ОГЛОБЛИН
Н.Н.
ЯКУТСКИЙ РОЗЫСК О РОЗНИ БОЯРСКИХ ДЕТЕЙ и КАЗАКОВ.
(Очерк из жизни XVII века).
ГЛАВЫ
I.
II.
23-го февраля 1668 года якутский воевода, князь Иван Петрович Барятинский, и его товарищ дьяк Степан Ельчуков производили обычный весенний смотр ратных людей — боярских детей, конных и пеших казаков, стрельцов, пушкарей и др. Предстояла весенняя отправка ратных людей по острогам и зимовьям уезда, на смену отбывших там свою годичную (в некоторых пунктах и двухгодичную) службу, и для этого нужно было осмотреть наличный состав людей, их вооружение и проч., опросить об их нуждах, выдать жалованье.
Процедура смотра подходила к концу, когда из казачьих рядов выступили трое выборных людей — пятидесятник Никифор Аргамаков, десятник Андрей Щербак и рядовой казак Федор Павлов, которые подали воеводе «войсковую челобитную» от имени всех казаков, с жалобами «на детей боярских» Якутскаго острога, «на Матвея Сосновскаго с товарищи, в их воровствах и во всяких неправдах...»
Желая убедиться, все ли казаки поддерживают челобитье, воевода велел дьяку Ельчукову прочитать вслух поданную депутатами челобитную: «и ся челобитная служилым людям на смотре чтена. И выслушав челобитную, служилые люди (казаки) сказали, что — де такову челобитную писали и великому государю бьют челом по той своей заручной челобитной все, которые ныне не в посылках, а живут в Якутском остроге». После этого никаких сомнений не оставалось, и воевода принял челобитную.
Челобитную подписали 36 казаков за себя «и за всех пятидесятников, и десятников, и рядовых служилых людей».
Челобитчики пишут: «Жалоба, великий государь, нам... на детей боярских, с которыми посылают нас воеводы на дальния службы за море, и на Ламу, и по иным сторонним рекам для прииску вновь неясачных иноземцев... и для соболинаго сбору. И нам с детьми боярскими твоей службы служить не мочно, потому — куда они на твою службу пойдут, и мы под ним робим, и под их хлебными запасы, и под товары». Xлеба они берут по 300— 400 пудов, чтобы в острожках и зимовьях «пиво варить на
[379] продажу и вино курить». Заставляют они казаков строить для себя «особыя зимовья». За малейшую вину «нашу братью они, дети боярския, своими руками бьют и ноги ломают, и в колоды садят...» Для своей бездельной корысти они «отказывают казакам от ясачнаго сбору» и вместо казаков ставят ясачными сборщиками более податливых промышленных людей. Из тех же корыстных видов боярския дети «аманатов добрых из казенок выпущают, а в то место худых аманатов емлют». Это тем более огорчает челобитчиков, что боярския дети «сами нигде, ни на которых реках, ни единаго аманата своими руками не изымывали»: трудным делом ловли «добрых аманатов» всегда занимались только казаки... Между тем, боярския дети «жалованье имеют большое — рублев по 15-ти, и по 16-ти, и больше
2), а хлебное жалованье емлют они все сполна», чего не всегда добиваются казаки. Вообще, как челобитчикам, так и ясачным людям приходится терпеть от боярских детей «теснение большое и изгоню всякую». С инородцами они обращаются крайне жестоко: «иноземцев огнем жгут и
вешают
без твоего, великаго государя, указу...» Инородцы за то мстят и всего более достается тут казакам; и нас «иноземцы побивают многих смертным убойством...»
Казаки слезно просят: «пожалуй нас! не вели с детьми боярскими и с безыменники нам служить твоей, великаго государя, службы, потому что нам с детьми боярскими и с безыменники всяких твоих служеб служить не мочно!..»
В другом документе казаки объясняют, что «безыменннками» они называют тех служилых людей, которые не имеют прав на звание боярокаго сына, а между тем пользуются их правами и сидят «на приказах», благодаря собственным проискам и воеводскому произволу; «а для того их безыменниками написали, что они в Якутском остроге в оклады (боярских детей) не поверстаны, а ходят по приказам приказными людьми», то — есть занимают те места, которыя за недостатком боярских детей могли бы занять и казачьи начальные люди — пятидесятники и др.
III.
IV.
V.
VI.
VII.
Примечания.
|