СОСТАВИЛ В. КУЛЕШОВ.
НАКАЗЫ СИБИРСКИМ ВОЕВОДАМ В XVII ВЕКЕ.
Исторический очерк.
СОДЕРЖАНИЕ.
Предисловие.
1.
Назначение
воеводы
на
должность.
2.
Наказ.
3.
Проезд.
4.
Вид
древняго
Русскаго
города.
5.
Вступление
в
должность.
6.
Круг
деятельности
воеводы.
7.Военныя
дела.
8.
Обязанности
воеводы
по
финансовому
управлению.
9. Заботы о религиозном образовании
народа.
Относительно обязанностей воевод по
религиозному образованию народа мы
находим мало сведений в наказах.
Сибирские воеводы, побуждаемые, как
упомянуто выше, желанием Московскаго
правительства расширять пределы своих
владений, были постоянно заняты войною с
инородцами. Если эти инородцы бывали
покоряемы, то правительство предписывало
воеводе содействовать обращению их в
православие, но не употребляя
насильственных мер: "а будет кто из
ясачных похочет креститца своею волею, и
тех людей велеть крестить, сыскав про
них допряма, что своею ли волею они
хотят креститца, а крестя мужеской пол
устроивать в государеву службу и
[41]
верстать их государевым денежным и
хлебным жалованьем, смотря по людем, кто
в какую статью пригодитца в выбылые
Русских служилых людей места; а будет
кто и из женского полу жонки и девки
похотят креститца, и тех жонок и девок
потомуж велеть крестить, и выдавати
замуж за новокрещенов-же и за Русских
служилых людей". 86)
Воевода должен был заботиться о
построении и благолепии церквей;
воеводам Василью Пушкину и Кириллу
Супоневу повелено было в 1644 г.
построить в Якутске храм во имя
живоначальныя Троицы и снабдить его всем
необходимым, если этого не успели
сделать их предшественники
87).
Наконец иногда воеводам поручался высший
надзор за христианскою нравственностью
народа; в 1649 году по царскому указу
Верхотурский воевода велел прикащику
Ирбитской слободы смотреть, чтобы жители
приходили по праздникам в церковь "и
слушали бы церковного пения со страхом и
со всяким благочестием, внимательно и
отцов своих духовных и учительных людей
наказанья и учения слушали, и от
безмерного пьянаго питья уклонилися и
были в трезвости, и скоморохов с домрами
и гуслями и с волынками и со всякими
играми, и ворожей, мужиков и баб, к
болным и ко младенцом и в дом к себе
[42]
не призывали, и в первый день луны
не смотрили, и в гром на реках и на
озерах не купалися, и с серебра по домом
не умывалися, и олова и воску не лили, и
зернью и карты и шахматы и лодыгами не
играли, и медведей не водили, и с
сучками не плясали, и никаких бесовских
див не творили, и на браках песней
бесовских не пели, и никаких срамных
слов не говорили, и по ночам на улицах и
на полях богомерзких и скверных песней
не пели, и сами не плясали и в ладони не
били, и всяких бесовских игр не слушали,
и кулачных боев меж себя не делали, и на
качелях ни на каких не качалися, и на
досках мужской и женской пол не скакали,
и личин на себя не накладывали, и
кобылок бесовских не наряжали, и на
свадьбах безчинства и сквернословия не
делали. А где обявятся домры и сурны и
гудки и гусли и хари и всякия гудебные
бесовские сосуды, и тебе-б то все велеть
выимать и изломав те бесовския игры
велеть жечь; а которые люди от того ото
всего богомерзкаго дела не отстанут, и
учнут вперед такого богомерскаго дела
держаться, и тебе-б, по государеву
указу, тем людем чинить наказание".
88)
10. Полицейския дела.
11.Участие воевод в суде.
12. Злоупотребления Сибирских воевод.
Объяснение сокращений.
|
ПРИМЕЧАНИЯ:
86)
Доп. к А. И. II, № 100 Нак. Ленск. или
Якутск. воев. 1644 г.
Доп. к А. И. IV, №46 Нак. Якутскому
воев. 1658 г.
Ibid
№ 59, Нак. Илимскому воев. 1659, г.
Ibid
№ 138. Нак. Тобольскому воев. 1664 г.
А. И. IV, № 209 Нак. Якутскому воев.
1670 г.
А. И. V, № 240. Нак. Якутскому поев.
1650 г.
Полн. Собр. Закон. № 1594 Нак.
Тобольскому Воеводе 1697 г.
Доп . к А. И. III, № 83 Нак. Якутскому
воев. 1651 г.
87)
Доп. к А. И. II, №
100.
88)
А. И. IV, № 35. |