ГОРОДА И ОСТРОГИ ЗЕМЛИ СИБИРСКОЙ - КНИГИ И ПУБЛИКАЦИИ

Главная
Роман-хроника "Изгнание"
Остроги
Исторические реликвии
Исторические документы
Статьи
Книги
Первопроходцы

НАКАЗЫ СИБИРСКИМ ВОЕВОДАМ В XVII ВЕКЕ.

 

  СОСТАВИЛ В. КУЛЕШОВ. 

НАКАЗЫ СИБИРСКИМ ВОЕВОДАМ В XVII ВЕКЕ.

 

 Исторический очерк.

СОДЕРЖАНИЕ.

Предисловие.

1. Назначение воеводы на должность.

2. Наказ.

3. Проезд.

4. Вид древняго Русскаго города.

 

5. Вступление в должность.

Приехав на воеводство новый воевода должен был принять от прежняго государеву печать, острожные и городовые ключи, наряд на остроге; затем взять в государевой казне деньги, и зелье, и свинец, и ядра, и всякие пушечные запасы и в государевых житницах хлебные и всякие запасы и велеть те хлебные запасы перемерить, а зелье и свинец перевесить, а деньги счесть. Затем взять деньгам и хлебу прошлых годов приходныя и расходныя книги, и государевой ясачной и поминочной мягкой рухляди ясачныя подлинныя книги, и сметные и пометные ясачные списки, прошлых годов, и ясачныя окладныя книги, и денежные хлебные сметные и пометные списки; затем именныя книги с денежными, хлебными и соляными окладами ружников, оброчников и всяких служилых людей; именныя и оброчныя книги жилецких людей и пашенных крестьян; прежние государевы наказы, указныя грамоты и всякия государевы дела. Если-бы чего не доставало, новой воевода обязан был этот недостаток доправить на имуществе дьяка, служившаго при прежнем воеводе; в том же случае, если при воёводе не было дьяка, начет доправлялся на самом воеводе14). Но в двух наказах Якутским воеводам повелевается счесть в приходе и расходе как дьяков, так и воевод, и если что взочтут на них, то доправить сполна: «а счетчи их столника Ивана АкинФова и дьяка Осипа Степанова во всем подлинно, и что по счету доведетца на них доправя, отпустить их из Якутскаго острогу ко государю к Москве".15)

[12] Приняв должность и разсчитав сменяемаго, новый воевода доносить о том царю, с приложением росписи всего им принятаго, которая и была впоследетвии, при сдаче им в свою очередь воеводства, принимаема в разсчет. Эти донесения подавались в тот приказ, которому быль подчинен город. 16)

Таким образом принятие должности было вместе с тем и одним из способов возбуждения ответственности воевод; но при взаимном одолжении, которое существовало в то время, воеводы могли дозволять себе разныя отстуиления от наказа. На это мы находим указания во многих наказах. В наказе 1651 г. повелевается вновь начначенному воеводе Михаилу Ладыженскому счесть прежняго Ивана Акинфова и дьяка Осипа Степанова, и далее прибавляется: "а будет столник Иван Акинфов воеводу Дмитрея Франзбекова и дьяка Осипа Степанова, для какой меры, не считал, и им столнику и воеводе Михайлу Ладыженскому и дьяку Федору потомуж их Дмитрея и дьяка Осипа в приходе и расходе во всякой государеве казне счесть, с их приезду да по его Ыванов приезд Акинфова, а что на них на Дмитрея и на Ивана, и на дьяка на Осипа государевых денежных доходов, и хлебных и пушечных запасов, и соболиной и всякой государевы казны взочтут, и тое всякую государеву казну на них взяти сполна. 17)

В наказе 1658 г. новому воеводе повелевается счесть прежняго и прибавляется: "а будет столник и воевода Михайло Ладыженской да дьяк Федор Тонково столника и воеводу Ивана АкинФова и воеводу Дмитрея Франзбекова и дьяка Осипа Степанова, для какой меры, не считали, и [13] им столнику и воеводе Ивану Голенищеву Кутузову и дьяку Ивану потомуж их в приходе и в расходе счесть, с их приезду да по их съезд; да что на них на Михайла и на дьяка на Федора государевых денежных доходов и хлебных и пушечных запасов и соболиной и всякой государевы казны взочтут, и тое всякую государеву казну на них взяти сполна". 18)

Из этих двух указаний мы можем заключить, что воеводы не всегда доносили в Москву о том, считалили они своих предшественников и какие получились результаты обревизования.

Иногда новому воеводе поручалось произвести следствие о противузаконных поступках прежняго воеводы. Вновь назначенному воеводе Ивану Большому Голенищеву Кутузову было поручено: "Распросити Михаила Ладыженскаго и дьяка Федора Тонково, для чего они государевы соболи в сороках присылали к великому государю перед присылками прежних воевод плоше, а ценили те соболи в Якутцком дорогою ценою и для чего они, будучи в Якутцком, тутошним, всяким и приезжим людем чинили налоги и насильства большие, и обыски и распросныя речи прислати, и о том отписати к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцу".19)

Нередко на посылаемаго воеводу возлагались особыя поручения; Красноярскому воеводе Ивану Приклонскому было повелено в 1680 году: "против челобитья и извету и сказок, про Юшка Крыженовскаго 20) с товарищи, [14] которые в челобитной и в сказках написаны, розыскать в Якутцком остроге приказною избою и жилецкими людьми, да будет по сыску в таком воровстве они объявятца и им учинить торговую казнь, бить на козле кнутом и в проводку и сослать в Даурские остроги в пешую службу, а животы их взять в государеву казну; а что по сыску над ними будет учинено, о том к великому государю отписать" 21)

По принятии должности воевода должен быль созвать в съезжую избу детей боярских, казаков, стрелков, пушкарей, затинщиков, всяких служилых и жилецких людей, и пашенных крестьян и сказать государево жалованное слово: 22) что государь царь их пожаловал, велел им давать свое государево жалованье по окладам сполна, и велел их служилых и жилецких людей беречь и нужды их разсматривать, чтоб им ни в чем нужды, тесноты, убытков, продажи и налогов не было, а они бы служилые люди его царским милостивым призреньем и жалованьем жили в тишине и в покое, без всякой нужды, и всякими своими промыслами промышляли без опасенья; а от кого будет им в чем какая нужда и обида и продажа и насильство, они бы на все то приносили к воеводе и дьяку челобитныя; а им воеводе и дьяку о том царскаго величества крепкий приказ: велено во всем расправу чинить в правду, и береженье к ним держать, и и от обид, от продаж и от насильства, и от [15] всяких убытков беречь, а воров от воровства унимать.

Затем воевода должен был сказать в съезжей избе государево жалованное слово торговым и промышленным всяким людям: что прежние Сибирские воеводы и дьяки причиняли им самовольством, вопреки государеву указу, многия продажи, обиды и стеснения, и нужд их не разсматривали, и управы между ними прямой нечннили, и посулы, и поминки, от них брали, и их продавали; и государь царь своим царским милостивым осмотреньем велел "их от всяких продаж и насильства беречь накрепко; и на торговлю велел им государь ездить свободно, без всякаго задержанья; и все нужды их велел разсматривать, чтобы им ни в чем нужды, продажи и убытков не было; а жили-бы они в его царском милостивом призреньи без всякой нужды и обид, и насильства; а продажи и убытков ни от кого не опасались; если же их кто чем изобидил и насильство, и продажу какую причинил, и посулы и поминки от них брал, пусть они на тех людей приносят к воеводе и дьяку челобитныя; воевода же и дьяк, по царскому повеленью, во всем им управу учинять и впредь их будут беречь.

После торговых и промышленных людей воеводе повелевалось сказать еще третье жалованное слово, — это ясачным князцам и волостным лучшим людям; при этом воевода и дьяк должны были одеть цветное платье, слу­жилые люди тоже; кроме того последним предписывалось быть "с ружьем" 23). Слово это было следующаго содержаиия: от прежних воевод, голов, приказных людей, детей боярских, атаманов, стрельцов, казаков и от их братьи, ясачных и иных всяких людей, было им [16] ясачным людям не береженье, и налоги, и продажи великия; и ясак с них брали с прибавкою, не по государеву указу, ради своей корысти, а воеводы того не берегли и суда им прямого не давали; в волости к ним для ясачнаго сбора воеводы посылали детей боярских, толмачей и казаков, которые их ясачных людей продавали и брали от них посулы и поминки; и государь пожаловал их ясачных людей: велел на обидчиков и вымогателей посулов и поминок давать правый суд и сыск, и расправу, и оборон от русских и всяких людей велел им чинить, и во всем их беречь, чтобы им насильства, убытков, продажи и налогов ни от кого не было; и они-бы новых землиц ясачные люди жили в покое и тишине, и промыслами своими промышляли, и государю во всем добра хотели "по своей шерти" 24). А в каких людях заметят шатость и воровство, доносили бы об этом воеводе и дьяку; и государь тех доносчиков пожалует своим царским жалованьем.

Сказав ясачным людям государево жалованное слово, воевода должен был «велети их напоить и накормить довольно, а кормити их и поить государевыми запасы, от государя, а не от себя, а напоя их и накормя, роспустити их по домам» 25).

 

6. Круг деятельности воеводы.

7.Военныя дела.

8. Обязанности воеводы по финансовому управлению.

9. Заботы о религиозном образовании народа.

10. Полицейския дела.

11.Участие воевод в суде.

12. Злоупотребления Сибирских воевод.

Объяснение сокращений.

ПРИМЕЧАНИЯ:

14) Доп. к А. И. VIII, № 68, Нак. Красноярскому воев. 1680 г.

15) Доп. к А. И. III, № 83.

Доп. к А. И, IV, № 46.

16) Все вышеизложенное о вступлении в должность есть обычная Форма почти всех наказов Сибирским воеводам.

17) Доп. к А. И. III, № 83.

18) Доп. к А. И. IV № 46. Нак. Якутскому воев. Ивану Большому Голенищеву Кутузову.

19) Ibid.

20) Ясачный сборщик, прославившийся злоупотреблениями.

21) Доп. к А. И VIII, № 69.

22) Жалованное слово — обычная Форма наказов Сибирским воеводам. Относительно орфографии слова "жалованное" необходимо заметить ,что в одних наказах мы его встречаем в виде "жалованное", в других — "жаловалное"; сравни Доп. к А. И., № 83 и А. И. № 135.

23) Т. е. в полном вооружении.

24) Т. е. присяге.

25) См. все нак. Сибирским воеводам.

Источник:

«НАКАЗЫ СИБИРСКИМ ВОЕВОДАМ В XVII ВЕКЕ», 1894 г,  БОЛГРАД.

Стиль, пунктуация и орфография статьи сохранены, буквы старого русского алфавита заменены современными.

 Сетевая версия – В. Трухин, 2010

Сайт управляется Создание сай</
<a title= UcoZ системойой