Иеротопия Тюмени (сакральное пространство города конца XVI — XVIII вв.) - Семенова В.И. - С - Каталог статей - Города и остроги земли Сибирской
Site Menu

Категории каталога
Савосина Н.Г. [1]
Садовникова А.А. [1]
Санжиева Т.Е. [1]
Санников А.П. [1]
Сафронов Ф.Г. [1]
Седельников В. [1]
Сельский И. [1]
Семенов О.В. [1]
Семенова В.И. [1]
Сергеев О. И., Чернавская В. Н. [1]
Сизикова И.В. [1]
Силаева И.А. [1]
Симачкова Н.Н. [1]
Симбирцева Т.М. [2]
Скобелев С.Г. [4]
Скобелев С.Г., Чуриков Р.С. [2]
Скобелев С.Г., Шаповалов А.В. [1]
Скульмовский Д. О. [3]
Словцов П.А. [1]
Смирнов Д.И. [1]
Смирнов М.В. [1]
Соколовский И.Р. [2]
Солодкин Я. Г. [32]
Соломин А.В. [1]
Сорокин Н. В. [1]
Софронова М.Н. [1]
Спасский Г.И. [1]
Старков В.Ф. [1]
Степанов Д. [1]
Строгова Е.А. [1]
Струков Д. П. [1]
СУВОРОВ Н. [1]

Роман-хроника
"ИЗГНАНИЕ"

Об авторах
Иллюстрации
По страницам романа
Приобрести
"Сказки бабушки Вали"


Site Poll
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1203

Начало » Статьи » С » Семенова В.И.

Иеротопия Тюмени (сакральное пространство города конца XVI — XVIII вв.)

