Об одной ошибке сибирских летописцев XVII — XVIII в.в. (к биографии мангазейского головы С.Т. Пушкина) - Солодкин Я. Г. - С - Каталог статей - Города и остроги земли Сибирской
Site Menu

Категории каталога
Савосина Н.Г. [1]
Садовникова А.А. [1]
Санжиева Т.Е. [1]
Санников А.П. [1]
Сафронов Ф.Г. [1]
Седельников В. [1]
Сельский И. [1]
Семенов О.В. [1]
Семенова В.И. [1]
Сергеев О. И., Чернавская В. Н. [1]
Сизикова И.В. [1]
Силаева И.А. [1]
Симачкова Н.Н. [1]
Симбирцева Т.М. [2]
Скобелев С.Г. [4]
Скобелев С.Г., Чуриков Р.С. [2]
Скобелев С.Г., Шаповалов А.В. [1]
Скульмовский Д. О. [3]
Словцов П.А. [1]
Смирнов Д.И. [1]
Смирнов М.В. [1]
Соколовский И.Р. [2]
Солодкин Я. Г. [32]
Соломин А.В. [1]
Сорокин Н. В. [1]
Софронова М.Н. [1]
Спасский Г.И. [1]
Старков В.Ф. [1]
Степанов Д. [1]
Строгова Е.А. [1]
Струков Д. П. [1]
СУВОРОВ Н. [1]

Роман-хроника
"ИЗГНАНИЕ"

Об авторах
Иллюстрации
По страницам романа
Приобрести
"Сказки бабушки Вали"


Site Poll
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1208

Начало » Статьи » С » Солодкин Я. Г.

Об одной ошибке сибирских летописцев XVII — XVIII в.в. (к биографии мангазейского головы С.Т. Пушкина)


В самом начале XVII в. на северо-восточной окраине Московского царства встал Мангазейский острог.Среди его основателей был Савлук Третьяков сын Пушкин- возможно, первый из предков великого поэта, попавший за Урал.
В книге записной и Гловинской редакции этого летописного свода мангазейский голова (порой его неточно представляют воеводой) Пушкин именуется Влуком1. Так называют его и некоторые исследователи, причем П. Третьяков думал.что "Влук" означает волк2. Ряд историков вслед за Нарышкинской редакцией и Томским видом Сибирской летописи3 считает,что сослуживца князя В.М. Рубца-Мосальского в "Тазовском городке" звали Лукой. (Многие ученые при этом ошибочно полагают, что он приходился сыном думному дворянину Евстафию Михайлову сыну Пушкину, ставшему в 1601 г. вторым воеводой Тобольска). В.И. Корецкий писал о пребывании Луки в Мангазее в "посылке" Савлука "в Тонбусы".приняв их, вероятно. заразных лиц. Е.В. Вершинин указывает на "головство" в новом зауральском остроге то Луки, то Савлука. В представлении В.И. Щербаченко там несли службу разом Лука Евстафьев и Савлук Третьяков4.
Заметим, что среди многочисленных Пушкиных рубежа XVI — XVII вв. Лука не встречается. Имени же "Влук" в источниках нет вообще. Савлук, по определению С.Б. Веселовского, - название сорта яблок коричневого цвета. Такое имя носили некоторые служилые люди второй половины XVI-начала XVII вв.5 Известны дворяне и дьяки Савлуковы того же времени и последующих десятнлетий6.
С точки зрения В.А. Пepeвалова и Ю.М. Эскина. Савлук - второе имя мангазейского головы кануна Смуты: "достоверно установить",  кто из старших сыновей Е.М. Пушкина "упоминается в сибирском летописании"под этим именем, "пока невозможно", но скорее всего речь должна идти об Алексее7. В Книге записной и ее переработках один из первых "начальных людей" "Тазовского" острога, однако, называется Влуком и Лукой. Отец же Савлука наряду с популярным [20] прозвищем "Третьяк" именовался Сергеем. Отождествлять Алексея Евстафьева сына Пушкина с Савлуком не приходится. В боярском списке 1598 - 1599 гг. Алексей указан последним из московских дворян, а Савлук (с пометой "в Сибирь") назван в числе зубцовских. В перечне выборных дворян, который А.Л. Станиславский отнес к началу 1590-х гг., Савлук и Никита Третьяковы дети Пушкины включены в состав зубцовской корпорации, а Алексей с братом, тоже Никитой, - бежецкой. По Зубцову и Бежецкому Верху соответственно С.Т. и А.Е. Пушкины числились и в первые годы XVII в.8
В разрядной записи за 1571/72 г говорится о дьяке Конюшенного (а не Земского, как утверждает В.И. Щербаченко) приказа Савлуке Третьякове9. Это самое раннее известие о мангазейском голове первых лет "бунташного века". В десятне Московского уезда, составленной весной 1578 г., С.Т. Пушкин фигурирует в ряду детей боярских с окладом в 200 четвертей и 12 рублей, а также выступает поручителем по другим помещикам 10. Савлук упоминается и в документах начала XVII в., включая наказы о походе "в Мангазею и в Енисею". Последний раз, насколько известно, С.Т.Пушкин числится в боярской книге 1615 г. причем уже дворянином московским (впрочем, как "Иванов сын", что нужно признать ошибкой)11. В 1631 г. по Ржеву служил И.С. Пушкин 12, видимо, сын Савлука.
Вероятно, при создании или копировании Книги записной в имени головы служившего вместе с В.М. Рубцом Мосальским "на Мангазее", был пропущен первый слог, а редактор Сибирского летописного свода решил заменить непонятное "Влук" на привычное "Лука". Неточность, допущенная безвестными книжниками, ввела в заблуждение многих историков. Обращение к документам последней трети XVI - начала XVII столетий позволяет заключить, что при царе Борисе совместно с захудалым князем Мосальским (но не Кольцовым, как иногда считается) Мангазейским острогом ведал Савлук Третьяков (Сергеев) сын Пушкин.

Примечания
1 Полное собрание русских летописей (далее - ПСРЛ). М., 1987. Т. 36. С. 141, 191.
2 Третьяков П. Туруханский край. СПб., 1871. С. 131; Алексеев М.Н. Сибирь в известиях иностранных путешественников и писателей. Иркутск, 1932. Т.1. С. 242. Примеч.: Коньков Н., Надточий Ю. Предки Пушкина в Сибири // Югра. 1999. № 3. С. 17; Кузнецов Е.В. Сибирский летописец. Тюмень. 1999. 28.
Кстати, рецензент записок нижневартовских краеведов (см.: Пархимович С. Не без ложки дегтя // Лукич. 2000. № 3. С. 27) не "заметил", что в нашей работе в отличие от изрядно устаревшей статьи К.И. Кузнецова говорится о происхождении не имени "Ермак", а самого атамана, покорившего вместе с казачьей "дружиной" Сибирское ханство
3 ПСРЛ Т.36 С. 260, 316.
4 Корецкий В.И. История русского летописания второй половины XVI - начала XVII в. М., 1986. С. 244, 250, 258; Вершинин Е.В. Воеводское управление в Сибири (XVII век) Екатеринбург. 1998. С.84,161; Щербаченко В.И. Пушкины в Сибири СПб., 1999. С. 27-29, 57.
5 См., напр.: Сторожев В. Материалы для истории русского дворянства М., 1891, Вып. I. С.344, 400, 449; Веселовский С.Б. Ономастикон: Древнерусские имена, прозвища и [21] фамилии M., 1974, С. 276. АКТЫ феодального землевладения и хозяйства: Акты Московского Симонова монастыря (1506 -1613 гг.) / Составитель Л.И. Ивина Л. 1983 С. 126, 188, 190,191.
6 См напр.: Карамзин Н.М. История Государства Российского М ., 1989, Кн. З, Т.9 Примеч. 268; Сторожев В. Материалы ... Вып. I, С. 175-177. Новгородские записные кабальные книги 100 -104 и 1ll годов (1591-1596 и 1602-1603 гг.)/Под ред. проф. А.И. Яковлева М.Л., 1938, Ч. 2, С. 421. Богоявленский С. К. Приказные судьи XVII века М., Л ., 1946, С. 283.
7 Перевалов В. А. Эскин Ю. М. Первые воеводы Мангазеи // Русские старожилы: Материалы III Сибирского симпозиума "Культурное наследие народов Западной Сибири" Тобольск. Омск, 2000, С. 296, 297.
8 Боярские списки последней четверти XVI - начала XVII в. и роспись русского войска 1604г. М., 1979, Ч. I, С. 186, 191, 212, 242, 315, 324; Ч.2 С. 9, 12.
9 Разрядная книга 1475-1598 гг. М., 1966, С.246. В "разряде" за I598г. его брат Никита дворянин Обонежской пятины, тоже упомянут без фамилии (там же С. 534).
10 Сташевский Е. Десятни Московского уезда 7086 и 7094 гг. // Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете, 1911, Кн. I С. 9, 14, 15, 18, 20. В том же документе с окладом 200 четвертей значится Третьяк Григорьев сын Пушкин (Там же С. 10), видимо, отец Савлука.
11 Акты Московского государства СПб. 1890. T.I. С. 146.
12 Сторожев В.Н. Тверское дворянство XVII века. Тверь. 1891. Вып.1. С. 24 Считается, что письменным головой, каковым являлся в Мангазее С. Т. Пушкин, был такой, который упоминался "в деловой корреспонденции", что указывало на его "реальный административный статус", близкий к воеводскому, а само название должности связано с получением головой списка служилых людей (Вершинин Е.В. Указ. соч. С. 19, 186, Примеч. 9). Но в последнем случае, как видно из специального исследования И. Л. Андреева, речь должна идти о сотенном голове: вероятно, перечни подчиненных вручались также головам стрелецким и казачьим, "литвы" и татар Судя же по обширному документальному материалу, в том числе сибирского происхождения (Описание Сибирского Царства / Сочинено Герардом Фридериком Миллером. М., I998. Кн. I. С. 273, 274, 286, 287, 290-292, 297. 316-317; Андреев А. Описание актов, хранящихся в Археографической комиссии Академии наук СССР // Летопись занятий Археографической комиссии за 1927-1928 годы. Л., 1929, Вып. 35, С. 242-245, и др.), письменный голова - такой "начальный человек" города иди острога, который наделялся правом "писать" в Москву, составлять, отписки на государево имя.
Малопонятная же в оценке Е. В. Вершинина фраза сибирского летописца "а письмянные головы писали" относительно служивших "на Верхотурье" Н. О. Плещеева и его "товарища" М М. Хлопова всего лишь, означает, что их обоих в документах называли головами, ни один из них не считался воеводой.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
"Мира не узнаешь, не зная края своего". Материалы 5-х краеведческих чтений 27 апреля2001 года. г.Нижневартовск 2001 г.
 



Источник: ftp://fulltext.mubis.ru/fulltext/mir5/
Категория: Солодкин Я. Г. | Добавил: ostrog (2011-04-02)
Просмотров: 890 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

 

Login Form

Поиск по каталогу

Friends Links

Site Statistics

Рейтинг@Mail.ru


Copyright MyCorp © 2006
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz