О СОСТАВЕ СИБИРСКИХ СЛУЖИЛЫХ ТАТАР В КОНЦЕ XVI — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII вв. - Шамсиева Э.Р. - Ш - Каталог статей - Города и остроги земли Сибирской
Site Menu

Категории каталога
Шагдурова И.Н. [1]
Шамсиева Э.Р. [1]
Шашков А. Т. [1]
Шведов В.Г., Махинов А.Н. [1]
Шевцов В.В [2]
Ширин Ю.В. [1]
Шмакин В. [1]
Шободоев Е.Б. [1]

Роман-хроника
"ИЗГНАНИЕ"

Об авторах
Иллюстрации
По страницам романа
Приобрести
"Сказки бабушки Вали"


Site Poll
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1203

Начало » Статьи » Ш » Шамсиева Э.Р.

О СОСТАВЕ СИБИРСКИХ СЛУЖИЛЫХ ТАТАР В КОНЦЕ XVI — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII вв.

Основа служилого татарского войска в Азиатской России с конца XVI в. складывалась из представителей военно-служилой элиты Сибирского ханства — владельцев самостоятельных уделов [8. С. 46]. (Происхождение татарского служилого сословия в Сибири от прежних феодалов — «тарханов» — явствует из целого ряда примеров) [4. С. 30]. В состав татарской знати Сибирского ханства входили хан, султаны, беки, мурзы, есаулы, представители мусульманского духовенства, сановники ханского двора [8. С. 36].
В исследованиях С.В. Бахрушина среди тобольских служилых татар упоминается сын владельца Баишева городка князя Бегиша — Кельмамет княжь Бегишева [1. С. 164]. Таким же владетельным беком был, очевидно, князь Енбулат, служивший в Тобольске в 90 годах XVI в. Его сын князь Кутук княжь Енбулатов при царе Михаиле считался «лучшим человеком»; в первой половине столетия упоминается внук Енбулата Аллагур-мурза, который был отставлен от службы вследствие происков другого татарина — Ешки Кутабердеева. Тобольские окладные книги называют еще потомков князя Ишмамета Аганина [1. С. 164], а также мурзу Кайдаула Байсеитова и его сыновей Мамет, Читей и Аиткула Кайдауловы, тарского князца Тынмамета Берделей-мурзина, его сына Кучука Тынмаметова и внука Талайку Кучукова. В результате разгрома Черного городка аялынские татары были возвращены на р. Тару под контроль русской администрации. Самыми видными из них были два есаула — Мамык и Сейткула, и два князца — Зуюндук и Илгулуй [2. С. 7].
Среди татарских мурз начала XVII в. известны тюменский служилый татарин «князь Аткачарко Ахманаев», а также тюменские «юртовские служивые татарове лучшие люди» Девей Иртышов, Буйдак Емачтаев, Тугока Келементеев, Моюмас Азехматов, Казад Енгильдеев, Устемир Канчюрин и др.» [9]. В 1596 году в царской грамоте пелымскому воеводе упоминается татарский мурза Курманак [49] Танаев [7. С. 77]. Самый известный юртовский голова тюменских татар из среды их самих — Маитмас (Маатмас, Матамас, Моюмас) Ачекматов (Азехматов, Азихматов). Сражавшийся, если верить Ремезовской летописи, еще с «ермаковыми казаками», он в 1596 г. посылался за бежавшими из Тюмени татарами [6. С. 93 — 96].
В состав юртовских служилых татар вошли и простые мурзы. Одним из наиболее уважаемых мурз Кучума С.У. Ремезов называет «Чайдаула (вернее, Кайдаула) мурзу Закайдаму», который при дележе доспехов Ермака получил, по преданию, его второй панцирь. Байсеитов после падения Сибирского царства служил московскому государю в Тобольске, получал значительное денежное и хлебное жалованье, продолжал жить в 20 и 30-х годах в своей Багайской деревне. После смерти Кайдаула несли службу его сыновья — бек Мамет (иначе князь или мурза Магомет), Читей и Аиткул Кайдауловы. В источниках говорится о князьках Ишбердее и Суклеме, которые привозили подарки и продовольствие для ермаковой дружины. В последующее время Ишбердей был преданным слугой России и «многих других князцов с их родами помог обложить ясаком, служа проводником казакам, которых отправляли к ним с этой целью» [3. С. 230].
Число служилых татар пополняли и представители духовной знати бывшего татарского «царства», вроде тарского юртовского татарина сеида Тенелея Берелеева сын ходжи Миралия сеид Дин-Али [3. С. 192].
Звание служилого татарина было наследственным, как легко усмотреть из окладных книг. В 1622 г. последовал указ «на... татарские выбылые места... верстать в нашу службу детей их и братью и племянников новишным окладом». В 1629 г. тарские служилые татары добились даже того, что их сыновья и другие родственники были поверстаны сверх штата. Но, как общее правило, было установлено твердое число штатных окладов, и молодежь версталась по мере освобождения мест [1. С. 165].
В течение всего XVII в. состав местного татарского служилого сословия пополнялся отчасти и со стороны, благодаря непрекращающемуся наплыву в Сибирь знатных иноземцев. В тюменской окладной книге 1626 — 1627 гг. среди служилых татар упоминается один табынец, один «сарт» (узбек) и два бухарца [8. С. 150].
[50] С середины XVII в. среди тюменских, а затем тобольских служилых татар появляется касимовский мурза Семеней Аганин [8. С. 150].
Нехватка в Сибири служилых людей заставляла правительство искать помощи у местного населения. Власти сибирских городов, испытывая постоянную нужду в людях, не прочь были поверстать в состав служилых подгородних татар, тоже заинтересованных в этом, так как военная служба освобождала их от уплаты ясака. Уже в конце XVI в. на царскую службу привлекались представители местного сибирского населения. Тех из них, кто приняли крещение, специальный указ предписывал верстать в службу [4. С. 27].
Татары «новокрещены» служили в русских либо «литовских» подразделениях и выделялись в отдельный «список». По этому «списку» в 1633 г. числилось 25 тобольских новокрещеных татар и новокрещеных казаков [8. С. 51].
Сохранились сведения о многочисленных челобитных инородцев с просьбами «о поверстании» их на службу. Типична челобитная 1628 г. сына тюменского служилого татарина «о поверстании на упалое место» его убитого отца [8. С. 51]. На службу верстались и ясачные татары. Так, в 1649 г. была удовлетворена челобитная ясачного татарина Чулымской волости Томского уезда Богдана Артыбаева [5. С. 110].
Особой категорией среди сибирских татар являлись захребетные татары. Они составляли единую этническую общность со служилыми татарами того уезда, к которому относились [1. С. 170]. По предположению С.В. Бахрушина, в состав захребетников вошла значительная масса чужеродцев, поселившихся в деревнях служилых татар [1. С. 170].
В служебном отношении юртовские татары образовывали в каждом городе особый корпус. Юртовские татары при этом состояли под началом русского чиновника — татарского головы, в распоряжении которого находились толмач, подьячий, деньщик татарский (выделяемые на определенный срок из числа рядовых служилых) и приставы, имелись свои канцелярии — «приказы» с «войсковой казной».
Иногда на должность татарских голов назначали представителей аборигенного населения, и уже в 1600 г. Майтмас Ачекматов числился одним из «лучших людей», а в 1606 г. он был «головою» тюменских татар и пожалован высшим окладом [1. С. 164]. В 1594 г. [51] упоминаются татарские головы Байзеит и Байбахта, которые возглавили отряд тобольских служилых татар в 100 человек, взятых в поход на Тару под общим предводительством воеводы князя А.В. Елецкого [8. С. 116]. «Жалованные» татарские старшины передавали свою должность по наследству.
Итак, начиная с конца XVI в., на русскую службу стали привлекать представителей коренного сибирского населения. Татарские отряды принимали участие уже в военных действиях против Кучума как составная часть служилых. В состав служилого сибирско-татарского сословия вошли представители татарской знати Сибирского ханства, генетически восходившие к золотоордынским татарам. Они продолжали составлять основу этого служилого сословия и на протяжении всего XVII века.

