СОСТАВИЛ В. КУЛЕШОВ.
НАКАЗЫ СИБИРСКИМ ВОЕВОДАМ В XVII ВЕКЕ.
Исторический очерк.
СОДЕРЖАНИЕ.
Предисловие.
1. Назначение воеводы на должность.
2. Наказ.
3. Проезд.
4. Вид древняго Русскаго города.
5. Вступление в должность.
Приехав
на воеводство новый воевода должен был
принять от прежняго государеву печать,
острожные и городовые ключи, наряд на
остроге; затем взять в государевой казне
деньги, и зелье, и свинец, и ядра, и
всякие пушечные запасы и в государевых
житницах хлебные и всякие запасы и
велеть те хлебные запасы перемерить, а
зелье и свинец перевесить, а деньги
счесть. Затем взять деньгам и хлебу
прошлых годов приходныя и расходныя
книги, и государевой ясачной и
поминочной мягкой рухляди ясачныя
подлинныя книги, и сметные и пометные
ясачные списки, прошлых годов, и ясачныя
окладныя книги, и денежные хлебные
сметные и пометные списки; затем именныя
книги с денежными, хлебными и соляными
окладами ружников, оброчников и всяких
служилых людей; именныя и оброчныя книги
жилецких людей и пашенных крестьян;
прежние государевы наказы, указныя
грамоты и всякия государевы дела.
Если-бы чего не доставало, новой воевода
обязан был этот недостаток доправить на
имуществе дьяка, служившаго при прежнем
воеводе; в том же случае, если при
воёводе не было дьяка, начет доправлялся
на самом воеводе14).
Но в двух наказах Якутским воеводам
повелевается счесть в приходе и расходе
как дьяков, так и воевод, и если что
взочтут на них, то доправить сполна: «а
счетчи их столника Ивана АкинФова и
дьяка Осипа Степанова во всем подлинно,
и что по счету доведетца на них доправя,
отпустить их из Якутскаго острогу ко
государю к Москве".15)
[12] Приняв должность и
разсчитав сменяемаго, новый воевода
доносить о том царю, с приложением
росписи всего им принятаго, которая и
была впоследетвии, при сдаче им в свою
очередь воеводства, принимаема в разсчет.
Эти донесения подавались в тот приказ,
которому быль подчинен город.
16)
Таким
образом принятие должности было вместе с
тем и одним из способов возбуждения
ответственности воевод; но при взаимном
одолжении, которое существовало в то
время, воеводы могли дозволять себе
разныя отстуиления от наказа. На это мы
находим указания во многих наказах. В
наказе 1651 г. повелевается вновь
начначенному воеводе Михаилу
Ладыженскому счесть прежняго Ивана
Акинфова и дьяка Осипа Степанова, и
далее прибавляется: "а будет столник
Иван Акинфов воеводу Дмитрея Франзбекова
и дьяка Осипа Степанова, для какой меры,
не считал, и им столнику и воеводе
Михайлу Ладыженскому и дьяку Федору
потомуж их Дмитрея и дьяка Осипа в
приходе и расходе во всякой государеве
казне счесть, с их приезду да по его
Ыванов приезд Акинфова, а что на них на
Дмитрея и на Ивана, и на дьяка на Осипа
государевых денежных доходов, и хлебных
и пушечных запасов, и соболиной и всякой
государевы казны взочтут, и тое всякую
государеву казну на них взяти сполна.
17)
В наказе
1658 г. новому воеводе повелевается
счесть прежняго и прибавляется: "а будет
столник и воевода Михайло Ладыженской да
дьяк Федор Тонково столника и воеводу
Ивана АкинФова и воеводу Дмитрея
Франзбекова и дьяка Осипа Степанова, для
какой меры, не считали, и
[13]
им столнику и воеводе Ивану
Голенищеву Кутузову и дьяку Ивану
потомуж их в приходе и в расходе счесть,
с их приезду да по их съезд; да что на
них на Михайла и на дьяка на Федора
государевых денежных доходов и хлебных и
пушечных запасов и соболиной и всякой
государевы казны взочтут, и тое
всякую государеву казну на них взяти
сполна". 18)
Из этих
двух указаний мы можем заключить, что
воеводы не всегда доносили в Москву о
том, считалили они своих
предшественников и какие получились
результаты обревизования.
Иногда
новому воеводе поручалось произвести
следствие о противузаконных поступках
прежняго воеводы. Вновь назначенному
воеводе Ивану Большому Голенищеву
Кутузову было поручено: "Распросити
Михаила Ладыженскаго и дьяка Федора
Тонково, для чего они государевы соболи
в сороках присылали к великому государю
перед присылками прежних воевод плоше, а
ценили те соболи в Якутцком дорогою
ценою и для чего они, будучи в Якутцком,
тутошним, всяким и приезжим людем чинили
налоги и насильства большие, и обыски и
распросныя речи прислати, и о том
отписати к великому государю царю и
великому князю Алексею Михайловичу, всея
Великия и Малыя и Белыя России
самодержцу".19)
Нередко
на посылаемаго воеводу возлагались
особыя поручения; Красноярскому воеводе
Ивану Приклонскому было повелено в 1680
году: "против челобитья и извету и
сказок, про Юшка Крыженовскаго
20) с
товарищи,
[14] которые в челобитной и в
сказках написаны, розыскать в Якутцком
остроге приказною избою и жилецкими
людьми, да будет по сыску в таком
воровстве они объявятца и им учинить
торговую казнь, бить на козле кнутом и в
проводку и сослать в Даурские остроги в
пешую службу, а животы их взять в
государеву казну; а что по сыску над
ними будет учинено, о том к великому
государю отписать" 21)
По
принятии должности воевода должен быль
созвать в съезжую избу детей боярских,
казаков, стрелков, пушкарей, затинщиков,
всяких служилых и жилецких людей, и
пашенных крестьян и сказать государево
жалованное слово: 22)
что государь царь их пожаловал, велел им
давать свое государево жалованье по
окладам сполна, и велел их служилых и
жилецких людей беречь и нужды их
разсматривать, чтоб им ни в чем нужды,
тесноты, убытков, продажи и налогов не
было, а они бы служилые люди его царским
милостивым призреньем и жалованьем жили
в тишине и в покое, без всякой нужды, и
всякими своими промыслами промышляли без
опасенья; а от кого будет им в чем какая
нужда и обида и продажа и насильство,
они бы на все то приносили к воеводе и
дьяку челобитныя; а им воеводе и дьяку о
том царскаго величества крепкий приказ:
велено во всем расправу чинить в правду,
и береженье к ним держать, и и от
обид, от продаж и от насильства, и от
[15]
всяких убытков беречь, а воров от
воровства унимать.
Затем
воевода должен был сказать в съезжей
избе государево жалованное слово
торговым и промышленным всяким людям:
что прежние Сибирские воеводы и дьяки
причиняли им самовольством, вопреки
государеву указу, многия продажи, обиды
и стеснения, и нужд их не разсматривали,
и управы между ними прямой нечннили, и
посулы, и поминки, от них брали, и их
продавали; и государь царь своим царским
милостивым осмотреньем велел "их от
всяких продаж и насильства беречь
накрепко; и на торговлю велел им
государь ездить свободно, без всякаго
задержанья; и все нужды их велел
разсматривать, чтобы им ни в чем нужды,
продажи и убытков не было; а жили-бы они
в его царском милостивом призреньи без
всякой нужды и обид, и насильства; а
продажи и убытков ни от кого не
опасались; если же их кто чем изобидил и
насильство, и продажу какую причинил, и
посулы и поминки от них брал, пусть они
на тех людей приносят к воеводе и дьяку
челобитныя; воевода же и дьяк, по
царскому повеленью, во всем им управу
учинять и впредь их будут беречь.
После
торговых и промышленных людей воеводе
повелевалось сказать еще третье
жалованное слово, — это ясачным князцам
и волостным лучшим людям; при этом
воевода и дьяк должны были одеть цветное
платье, служилые люди тоже; кроме того
последним предписывалось быть "с ружьем"
23). Слово
это было следующаго содержаиия: от
прежних воевод, голов, приказных людей,
детей боярских, атаманов, стрельцов,
казаков и от их братьи, ясачных и иных
всяких людей, было им
[16]
ясачным людям не береженье, и
налоги, и продажи великия; и ясак с
них брали с прибавкою, не по
государеву указу, ради своей корысти, а
воеводы того не берегли и суда им
прямого не давали; в волости к ним для
ясачнаго сбора воеводы посылали детей
боярских, толмачей и казаков, которые их
ясачных людей продавали и брали от них
посулы и поминки; и государь пожаловал
их ясачных людей: велел на обидчиков и
вымогателей посулов и поминок давать
правый суд и сыск, и расправу, и оборон
от русских и всяких людей велел им
чинить, и во всем их беречь, чтобы им
насильства, убытков, продажи и налогов
ни от кого не было; и они-бы новых
землиц ясачные люди жили в покое и
тишине, и промыслами своими промышляли,
и государю во всем добра хотели "по
своей шерти" 24).
А в каких людях заметят шатость и
воровство, доносили бы об этом воеводе и
дьяку; и государь тех доносчиков
пожалует своим царским жалованьем.
Сказав
ясачным людям государево жалованное
слово, воевода должен был «велети их
напоить и накормить довольно, а кормити
их и поить государевыми запасы, от
государя, а не от себя, а напоя их и
накормя, роспустити их по домам»
25).
6. Круг деятельности воеводы.
7.Военныя дела.
8. Обязанности воеводы по финансовому управлению.
9. Заботы о религиозном образовании народа.
10. Полицейския дела.
11.Участие воевод в суде.
12. Злоупотребления Сибирских воевод.
Объяснение сокращений.
|