Существовал ли архив Ермака? - Солодкин Я. Г. - С - Каталог статей - Города и остроги земли Сибирской
Site Menu

Категории каталога
Савосина Н.Г. [1]
Садовникова А.А. [1]
Санжиева Т.Е. [1]
Санников А.П. [1]
Сафронов Ф.Г. [1]
Седельников В. [1]
Сельский И. [1]
Семенов О.В. [1]
Семенова В.И. [1]
Сергеев О. И., Чернавская В. Н. [1]
Сизикова И.В. [1]
Силаева И.А. [1]
Симачкова Н.Н. [1]
Симбирцева Т.М. [2]
Скобелев С.Г. [4]
Скобелев С.Г., Чуриков Р.С. [2]
Скобелев С.Г., Шаповалов А.В. [1]
Скульмовский Д. О. [3]
Словцов П.А. [1]
Смирнов Д.И. [1]
Смирнов М.В. [1]
Соколовский И.Р. [3]
Солодкин Я. Г. [33]
Соломин А.В. [1]
Сорокин Н. В. [1]
Софронова М.Н. [1]
Спасский Г.И. [1]
Старков В.Ф. [1]
Степанов Д. [1]
Строгова Е.А. [1]
Струков Д. П. [1]
СУВОРОВ Н. [1]

Роман-хроника
"ИЗГНАНИЕ"

Об авторах
Иллюстрации
По страницам романа
Приобрести
"Сказки бабушки Вали"


Site Poll
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1356

Начало » Статьи » С » Солодкин Я. Г.

Существовал ли архив Ермака?

Документы, отражающие перипетии "Сибирского взятия" 1582 - 1584 гг., почти не сохранились. Известный сибирский историограф В. Г. Мирзоев даже полагал, что они, "может быть, вообще не существовали" [1], хотя сам ссылался на опубликованную еще Г. Ф. Миллером "опальную" грамоту Ивана IV Строгановым от 16 ноября 1582 г. с предписанием вернуть отряд Ермака из похода против вотяков, вогулов, пелымцев, "сибирцев" и использовать вольных казаков для обороны Пермского края и намечавшейся экспедиции в Пелымское княжество [2]. Ученый упоминал и о переданном сподвижниками легендарного атамана в 1621/22 г. первому тобольскому архиепископу Киприану "написании" (далее - Н) о боях с кучумлянами, которое признавал отпиской либо чем-то близким к ней [3]. Видная исследовательница ранней книжной культуры "русской" Сибири член-корреспондент РАН Е. К. Ромодановская тоже констатировала, что документов, непосредственно касающихся похода Ермака, до нас практически не дошло. Сохранились лишь посольские наказы с лаконичными, во многом повторяющими друг друга свидетельствами о присоединении к России еще одного татарского ханства (на эти сообщения обратил внимание видный специалист по истории Сибири А. А. Преображенский [4]; челобитные последних участников знаменитой экспедиции или их потомков (такие данные впервые систематизированы А. А. Преображенским, а позднее дополнены другим московским исследователем, Н. И. Никитиным, и новосибирским историком Д. Я. Резуном [5]; грамоты из архивов Строгановых [6] и известия (введены в научный оборот маститым петербургским ученым Р. Г. Скрынниковым) вкладной книги Чудова монастыря за начало 1586 г.[7]

По заключению же Р. Г. Скрынникова, "выписки из подлинных материалов Сибирского приказа об экспедиции Ермака, впоследствии исчезнувших", которые могут считаться значительными фрагментами его "архива", уцелели в составе Погодинского летописца (далее - ПЛ) - возникшей в конце XVII в. особой разновидности широко известной "Повести о Сибири и о сибирском взятии" владычного дьяка Саввы Есипова. Отвергнув как сомнительную мысль московского сибиреведа В. И. Сергеева о существовании "канцелярии" "ратоборного" атамана, два "архива" которой (использованные потом создателями Строгановской и Есиповской летописей) хранились в Соли Вычегодской и Тобольске, Скрынников рассудил, что благодаря ПЛ, донесшему до нас свидетельства 1580-х гг. о ходе "покорения Сибири" может быть реконструирован, пусть и частично, архив казачьей "дружины, взявшей за саблею" ханство Кучума, и таким образом существенно расширяется круг документальных источников по истории "зауральской эпопеи" [8].

Ряд ученых согласился с выводом маститого историка о том, что ПЛ сохранил выдержки из документов, относящихся к "архиву" Ермака [9]. Но А. А. Преображенский, посчитав версию В. И. Сергеева о "канцелярии" "старейшины" казаков, разгромивших Кучумово "царство", фантастической, отверг также и мнение Р. Г. Скрынникова об архиве бесстрашного атамана, все же не утраченном безвозвратно. С точки зрения ростовского историка А. П. Пронштейна, ПЛ содержит фрагменты не "архива" Ермака, а составленных посольскими дьяками по случаю присоединения Сибири к Московскому государству в 1584 - 1586 гг. документов, необходимых для подготовки наказов русским дипломатам [10]. Д. И. Копылов тоже усматривает в этой "Повести летописной..." не следы архива "руского полка", завоевавшего целый татарский "юрт", а выписки из четырех-пяти документов [11] (каких, не поясняется).

Вопреки мнению А. П. Пронштейна, уникальные данные ПЛ не имеют аналогий в обширном посольском делопроизводстве рубежа XVI-XVII столетий. А. А. Преображенский возводил эти сведения к материалам, погибшим в страшном московском пожаре 3 мая 1626 г. [12]  Р.Г. Скрынникову же казалось, что подлинные документы о бессмертной сибирской экспедиции хранились в приказных архивах и в пору создания официального Нового летописца (конец 1620-х гг.), и накануне (если не в начале петровского царствования) и были использованы каким-то знавшим о Сибири не понаслышке столичным дьяком или подьячим, постаравшимся (впрочем, не всегда удачно) дополнить "сложение" Есипова [13]. Однако больше оснований считать редактором этого популярного сочинения тобольского служилого человека, который, будучи в Москве, сумел раздобыть интересовавшие его материалы Посольского приказа (хотя нельзя исключать, что их копии хранились в "съезжей избе" "первоименитого града" Сибири, где и стали известны безвестному книжнику) [14].

ПЛ сравнительно с есиповской "гисторией" содержит оригинальные сведения о реках и местоположении основанных в конце XVI в. сибирских городов, "нынешнем" (которого не было летом 1585 г. пути на "Русь" через "Камень", расстоянии от Старой Сибири (Кашлыка или Искера) до Тобольска. Есть в нем и уподобление Чингисхана Темир-Аксаку, о котором автор узнал "в московских летописцах"; первых сооруженных в Тюмени и Тобольске храмах, посвященных Святой Троице, охоте Сейдяка (нового властителя бывшей резиденции Кучума) на Княжем лугу, "яко за 2 поприща" от "Тобольского города", "позать того места, что ныне Знаменской монастырь" [15]. Едва ли к архиву Ермака (по определению Р. Г. Скрынникова) можно отнести и уникальные летописные заметки о походе в Пермь Великую пелымского князя Аблегирима (1581 г.), грабеже волжскими казаками государевой казны и "погроме" ими ногаев (что ставилось в вину ермаковцам в "опальной" грамоте царя Ивана Строгановым), о прозвище, которым казаки наделили своего предводителя, - Токмак, памяти "святого апостола Якова", отмечавшейся 23 октября, когда у Чувашева мыса произошло решающее сражение русских с "погаными", о сукнах и золотых, посланных в награду Ермаку "с товарыщи" Грозным, указавшим "храбросердому" атаману "быть к Москве", о тяжелом панцире, помешавшем "непобедимому ратоборцу" спастись во время неожиданного нападения кучумлян на казачий стан в устье Вагая, о численности и составе рати князя С. Болховского [16]. Только в ПЛ читаем, что "вои" Ивана Кольца двинулись к ставке Карачи "с вогненным боем". Атаман, который повел несколько казачьих сотен за "Камень", погиб до возвращения сеунчиков из российской столицы (оказывается, их было 25, включая Черкаса Александрова [17]) и появления в городе Сибири отряда С. Болховского, один из сослуживцев которого, голова Иван Киреев, тотчас же повез в Москву плененного ермаковцами царевича Маметкула. Все прибывшие в "Сибирскую страну" триста стрельцов умерли "от скудости хлебные", поскольку "запасу у них не было никакого", а 90 переживших голодную зиму казаков под началом Ивана Глухова летом по Иртышу, Оби, Соби через Пустоозеро возвратились на "Русь".

Уникальные данные составитель ПЛ привел и о событиях, последовавших за смертью "велеумного" атамана. Оказывается, Сейдяк при захвате покинутого русскими и занятого татарами города Сибири "царевича Алея взял и прочих Кучюмовых сынов смер[тью] убил и из града изгна". Московские власти, "чающе Сибирь за государем и живут в ней государевы люди", послали туда с Иваном Мансуровым 700 казаков и стрельцов "розных городов". Этот воевода, который в "срубленном" им остроге выдержал "зимним временем" осаду многочисленных остяков, пробыл там до весны. Князь Аблегирим был схвачен воеводой Федором Горчаковым (точнее, основателя Пелыма звали Петром). В концовке ПЛ речь вновь идет о судьбе сыновей Кучума. Семеро из них, если верить анонимному редактору "тетрадей" Есипова, умертвил Сейдяк, когда овладел городом Сибирью; Алей, Алтынай и еще один, не названный по имени, "были на Москве, а как оне взяты, тому писмо есть в Посольском приказе" [18]. Эти известия явно нельзя относить к архиву Ермака, последнее же наводит на мысль, что оставшийся неизвестным летописец обращался к документации Посольского приказа [19], наряду с несколькими четями ведавшего в конце XVI в. делами сибирских уездов. Видимо, создатель ПЛ воспользовался "расспросными речами", записанными столичными дьяками или подьячими в последние недели 1584 г. (когда И. Киреев и "ермаковы казаки" доставили Маметкула - лучшего военачальника Кучума - ко двору нового царя Федора Ивановича) или же по приезде в Москву И. Глухова с уцелевшими сподвижниками "храброго смлада" Ермака (вероятно, осенью 1585-го либо в начале следующего года, уже перед возвращением в Сибирь многих участников ее завоевания) [20]. В Посольском приказе могли отложиться и отписки воевод С. Д. Болховского и И. А. Мансурова, со временем очутившиеся (не исключено, впрочем, в виде копий) в руках тобольского книжника.

Содержание послания Ермака "с товарыщи" Грозному [21] изложено в ПЛ более обстоятельно, чем в летописи "Сибирское царство и княжение, и о взятии, и о Тоболске граде" [22], а также в шертной грамоте, сохранившейся лишь в рукописи XVIII в. Редактор ПЛ, в частности, добавил, что казачья "дружина" одолела не только Кучума, но и его сыновей Алея, Алтыная и Ишима [23] и победила Маметкула (чаще всего считающегося ханским племянником). Как представлялось Р. Г. Скрынникову, летописец имел в виду сражения "под Чювашею" и близ Абалака [24]. Такое заключение не бесспорно, ибо Маметкул командовал ханскими войсками и в первом из этих сражений. Известие же Строгановской летописи (сложившейся, вероятно, в 1630-х гг. в главной резиденции "именитых людей" - Соли Вычегодской) о том, что о пленении Маметкула ермаковцы "писаше к Москве", видный историк признавал грубой ошибкой, поскольку царевич был схвачен "резвыми" казаками уже после того, как посланцы атамана и его "товарства" отправились с "сеунчем" в русскую столицу. Версия об этом "посольстве", вслед за Есиповым повторенная многими сибирскими летописцами, не может, однако, считаться бесспорной. Строгановским же "историографом", возможно, подразумевалась отписка, доставленная ермаковцами под началом не своего атамана, а головы И. Киреева, уже "святоцарю" Федору. Но этот документ, который нетрудно сопоставить с Н, оказавшимся в распоряжении тобольского "первопрестолъника" Киприана, тоже нельзя причислить к кругу материалов, вышедших из казачьей среды и затем осевших в каком-то московском приказе.

Итак, разделяемый некоторыми историками вывод Р. Г. Скрынникова об архиве Ермака - архиве, о котором якобы можно составить представление по многим показаниям ПЛ, затруднительно признать убедительным. Неожиданная весть о "Сибирском взятии", видимо, пришла в Москву (как и сообщение о выступлении волжских казаков за Урал осенью 1582 г.) от чердынского воеводы, которому о падении Кашлыка могли сообщить Строгановы. Позднее при дворе Грозного, а затем его преемника Федора о разгроме Кучумова ханства, возможно, рассказали посланцы богатейших прикамских солепромышленников и, наконец, сами ермаковцы - и доставившие к "царскому порогу" Маметкула, и вернувшиеся из Сибири после гибели своего предводителя. "Скаски" сподвижников прославленного атамана, записанные, скорее всего, в Посольском приказе и фрагментарно уцелевшие благодаря ПЛ, не стоит, разумеется, принимать за остатки архива экспедиции, открывшей России дорогу "на простор".
___
[1]  Мирзоев В. Г. Присоединение и освоение Сибири в исторической литературе XVII века. М., 1960. С. 7.

[2] Там же. С. 23 - 24, 32 - 36, 59, 95. В. Г. Мирзоев датировал "опальную" грамоту и 1581 г. (Там же. С.59).

[3] Мирзоев В. Г. Указ. соч. С. 86, 90, 109.
[4] Преображенский А.А. Русские дипломатические документы второй половины XVI в. о присоединении Сибири // Исследования по отечественному источниковедению: Сб. ст., посвященных 75-летию проф. С. Н. Валка. М.; Л., 1964. С. 383 - 390; Он же. Урал и Западная Сибирь в конце XVI - начале XVIII века. М., 1972. С. 44 - 53.

[5] Преображенский А. А. У истоков народной историографической традиции в освещении проблемы присоединения Сибири к России // Проблемы истории общественной мысли и историографии: К 75-летию академика М. В. Нечкиной. М., 1976. С. 379 - 382; Резун Д. Я. Новое о ермаковских казаках // Актуальные вопросы истории Сибири: Вторые науч. чтения памяти проф. А. П. Бородавкина. Барнаул, 2000. С. 7 - 9; Никитин Н. И. Соратники Ермака после "Сибирского взятья" // Проблемы истории России. Екатеринбург, 2001. Вып. 4. С. 70 - 72.

[6]  Помимо "опальной", сохранилась (и в первый раз была издана также Г. Ф. Миллером) грамота от 7 января 1584 г. об отправке в Сибирь отряда воеводы С. Д. Болховского, голов И. Глухова и И. Киреева, согласно летописям, на помощь "дружине" Ермака.

[7] Ромодановская Е. К. Летописные источники о походе Ермака // Изв. Сибирского отделения АН СССР: Сер. обществ. наук. 1981. N 11. Вып. 3. С. 21, 23 - 25. Укажем также выпавшую из поля зрения исследователей царскую грамоту от 11 июля 1606 г. в Пермь Великую (в ответ на "челобитье" посадских людей Чердыни) с важным известием о "взятии" Сибири в 7091 (1582/83) г. См.: Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею имп. Академии наук. СПб., 1836. Т. 2. С. 123 - 124.
 
[8] Скрынников Р. Г. Ранние сибирские летописи // История СССР. 1979. N 4. С. 98 (примеч. 77), 99; Он же. В поисках "архива" Ермака // Наука и жизнь. 1982. N 6. С. 49 - 51; Он же. Сибирская экспедиция Ермака. Новосибирск, 1982. С. 45, 197; и др. Е. К. Ромодановская находила, что заключение В. И. Сергеева об "архиве" Ермака "очень гипотетично". См.: Ромодановская Е. К. Русская литература в Сибири первой половины XVII в. (Истоки русской сибирской литературы). Новосибирск, 1973. С. 73.
 
[9] Панишев Е. А. Современные татарские и русские легенды о гибели Ермака // Тюркские народы: Материалы V Сибирского симп. "Культурное наследие народов Западной Сибири". Тобольск; Омск, 2002. С. 468; Он же. Гибель Ермака в татарских и русских легендах // Ежегодник-2002 Тобольского музея-заповедника. Тобольск, 2003. N 1. С. 229; Винников А. Наш навсегда Ермак // Тобольск и вся Сибирь: Альм. Тобольск, 2005. N 4; Тюменцев И. О., Ананьев В. Г. "Россия его материк": к 75-летию Руслана Григорьевича Скрынникова // "В кратких словесах многой разум замыкающе...": Сб. науч. тр. в честь 75-летия Руслана Григорьевича Скрынникова. СПб., 2008. С. 10 (Тр. кафедры истории России с древнейших времен до начала XX в. Т. 2). С точки зрения И. О. Тюменцева, Р. Г. Скрынников установил, что в ПЛ использованы документы ермаковцев (Тюменцев И. О. Творческий путь профессора Р. Г. Скрынникова // Отечественная история. 2006. N 2. С. 209).
[10] Преображенский А. А. Некоторые итоги и спорные вопросы изучения начала присоединения Сибири к России (По поводу книги Р. Г. Скрынникова "Сибирская экспедиция Ермака") // История СССР. 1984. N 1. С. 103 - 104; Пронштейн А. П. Рец. на кн.: Скрынников Р. Г. Сибирская экспедиция Ермака. Новосибирск, 1982 // Там же. С. 196.
 
[11] Копылов Д. И. Ермак. Иркутск, 1989. С. 10.
[12] Преображенский А. А. Некоторые итоги и спорные вопросы... С. 105.

[13] Скрынников Р. Г. Ранние сибирские летописи. С. 83, 99 и др.

[14] Солодкин Я. Г. Становление сибирской летописной традиции (спорные источниковедческие проблемы). Нижневартовск, 2009. С. 139, 148 и др.
[15] Полное собрание русских летописей (далее - ПСРЛ). М., 1987. Т. 36. С. 129, 135 - 136.
[16] В ПЛ вслед за одним из многочисленных списков "Сказания" Есипова этот воевода называется Волконским.
[17] Как узнаем из ПЛ, после гибели Ермака ездивший в Москву Черкас вернулся на "Русь", а потом в отряде В. Б. Сукина и И. Н. Мясного снова очутился в Сибири (ПСРЛ. Т. 36. С. 132, 135, 136). Но едва ли эти лапидарные известия достаточны для атрибуции "Повести летописной..." рядовому участнику "Сибирского взятия", сделавшемуся в конце жизни головой тобольских служилых татар. Скорее данные сообщения попали в новую разновидность Есиповской летописи со слов потомков или родственников либо сослуживцев Черкаса. См.: Солодкин Я. Г. Об источниках оригинальных известий Погодинского летописца (к истории книжной культуры Сибири XVII в.) // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2010. N 3 (41). С. 69, 73.
[18] ПСРЛ. Т. 36. С. 130 - 137.
[19] Ромодановская Е. К. Летописные источники... С. 26.
[20] О практике записи "расспросных речей" в Посольском приказе см., напр.: Материалы по истории Узбекской, Таджикской и Туркменской ССР. Л., 1932. Ч. 1. С. 119 - 127 (Тр. Историко-археогр. ин-та и Ин-та востоковедения. Вып. 3); Воссоединение Украины с Россией: Док. и материалы: В 3 т. М., 1954. Т. 1. С. 329; Гухман С. Н. "Документальное" сказание о даре шаха Аббаса России // Тр. Отдела древнерусской литературы. Л., 1974. Т. 28. С. 260 - 262, 266 - 269; Она же. Соловецкая редакция "Документального" сказания о даре шаха Аббаса России // Там же. С. 379 - 382.
[21] В "Описании новые земли Сибирского государства" (конец XVII в.) оно названо отпиской. См.: Сибирские летописи. СПб., 1907. С. 375. Ср.: С. 299. В одной из работ Р. Г. Скрынникова это казачье "письмо" почему-то считается челобитной (Скрынников Р. Г. В поисках "архива" Ермака. С. 51).
[22] Таково одно из авторских определений Есиповской летописи (ПСРЛ. Т. 36. С. 72).
[23] Имя последнего, очевидно, пропущено в концовке ПЛ при перечислении плененных сыновей сибирского "царя".
[24] Скрынников Р. Г. Ранние сибирские летописи. С. 97, 98; Он же. Сибирская экспедиция Ермака. С. 159; и др.

Отечественные архивы,  No. 1, 2011


Источник: http://www.irk-center.ru/?doc=182
Категория: Солодкин Я. Г. | Добавил: ostrog (2011-02-18)
Просмотров: 1888 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

 

Login Form

Поиск по каталогу

Friends Links

Site Statistics

Рейтинг@Mail.ru


Copyright MyCorp © 2006
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz