими источниками поступления оружия. Шорские мастера-оружейники поставляли оружие енисейским кыргызами и телеутам. Определенные отличия наблюдаются между данным оружейным набором и вооружением кыргызских кыштымов, в составе которого присутствуют архаичные мечи и преобладают топоры русского производства, использовавшиеся также телеутами и тувинцами. Эти различия обусловлены характером и интенсивностью внешних контактов кыштымов, которые в значительно большей степени, чем тюркские и монгольские кочевники, взаимодействовали с русскими людьми. В составе оружия ближнего боя у телеутов и кыштымов были изделия российского производства: ударные копья, секиры, булавы и кистени.
[221] В наборе защитного вооружения монгольских и тюркоязычных номадов Саяно-Алтая присутствовали близкие по конструкции доспехи: пластинчатые панцири — куяки и пластинчато-нашивные внутренние панцири, пластинчато-кольчатые комбинированные доспехи, кольчуги, сфероконические и сфероцилиндрические шлемы. Сведения о различных типах кыргызских доспехов содержатся в русских письменных источниках, в которых русские воины высоко оценивали их качество [Бахрушин, 1955. С. 182]. Отдельные находки позднесредневековых панцирей, кольчуг и шлемов обнаружены в Южной Сибири. Комплекс вооружения енисейских кыргызов и кыштымов, телеутов и тувинцев имел общую основу. Он включал оружие дистанционного и ближнего боя и средства защиты, которые были характерны для всей Центральной Азии.
Военная организация улусов енисейских кыргызов включала отряды отдельных княжеств и ополчения, составленные из вассальных племен. Основную ударную силу войск тюркских народов Южной Сибири составляли дружины профессиональных воинов - батыров, составлявших отряды, охранявшие местных князей. В составе войск енисейских кыргызов и телеутов широко привлекались отряды, набранные из зависимых племен кыштымов. Искусство ведения сражений конными армиями у тюркских народов Южной Сибири в эпоху позднего средневековья и Нового времени основывалось на применении рассыпного строя и массированного обстрела противника, и атаки лавой отрядами панцирной конницы в ближнем бою. На протяжении периодов развитого и позднего средневековья Саяно-Алтай был важной ремесленной базой оружейного производства не только для тюркских кочевых народов и монгольских государств Центральной Азии. Воины тюркских народов Южной Сибири использовали холодное оружие и доспехи, изготовленные шорцами, жившими в Кузнецкой котловине.
Появление в конце периода позднего средневековья на границах Южной Сибири отрядов русских служилых людей существенным образом изменило традиционную линию развития военной истории тюркских кочевых народов. В это время кочевникам пришлось столкнуться с хорошо вооруженным, обладавшим огнестрельным оружием и большим боевым опытом вооруженной борьбы против номадов могущественным противником, имевшим иные, в большей степени соответствующие новым историческим условиям, вооруженные силы и военные традиции. Большая часть кочевых государственных образований не смогла на равных противостоять превосходящим силам и вооруженным огнестрельным оружием армий крупнейших евразийских империй. В эпоху позднего средневековья и Нового времени правители тюркских народов Южной Сибири предпринимали попытки оснащения своих воинов ручным огнестрельным оружием и артиллерией, и применения новых тактических приемов ведения боя. Тюркские кочевые народы Саяно-Алтая попытались заимствовать некоторые виды холодного оружия ближнего боя и огнестрельное оружие
[222] у русских людей [Бобров, Худяков, 2004. С. 263-266]. Среди этнических групп, чаще иных контактировавших с русским населением, выделялись кетские и самодийские племена, находившиеся на положении кыштымов в кыргызских княжествах. Кыштымы смогли обеспечить себя изделиями русского производства. Воины — кыштымы использовали в качестве оружия приобретенные у русских людей железные топоры. Енисейские кыргызы и телеуты, оценив по достоинству высокую эффективность огнестрельного оружия, стали ориентироваться на приобретение и оснащение своих воинских отрядов этим оружием. Однако решить эту задачу им в полной мере не удалось. Не имея соответствующей требованиям времени производственной базы для изготовления сложных в техническом отношении видов оружия и боеприпасов, полностью обеспечить в необходимом объеме свои воинские формирования новыми видами вооружения они не смогли. Русские воины, оказавшиеся в непростых для себя условиях в отдаленных от экономических центров Российского государства районах Западной и Восточной Сибири, несмотря на нехватку людских и материальных ресурсов и наличие превосходящего по численности вражеского окружения, смогли мобилизовать все свои силы и возможности, успешно противостоять воинственным противникам и удержать вновь присоединенные территории. Важную роль в достижении этих военных успехов сыграло не только обладание определенным военно-техническим преимуществом, выразившемся в обладании огнестрельным оружием, но и умение передвигаться и преодолевать крупнейшие водные артерии Сибирского региона, и возведение фортификационных сооружений, оказавшихся надежным средством обороны против нападений военных отрядов кочевнической конницы. Русские воины стремились активно использовать в своей боевой практике и традиционные виды холодного наступательного оружия и защитного вооружения, которые они охотно приобретали или обменивали у местных жителей. Особенно высоко ценились русскими казаками и служилыми людьми пластинчатые и комбинированные панцири, наручи и другие предметы индивидуальной металлической защиты воинов, которых в арсеналах царских воевод в Сибири не хватало и поэтому добывать их приходилось самим воинам. Нередко при этом нарушались царские указы и защитное вооружение приобреталось в обмен на ружья и боеприпасы, хотя продавать их сибирским «иноземцам» было категорически запрещено. Использовались русскими воинами и некоторые тактические приемы ведения боя, успешно применявшиеся кочевниками. В составе военных отрядов российских войск в Сибири служили представители коренных народов. Они выполняли обязанности проводников, переводчиков, разведчиков. Ввиду постоянной нехватки людских резервов российские власти в Сибири постоянно принимали в состав казачьих войск сибирских татар, казахов, бурят и других тюркских и монгольских кочевых народов. Поэтому влияние в сфере военного дела между русским населением в Сибири и тюркскими и монгольскими народами было взаимным.
[223] В создавшихся новых условиях в результате постоянно возрастающего военного давления извне, со стороны крупнейших евразийских держав, изменить в свою пользу ход событий военной истории изучаемого региона южносибирским и центрально-азиатским кочевникам оказалось не под силу. Утратив свое былое военное преимущество над армиями стран оседло-земледельческой цивилизации в численности, организованности, боевом опыте, мобильности и маневренности на полях сражений, кочевые народы Южной Сибири и Центральной Азии стали часто терпеть поражения в войнах с превосходящими их по вооружению, технической оснащенности и организованности войсками своих грозных противников. В дальнейшем, в ходе военных действий, происходивших в течение периода Нового времени, тюркские и монгольские номады попали в сферу влияния и были включены в качестве подвластного населения в состав крупнейших мировых империй Российской и Маньчжурской. В последующий исторический период военные силы номадов стали использоваться российскими и маньчжурскими властями в качестве иррегулярной, или вспомогательной конницы в составе имперских войск в ходе военных действий, которые вели эти государства против своих противников на территории Евразии. Период самостоятельного развития военного дела кочевых народов в Центральной Азии в начале Нового времени завершился.

Список литературы

Бахрушин С.В. Енисейские киргизы в ХVІІ в. // Научные труды. - М.: Изд-во АН СССР, 1955. - Т. 3; ч. І2. - С. 176-297.
Бобров Л.А., Худяков Ю.С. Этнокультурные контакты русских с тюркскими этносами Западной и Южной Сибири в военной сфере в позднем средневековье // Русские. Материалы VІІ Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». - Тобольск: Тобольск. гос. ист.-арх. музей-заповедник, 2004. - С. 263-266.
Потапов Л.П. Происхождение и формирование хакасской народности. - Абакан: Хакас. книжн. изд-во, 1957. - 307 с.
Худяков Ю.С. Эволюция комплекса вооружения кочевников Южной Сибири в позднем средневековье и в Новое время под влиянием контактов с русскими людьми // Вооружение и военное дело кочевников Сибири и Центральной Азии. - Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2007. - С. 125-154.


Воспроизводится по:

Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий, 2009. Том XV.


Источник: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий, 2009. Том XV.
Категория: Бобров Л.А., Борисенко А.Ю., Худяков Ю.С. | Добавил: ostrog (2012-10-07)
Просмотров: 2257 | Рейтинг: 5.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

 

Login Form

Поиск по каталогу

Friends Links

Site Statistics

Рейтинг@Mail.ru


Copyright MyCorp © 2006
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz