А. Описание некоторых мест Нерчинскаго уезда. 1. Чиндантурукуевская крепость. Крепость сия находится в Нерчинском уезде, от Нерчинска в 204, а от Акшинской крепости во 184 верстах. Она стоит на горе при реке Ононе, и имеет вид воинственный Перевоз к ней чрез реку Онон делается на батах, так как почти и везде по Нерчинскому уезду и по быстроте реки весьма неудобен и опасен, а во время ветров и совсем невозможен. Окружности крепости сей состоять из гористых равнин, не имеющих ни одного дерева и вид коих степной и пустынной. Не далеко от крепости есть каменная скала, перпендикулярно стоящая над водою, смотря на которую можно привесть себе на память Левкадский утес и несчастную Сафу с онаго свергающуюся. Во всей окружности нет ни одного цветка, который бы мог оживишь взор, утомленный, пустынными видами, только дикия степныя растения местами выказывают из под травы печальные стебли свои. Все предметы вносят в душу наблюдателя горестную пустоту. — Пошва земли везде песчано-глинистая и к хлебопашеству очень удобная. Река Онон прямо крепости, имеет в широту около 100 сажен; но очень быстра. В разсуждении климата ничего слишком отличительнаго от прочих мест сказать нельзя. Зимы бывают суровы, а лета жарки, и знойны; но коротки. Осень и весна всегда почти бывает холодная. При входе в крепость сперва встречается Фортшадт, в коем находится около 60 домов и 5 улиц, имеющих довольную широту. Домы построены в ряд и довольно порядочно, выключая малую часть. Каменных строений совсем нет. Крепость отстоит на полверсты от форштадта, в коей имеется одна деревянная церковь, гауптвахта, лазарет и несколько домов, в коих живут воинские чиновники. Домы сии очень близко построены к церкви, от чего для последней может быть большая опасность во время пожара. При церкви находятся два священника. Жители сей крепости козаки и солдаты, в оной живущие. Первыми управляет дистаночный начальник, а вторыми ротной командир, имеющий под командою несколько Обер и унтер-Офицеров. Числом мужескаго пола около З00, а женскаго болеe 100, всех же вообще с детьми душ до 500. Все они исповедания православнаго Грекороссийскаго. Козаки исправляя пограничную службу занимаются также и земледелием, но часто худые успехи отвращают их от работы и делают ленивыми. Они большею частию женаты и живут домами. Солдаты ведут более холостую жизнь и склонны ко многим порокам, особливо к воровству и пьянству. Земель как пахотных так, и сенокосных для жителей очень, довольно и временем, урожаи хлеба бывают здесь очень хорошие. Скота очень мало по бедности жителей. Хлеб мелют они всякой у себя, в домашних ручных жерновах, что в употреблении почти по всему Нерчинскому уезду; а мельниц нет ни каких. В огородах родятся успешно: репа, морковь, редька, капуста, бобы и горох, а иногда и огурцы. Картофель заменяет здесь хлеб; но родится не с большим успехом. Что касается до цветов и садов то нигде их не увидишь и жители по видимому не имеют никакой к разведению оных склонности. Промыслы звериные состоять в ловле коз и зайцев, а из рыб достают в Ононе в довольном количестве чебаков, тайменей, сазанов и красной рыбы. Разстоянием в 10 верстах находится в малом количестве годной для строения сосновой лес и между им мелкой осиновой; но жители больше достают для домашних построек лес из под Акши на не малое разстояние и с большими трудами. Художеств и ремесл замечательных нет никаких, а торговля состоит только в табаке которой сеют они в большем количестве в огородах и выменивают его Бурятам и Тунгусам на различныя нужныя для дома вещи, а иногда и на деньги. Училищ здесь нет никаких и дети обучаются иди у самих отцев, если последние знают грамоте, (что бываешь очень, редко), или остаются неучеными. Таковое невежество имеет сильное влияние на их нравы и образ жизни; делает их грубыми, суровыми, необходительными и склонными ко всяким порокам. Вот ясное доказательство того вреда, которой происходит от пренебрежения наук.
2. Пограничные Караулы между крепостями Чиндантурукуевской и Акшинской. Они находятся по дороге, ведущей от одной крепости к другой, и суть 1. Караул Цасучейскй от крепости в 22 верстах, разположен на лугу неподалеку от Онона. Местоположение его ровно и красиво; домы в нем деревянные, и выстроены порядочно; числом их 40. Почва состоит из чернозема, а потому и урожаи хлеба очень xoроши 2. Караул Кубухайский. От предидущаго отстоит на 22 версты. Он стоить на горе, и имеет около 2 худо выстроенных домов; почва состоит из чернозема и хлеб родится не худо. 3. Караул Уpулгуйской в 50 верстах от предидущаго. Он разположен на лугу, и имеет хороший вид. Домов в нем считается около З, кои все выстроены порядочно; река Онон течет не далеко. Почва камениста и песчана, а потому и yржаи хлеба не столь хороши, как в двух предидущих. 4. Караул Могойтуевский в 45 верстах от прежняго так как и от крепости Акшинской, выстроен на лугу. B нем считается до 18 порядочных домов. Почва земли песчана, и хлеб родится гораздо хуже, нежели в вышеупомянутых караулах. Онон протекает здесь в разстоянии 7 верст от самаго караула. Жители сих караулов суть Козаки, большею частию тутошние уроженцы; кроме их на всяком карауле есть еще определенное число козаков из Тунгусов. Главный начальник над сими козаками есть Капрал. Козаки Руские суть Грекороссийскаго исповедания, а Тунгусы покланяются Далай-Ламе. — Жители караулов занимаются хлебопашеством и скотоводством с немалым успехом, и потому есть между ими очень зажиточнье люди. Впрочем они грубы, ленивы и неповоротливы. Три первые Караула, т е. Цасучейской, Кубухайской и Урулгуйской, состоят под, управлением Дистаночнаго Чиндантурукуевской крепости, а последним т. е. Могойтуевским заведывает Дистаночной Акшинской крепости. — Проезжающие сими караулами подвергаются великим огорчениям, от упрямства козаков произходящим, ибо на всяком из оных должно ждать около 2 часов, пока козаки после многих споров не согласятся переменить лошадей. Но нельзя описать того безпокойства и мучения, какое испытывают проезжающие, когда не имеют своей повозки, или не умеют ездит верьхом. Тут ни за какия деньги не найдешь и самой дурной четыреколесной телеги, а потому и должно довольствоваться протИВ воли двуколесною, негодною тележенкою которую называют таратайкою, и в которой от непрестанной сильной тряски надобно терпеть каждую минуту истинное мучение. Слабаго здоровья человек едвали проедет и 10 верст на сей тележенке, не сделавшись болен. — Язык наиболее употребляемый жителями сказанных караулов, есть Бурятской, коим говорят и самые Тунгусы.
3. Акшинская крепость Находится в Нерчинском уезде, в разстоянии от уезднаго города 324, a от Чиндантурукуевской крепости 184 верст. Она расположена на лугу, и издали представляется веселою деревенькою. По одну сторону ея протекает река Онон, имеющая здесь до 50 сажен ширины и посредственную быстроту течения, по другую же возвышается хребет гор, покрытых березами и соснами. Берег Онона украшен сребристыми тополями и шиповником, а самая река, малыми островами на несколько рукавов разделенная, прельщает зрение, и вообще можно сказать, что окрестности Акши привлекательны и живописны, — Почва земли здесь песчана. Климат Акшинской разнится несколько от климата прочих мест уезда тем наиболее, что лето открывается жарами, и оканчивается чувствительными холодами, а от того и хлеб родится, по крайней мере ныне, плохо, ибо засохнув почти от жаров при бездождии, во время созревания своего он замерзает от безвременной стужи, хотя прежде сего и бывали здесь очень хорошие урожаи. Крепость Акшинская состоит из 3 частей, т. е. из крепости собственно, и двух форштатов, кои находятся от нея в равном отстоянии, саженях в 200. В ближнем из них считается около 50 порядочно выстроенных домов. В сем перьвом форштате живут солдаты, а потому и назван он солдатским. Самая крепость окружена вокруг валом, прежде же сего обнесена была стенами, от коих ныне осталась только одна с южной стороны: она простирается сажень на 70, и в средине имеет довольно высокую башню, на шпиле коей утверждена стрела, обращенная острым концом на Китайскую сторону. Быть может, что стрела сия утверждена была тут еще при построении крепости, в означение или войны, или смерти неприятелю, который отважился бы перейти границу, или для показания той стороны, откуда вытекает величественный Онон. — В крепости есть гаупт вахта, пороховой магазин, и весьма древняя деревянная церковь, вместо коей строится ныне новая каменная. При церкви есть 3 священника; ризница ея довольно богата ризами и церковною утварью. Вся крепость, особенно же ветхая деревянная церковь, имеет отовсюду чрезвычайно мрачный вид, поселяющий в душе зрителя меланхолию. — Другой форштат, козачьим называемой по тому, что в нем живут козаки, имеет около 20, деревянных домов, по большей части худо выстроенных. Касательно управления, населенности, промыслов, вероисповедания, характера и образованности жителей, должно сказать совершенно тоже, что сказано при описании Чиндантурукуевской крепости.
4. Станки между Акшинскою крепостью, и Дарасунским посельем. Они суть 1. Деревня новоказачья в 27 верстах от Акши; состоит из 10 порядочно выстроенных домов; 2. Деревня Дурдульга с 7 плохими домами, от предидущей в З0 верстах. 3. Дер. Ключевская с 15 худыми домами; в 27 верстах от Дурдульги. Почва земли здесь песчана и хлеб родится плохо. Крестьяне, живущие в деревнях сих, состоять в ведомстве Нерчинскаго земскаго Суда, и все Грекороссийскаго исповедания. Они весьма бедны по причине частых неурожаев хлеба, и питаются более огородными овощами и дикими растениями, также как и мясом коз и ушканов.
5. Дарасунское поселение, и находящияся при нем кислыя воды. Дарасунское поселье отстоит от города Нерчинска на 210, а от Акши на 114 верст. Начало свое получило оно почти за 13-ть лет пред сим, водворением тут поселенцев из разных губерний; они посылаемы были сюда частию в замен рекрут, частию же за сделанныя ими преступления. — Поселье сие разположено при подошве горы, и имеет приятный вид. Оно окружено горами, и протекающими близь его речками Дарасуном, Горохоном и Турою, в коих ловятся харюзи и налимы. — Число жителей простирается мужескаго пола до 111, а женскаго до 41 человека; земли пахотной и сенокосов по числу их очень достаточно, но по причине продолжающихся несколько лет недородов хлеба от засух и ранних морозов, они даже и при трудолюбии своем бедны, и сия бедность вовлекает их в различныя преступления. Впрочем есть между ими несколько хороших мастеровых как на пр. плотников, печников и проч. Домов считается в поселении сем только 42, но из сего числа 11 остаются пусты. Они все деревянные, и выстроены порядочно. — В средине селения есть большая деревянная же часовня, в которую по воскресным и другим праздничным дням поселенцы собираются, и молятся Богу.
Дарасунския кислыя воды (см. N. 82 Каз. Изв. сего года) находятся в 2 верстах от поселения на болотистом месте. Они бьют вверх несколькими ключами, из коих над главным построено небольшое здание, а по среди его на самое то место, из котораго бьет вода, поставлен деревянный обруб. Ключь поднимается вверх, но не высоко, с шумом, подобно фонтану. Вкус самой воды очень кисел, но во время дождливое кислота сия весьма много уменьшается. — Саженях в 45 от главнаго ключа протекает речка Дарасун, и вода в ней поблизости к ключу, имеет также ощутительную кислоту, которая однакож тем слабее становится, чем более удаляешься от сего места. Вода в речке очень светла, и течет по каменистому дну. — Кругом ключа растет много низкаго тальнику, а за Дарасуном находится гора, покрытая листвиницею и березами. Кроме вышесказаннаго строения над самым главным ключем, есть еще саженях в 50 от онаго, другое, прекрасный двуэтажный дом с мезениномь на верху, в котором помещаются больные, приежжаюшие пользоваться сими водами. Перед домом поставлена каменная пирамида
В. Замечания о состоянии заводских крестьян. Крестьяне Нерчинскаго уезда разделяются на 2 класса. Одни, составляющие самую малую часть, называются государственными, и состоят под ведением Нерчинскаго земскаго Суда. Все прочие приписаны к Нерчинским заводам и называются заводскими. Они состоять в полном распоряжении заводов и управляются определяемыми от заводов чиновниками, кои называются управителями. Состояние сих крестьян представляет поразительную картину совершенной бедности, причиною коей суть отчасти худые урожаи, а большею частию работы для заводов. Работы сии отнимают у них и время заниматься хлебопашеством и помышлять о домашнем устройстве. Рубка лесу, жжение угольев и другия обременительные и тяжелые труды делают поселянина бедным и отнимают у него охоту возделывать землю, плодами коей редко может он пользоваться. Ибо он должен сверх сего нести все тяжести и налоги, кои падают на государственнаго крестьянина. Многие, бывшие за несколько пред сим лет богатейшими крестьянами, ныне едва имеют кусок хлеба; в чем же состоит пища самых бедных? Они выкапывают весною растущий по лесам и горам здешним мангыр, или дикой лук и сарану, и изкрошивши коренья их в большем количестве, варят, и тем питаются иногда — целую зиму; осенью же собирают родящуюся в некоторых местах во множестве черемху, толкут ее в ступе, сушат и смоловши пекут колобки на подобие хлебов. Это составляет для них самое лучшее и лакомое кушанье. При всем том они мало ропщут, и на верху бедности сохраняют вид довольный и веселый. Они не хотят постороннему открыть крайность своего состояния или от стыда, или от того, что не надеются получишь чрез то помощи. Но если увидят человека сострадательнаго и дружески с ними обходящагося, то тогда с жаром разсказывают о том, что они терпят. Прежде, когда они были не так бедны, многие похваляли их за их добродушие и щедрость к бедным, да и ныне приметны следы такого расположения. Сверх того они трудолюбивы, добрыя дети и покорны своим начальникам. С худой стороны можно об них сказать то, что они упрямы и грубы в обращении с посторонними людьми, скрытны, сомнительны и весьма склонны к пересудам и насмешничеству. Пороки сии общи всем жителям Нерчинскаго уезда. Замечание о нравах жителей Нерчинска. Нрав народа вообще зависит от степени образованности онаго и от физическаго влияния климата, в котором он обитает. Чем более изобильна обитаемая им страна прекрасными или высокими предметами, тем более народ способен к утончению и тем более имеет возвышенных понятий. Напротив жители мест не наделенных от природы никакими, красотами, мало бывают расположены к великим чувствованиям и делам. Уметь измерять вообще таковыя расположения онаго и иследовать в каждом порознь следствия от сего произтекающия, значит определить нрав народа. Нрав народный есть правило, коего держится целая нация в делах повседневных. Нрав жителей Нерчинска определить не трудно, потому что большая часть их имеет одинаковые навыки. Есть ли разсматривать народ сей с хорошей стороны, то можно найти в нем следующия похвальныя качества; гостеприимство, сострадательность, трудолюбие, бережливость и набожность в вышшем степени: разсматривая же с противной стороны находим в нем несносные пороки: хвастовство непостоянство, желание блистать чем нибудь наружными, закоренелую любовь к старине и отвращение ко всему новому, хотя и очень полезному, чрезвычайныя охоты к пересудам и насмешничеству, мстительность, упорство, жадность к прибытку, и несклонность к просвещению. Житель Нерчинска подает руку помощи человеку беднаго состояния; единственно из славолюбия; без просьбы он не сделает никому добра, хотя бы и мог. Сделанное им благодеяние другому не забудет он никогда, но полученное от другаго помнит не долго. Житель Нерчинска хочет быть, наставником, и примером в поведении каждому: упрекает за малейшие проступки, хотя сам в тайне предается многим предосудительным поступкам. Молодость лет есть в глазах его также порок. Склонность к пьянству и наслаждениям нечистой любви есть одно из главнейших стремлений Нерчинскаго жителя, а потому и любимейшим предметом его разговоров. В свободное время обираясь друг к другу занимаются они пересудами своего ближнего. Можно сказать, что здесь не пощадит ни сосед соседа, ни друг друга, ни родственники родственника. Сие бывает поводом частых между ими ссор, но в обращении между собою они крайне льстивы. Вот картина нравов жителей Нерчинска, на которую положены только главныя краски; присовокупим к тому еще несколько менее важных и прибавим несколько малозначущих. обычаев, из которых наблюдатель также открывает дух народа. Как мущины, так особливо женщины заражены здесь склонностию к пиршеству на вечерниках, в коих люди обоего пола танцуют при игре на одной или двух худых скрыпках, а чаще всего на. балалайке. Собрания их для приезжаго мало имеют пленительнаго, и в них худо соблюдается благопристойность: шутки и увеселения производимые на оных грубы и оскорбительны для нравственности. Но при всем том Нерчинская девушка согласится целой день пробыть голодом с тем, чтобы провести ночь на вечеринке. В самых скуднейших домах бывает покрайней мере однажды в год вечеринка. В летние праздники собираются девушки и женщины в какой нибудь части города, пляшут в хороводах играют сельскими играми, что довольно приятно бывает для зрения. В праздник Пасхи собираются оба пола к качелям и проводят день в качании и играх, где не редко помрачают ум неумеренным употреблением крепких напитков. — В Троицын день наблюдается и здесь известный повсюду обычай ставить березки. В девятую пятницу по Пасхе бывает крестный ход из города на находящуюся за Нерчою прямо против города высокую гору, где служат молебен, после котораго или расходятся по домам или гуляют там до вечера. В десятую пятницу ходят таким же образом на противоположенную оной гору и наблюдается то же самое. На сих горах стоять два большиe деревянные креста, у коих служат обыкновенно молебны. Причины сих ходов неизвестны. Есть еще многия другия обыкновения, более или менее смешныя, но на открытие их надобно довольно времени и довольно проницательности в наблюдении.
Нерчинск. учил. учит. Голубцов
Источник: "Казанские известия" №101-106 1816 г.
Стиль,
пунктуация и орфография сохранены, буквы старого русского алфавита заменены
современными.