.Вполне достоверными сведениями о жизни «Ермака Тимофеевича»
до того, как он возглавил экспедицию за «Камень», историки не располагают.
В народных преданиях исполинская фигура покорителя сибирского «царства»
сливается с образом донского атамана Ермака, якобы бравшего Казань. Но в
источниках, отражающих раннюю историю казачества на Дону, такой атаман не
упоминается, нет и уверенности в том, что именно оттуда Ермак прибыл в
строгановские вотчины, после чего двинулся за Урал
Многие исследователи полагают, что, по меньшей мере, двадцать лет Ермак провел в
«Поле», где вольные казаки непрерывно сражались с татарами. Об этом на склоне
лет, уже неся службу в «старой сотне» тобольских казаков, вспоминал его
сподвижник Гаврила Ильин. Раз Ермак «полевал» вплоть до начала похода в
Зауралье, - рассуждал П.Н. Буцинский. - его нельзя (как поступил Н.И.
Костомаров) отождествлять с тем «атаманом казацким» Ермаком Тимофеевичем,
который вместе с предводителем казаков донских Василием Яновым и другими
царскими воеводами летом 1581г. сражался с польско-литовскими отрядами у стен
Могилева1. Однако станицы вольных казаков временами нанимались на
государеву службу, и то, что в критические годы Ливонской войны правительство
Ивана IV обратилась к их услугам, не должно удивлять. (Обосновывая эту мысль.
Р.Г.Скрынников указывает на то, что В.О. Янов неоднократно являлся головой у
донских и волжских [129] казаков. В действительности тот лишь однажды, в 1591
г., командовал отрядом казаков, а также дворян и детей боярских.2
Р.Г. Скрынников утверждает, будто Ермак видел Москву, дотла сожженную татарами в
1571 г. Это не более чем догадка). Многие летописцы называют знаменитого атамана
Поволжским. В том случае, если он на самом деле сражался с поляками и литовцами
возле Могилева в его отряде, возможно, находились волжские казаки. Летом 1581г.
ногайский мурза Урмагмет обратился с жалобой на «Ярмака», который незадолго до
того отогнал с берегов Волги 60 принадлежавших ему лошадей. Р.Г. Скрынников «с
некоторой долей вероятности» предполагает, что «речь шла» о легендарном атамане.
Позднюю версию о том, что Ермаком прослыл предводитель камской вольницы Василий
Тимофеевич (Тимофеев сын) Аленин ученый с вескими основаниями признает
баснословной.
Погодинский летописец сохранил прозвище атамана нанесшего смертельный удар «Кучумову
царству». – Токмак. «Токмачить» означало толочь, бить, колотить, толкать. Стало
быть, по допущению Р.Г.Скрынникова. Ермака нарекли так после кулачных боев или
схваток с врагами в «Диком поле». Не исключено, однако, что это прозвище
свидетельствует о службе Ермака у одного из князей Токмаковых, родоначальник
которых Иван Васильевич Токмак Ноздреватый - Звенигородский жил в первой трети
XVI в.
В синодике ермаковых казаков и Черепановской летописи утверждается, что
настоящее имя предводителя сибирской экспедиции - Ермолай. На взгляд Г.Е.
Катанаева, прославленного атамана сперва могли называть также Ермолаем или
Германом (Ерманом). (Последнее имя приводится в «Истории» С.У. Ремезова,
стремившегося изобразить Ермака подвижником христианской веры). Ермак, Ермошка,
Ермачко, Ермачишко. Ермачок; все эти имена, как думал видный историк
западно-сибирского казачества, производны от имени «Ермолай». П.Н. Буцинский же
полагал, что «Ермак» - не кличка, а испорченное христианское имя «Ермил»3.
С.Б. Веселовский считал имена «Ермак» и «Ермолай» синонимами. Р.Г.Скрынникову
представляется, будто «Ермак» - сокращение имени «Ермолай», но вовсе не
прозвище. Следом популярный историк уже объявляет наименование Ермака прозвищем,
изредка встречавшимся «в бумагах XVI в.»4. Современная омская
исследовательница Н.М. Пугачева утверждает, что ученые зафиксировали семь имен
прославленного атамана.5 Вопреки мнению В Ю. Софронова, что для наших
предков переиначение христианских имен было недопустимо6, даже в
документации Троицс-Сергиева монастыря, как отмечает М.С. Черкасова7,
имена частично видоизменяются и упрощаются: не Иоаким, а Яким или Аким, не
Вассиан, а Васьян, Василиск, Василь, Васко, не Корнилий, а Корнило, не Макарий,
а Макарище, не Варфоламей, а Вахрамей, не Иосиф, а Есип, не Евстафий, а Стахей?
На севере Европейской России, в Поморье (откуда кстати, вышло немало сибиряков),
по наблюдениям Г.Я. Симиной, часто встречались бытовые варианты личных имен,
например. Михно вместо Михаил, Офуга вместо Афанасий. Оксюта вместо Авксентий,
Яхно или Якша вместо Яков. В средневековой России, - поясняет Г.Я. Симина, у
людей было два имени: календарное, полученное при крещении (в основе греческое),
и мирское, некалендарное, русское по происхождению, употреблявшееся в домашнем
обиходе; более простое, понятное, это второе имя становилось прозвищем (таковы
указанные исследовательницей имена «Нехорошко», «Рудачко», «Русанко», «Истомко»,
«Нечайко», «Бессонко», «Любимко», «Дружинко», «Пинайко»)8."
Некалендарным, думается, было имя атамана, который в начале 1580-х годов повел
несколько казачих сотен против кучумлян.
Имя «Ермак» не может считаться распространенным, однако с XV в. довольно часто
попадается на страницах документов, В материалах этого столетия С.Б.
Воссловскому и А.А. Преображснскому такое имя встретилось пять раз. В
новгородской деревне Симлово в конце XVв. жил крестьянин Яков Ермаков. Тогда же
и в первой трети XVI столетия составлялся киево-печерский синодик, в который
внесены имена новгородцев - предков кого-то Ермака. Близ Пошехонья в 1526г.
проживал крестьянин Ермак Кукольников. Во владении знаменитого Кириллова
монастыря в Белозерском крае в 1544 г. так звали крестьян Денисова, Климова,
Гридина, Домина, а еще трое - Хархорин, Макшиев, Федотов носили имя «Ермачко»:
там жил и Иван Ермаков. В документах середины того же столетия с именем «Юрмак»
упоминаются крестьяне Барыгин, Борисов и Захаров, проживавшие у Холмогор и
Владимира. В начале 1560-х годов в Каргопольском уезде существовала деревня
Ермаковская, обитал крестьянин Ермачко Савин. Такое же имя носили крестьяне
Калинин и Якимов, жившие в конце царствования Грозного и вскоре после его смерти
в Подвинье. В составленном в 1585г. описании дворцовых волостей Белозерского
уезда названы крестьяне Ермак Лукьянов и Ермачко Михайлов. Накануне Сибирского
«взятия» в пермских вотчинах Строгановых трудились Ермак Морок и Ермак - езовшик9.
20 марта 1571 г. появилась книга раздачи денежного жалования дворовым людям. В
числе служащих Сытного двора, ведавшего продовольственным обеспечением государя
и его окружения, в этом документе названы Ермачко Тимофеев и Ивашко Ермаков.10
(В «ведомости» 1573 г. в такой же форме передаются имена многих дворовых,
например, Богданко, Гаврилко, Дениско, Докучайко.Захарко, Михалко, Некраско,
Онтонко, Онтропко, Шарапко, Юшко). Быть может, Ермачко приходился Ивашке отцом.
Любопытно, что («отчество» Ермачка (Тимофеев) совпадает с тем, которое имелось у
покорителя сибирского ханства. Хотя трудно поверить, царский «помяс» и грозный
атаман - одно и то же лицо (вспомним про длительную жизнь Ермака в «Поле» до
обессмертившей его имя экспедиции), гипотезу о двойнике «старейшины» казаков
теперь следует отбрасывать не столь решительно, как Р.Г. Скрынников.
(«Ведомость» 1573г. видный историк, кстати, использовал не раз, однако
упоминание о Ермачке ускользнуло от его внимания). Сторонники этой гипотезы
думали, что одновременно с Ермаком, действовавшим в окрестностях Могилева,
приглашенный Строгановыми атаман воевал за Уралом. Такое предположение
маловероятно хотя бы потому, что имя-прозвище (но не «кличка-прозвище», как
определяет его В.Ю. Софронов) «Ермак» распространенным считать затруднительно. В
составе государева [130] двора вскоре после отмены опричнины числился всего один
Ермак, точнее. Ермачко. А ведь, по подсчету Д.Н. Альшица, там служили тысяча
восемьсот восемьдесят шесть человек. В середине XVI в., с точки зрения
А.А.Зимина, государев двор объединял около трех тысяч человек, но ни одного
Ермака в их перечнях мы не найдем. Такого имени нет и в боярских списках
середины XVI - начала XVII в., где названы сотни московских и провинциальных
дворян. П.Н. Буцинский писал о том, что два сподвижника Ермака Тимофеевича,
осевшие затем в «старой сотне» тобольских казаков, доводились ему тезками. "Это
имя, - отмечал ученый, - нередко встречалось среди служилых людей, крестьян и
посадских Сибири. Он упомянул, в частности, тюменского посадского человека
Ермачка Холмогорца (по-видимому, выходца из Холмогор), а также деревню Ермачкову
возле Тобольска. Вдобавок укажем на крестьянина Осинской слободки Ермака
Матвеева, крепостного Ермачка, принадлежавшего выдающемуся публицисту Смутного
времени Ивану Тимофееву (из костромского поместья дьяка он «прибрел» в
Новгород). Верхотурского пашенного крестьянина Ермачка Кондратьева, не задолго
до 1622 г. переведенного из Казани, вологодского книголюба А.К. Ермачкова,
крестьян села Высокого Смоленского уезда Григория. Афанасия и Федора Ермаковых,
которые в 1605 г. подверглись разбойному нападению «литовских людей» и татар.11
Но они жили уже в XVII в., ранее имя «Ермак» встречалось гораздо реже. Среди
десятков решеточных приказчиков начала 1590-х годов его носил лишь один Горшков.
В Путивле через два - три года находим посадского человека Ермака Перснева и
стрельца Андрея Ермакова сына Долгошеина.12 По допущению В Ю.
Софронова, имя «Ермак» носили «весьма многие» атаманы. Исследователь называет
лишь одного - закладывавшего Красноярский острог Остафьева, погибшего в бою с
камскими (котовскими) татарами. Известен также яицкий атаман Ермак Петров,
поступивший на государеву службу после разгрома Кучумова «юрта». Ермаком порой
звали видного повстанческого атамана периода Смуты Ермолая Терентьева. Но
говорить о популярности этого имени в казачьей среде не приходится.13
В опубликованном Г.Н. Анпилоговым длинном перечне детей боярских Ельца за 1592г.14
ни одного Ермака не обнаруживаем. В кругах дворянства имя, которое ассоциируется
с началом широкою продвижения России в Зауралье, по - видимому, вообще не
бытовало. Зато оно часто встречалось среди крестьян. К примеру, в «Ономастиконе»
С. Б. Веселовского перечислено восемь человек по имени «Ермак». Семь из них -
крестьяне, один - тульский пушкарь. Особенно распространенным имя, неотделимое
от истории сибирского «взятия», было на севере России. В сольвычегодском
летописце начала XVII в., введенном в научный оборот Е.К. Ромодановской,
утверждается, будто Ермак «родом з Двины з Борку».15 Как мы видели,
это имя было знакомо в Подвинье. Можно думать, что славный атаман происходил из
крестьян Поморья либо соседних уездов. Там с давних пор знали о Сибири, куда
Ермак тронулся «по присылке» Строгановых, имея многолетний опыт схваток с
татарами в «Диком поле».
Примечания:
1. Буцинский П.Н. Заселение Сибири и быт первых насельников. Харьков, 1889. С.2.
Примеч. 1, ср.: С 109. Уточним, что согласно челобитной Г. Ильина двадцать лет
он провел в «Поле» под началом не только Ермака, но и других атаманов.
2. Разрядная книга 1475 - 1598 гг. М., 1966. С. 445; Полное собрание русских
летописей М., 1978. Т.34. С. 234.
3. Буцинский П.Н. Заселение Сибири... С. 1 - 2; Катанаев Г.Е. Еще об Ермаке и
его сибирском походе (новые вариации на старую тему) // Зап. Западно-Сибирского
Отдела имп. Рус. Географ. Общества. Омск, 1893. Кн. 15. вып. 2. С 12 - 13.
4. Веселовский С.Б. Ономастикон: Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М.,
1974. С. 109; Скрынников Р.Г Сибирская экспедиция Ермака. Новосибирск. 1982. С
92, 93, 237. Примеч. 77.
5. Вибе П.П. Михеев А.П.. Пугачева Н.М. Омский историко-краеведческий словарь.
М, 1994. С. 81.
6. Сафронов В. Кто же он. Ермак Аленин // Родина. 1994. № 8. С. 35.
7. Черкасова М.С К изучению монашеской антропонимики русского средневековья (по
материалам Троице-Сергиева монастыря XIV-XVII веков)//Проблемы истории культуры.
Нижневартовск. 1997, с. 72.
8. Симина Г.Я. Писцовая книга как исторический источник (о писцовой книге XVII
в. найденной в 1963г. на Пинеге) // Рукописное наследие Древней Руси: По
материалам Пушкинского дома. Л., 1972. С. 291 - 295. М.
9. Самохвалов Д.Я. Архивный материал: Новооткрытые документы поместно-вотчинных
учреждений Московского царства М.,1909. Т. 2. ч. 2. С.179,434,488; Веселовский
С.Б. Ономастикон... С. 32, 37, 47, 88, 145. 169. 340; Введенский А.А. Дом
Строгановых в XVI - XVII веках. М. 1962. С.89; Преображенский А.А. Урал и
Западная Сибирь в конце XVI - начале XVIII века. М., 1972. С. 43; Копанев А.И.
Куростровские столбцы XVI в. //Материалы по истории Европейского Севера СССР:
Северный археографический сборник. Вологда. 1970 Вып.1. С. 404; Там же. Вологда.
1972 Вып. 2. С. 89, 188, 190-195, 199, 215, 248, 461; Пашуто В.Т., Флоря Б.Н.,
Хорошкевич А.А. Древнерусское наследие и исторические судьбы восточного
славянства. М., 1982. С. 147; Барашкова B.C., Дмитриева З.В., Прокофьева Л.С.
Писцовая книга езовых дворцовых волостей, Белозерского уезда 1585г. //
Крестьянство Севера России в XVI в.Вологда, 1984. С. 100, 109; Каштанов С.М. Из
Истории русского средневекового источника. Акты X - XVIв.в. М.,1996. С. 180.
10. Альшиц Д.Н. Новый документ о людях и приказах опричного двора Ивана Грозного
после 1572 года // Исторический архив. М., Л., 1949. Т. 4. С. 60
[131] 11. Буцинский П.Н. Заселение Сибири... С. 1,93, 111, 113. Ср: С. 120.
Черепнин Л.В. Материалы по истории русской культуры и русско-шведских культурных
связей XVII в. в архивах Швеции Ч Труды отдела древнерусской литературы М., Л .
1961. Т. 17. С. 462; Анпилогов Г.Н. Новые документы о России конца XVI - начала
XVII в. М., 1967. С. 436, 441; Судаков Г.В. Грамотность и книжная культура
вологжан в XVIIв. // Материалы.. Вологда, 1973. Вып. 3. С. 222; Введенский А.А.
Дом Строгановых ... С. 293; Тобольский архиерейский дом в XVII веке.
Новосибирск. 1994 С. 200, 201. и др. В Кунгурской летописи предводитель
зауральской экспедиции называется Ермачком. Считать это имя пренебрежительным
(см.; Очерки русской литературы Сибири: В 2-х т. Новосибирск, 1982. Т. 1. С. 75)
едва ли допустимо. См также: Русская историческая библиотека СПб. 1875. Т. 2 Стб.
1048. Акты времени правления Василия Шуйского 1606 г. 19 мая -17 июля 1610 г.)
/Собрал и редактировал А.М. Гневушев M.,19I4. C. 338; Переписная книга
Воронежского уезда 1646 года. Воронеж. 1998 С. 102, 104.
12. Тысячная книга 1550г. и Дворовая тетрадь 50-х гг. XVI в. М.; Л., 1950 С. 235
Анпилогов Г.Н. Новые документы... С 182, 220, 240, 283, 292. Отметим факт
наличия среди псковских сотен Ермаковской (Румянцева B.C. Политическая власть и
государственное строение Пскова и Псковской земли в XVI - XVII вв. (К постановке
проблемы) // Сословия и государственная власть в России: XV - середина XIX вв.:
Международная конференция - чтения памяти акад. Л.В. Черепнина Тез. Докл. М.
1994. Ч. 2. С. 55.
13. Книга, а в ней писан разряд 125 года // Временник Общества истории и
древностей российских М. 1849 Кн. №3 Материалы. С. 85,90 - 91, 96; Станиславский
А.Л. Гражданская война в России XVII в Казачество на переломе истории. М. 1990
С. 138. См. также Дворцовые разряды. СПб.1850 Т. 1 Стб. 1190.
14. Анпилогов Г.Н. Новые документы ... С 326 - 329.
15. Ромодановская Е. К. Строгановы и Ермак//История СССР 1976. №З. С. 131. Ср.:
С. 143.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
«Мира не узнаешь, не зная края своего». Западная Сибирь: история и
современность. Краеведческие записки. Выпуск II. Екатеринбург 1999
Источник: «Мира не узнаешь, не зная края своего». Западная Сибирь: история и современность. Выпуск II. Екатеринбург 1999
|