В средневековье каждый город уподоблялся граду небесному и представлял собой пространственную икону. Церкви несли образ сакрального пространства, были его частью и составляли духовный каркас города. Предметом данной статьи является исследование иеротопии города Тюмени, то есть историческая реконструкция и интерпретация образов сакрального пространства, не имеющих устойчивой изобразительной структуры (Лидов, 2008: 8).
При основании города на территории острога была заложена церковь во имя Живоначальной Троицы (Погодинский летописец ..., 1987: 136). В 1596 г. появилась церковь во имя Рождества Пречистыя Богородицы с «престолы» Николая Чудотворца и Федора Стратилата (Тюмень в XVII ..., 2004: 170). В 1600 г. в городе уже был отдельный храм Николая Чудотворца с приделом Федора Стратилата (Миненко, 2004: 97). Считалось, что она была предназначена для народа – «строенье мирское тюменских всяких чинов людей одних» (Тюмень в XVII ..., 2004: 33).
Первые церкви на посаде строятся в начале XVII в. Около 1601 г. появилась церковь Ильи Пророка с пределом страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба, великомучеников Флора, Лавра, «строение мирское» (Тюмень в XVII ..., 2004: 35, 172), около 1616 – церковь во имя государева и великого князя Михаила Феодоровича ангела и преподобного отца Михаила Малеина с приделы соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия, строение мирское (Тюмень в XVII ..., 2004: 34), до 1620 г. – Успенская, до 1624 г. – Всемилостивого Спаса. В 1624 г. были заложены Знаменская и Троицкая церкви.
На протяжении XVII в. в других районах Тюмени были построены – Преображенская в мужском м-ре, Воскресенская в Ямской слободе, Вознесенская в Бухарской слободе, также имелись два монастыря – Преображенский (с 1606 г.) и женский (до 1623 г.) при церкви Ильи Пророка (Тюмень в XVII ..., 2004: 171).
В начале XVIII в. закладываются каменные церкви – Благовещенская (1700), Троицкая (1708), Сорока мучеников (1717), Петра и Павла (1726), Знаменская (1768), Успенская (1765), Вознесенская (1770-е), Воскресенская (Крестовоздвиженская) (1774), Михаило-Архангельская (1781), Спасская (1796). Часть церквей строились на месте деревянных предшественниц (Знаменская, Успенская, Воскресенская, Спасская), часть рядом с одноименными деревянными (Михаило-Архангела, Вознесенская). Появились новые – Благовещенская, Сорока мучеников, Петра и Павла.
На протяжении XVIII в. некоторые церкви стали называться по приделу: Вознесенская – Георгиевской, Воскресенская – Крестовоздвиженской, потом Никольской. Преображенский мужской монастырь стал называться по каменному [281] собору Троицким, Успенский женский монастырь получил имя Алексеевский также по приделу.
В XVII — XVIII вв. церкви освящались во имя главных христианских праздников (большинство), образов Христа и Богоматери, пророков, архангелов, апостолов, святых. В XVII в. – церквями были отмечены праздники Рождества Богородицы, Преображения, Воскресения, Вознесения, Успения, в, XVIII в. – Благовещения. Общими для XVII — XVIII вв. было почитание главных образов христианства Христа и Богоматери (Спасская, Знамения Божьей Богоматери), архангела Михаила (Михаило-Архангельская), пророка Илья (Ильинская), митрополита Алексея (придел Успенской церкви). В XVIII в. добавились апостолы Петра и Павла (церковь Петра и Павла), сорок мучеников (церковь Сорока мучеников). Многие излюбленные тюменцами образы XVII в. осталось в приделах. Придел Зосимы и Савватия сохранился в церкви Сорока мучеников в мужском монастыре, придел Николая Чудотворца – в Воскресенской церкви.
В названиях тюменских церквей, безусловно, есть система. Во-первых, их освящение подчинялось церковному канону, во-вторых, определялось запросами и спецификой ситуации города и его жителей. Тюмень строилась во вновь осваиваемых землях, где требовалось присутствие заступничества и покровительства, поэтому неудивительно появление церквей, связанных с образами Богородицы (Рождества Пречистыя Богородица, затем Знамения и Благовещения), Спаса (две Спасские церкви, Воскресения, Вознесения), Николая Чудотворца – популярного заступника и помощника во всех бедах и мучениях, архангела Михаила, пророка Ильи, связанного с благополучием сельскохозяйственных работ. В Ильинской церкви был придел Фрола и Лавра, скотьих богов, покровителей коней и конных воинов, целителей-бессребреников.
Обращает на себя внимание особая линия в традиции именования церквей, которая прослеживается на протяжении XVII – начала XVIII вв.
В Никольской церкви, находившейся в XVII в. в крепости, был придел Федора Стратилата. Почитание этого святого закономерно, так как город строился как военная крепость и под началом воевод. В то же время Федор Стратилат был покровителем царя Федора Иоанновича, в царствование которого город и был основан (1584 – 1598). Это предположение получает подкрепление, благодаря обстоятельствам появления Ильинской церкви. В январе 1601 тюменцы подали челобитную царю Борису Годунову о строительстве храма «во имя святых ... Борисаи Глеба» с приделами во имя Федора и Лавра и пророка Ильи на посаде, а не в городе, как это требовал воевода. Аргументировали свою просьбу тем, что горожанам неудобно молиться с воеводами – «женам де их и детям тут приходить зазорно». Церковь была выстроена, но была освящена во имя Ильи пророка с приделами страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба и великомучеников Флора, Лавра (Миненко, 2004: 98, 100).
Около 1616 г. на посаде была построена церковь во имя государева царева и великого князя Михаила Феодоровича ангела и преподобного отца Михаила Малеина с приделом Зосимы и Савватия, соловецких чудотворцев (Тюмень в XVII..., 2004: 34). Преподобный Михаил Малеин прославился как основатель ряда православных монастырей, был учителем Афанасия Афонского, основателя Великой Лавры Афона, обладал даром прозорливости, сострадания, человеколюбия, в его честь был назван Михаил Романов. В Кремле находился его храм.
До 1620 г. в городе уже существовала Успенская церковь, которая стала главным храмом переместившегося к ней женского монастыря. В 1680 г. он уже назывался Алексеевским по приделу во имя митрополита Алексея (Миненко, 2004: 81). И опять в этом видна ориентация Тюмени на Москву. Как известно с 1645 г. на престоле был [282] Алексей Михайлович, а его небесным покровителем был святой Алексей. В Москве был Алексеевский стародевичий монастырь, который находился на месте храма Христа Спасителя и был перенесен в Красное село (Новодевичий Алексеевский монастырь). Монастырь был основан как раз митрополитом Алексеем в 1360 г., деятельность которого была направлена на единение и возрождение Руси, имевшего авторитет великого духовного подвижника.
Эта линия открытой ориентации на центральную власть завершилась строительством каменного Благовещенского собора в 1700 – 1715 гг. Как известно, Благовещенский собор в Кремле был домовой семейной церковью царской семьи. Вплоть до XVIII в. с ним были связаны самые главные события государства и жизни царей. Протопопы Благовещенской церкви Кремля были наставниками московских правителей. Даже такая деталь, как наличие подклета, в котором до конца XV в. хранилась казна московских князей, сопоставима с тюменским храмом, который изначально строился «на анбарах», предназначенных для хранения казны.
Церкви связывали сакральное пространство города. Крепость как сердце города защищалась проездными воротами, носящими названия Георгиевских и Спасских. У Спасских ворот на посаде на базарной площади находилась церковь во имя Всемилостивейшего Спаса (построена в 1624 г.) (Тюмень в XVII ..., 2004: 34). После того как она пришла в ветхость, ее колокольня была перенесена к Спасским воротам острога. Со временем там появился вторая Спасская церковь (сейчас на этом месте каменная Спасская церковь) (Сибирский летописный ..., 1987: 177). Спасские ворота и Спасские церкви у ворот вполне логичны. По легенде образ Спаса Нерукотворного (Спас на чрепии) над вратами города Эдессы защитил его от нашествия персов.
Образ Святого Георгия охранял западные проездные ворота города. Напротив них на левом берегу р. Туры была построена Вознесенская церковь с приделом во имя святого Георгия, которая в XVIII в. чаще стала именоваться Георгиевской. В результате суда, идущие по Туре сверху, проходили незримые ворота под патронатом святого Георгия.
Благовещенский собор в крепости на тюменском мысу с Вознесенской церковью на затюменском мысу и Вознесенской церковью через р. Туру составляли треугольник, напоминающий о чудесной жизни Христа – Благовещения о его рождении, Воскресения после казни и Вознесения к небесному отцу.
В XVIII в. в Тюмени формируется структура церквей с названиями, не выпадающими из общей картины. В сибирских городах распространенными были наименования Спасская (50%), Вознесенская (37%), Михайловская (33%), Знаменская (27%), Ильинская (23%), реже Петра и Павла (17%), Никольская (10%) (Резун, 1989: 108). Особенности сакральной структуры города связаны с первым веком истории Тюмени.

Список источников и литературы

Лидов А.М. О константинопольском прототипе царского храма // Царский храм. Благовещенский собор Московского Кремля в истории русской культуры. – М.: ИПП «Куна», 2008. – С. 7 – 44.
Миненко Н.А. Тюмень: летопись четырех столетий. – СПб: Изд-во «Русь, Санкт- Петербург», 2004. – 512 с.
Погодинский летописец // Полное собрание русских летописей. – М.: Наука, 1987. С. 129 – 137.
Резун Д.Я. О названиях русских церквей Западной Сибири в XVIII в. // Памятники быта и хозяйственное освоение Сибири. – Новосибирск: Наука, 1989. – С. 94 – 112.
[283] Сибирский летописный свод // Полное собрание русских летописей. – М.: Наука, 1987. С. 139 – 379.
Тюмень в XVII столетии.- Тюмень: Мандр. и Ка, 2004. – 200 с.

Воспроизводится по:

Интеграция археологических и этнографических исследований: сборник научных трудов: в 2 т. / гл. ред. Н.А. Томилов, отв. ред. Д. Дж. Андерсон, М.А. Корусенко, С.С. Тихонов, А.В. Харинский. – Иркутск : Изд-во ИрГТУ, 2013. – Т. 2. – С. 280 – 283.

Категория: Семенова В.И. | Добавил: ostrog (2014-10-09)
Просмотров: 530 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

 

Login Form

Поиск по каталогу

Friends Links

Site Statistics

Рейтинг@Mail.ru


Copyright MyCorp © 2006
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz