СОСТАВИЛ В. КУЛЕШОВ.
НАКАЗЫ СИБИРСКИМ ВОЕВОДАМ В XVII ВЕКЕ.
Исторический очерк.
СОДЕРЖАНИЕ.
Предисловие.
1.
Назначение
воеводы
на
должность.
2.
Наказ.
3.
Проезд.
4.
Вид
древняго
Русскаго
города.
5.
Вступление
в
должность.
6.
Круг
деятельности
воеводы.
7.Военныя
дела.
8. Обязанности воевод по Финансовому
управлению.
К ведомству воевод относились: а)
получение доходов с воеводства, и б)
производство расходов по воеводству.
Источником доходов были различные сборы
с жителей и царские промыслы. При
получении сборов продолжает действовать,
с некоторыми колебаниями, система Иоанна
Грознаго, т. е. система получения сборов
посредством выборных голов и
целовальников. Относительно степени
участия воевод в этой отрасли
Финансоваго управления можно сказать, на
основании наказов, что к одним сборам
воевода имел непосредственное отношение,
а к другим посредственное.
Непосредственное участие воевода имел в
ясачном сборе. Ясаком называлась дань,
которую платили Сибирские инородцы.
Инородцы уплачивали ясак двумя
способами; если жили они близко от
воеводства, то посылали ясак к воеводе
сами через своих выборных
[23]
людей, и в таком случае воевода
выдавал им "отписи" в получении ясака,
за государевою печатью и дьячью рукою
40); если же
инородцы жили далеко от воеводства, то
ясак собирался посредством посылаемых
воеводою служилых людей
41).
В наказах мы находим следующия
подробности относительно ясачнаго сбора,
Из ближних волостей инородцы ясак
присылали сами, как упомянуто выше;
пришедших с ясаком воевода должен был
«кормить и поить государевыми запасы
доволно, и лучшим из них князцом или
волостным людем велети быти у себя в
острожке в аманатех, из волости по
человеку или по два, по переменам, по
году и по полугоду или по месечно или
как пригоже, смотря по тамошнему делу, а
досталных ясачных людей отпущати к себе
в улусы без задержанья, и держати к ним
ласка и привет и береженье, а напрасные
жесточи и иикакие налоги им ни в чем не
чинить ни которыми делы, чтоб их ясачных
иноземцов в чом напрасно и в ясаке не
ожесточить и от государевы милости не
отгонить» 42).
[24]
В дальния волости воевода посылал за
сбором ясака лучших служилых людей, да с
ними по целовальнику или по два из
торговых и промышленных людей, «добрых и
за государевым крестным целованием». Так
как в получении ясака нужно было давать
отписи, то в наказах обыкновенно
предписывается посылать при сборщиках
грамотных людей, «хотя по человеку в
землицу».
Для ясачных плательщиков были составлены
окладныя книги, где, точно обозначалось
количество ясака, которое должно было
платить известное лицо. Сборщики
получали приказание сбирать ясак «с
великим раденьем, всякими мерами, ласкою
а не жесточью», чтобы государевой казне
учинить прибыль. Когда сборщики
возвращались с собранным ясаком, воевода
должен был посылать им на встречу
43) детей
боярских, стрельцов, казаков и
целовальников, « по сколку человек
пригоже», и приказывать им обыскивать
ясачных сборщиков; да какую у кого «собинную
мягкую рухледь» найдут отбирать ее;
воевода же должен был произвести строгое
разследование о том, каким способом
ясачные сборщики приобрели эту рухледь:
«где они тое рухледь взяли в посулех-ли
за ясачную поноровку, или насильством,
или у ясачных людей покупали, или на
товары выменяли, или сами уловили, или
им тое рухледь сдавали для государева
имени ясачные люди в почесть?» И если «
по сыску» оказывалось, что эта рухледь
взята «в посулех от ясачной поноровки,
или насильством», или куплена прежде
государева ясачнаго сбора, то воевода
должен отбирать эту рухледь» «на
государя в государеву казну безденежно»
записывать ее «в книги имянно». Если же
ясачные сборщики сами заявляли, что
собинную
[25] мягкую рухлядь, которую
они везут с собою, им дали ясачные люди
"для государева имени в почесть в
поминках", то воеводе предписывалось
также отбирать эту рухлядь на государя и
«писати в книги имянно», а служилым
людям, привезшим ее, выдавать из
государевой казны деньги "по тамошней по
прямой цене" и обявлять им, что о такой
службе их будет донесено государю,
который "за их службы пожалует своим
государевым жалованьем, деньгами и сукны".
Если же "по сыску" оказывалось, что
отобранную рухлядь сборщики сами
уловили, или выменяли на запасы и платье
у ясачных людей после ясачнаго сбора,
воевода должен был отдавать ее им "для
их службы и большие их Сибирские нужи".
Если же будет дознано, что сборщики при
возвращении с собранным ясаком «учнут
мягкую рухледь отдавать на дороге
ясачным людем воровством, чтоб им тою
рухледью завладеть самим, а в государеву
казну не отдать, и про то велети
сыскивати ясачными и всякими людми, а
сыскав допряма, тем служилым людем,
которые воровством у ясачных людей на
дороге рухледь свою учнуть метать,
чинити за то наказанье, бити кнутом, а
рухледь их имати на государя
безденежно».
Собранную рухлядь воеводе предписывалось
разбирать посредством целовальников и
торговых людей: "лутчие соболи к лутчим
соболям, середние к середним, а худые
соболи к худым соболям, а лисицы черныя
к черным, а чернобурыя к чернобурым, а
бурыя к бурым, а красные к красным, а
бобры к бобрам, черные к черным, а карие
к карим, а рыжие к рыжим, а ярцы к ярцам,
а кошлоки к кошлокам"
44).
[26]
Разобрав таким образом рухлядь,
воевода должен был "через присяжных
торговых людей оценить ее на месте
тамошнею Сибирскою прямою ценою",
запечатать государевою печатью,
переписать в книги и отослать вместе с
последними в Москву.
Таков был порядок сбора ясака.
В наказах мы находим многия указания на
то, что ясачные сборщики дозволяли себе
большия злоупотребления. Кроме многих
корыстных притеснений, которыя
приходилось испытывать от них инородцам,
они сбирали лишние поборы, брали с собою
в волости разные товары и выменивали на
них лучшую рухлядь. Воеводы тоже часто
были в этом деле не без греха; наприм. в
наказе 1658 г. предписывается: "на себя
им столнику и воеводе Ивану и дьяку
Ивану у торговых и у всяких людей
соболей, и шуб собольих, и лисиц черных
и чернобурых и бурых, и шапок лисьих же
черных горлатных, и ни какие мягкие
рухляди не имати и не покупати"
45). Из того
обстоятельства, что это запрещение
повторяется и во многих других наказах,
мы можем заключить, что воеводы
действительно злоупотребляли в ясачном
сборе. Но особенно прославились
злоупотреблениями Енисейские служилые
люди — атаман Иван Галкин и сын боярский
Парфений Ходырев; это герои «sui
generis»
и об них упоминается во многих наказах
46). Они "ходячи
из Енисейского острогу на Лену реку для
государева ясачнаго сбору, имали с собою
товары свои многие, и на те свои товары
и на деньги, будучи в ясачных волостях и
в улусех и в землицах, у ясачных людей
покупали и выменивали многую мягкую
рухледь, лутчие соболи и лисицы и бобры,
и привозили
[27]
с собою с Лены в Енисейской острог,
а государева ясаку привозили мало, а
воеводы в Енисейском остроге, дружа им
для безделные своей корысти, тое у них
собинные мягкие заповедные рухледи на
государя не имали, а имали у них с тое
рухледи государеву десятую пошлину, и
тех Енисейских служилых людей
воровством, а воеводскою к ним
поноровкою и безделную корыстью, была в
государеве казне болшая убыль, ясачным
людям теснота и обида, а иных ясачных
людей и прочь от государя отогнали".
В наказе 1680 г. 47)
подробно разсказывается о
злоупотреблениях ясачнаго сборщика, сына
боярскаго Юрия Крыжановскаго и воеводы
Андрея Барнешлева.
Кроме того существование злоупотреблений
при сборе ясака показывает обычай
говорить жалованное слово, о котором
упомянуто выше; в каждом наказе новому
воеводе повелевалось созвать в съезжую
избу выборных ясачных людей и сказать им
жалованное слово, что теперь им впредь
не будет корыстных притеснений от
местных должностных лиц.
Московское правительство знало об этих
злоупотреблениях и искренно желало
искоренить их; предписывая в наказах во
всем чинить государевой казне прибыль,
оно в то же время заботится, чтобы ясак
собирался, "ласкою а не жесточью",
заботится о том, чтобы ясачная
повинность не разоряла жителей и не
ослабляла их платежных сил. В этом
отношении любопытен наказ Тобольскому
воеводе 1664 г: 48)
"про которых ясачных людей сыщетца
допряма, что ясачные люди писаны малы и
стары и увечны, или которые ясачные люди
учнут к ним в Тоболеск приходить и учнут
великому государю бити челом и
[28]
скажут, что у них в котором году был
голод, или которым ясачным людем лешие
промыслы не удались и соболей и иного
зверя за болшою водою добыли мало, или
будет зверь вытопило водою, или которые
ясачные люди были болны и на лешие свои
промысли за бедностью не ходили, и
вскоре им великаго государя ясаку
заплатить не мочно, и боярину и воеводам
князю Алексею Андреевичу с товарищи тем
ясачным людем в ясак давать сроки, на
сколько доведетца, смотря по людем".
Далее в Сибири существовал еще хлебный
сбор под названием выдельнаго хлеба или
выдельнаго снопа. Об этом сборе
упоминается главным образом в двух
наказах 49).
Он собирался с пахотных земель
неслужилых людей и с "лишной пахоты"
служилых и при том таким образом, что из
добраго хлеба брался четвертый, из
средняго пятый, а из худаго шестой
снопы. Для сбора выдельнаго хлеба
воевода назначал "из детей боярских. и
из торговых и из посадцких из лутчих
людей, сколько человек пригоже" и
приводил их "к вере по святой
евангельской заповеди". Воеводе
вменялось также в обязанность наблюдение
за тем, чтобы количество выдельнаго
хлеба точно записывалось в книги и чтобы
он своевременно обмолачивался.
Кроме ясачнаго и хлебнаго сбора
Сибирским воеводам поручалось еще
надзирать за сборами таможенными и
кабацкими. Для этих сборов местные
жители, под наблюденим воеводы, избирали
на год своих голов и целовальников;
иногда голова назначался царем из
торговых людей; целовальники же всегда
были выборные; в некоторых городах этих
целовальников предоставлено было
[29]
самому воеводе назначать, сменять и
наказывать. Обращаясь к наказам, мы
находим там следующия подробности о
головах и целовальниках. В наказе 1651
г. 50)
повелевается Якутскому воеводе: к
таможенному сбору в целовальники
выбирать из торговых и промышленных
людей по годам, по очереди, и велеть им
быть у государевой казны за крестным
целованием, 51)
и смотреть за ними, чтобы они будучи у
государевой казны, занимались делом с
великим раденьем и никакого-бы
государевою казною не корыстовались и не
крали, а голов присылают на Лену с Руси
из Поморских городов
52). Далее за нерадивую службу
воевода мог чинить целовальникам
наказание, смотря по вине: за малую вину
бить батогами, а за большую кнутом и от
дел оставлять, а на их место в
целовалники выбирать из торговых и
промышленных людей таких, в которых бы
никакого воровства и хитрости над
государевою казною не было. Если-же
таможенный голова начинал что нибудь
делать не по государеву указу, и о
государевой пошлине не радеть, или чем
нибудь корыстоваться, или торговым людям
чинить обиды, то на такого голову
воевода должен был писать к государю, а
без государева указа его от дела не
отставливать и вообще "в таможенное во
всякое дело однолично ни во что не
вступатца никоторыми делы, чтоб в том
государеве
[30]
таможенной пошлине не добору не
было" 53).
Но в наказе 1664 г. Тобольскому воеводе,
смена как таможенных голов, так и
целовальников изъята из круга власти
воеводы 54).
Большая же часть наказов согласуется с
вышесказанным положением, что головы
назначались и сменялись независимо от
воеводы, а назначение и смена
целовальников находились в полной
зависимости от него. В наказах 1696 и
1697 г. г. 55),
более точным образом определяется
отношение голов и целовальников к
воеводе: последний мог наказывать и
сменять только тех голов и
целовальников, которые выбирались
местными жителями; голов же и
целовальников, назначаемых царскими
указами, наказывать и отставлять от
службы воевода не имел права. Таможенный
голова и целовальники должны были
таможенныя сборныя деньги и счетныя
книги приносить к воеводе в съезжую
избу, ежемесячно, "или как пригоже,
смотря по тамошнему делу"; воевода по
этим книгам их считал и всякий недочет
тотчас же на них доправлял: результаты
счета записывались "в приходныя книги и
в сметные списки имянно особыми
статьями" 56).
Кроме этой письменной отчетности,
воевода вообще должен был наблюдать за
таможенными головами и целовальниками,
чтобы они никакими своими товарами не
торговали и деньгами своими для торговли
ни с кем не складывались, чтобы братья,
дети, племяники и люди их беспошлинно
никакими товарами не торговали, и сами
бы таможенные головы и целовальники
таможенными пошлинами не корыстовались,
и таможенную пошлину брали со всяких
людей" в правду, по государеве
[31]
уставной грамоте и примерясь к
прежним годом, а лишних бы таможенных не
брали пошлин 57).
С своей стороны воевода содействовал
таможенному голове и целовальникам
наблюдением за тем, чтобы торговцы не
укрывались от платежа, пошлин и торговля
производилась только на гостинном дворе,
58) чтобы
торговые люди, въезжая в город, не
миновали таможни 59).
В наказах Тобольским воеводам мы находим
еще следующия подробности относительно
торговых людей: у приехавших в город
торговых людей таможенные головы и
целовальники должны были, "товары их
переписывати на лицо" и запрещать им
торговать своими товарами до тех пор,
пока ясачные люди государев ясак не
заплатят весь сполна, чтобы торговые
люди лучшей рухляди не выкупали. Если же
торговые люди в известном городе товаров
своих не распродадут и пожелают с ними
ехать в другие Сибирские города, то
таможенные головы и целовальники должны
были, равным образом товары их
переписывать, взимать "отъезжую пошлину"
60) и давать
на те товары проезжия громоты
61), в
которых должно быть точно обозначено
[32]
количество вывозимаго товара, чтобы
на дороге, от города до города, по юртам
и по деревням торговые люди теми своими
товарами ни с кем не торговали
62).
Таким образом из всего вышеизложеннаго
следует, что воевода в таможенном деле
был только контролером и хранителем
собранной казны.
В конце XVII в. власть его в этом
отношении была еще более ограничена и в
1699 году повелено воеводам в таможенное
дело совсем не вступаться
63).
Важнейшая Финансовая деятельность воевод
касается царских промыслов, которые в
XVII в. получили большое развитие.
Выборные головы и целовальники, которым
по большей части, принадлежало
непосредственное ими управление,
находились в полной зависимости от
воевод.
Прежде всего попечение о хлебном
промысле в Сибири возлагалось на
воеводу. В Сибири этот промысел имел
важное значение, потому что там казна
сильно нуждалась в большом количестве
хлеба для продовольствия служилых людей,
а присылка его с Москвы бывала не всегда
удобна. Воевода обязан был высмотреть
[33]
"пашенныя угожие и пространные
места"; если такия места находились, то
он должен был "в тех угожих местах
крестьяне в пашню строити"
64) вызывая их из вольных
гулящих людей 65)
и давая им подмогу и льготу. "Да где
пашенные земли сыщут, и сколько на тех
землях пашенных крестьян устроят, и
каких людей, и из подмоги ли или изо
льготы, и что те крестьяне вперед на
государя пашни пахать или оброчного
хлеба платить учнут и на сколько лет
кому льготы или подмоги будет дано, о
том о всем столнику и воеводе Михаилу и
дьяку Федору отписати ко государю"
66). Воеводе
также предоставлялось право увеличивать,
если возможно, количество пашни,
обрабатываемой крестьянами "смотря по
людем и по семьям и по прожиткам, чтоб в
государеве пашне прибыль учинить, а
пашенным крестьянам большого оскорбления
не учинить 67).
В наказе Кузнецкому воеводе
68) означена та цель,
которой стремилось достигнуть
правительство путем развития хлебнаго
промысла: чтобы "на служилых людей, и на
ружников и на оброчников годовое хлебное
жалованье, их оклады, без Московские
присылки хлеба
[34]
напахати". Во всех пашенных городах,
острогах и слободах существовали
прикащики, которых назначал воевода "из
лутчих людей, кого будет пригоже, чтоб
кому пашня была за обычай". Этим
прикащикам давались инструкции о том,
как им великаго государя пашню пахать и
управлять пашенными крестьянами; им же
поручалось надзирать за тем, чтобы
крестьяне пашню пахали всю сполна, "без
недопашки" зернью - бы не играли и не
воровали, и из Сибирских городов,
острогов и слобод на Русь не убегали, и
жили-бы они "себе проча", "пашни на себя
пахали перед прежним с лишним, и дворами
бы своими и всяким заводом строились".
Для береженья же крестьян от воровства и
побега предписывалось выбирать старост,
целовальников и десятских
69).
Но такия пашни как, видно из наказов, не
удовлетворяли вполне потребности в
хлебе, который по этому и присылался в
известные сроки. Этот привозный хлеб
воевода обязан был правильно принять,
выгрузить в житницы и переписать
70). А тот
воевода, откуда хлеб привозился, должен
был позаботиться о перевозочных
средствах т. е. о судах, потому-что в
Сибири хлеб перевозился главным образом
водою 71).
Воеводе принадлежал надзор за питейными
сборами и промысел хлебнаго вина также
входил в круг его деятельности. Вино
продавала или сама казна с кружечных
дворов, или отдавала эти кружечные дворы
на откуп частным лицам. В первом случае
воеводе поручалось наблюдать, чтобы
«кружечных дворов целовальники на
кружечных дворах, Великих
[35]
Государей подрядное Тобольской и
Енисейской присылки вино продавали по
указной цене, с болшим радением, и
никакой бы хитрости над вином и у
продажи и у меры не чинили и своего б и
ничьего вина, опричь государскаго, не
продавали, и продажные цены денежною
казною сами не корыстовались и никому не
поступались, и сами б вина себе
безденежно не имали и никому ни для чего
безденежно не давали"
72). Головы и целовальники,
которым поручалась продажа вина, должны
были записывать «сколко в котором числе
вина продано и денег взято» в особыя
книги "по вся дни, подлинно, и в тех
книгах делать перечни, нонеделно и
помесечно". По этим книгам воевода их
считал и всякий недочет на них доправлял
«безо всякие пощады»; если же недочет
нельзя было доправить на головах и
целовальниках, то воевода выправлял его
на избирателях этих лиц
73).
Во втором случае, при откупной системе,
воеводе поручалось наблюдать за
откупщиками.
Важнейший вопрос, возникавший при
пользовании промыслом хлебнаго вина, —
преследование корчемства, возлагался
непосредственно на воеводу: он должен
был смотреть и беречь на крепко, чтобы
никто корчемнаго и продажнаго питья у
себя по подворьям не держал, и «безявочно
никто пиво не варил и меду не ставил, а
кому понадобится пива сварить или меду
поставить к празднику, или к свадьбе,
или к имянинам, или к родинам, или к
крестинам 74),
тому приказывать подавать челобитную в
съезжую избу, «да ту челобитную велети
подписывати имянно, на сколько дней того
питья кому дадут» и печатать
[36]
ее государевою печатью, а явки с
того питья брать: с четверти пива по 4
деньги, а с пуда меду по 6 денег».
Если же кто станет "безъявочно мед
ставить или пиво варить, или вино
курить, или же для продажи учнет какое
хмелное питье держати", то воевода
должен был это неявленное продажное
питье и винныя суда, котлы, кубы, горшки
и трубы «выимати у тех людей с
понятыми»; виновных же наказывать:
уличенных в первый раз подвергать штрафу
— 2 руб. 4 алтына 11/2
деньги, а тех, кто пил это вино
«питухов» штрафу — по полуполтине;
уличенных во второй раз подвергать
двойному, а уличенных в третий раз
тройному штрафу и кроме того «бить по
торгом кнутом нещадно и метати на неделю
в тюрму». Количество конфискованнаго
вина, принадлежностей винокурения, а
также штрафных денег должно было точно
записываться в назначенныя для того
книги; выимочное питье предписывалось
употреблять на местные "иноземские
расходы"; деньги же, выручаемыя от
продажи принадлежностей тайнаго
винокурения, повелевалось расходовать
также на местныя потребности
75).
В наказах мы находим многия указания на
существование при пользовании промыслом
хлебнаго вина злоупотребление Обычное
выражение "да самому ему (т. е. воеводе)
вина не курити и ни каким людем и на
явку курити не давати", указывает на то,
что часто продавали и
[37]
дозволяли продавать вместо казеннаго
вина свое собственное; корчемство
процветало в обширных размерах.
Москва знала об этом и пыталась помочь
делу, кажется безуспешно, увеличением
штрафов за тайный промысел вина; так в
наказе Якутским воеводам 1694 года
76) эти
штрафы доведены до высокой цифры:
уличенный в первый раз штрафовался 25
руб., а "питух» 1 руб.; уличенный во
второй раз подвергался штрафу в 100 руб,
и кроме того ссылался «в иной город,
куда пристойно».
К царским промыслам принадлежали также
производство и продажа табаку. Казна
продавала табак через особых лиц; эти
лица должны были вырученныя деньги и
росписи проданнаго табаку представлять
воеводе, на обязанности котораго, кроме
того лежало еще наблюдение за тем, чтобы
производством и продажею табаку не
занимался никто, кроме казны
77). Но
впоследствии продажа табаку была вовсе
запрещена и за производство его,
хранение, или курение было положено
наказание; воеводе повелевалось: „табак
сырой толченной и дымной, и на поле
сеяной, велети выимати; да у кого табак
выймут, или кого и без выимки табаком
уличат, и тем людем за то чинити
наказанье жестокое, велети их бити по
торгом кнутом нещадно, а бив кнутом
посадити в тюрму на неделю, а за болшие
вины и на месяц, и из тюрмы велеть
давать на крепкие поруки с записми... да
будет у кого после того наказанья какой
табак сырой или толченой выймут, или
сеяной табак у кого на поле объявитца, и
у тех людей... деревни их, дворы,
животы, лавки и все товары отписывати на
[38]
великого государя, а их самых
до указу великого государя метать в
тюрму;... а выимочной всякой табак
велети в Тоболску на торгу сжечь"
78).
Часть получаемых сборов воевода отсылал
в Москву, а часть оставлял для расходов
по воеводству. Расходы эти главным
образом шли на содержание служилых
людей. Служилые люди получали денежное
жалованье, хлебное и соль. Существовали
особыя окладныя книги, по которым и
выдавалось жалованье; при этом в наказах
обыкновенно предписывается выдавать
жалованье "всем на лицо, а за очи никому
ни за кого не давать, чтоб ни кто ни за
кого подставою государева жалованья не
взял". Розданное жалованье записывалось
в расходныя книги "имянно всякому
человеку особеною статьею". Если же
какие служилые люди, не получив
жалованье, умирали или погибали в
столкновениях с иноземцами, то воеводе в
таких случаях повелевается: "тех
служилых людей государево денежное и
хлебное и соляное жалованье, что от них
останетца, имати назад в государеву
казну" и расходовать его на жалованье
тех, которые будут "прибраны" на их
места: увеличивать же оклады жалованья,
без государева указа, строго
воспрещалось воеводе
79). Наказы свидетельствуют о
многих злоупотреблениях при раздаче
жалованья; так вовсех наказах с особою
настойчивостью повторяется запрещение:
"а самим (т. е. воеводе и дьяку)у
служилых людей жалованого хлеба на себя
не покупати, и торговым и промышленным и
иным никаким людем покупать не велеть,
чтоб служилым людем в том хлебном
жалованье нужи и никакого оскорбления не
было"; 80)
из того
[39] обстоятельства, что это
запрещение повторяется во всех наказах,
можно заключить, что воеводы
действительно скупали и дозволяли
скупать "хлебное жалованье" служилых
людей. Кроме того, в наказе 1694 года
указывается на следующее злоупотребление
при раздаче жалованья Якутскими
воеводами: "Якутские воеводы... Якутским
всяких чинов служилым людем Великих
Государей денежное годовое жалованье и
за хлеб денгами и товарами, по окладом,
на настоящие и на предбудущие годы, дают
будто на четыре года в году сполна, а по
ведомостн, что они воеводы то их Великих
Государей денежное жалованье, и за хлеб
денгами и товарами, у служилых людей
берут себе в посулы, а их служилых людей
поят вином и в домы их им дают вино"...81).
Иногда хлебное жалованье заменялось
отводом в пользование известнаго числа
5, 6, 10 десятин пашенной земли
82). Воевода
также расходовал на содержание войска,
проходившаго через воеводство
83).
В одном наказе 84)
указывается еще на особый расход; именно
воевода Фома Бибиков купил в Якутске на
гостином дворе для приказных расходов 44
стопы писчей бумаги и заплатил за нее
"из присылных государевых денег, которые
присылают из Енисейска
[40]
служилым людем на жалованье" по 13
руб. за стопу.
Всем этим расходам велись записи, и по
прошествии года, воеводе повелевалось
присылать в Москву "денгам и хлебу и
соли приходу и расходу сметные и
пометные списки и служилым людем и
ружником и оброчником имянныя книги с
денежными и хлебными оклады"85).
Этим я и закончу обзор Финансоваго дела
в Сибири в XVII веке. Как видно из
изложеннаго, правительства здесь
руководствовалось почти исключительно
исканием прибыли для себя; прибыль
государевой казны поставлялась на первом
плане, и воеводе обыкновенно
предписывалось в наказах стараться
поступать во всем так, "как бы Великого
Государя казне было прибылнее".
9. Заботы о религиозном образовании народа.
10. Полицейския дела.
11.Участие воевод в суде.
12. Злоупотребления Сибирских воевод.
Объяснение сокращений.
|
ПРИМЕЧАНИЯ:
40)
«В ясачной и поминочной рухледи велети
давати ясачным людем, которые живут от
Якутцкого Ленского острогу близко и с
государевым ясаком и с поминками учнут
прпходити в острог сами, отписи за
государевою печатью и за дьячьею рукою".
41)
«А которые будет ясачные люди от острогу
живут далече и с ясачною и с поминочною
рухледью, для далного пути, в Якутцкой
Ленской острог сами приходити не учнут,
и тем ясачным людем в государеве ясачной
и в поминочной рухледи, что у них на
которой год у кого взято будет, велети
давати отписи ясачным сборщиком, Ленским
служилым людем, пишучи своими руками и
за своими печатами» Вообще все наказы
Сибирским воеводам. Избегаю более
точнаго обозначения потому, что сведения
о ясачном сборе во всех почти наказах
одинаковы.
42)
См все наказы,
43)
Воеводы это не всегда исполняли. См. А.
И. III, № 240. Царский наказ о должн.
Якутскому воев.
44)
Доп. к А. И. IV, №
И38. Нак. Тобольскому воев.
1664 г. В нак. подробнее
друг. указанно содержание понятия
«мягкая рухлядь.
45)
Доп. к А. И. IV 46.
46)
Доп. к А. И. III, № 83. Нак. Якутскому
воев. 1651 г. и др. наказы.
47)
Доп. к А. И. VIII, №
69
48)
Доп. к А. И. IV, № 138.
49)
А. И. III. № 135.
Нак. Кузнецкому воев. И624 г.
Доп. к А. И. IV. №
138. Нак. Тобольскому воев.
50)
Доп. к А. И. III, №
83.
51)
В других наказах употреблено в этом
месте выражение: «приводя их ко святей
христове евангельской заповеди».
52)
Ibid.
Idem:
Доп. к А. И. IV, №
46, Нак. Якутскому воев. 1658 г.
Ibid.
№ 59. Нак.
Илимскому воев. 1659 г.
А. И. IV, № 209. Нак. Якутскому воев.
1670 г.
А. И. V, 240. Нак. Якутскому воев. 1694
г
Полн. Собр. Зак. № 1822. Нак.
Нерчинскому воев. 1701 г., и др. наказы.
53)
Ibid.
54)
Доп. к А. И. IV 138.
55)
— №№ 1542
и 1594.
56)
Вообще все наказы Сибирским воев.
57)
Доп. к А. И. IV № 138. Нак. Тобольскому
воев. 1664 г.
58)
"а у тех людей, которые учнут торговать
мимо гостина двора, товары их... имати
на великаго государя, а им чинити за то
наказанье, бити по торгом кнутом, да их
же сажати на неделю в тюрму". Доп. к А.
И. IV, № 138. Нак. Тобольскому воев.
1664. г.
59)
Все наказы Сибирским воевод.
60)
"по деньге с рубля" Доп. к А И. IV, №
59, Нак. 1659 г. «Десятой соболь второй
или третей статьи».
Доп. к А И .VIII, № 69. Доп. к А. И.
IV № 46.
61)
«Всякому человеку по одной грамоте на
лицо, а по две и по три грамоты одному
человеку и за очи никому ни за кого на
мягкую рухлядь и ни на какия товары не
давати».
Ibid.
Если же у торговых и промышленных людей
оказывалось что-нибудь сверх проезжих
грамот, то этот излишек отбирался в
казну; отобранным вином угощали
инородцев, приходящих с ясаком; товары
употреблялись на местные государевы
расходы; табак же сжигался. Виновным в
безпопшлином провозе товаров
предписывалось «чинити наказанье и
заповеди на них имати по государеву
указу» А И. IV, № 209. Нак. Якутскому
воеводе кн. Ивану Волконскому и дьяку
Елчукову 1670 г.
62)
Все вышеизложенныя подробности о
торговых и промышленных людях находятся
также в наказах:
А. И. III, №
135; А. И. IV, № 209.
А И. V, № 240.
Доп. к А. И. №№
46 и 59.
63)
Полн. Собр. Зак. №
1579/ и 46.
64)
В наказе Илимскому воеводе 1659 г. (Доп.
к А. И. IV, №59) между прочим
прибавлено, чтобы воевода устроивал
крестьян на таких землях, «гдеб от
воинских приходов жить бережнее».
65)
«Ссыльных русских людей и Черкас». Доп.
к А. И. IV, № 59.
66)
Доп. к А. И. III, №
83. Нак. Якутскому воев. 1651 г. Тоже
А. И. III, № 135,
А. И. V, № 240.
Доп. к А. И. IV, №№ 16, 59, 138.
Врем. Моск. Общ. И. и Др. Росс. XVII,
1853. Нак. Сибирским воев. 1622 г.
67)
Доп. к А. И. VI, №138
68)
А. И. III, № 135.
69)
Доп. к А. И. IV, №
138.
70)
Врем. Моск. Общ. И. и Др. Росс. XVII
1853,
Нак. 1622 г. Сибирским воев.
71)
Доп. к А. И. IV, №
46 и др. наказы.
72)
А И. V, № 240.
73)
Ibidem.
74)
или к поминкам. Доп. к А. И. IV №
138
75)
А. И. III. 135. Нак. Кузнецкому воев.
1625 г.
Доп. к А. И. III, № 83. Нак. Якутскому
воев. 1651 г.
Доп. к А. И. IV, №
46, Нак. Якутскому воев. 1658.
Іbid.
№ 59. Нак.
Илимскому воев. 1659 г.
Іbid.
№ 138. Нак.
Тобольскому воев. 1664 г.
А. И. IV, № 203
Якутскому воев. 1670 г.
Полн. Собр. Зак. № 1594. Нак.
Тобольскому воев. 1697 г. др. нак.
76)
А. И. V, № 240.
77)
Врем. Моск. Общ. И. и Др. Росс. кн. XIV
1852 г.
Доп. к А. И. III, №
38.
78)
Доп. к А. И. IV, Нак. Тобольскому воев.
1664 г.
79)
Общее место всех наказов Сибирским
воеводам.
80)
В наказе Тобольскому воеводе 1664 года
объяснено, что воеводы покупали у
служилых людей хлеб обыкновенно по
уменьшенной цене и этим причиняли им
«утесненье и налоги»; в этом же наказе
определена та норма, выше которой
воевода не мог покупать "хлебных
запасов", именно четыре четверти. Доп. к
А. И. IV. № 138.
81)
А. И.
V
№ 240.
82)
Доп. к А. И. IV, №
138.
83)
Врем. Моск. Общ. И. и Др. Росс. XVII.
Нак. Сибирскому воев.1622 год.
84)
Доп. к А. И. VIII, №
69. Нак. Якутскому воев.
85)
Доп. к А. И. IV, №
59. и др. наказы. |