Бобров Л.А., Багрин Е.А. - Б - Каталог статей - Города и остроги земли Сибирской
Site Menu

Категории каталога
Багрин Е.А. [17]
Багрин Е.А., Бобров Л.А. [1]
Базаров Б. [1]
Баландин С.Н. [1]
Барахович П.Н. [3]
Безобразова О.С. [1]
БЕЛОБОРОДОВА Н.М. [1]
Белов М. И. [1]
БЕЛОГЛАЗОВ Г.П. [1]
Березиков Н.А. [4]
Березиков Н.А., Люцидарская А.А. [2]
Бобров Л.А. [1]
Бобров Л.А., Багрин Е.А. [1]
Бобров Л.А., Борисенко А.Ю., Худяков Ю.С. [1]
Болонев Ф.Ф. [3]
Бородовский А.П. [1]
Бородаев В.Б., Тураев В.А. [1]
Бородовский А.П., Горохов С.В. [1]
Борисенко А.Ю. [2]
Борисов В.Е. [2]
Бродников А. А. [9]
БУРАЕВА О.В. [3]
Бычков О.В. [1]

Роман-хроника
"ИЗГНАНИЕ"

Об авторах
Иллюстрации
По страницам романа
Приобрести
"Сказки бабушки Вали"


Site Poll
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1346

Начало » Статьи » Б » Бобров Л.А., Багрин Е.А.

В категории материалов: 1
Показано материалов: 1-1

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

Рассмотрены вопросы эволюции костюма и комплекса вооружения служилых татар Западной Сибири в период присоединения данного региона к Московскому государству. На основании комплексного анализа вещественных, изобразительных и письменных источников установлено, что основным трендом развития костюма служилых татар конца XVI–XVII в. было включение в его состав элементов одежды российского образца. Если русские служилые люди, направленные в Зауралье, охотно обзаводились теплой и функциональной одеждой сибирского производства, то местная тюркская аристократия, напротив, стремилась получить от своих новых сюзеренов костюм «московского покроя», который, в глазах аборигенного населения, являлся символом покровительства могущественного «Белого царя». Кроме того, российские «ферязи», «кафтаны» и «однорядки» подчеркивали сопричастность их владельца к привилегированным служилым сословиям Московского государства. Однако русская одежда в XVII в. не вытеснила, а лишь дополнила традиционный (в первую очередь парадный) костюм татарской знати Западной Сибири. Представители тюркской элиты региона в повседневной жизни продолжали носить меховые малахаи и халаты с косым запахом. Более сложным по содержанию был процесс развития оружейного комплекса татар XVII в. В рассматриваемый период он состоял из трех основных компонентов: оружия местного производства (в основном луки, стрелы, ножи, кольчатые панцири), российского (клинковое и огнестрельное оружие, топоры, защитное вооружение и др.) и ойратского импорта (пластинчатые доспехи, шлемы, пики, палаши и др.). На протяжении XVII в. значение российского оружия в комплексе вооружения татар Западной Сибири постепенно возрастало. Эволюция костюма и вооружения служилой татарской элиты Западной Сибири конца XVI - XVII в. наглядно отображает сложный и многогранный процесс межкультурного диалога, характерного для периода присоединения Сибири к Российскому государству и начальных этапов освоения Зауральского региона русскими переселенцами.

The armament, the military organization and tactics of Siberian Tatars in XVI century have been investigated effectively for a long time, in contrast, military art of the Tatar service people of the Western Siberia after joining of this region to the Russian state has been studied in much smaller degree. Purpose: To identify the features of the clothing and armament complex evolution of Tatar service people elite at the end of XVI — XVII centuries. Results: The complex analysis of material, written and graphic sources revealed that the main trend of the Western Siberia Tatar’s nobility clothing development was the inclusion of Russian sample clothing. If Russian service people elite in Siberia willingly got warm and functional clothes of Siberian production, the local Turkic aristocracy, on the contrary, sought to obtain from their new overlords Moscow cut costume which in the eyes of the native population was a symbol of the powerful patronage of the White Tsar. Besides, the Russian clothing emphasized ownership of its owner with a privileged service class of Moscow state. At the same time it must be emphasized that the Russian clothing in the XVII century did not replace the traditional costume of the Western Siberia Tatar elite, but supplemented it. Representatives of the Turkic elite of the region continued to wear the fur Tatar malachai and dressing gown with oblique wrap in daily life even at the beginning of XVIII century. More complicated in development was the process of evolution of the Tatars weapons complex at the end of XVI - XVII centuries. It consisted of three main elements: the local production of weapons (mostly bows, arrows, knives, ringed shells), Russian import (bladed weapons and firearms, defensive armament, etc.) and Oirat’s import (plate armor, helmets, pikes, swords and etc.). During the XVII century the value of Russian arms in the armament complex of the Tatars in the Western Siberia has increased gradually. Quite significantly Russian and Oirat’s influence was seen in other branches of the military art of Siberian Tatars. The Russian administration has formed a military organization of service and «tributaries» Tatars. Common military campaigns with Streltsy and Cossacks helped Siberian Tatars to learn the tactics of dismounted actions using hand firearms. Oirat’s impact on military affairs of the Turkic population of the Western Siberia was manifested primarily in the growing popularity of equestrian battle with the pikes. Conclusion: The evolution of the clothing and armament of service Tatar elite in the Western Siberia in XVI — XVII centuries obviously displays the complex and multifeature process of intercultural dialogue which is characteristic for the period of colonization of Siberia to the Russian state and the initial stages of development of Trans-Ural region by Russian settlers.

Бобров Л.А., Багрин Е.А. | Просмотров: 1493 | Добавил: ostrog | Дата: 2015-05-12 | Комментарии (0)

 

Login Form

Поиск по каталогу

Friends Links

Site Statistics

Рейтинг@Mail.ru


Copyright MyCorp © 2006
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz