СОСТАВИЛ В. КУЛЕШОВ.
НАКАЗЫ СИБИРСКИМ ВОЕВОДАМ В XVII ВЕКЕ.
Исторический очерк.
СОДЕРЖАНИЕ.
Предисловие.
1. Назначение воеводы на должность.
2. Наказ.
3. Проезд.
4. Вид древняго Русскаго города.
Наконец
воевода въезжает в указанный ему город.
Относительно внешности Сибирских городов
в наказах находятся очень недостаточныя
сведения, и поэтому я позволяю себе
выписать из сочинения Соловьева описание
вида древняго Русскаго города,
обоснованное не только на данных
наказов, но и на других источниках. "Все
русские города, с перваго взгляда были
похожи друг на друга. В середине самый
город, т. е. крепость, очень редко
каменная, обыкновенно деревяная; в ином
городе городовой мастер, Голландец
сделал земляной вал. В городе соборная
церковь, сезжая или приказная изба, где
сидит воевода, судить и рядить, перед
которой бьют на правеже неисправных
плательщиков; губная изба для уголовных
дел: казенный погреб или анбар, где
хранилась пороховая и пушечная казна,
тюрьма, одна или несколько,
святительский двор, воеводский двор;
осадные дворы соседних помещиков и
вотчинников, в которые они переезжают во
время неприятельскаго нашествия. За
стеною посад, здесь большая площадь, где
в торговые дни ставятся с хлебом и со
всяким товаром. На площади земская изба,
средоточие мирскаго управления, где
сидят земские старосты с посадскими
людьми, гостиный двор, таможня,
кружечный двор, конская изба; далее идут
дворы тяглых людей: "на дворе изба
(теплое жилье), да баня с передбанником,
да клеть с подклетом, да подпогребница",
все это не хитрое строение стоить иногда
три рубля... Среди дворов с нехитрым
строением, избами, клетями виднеются
церкви, вообще тоже не хитраго строенья,
иныя каменный, но больше деревянныя;
подле церквей домы священников и причта;
прихожане выбирают священника, выберут и
возьмут с него запись:
[10] «Призвали они меня
попа (такого-то) полюбовно и челобитную
за руками (архиерею) о мне подали, и мне
попу служить из церковнаго дохода
мирскаго подания, да мнеж быть
послушному к болям и к рожаницам и ко
всякой духовной потребе, и в церковь
Божию я за церковное место никаких денег
не дал и церковнаго места не купил, и,
служа мне в той церкви, строения
церковнаго и всякой утвари своим не
называть и до церковных свеч и до
огарков и до денежнаго церковнаго сбору
дела нет, и того церковнаго места мне
попу не продать и не заложить и на свое
имя не справить и ни в какия крепости не
у крепить и по умертвии моем жене моей и
детям и роду моему и племени до того
церковнаго места дела нет, а церковников
мне без мирскаго ведома одному не
принимать и не отказывать; а буде я
против сей записи в чем-нибудь не устою,
и им прихожанам, с докладу (архиерея)
мне от церкви и от церковнаго места
отказать».
Подобныя
записи объясняются жалобами, что
священники подбирали церковников под
свою руку и церковную казну называли
своею. При церквах?» же находились
богадельни, или дома нищей братии. Около
каждой церкви кладбище; в конце города
убогий дом, где хоронили тела казненных
смертию преступников; людей умерших в
государевой опале, также опившихся,
самоубийц, утопленников.13)
Это описание древняго русскаго города
может быть перенесено, на основании тех
указаний, которыя встречаются в наказах,
и на Сибирские города, если не вполне,
то, по крайней мере, в большей части.
5. Вступление в должность.
6. Круг деятельности воеводы.
7.Военныя дела.
8. Обязанности воеводы по финансовому управлению.
9. Заботы о религиозном образовании народа.
10. Полицейския дела.
11.Участие воевод в суде.
12. Злоупотребления Сибирских воевод.
Объяснение сокращений.
|