Литература

1. Бахрушин С.В. Научные труды. М., 1955. Т. 3. Ч. 2.
2. Матвеев А.В., Татауров С.Ф. Сибирское ханство в 1584 — 1598 гг. // Исторический ежегодник. Омск, 2008. Вып. 1. Отечественная история.
3. Миллер Г.Ф. История Сибири. 2-е изд., доп. М., 2000. Т. 2.
4. Никитин Н.И. Служилые люди в Западной Сибири XVII в. Новосибирск, 1988.
5. Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа (1592 — 1768 гг.) / Сост. Н.Н. Оглоблин. М., 1900. Ч. 3.
6. Солодкин Я.Г. Из комментариев к двум челобитным сибирских служилых людей конца XVI — середины XVII вв. (о первых головах юртовских татар Тюмени) // Документ в оперативной и ретроспективной среде. Тюмень, 2012. Вып. 2.
7. Томилов Н.А. Тюркоязычное население Западно-Сибирской равнины в конце XVI — первой четверти XIX вв. Томск, 1981.
8. Тычинских З.А. Служилые татары и их роль в формировании этнической общности сибирских татар (XVII — XIX вв.). Казань, 2010.
9. Тычинских З.А. Татарское казачество в Сибири // Казачество Сибири: от Ермака до наших дней (история, язык, культура): Материалы международной научно-практической конференции. Тюмень, 2009.

Воспроизводится по:


Пути познания прошлого: от открытия исторического факта до реализации научного замысла — обмен мнениями,идеями, опытом: Материалы научно-методического семинара студентов, аспирантов и преподавателей, посвященного Году российской истории (г.Нижневартовск, 15 декабря 2012 г.) / Отв. ред. В.В.Цысь. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. С. 48 — 51.
 

Категория: Шамсиева Э.Р. | Добавил: ostrog (2014-03-06)
Просмотров: 712 | Рейтинг: 5.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

 

Login Form

Поиск по каталогу

Friends Links

Site Statistics

Рейтинг@Mail.ru


Copyright MyCorp © 2006
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz