ГОРОДА И ОСТРОГИ ЗЕМЛИ СИБИРСКОЙ - КНИГИ И ПУБЛИКАЦИИ

Главная
Роман-хроника "Изгнание"
Остроги
Исторические реликвии
Исторические документы
Статьи
Книги
Первопроходцы

НАКАЗЫ СИБИРСКИМ ВОЕВОДАМ В XVII ВЕКЕ.

 

  СОСТАВИЛ В. КУЛЕШОВ. 

НАКАЗЫ СИБИРСКИМ ВОЕВОДАМ В XVII ВЕКЕ.

 

 Исторический очерк.

СОДЕРЖАНИЕ.

Предисловие.

1. Назначение воеводы на должность.

2. Наказ.

3. Проезд.

4. Вид древняго Русскаго города.

5. Вступление в должность.

6. Круг деятельности воеводы.

7.Военныя дела.

8. Обязанности воеводы по финансовому управлению.

 

9. Заботы о религиозном образовании народа.

Относительно обязанностей воевод по религиозному образованию народа мы находим мало сведений в наказах. Сибирские воеводы, побуждаемые, как упомянуто выше, желанием Московскаго правительства расширять пределы своих владений, были постоянно заняты войною с инородцами. Если эти инородцы бывали покоряемы, то правительство предписывало воеводе содействовать обращению их в православие, но не употребляя насильственных мер: "а будет кто из ясачных похочет креститца своею волею, и тех людей велеть крестить, сыскав про них допряма, что своею ли волею они хотят креститца, а крестя мужеской пол устроивать в государеву службу и [41] верстать их государевым денежным и хлебным жалованьем, смотря по людем, кто в какую статью пригодитца в выбылые Русских служилых людей места; а будет кто и из женского полу жонки и девки похотят креститца, и тех жонок и девок потомуж велеть крестить, и выдавати замуж за новокрещенов-же и за Русских служилых людей". 86)

Воевода должен был заботиться о построении и благолепии церквей; воеводам Василью Пушкину и Кириллу Супоневу повелено было в 1644 г. построить в Якутске храм во имя живоначальныя Троицы и снабдить его всем необходимым, если этого не успели сделать их предшественники 87).

Наконец иногда воеводам поручался высший надзор за христианскою нравственностью народа; в 1649 году по царскому указу Верхотурский воевода велел прикащику Ирбитской слободы смотреть, чтобы жители приходили по праздникам в церковь "и слушали бы церковного пения со страхом и со всяким  благочестием, внимательно и отцов своих духовных и учительных людей наказанья и учения слушали, и от безмерного пьянаго питья уклонилися и были в трезвости, и скоморохов с домрами и гуслями и с волынками и со всякими играми, и ворожей, мужиков и баб, к болным и ко младенцом и в дом к себе [42] не призывали, и в первый день луны не смотрили, и в гром на реках и на озерах не купалися, и с серебра по домом не умывалися, и олова и воску не лили, и зернью и карты и шахматы и лодыгами не играли, и медведей не водили, и с сучками не плясали, и никаких бесовских див не творили, и на браках песней бесовских не пели, и никаких срамных слов не говорили, и по ночам на улицах и на полях богомерзких и скверных песней не пели, и сами не плясали и в ладони не били, и всяких бесовских игр не слушали, и кулачных боев меж себя не делали, и на качелях ни на каких не качалися, и на досках мужской и женской пол не скакали, и личин на себя не накладывали, и кобылок бесовских не наряжали, и на свадьбах безчинства и сквернословия не делали. А где обявятся домры и сурны и гудки и гусли и хари и всякия гудебные бесовские сосуды, и тебе-б то все велеть выимать и изломав те бесовския игры велеть жечь; а которые люди от того ото всего богомерзкаго дела не отстанут, и учнут вперед такого богомерскаго дела держаться, и тебе-б, по государеву указу, тем людем чинить наказание". 88)

10. Полицейския дела.

11.Участие воевод в суде.

12. Злоупотребления Сибирских воевод.

Объяснение сокращений.

ПРИМЕЧАНИЯ:

86) Доп. к А. И. II, № 100 Нак. Ленск. или Якутск. воев. 1644 г.

Доп. к А. И. IV, №46 Нак. Якутскому воев. 1658 г.

Ibid № 59, Нак. Илимскому воев. 1659, г.

Ibid № 138. Нак. Тобольскому воев. 1664 г.

А. И. IV, № 209 Нак. Якутскому воев. 1670 г.

А. И. V, № 240. Нак. Якутскому поев. 1650 г.

Полн. Собр. Закон. № 1594 Нак. Тобольскому Воеводе 1697 г.

Доп . к А. И. III, № 83 Нак. Якутскому воев. 1651 г.

87) Доп. к А. И. II, № 100.

88) А. И. IV, № 35.

Источник:

«НАКАЗЫ СИБИРСКИМ ВОЕВОДАМ В XVII ВЕКЕ», 1894 г,  БОЛГРАД.

Стиль, пунктуация и орфография статьи сохранены, буквы старого русского алфавита заменены современными.

 Сетевая версия – В. Трухин, 2010

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz