ГОРОДА И ОСТРОГИ ЗЕМЛИ СИБИРСКОЙ - КНИГИ И ПУБЛИКАЦИИ

Главная
Роман-хроника "Изгнание"
Остроги
Исторические реликвии
Исторические документы
Статьи
Книги
Первопроходцы

ЯКУТСКИЙ РОЗЫСК О РОЗНИ БОЯРСКИХ ДЕТЕЙ и КАЗАКОВ.

 

ОГЛОБЛИН Н.Н. 

ЯКУТСКИЙ РОЗЫСК О РОЗНИ БОЯРСКИХ ДЕТЕЙ и КАЗАКОВ.

(Очерк из жизни XVII века).

 

ГЛАВЫ

I.

 

Якутское «розыскное дело» 1668 1669 г.г. о розни и раздорах между боярскими детьми и казаками 1) представляет любопытный эпизод из истории сравнительно редко возникавшей у нас сословной борьбы между разными группами населения. Разсматриваемый эпизод получает тем большее значение, что обе враждовавшия в Якутске группы принадлежали к одному и тому же служилому сословию. Но разница в служебном и житейском положении в правах и обязанностях боярских детей и казаков была так существенна, что обе стороны естественно смотрели друг на друга, как на отдельныя сословныя группы.

Боярския дети в Якутске, как и везде в Сибири XVII века, составляли служилую аристократию города, которая и по службе, и в житейском обиходе доминировала над остальными группами служилых людей. В житейском отношении боярския дети были обставлены лучше остальных служилых людей: первыя получали лучшие, высшие оклады государева жалованья, дававшие им возможность жить более чем безбедно. По службе боярским детям были предоставлены все [376] лучшия места в городе и уезде; именно боярския дети обязательно выступали в роли «приказных людей» в уездных острожках и ясачных зимовьях или «начальных людей» над казаками, стрельцами и другими разными людьми, как в мирное время, так и в походах на «немирных иноземцев», на «изменников - инородцев», в поисках «новых землиц» и т. п. Участвуя в этих походах и поисках или сидя «на приказе» в далеких от города острожках и зимовьях, играя там роль маленьких воевод, боярския дети служили не столько «великому государю», сколько себе и своей мамоне... Они страшно там наживались путем самых возмутительных насилий и всяческих беззаконий как над вполне беззащитными инородцами, так отчасти и над своею низшею русскою братией, особенно над торговыми и промышленными людьми... Эта служба «на приказах» была особенно выгодна в обширном Якутском уезде, с его многочисленными и «дальними» острожками, зимовьями, «землицами», где воеводская власть была чисто номинальною, где воеводы по целым годам ничего не знали, что делается у них, например, в Охотском, Анандырском и т. п. острожках. Тут приказные люди царили вполне самостоятельно и беззаконничали совершенно безнаказанно...

Сравнительно с боярскими детьми казаки были париями: окладишки их жалованья были ничтожные, а наживаться путем грабежа инородцев и своих хотя и казаки не были лишены возможности, но в более скромных размерах, чем у аристократов — боярских детей... Между тем, все тягости службы ложились именно на казаков: они массами гибли и в походах на «новыя землицы», и при замирении взбунтовавшихся инородцев, и при объясачении последних, гибли как от руки инородцев, так и от физических лишений и борьбы с природою. Вся работа «приведения под государеву руку» инородцев была делом казачьих рук и голов, а сливки с этого дела снимали боярския дети... Они жирели, богатели, прославлялись, а казакам перепадали только крохи с господскаго стола, да горькия воспоминания о пролитых потоках крови, массе жизней, загубленных во имя «великаго государя»...

Естественно, что казаки не могли симпатизировать боярским детям. Правда, казакам не был закрыт доступ «в чин» боярских детей. В Сибири сословие последних не было такою (относительно говоря) кастою, как в Московской Руси: в Сибири боярския дети не рождались таковыми, но производились в это звание за долголетнюю службу, за особыя отличия, и крайне редко «по родству». Каждый казак имел право добиться современем звания боярскаго сына, но не каждому это удавалось и не всегда сбывались казачьи [377] мечтания о переходе в высший ранг сибирских служилых людей, со всеми их служебными преимуществами и подозрительными правами на всякия «радости жизни...» Пока все это оставалось в едва достижимых мечтаниях, казаки от всей души ненавидели эту служилую аристократию, завидуя всячески ея положению...

В Якутске, в 60-х годах XVII в., эта ненависть дошла до таких размеров, что казаки подали на боярских детей общую «войсковую челобитную», обвиняя их «в налогах, и в обидах, и во всяких неправдах» и решительно заявляя, что им, казакам, «служить не мочно» с боярскими детьми вместе!..

Любопытен и момент подачи «войсковой челобитной»: казачьи депутаты подали ее «на смотру, который производил всем наличным якутским ратным людям воевода князь Иван Петрович Барятинский. Значит, казаки не таились со своим челобитьем и смело выступили с ним на глазах всего города, конечно уже давно знавшаго о борьбе и раздорах между служилыми людьми. Быть может, у казаков был и особый мотив для такого публичнаго выступления с челобитной: они могли опасаться, что если бы подали челобитную в приказной избе, то воевода, пожалуй, и не дал бы ей хода, замял бы все дело, действуя в интересах боярских детей, стоявших к воеводе ближе, чем казаки.

Но теперь воевода, принявши челобитную на смотру, не мог скрыть ее и начал «розыск». Казаки выступили с целым рядом самых серьезных обвинений против боярских детей. Последния не остались в долгу и с своей стороны стали раскрывать массу казачьих злоупотреблений. Получилась такая яркая картина самовольства, безчинств и всякаго «воровства» служилых людей, какой мы не имели бы, если бы ее не раскрыла взаимная вражда двух сторон... Пусть обе оне увлекались и преувеличивали взаимныя обвинения, но если в их показаниях есть хотя десятая доля правды, и то страшно становится за тех, кто был жертвами бешенств, чинимых служилыми людьми во славу «великаго государя...»

В виду такого двойнаго интереса якутскаго розыска I668 69 г.г., представляющаго редкий эпизод из истерии сословной борьбы и раскрывающаго массу злоупотреблений служилых людей, дело это заслуживает обстоятельнаго изложения. Интерес его увеличивается оттого, что разыгралось оно на крайнем северо-востоке Сибири, удаленном от всех сдерживающих элементов центра тогдашней России. Если где в XVII веке, то именно в Якутском уезде служилые люди пользовались наибольшею долею самостоятельности и безответственности. Именно здесь он могли свободно развить свои лучшия и [378] худшия стороны. А что именно они развили в себе пусть покажет разсматриваемое дело...

 

II.

III.

IV.

V.

VI.

VII.

Примечания.


Библиографическое описание:

 "РУССКАЯ СТАРИНА" ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ, С.-ПЕТЕРБУРГ, Том девяносто первый. 1897г.

Сетевая версия – В. Трухин, 2008 

Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системойой