|
В разделе материалов: 73 Показано материалов: 31-40 |
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 » |
В статье О. А. Игошина в альманахе «Енисейская провинция» относительно установления места постройки Первого Ачинского острога 1641 г. делается предположение, что он мог быть создан лишь у оз. Фыркал на берегу речки Фыркалки на севере Хакасии [Игошин, 2007]. По мнению автора, данный микрорайон в долине р. Белый Июс у оз. Фыркал наиболее пригоден для создания русского острога. Однако проведенный нами осмотр местности показал, что здесь отсутствуют как необходимые для создания острога условия, так и следы самого сооружения такого рода. Кроме того, исходя из детального анализа сообщений письменных источников, видно, что острог был поставлен значительно севернее, в Ачинской ясачной волости, по названию которой он и получил свое имя. Это делает бесперспективными поиски его в долине среднего течения р. Белый Июс.
In the publication of O. A. Igoshin in the almanac «Yenisei province»
concerning an establishment of a place of construction first Achinsk ostrog
(fortress) 1641 is made the assumption, that he could be created only at lake
Fyrkal on a coast of the small river Fyrkalka in north Khakassia [Игошин, 2007]. In opinion of
the author given microarea in a valley river Bely Iyus and lake Fyrkal is most
suitable for creation of Russian fortress. However survey, carried out by us,
of district has shown, that here are absent both necessary for creation
fortress of a condition, and traces of such structure. Besides proceeding from
the detailed analysis of the messages of written sources, it is visible, that
fortress was put much to the north, in Achinsk county (volost), under which
name he and has received the name. It does unpromising archaeological searches
it in a valley of average current of the river Bely Iyus.
|
Разборные книги относятся к основным видам актовых источников. Они
позволяют установить численность гарнизона, «должности» служилых людей
(дети боярские, атаманы, пешие или конные казаки, стрельцы, толмачи,
уставщики над плотниками и т.д.), размеры их жалованья (денежного или
хлебного), когда они были зачислены на службу (и при каком воеводе),
сколько лет состоят на государевой службе и в каких «посылках» за это
время побывали (в какие города и остроги, на какие службы)... |
Многочисленные русские книжники конца XVI — XVII вв., и не только
официальные, их современники — служилые люди восточных уездов России, в
том числе «иноземцы», началом превращения бескрайней Сибири в новую
окраину Московского государства единодушно считали «Ермаково взятие»
«Кучумова царства». Так находит и большинство историков. Недавно,
однако, Д.М. Володихин счел, что экспедиция Ермака закончилась страшным
разгромом казачьего отряда, и гибелью его вождя, с которой «русское дело
в Сибири пало», и начало «государственного» присоединения этой
бескрайней страны к России относится к более позднему времени... |
Новый летописец – «самое обширное повествование о событиях в России конца XVI – первой трети XVII в.» – открывается статьей о разгроме «юрта» Кучума «дружиной» Ермака, ибо, как был убежден А.А. Преображенский, книжник, близкий к патриарху Филарету, хотел показать, что включение Сибири в состав России – это продолжение побед над Казанью и Астраханью. Видному историку думалось, что «для представителя новой династии требовалось нечто неожиданное, отвечающее величию державы, ее расширению», почему «Сибирский вопрос» и поставлен «во главу угла» НЛ . Такая мысль кажется нам явно произвольной... |
Статья посвящена становлению культурных традиций в Сибири в 17 веке, которые были привнесены из Центральной России. Проведенное исследование позволяет рассмотреть развитие основ сибирской культуры, которое шло по нескольким направлениям:создание традиционных архитектурных форм при строительстве городов, привнесение книжной культуры и творение церковного иконописания. Все вышеуказанные факторы повлияли на создание образа государственной власти в сознании сибирских жителей. Становление культурных традиций послужило установлению церковных канонов и основ православия с целью консолидации населения Сибири и укрепления российской государственности.
The article considers the evolvement of cultural traditions in Siberia which were brought from the Central Russia during 17th century. The alleged research helps to examine the evolution of Siberian culture which has gone in several ways. The main directions were creation of traditional architecture for urban constructions as well as placement for the bookish culture and canonical icon-painting. These factors influenced on the creation of state authority image in the mind of Siberians. And finally engagement of the cultural traditions moved to establishing of Orthodox Church with canons and brought to consolidation of Siberians and Russian state enforcement. |
...В исторической литературе сложились две противоположные точки зрения на характер взаимоотношений русского “служилого” населения и иностранцев. Русские историки второй половины XIX – начала XX века ... несколько односторонне писали лишь о влиянии иностранцев на русское население. Историки второй половины XX века, ... наоборот, отмечают не только успешность аккультурации иностранцев, но и их вклад в присоединение и освоение Сибири. ... Вторая точка зрения является более объективной, однако требует некоторых уточнений. Эти уточнения могут быть сделаны на основании изучения отдельных персоналий с использованием новейших достижений исторической науки и смежных гуманитарных дисциплин. На наш взгляд, хорошим примером может послужить биография Андрея Афанасьевича Барнешлева... |
В первом из сохранившихся памятников русской книжности Сибири – синодике (то есть поминальном списке) «ермаковым казакам» – сказано, что их предводитель, двинувшийся с небольшой «дружиной» навстречу бухарскому торговому каравану, достиг реки Вагая (или Вагайского устья) и заночевал на перекопи, где попал в засаду и погиб. Это сообщение было повторено в летописи владычного дьяка Саввы Есипова (1636 год) и её многочисленных переработках, появлявшихся вплоть до начала XVIII века. Что такое перекопь, сибирские «слогатели» обычно не поясняли... |
Вначале 1580-х годов казачья «дружина» разгромила «Кучумово царство», ставшее вскоре частью Российской державы. Сколько воинов повёл с собой за «Камень» «ратоборный атаман» Ермак, не знали в точности уже младшие современники «Сибирского взятия»; спорят об этом и историки последних десятилетий... |
В Российской Национальной библиотеке, что в Санкт-Петербурге, среди рукописей знаменитого собрания академика М.П. Погодина – видного историка, публициста и издателя XIX века, сохранилось небольшое произведение о завоевании «дружиной» Ермака «Кучумова» ханства, считающееся самым любопытным памятником сибирского летописания... |
О «Сибирском взятии», с которого началось вхождение бескрайней «Закаменьской страны» в состав Московского государства, десятилетиями помнили и соратники «храбросердого» атамана Ермака, и выходцы с «Руси», обосновавшиеся в «далечайшей вотчине» российских самодержцев, и представители коренных народов бывшего «Кучумова царства». Например, кодские остяки писали в одной из челобитных, что, находясь под «высокой рукой» новых властителей, несли «всякие государевы службы... и кровь проливали и головы свои складывали исстари, от Сибирского взятья», под которым единодушно понималось завоевание немногочисленной казачьей «дружиной» татарского юрта. В 1624 году обратившиеся к местному воеводе боярину князю Ю.Я. Сулешову «тобольские старые служивые литовские люди... сказали, что они служили... в Сибири лет по сороку и болши с Сибирсково взятья». Очевидно, ветераны бессмертной экспедиции, числившиеся по «литовскому списку» (в него включали поляков, литовцев, черкас, как зачастую называли украинцев), помнили, что овладели ханством Кучума четыре, даже с лишним, десятилетия тому назад, но когда именно, вряд ли кто-то из них знал... |
|
|
Site Statistics |
|
|